Постановка звука [P]
презентация к уроку по теме

Повалей София Александровна

Постановка звука [P]

Содержание:

1.Слуховое внимание

2.Фонематическое восприятие

3.Артикуляционная гимнастика

4.Постановка звука  [P]

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_zvuka_r.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил учитель-логопед: Повалей София Александровна З вук [ Р ]

Слайд 2

Формирование фонематического восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов. ИГРА «УГАДАЙ,ЧТО ЭТО ЗА ЗВУК». Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с закрытыми глазами. ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ». Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; затем из-за ширмы воспроизводятся эти звуки и дети их угадывают. ИГРА «ШУМНЫЕ КОРОБОЧКИ». В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, пуговицы и т.д. Ребёнок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию вашей коробочки. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них аналогично звучащую. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА

Слайд 3

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЗВУКИ,СЛОГИ) Исследование фонематических процессов начинается с умения выделять заданный звук (или слог с заданным звуком) из звукового (или слогового) ряда (с 5 лет). ИГРА «ПОЙМАЙ НУЖНЫЙ ЗВУК». Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [Р]. Примерный: звуковой ряд: З – П – Р – Т – С – Н – Р – С – Ш – Р - Г и т.п. ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ!». Педагог произносит слоговой ряд, без акцента на заданный звук, ребенок должен, услышав слог с заданным звуком [ Р ] , поднять карточку с изображением ракеты (ромашки). Примерный слоговой ряд: ЛА-ВО-РА-ДУ-ГА- РУ-РЫ-ЛЫ-НА и т.д.

Слайд 4

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЗВУК В СЛОВЕ) После обучения детей умению выделять слог с заданным звуком из слогового ряда необходимо научить выделять слова с заданным звуком из словесного ряда. ИГРА «ПОЙМАЙ СЛОВО СО ЗВУКОМ [ Р ] » Если услышишь звук [Р] в слове - хлопни в ладоши (или топни ногой, подними руку вверх...). Слова: к[Р]ан, шалаш, ботинок, [Р] уки , лапки, [Р] одина , полка, к[Р] ужка , лопата, ко[Р]а, слова, плов, мо[Р] ковь , дочь, [Р] акета , белка, [Р] омашка и т.п.… ИГРА «КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?» Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: рыба, ковер, борода- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук [Р]. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – [ ж ] ; коса, усы, нос- [ с ] ; коза, замок, зуб – [ з ] ; лодка, стул, лампа – [ л ] и т.п. Потом продолжает говорить новую цепочку слов: коробка, арбуз, топор, мухомор, горох, радуга …Дети называют звук.

Слайд 5

ИГРА «НАЙДИ СЛОВА СО ЗВУКОМ [ Р ] ». Детям предлагается посмотреть на картинку и сказать: в каких словах есть звук [ Р ] .

Слайд 6

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Игры на поиск слов с заданным звуком в предложении. Игра «Будь внимательным!» Педагог говорит предложение и предлагает ребёнку определить и назвать из предложения слова, в которых есть звук [ Р ] . У Мурки родились котята. Котят положили в коробку . Мурка берегла котят. Они росли быстро . Рома кормил котят молоком и сухим кормом . Рома играл с Муркой и котятами.

Слайд 7

Комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке звука [ Р ] (все упражнения повторять по 4-5 раз)

Слайд 8

Упражнение «БЕГЕМОТИКИ» «Рот пошире открываем, в бегемотиков играем : широко откроем ротик как голодный бегемотик . Закрывать его нельзя, до десяти считаю я. А потом закроем рот – отдыхает бегемот». Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта « деся ть », потом закрыть рот.

Слайд 9

Упражнение «ЛОШАДКИ» «Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко- Стук копыт услышишь звонкий». Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Слайд 10

Упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» «Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И варенье оближу». Описание упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз.

Слайд 11

Упражнение «МАЛЯР» «Стал язычок твой маляром, Он будет красить старый дом: Вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад». Описание упражнения: широкий язык помещается за верхними зубами, широкий кончик языка и его боковые края прижимаются к верхнему небу; язык совершает поглаживающие движения, двигаясь вперед-назад в ротовой полости.

Слайд 12

Упражнение «ЧАШЕЧКА» «Будешь пить с друзьями чай Ты из чашки новой. Эту чашку показать Ты сейчас попробуй!» Описание упражнения: вначале широкий язык располагается на нижней губе, затем приподнимаются его боковые края и передний край, сам язык как бы прогибается, его форма напоминает чашечку.

Слайд 13

Упражнение «ЧАШЕЧКА С КОНФЕТОЙ» «Язычок наш поумнел, Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить И с конфетами попить». Описание упражнения: на высунутый широкий язык помещается конфета « Чупа-чупс » ; ребенку предлагается, широко открыв рот, обнять конфету всем языком («конфетка в чашечке») и затянуть ее языком в рот.

Слайд 14

Упражнение «ФОКУС: подуем с чашечки» «Я "чашечку" выведу вперёд, с неё подую вверх И до бородки деда Мороза Достану быстрей всех». Описание упражнения: Язык в форме «чашечки» выводится из ротовой полости, через щель между поднятым широким кончиком языка и верхними зубами совершается плавный и долгий выдох, под действием которого бородка Д.М. двигается…

Слайд 15

Упражнение «ГРИБОЧЕК» «Под высокою сосной Мы грибок нашли с тобой. Чтобы рос боровичок, Подними вверх язычок». Описание упражнения: широкий язык поднимается к верхнему нёбу при широко открытом рте, присасывается всей поверхностью к небному своду и удерживается в этом положении в течение 5-10 сек.

Слайд 16

Упражнение «КАЧЕЛИ» «На качелях я качаюсь: Вверх-вниз, вверх-вниз. Высоко я поднимаюсь, Опускаюсь снова вниз». Описание упражнения: широкий язык располагается на нижней губе; затем, сохраняя свое расширение, поднимается к верхней губе (данные позиции чередуются).

Слайд 17

Упражнение «СОРОКА» «Трещала с самого утра: " Пор-р-р-а ! Пор-р-р-а !" А что - пора? Какая с ней морока, Когда трещит ... (сорока)». Описание упражнения: рот широко открыт, широкий язык поднимается и прижимается к верхним альвеолам, ребенок произносит серию звуков [ТШ] с резким коротким выдохом (таким образом вызывается легкая вибрация кончика поднятого языка, напоминающая треск («трещим как сороки»).

Слайд 18

Для постановки звука [ Р ] необходимо выработать целенаправленную воздушную струю, идущую посередине спинки языка, поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам. Звук [ Р ] вызывается от длительного произнесения звука [Ж] или при произнесении сочетания [ТШ] или при многократном произнесении звука [Д]). ПОСТАНОВКА ЗВУКА [ Р ]

Слайд 19

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА [P] В СЛОГАХ ИГРА «ПОМОГИ ГРУЗОВИКУ ДОЕХАТЬ ДО ГАРАЖА». Нужно вести пальчиком поочерёдно по каждой дорожке и «заводить мотор» долго, без остановок. Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р….

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [Л] и постановка звука [Р]

Автматизация звука [Л] в стихотворениях и подготовка артикуляционного аппарата к постновке звука [Р]...

Статья «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартри...

Индивидуальное корреционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".

Индивидуальное коррекционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".Данное занятие разработано д...

Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике (постановка звуков)

Ребенок, не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели.Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент ...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».

Индивидуальное занятие  по формированию речевого слуха и произносительной  стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к».  Постановка звука «л».  Сказка...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...