Психолого-дефектологическое сопровождение учащихся ГБОУ СКОШ
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

В статье представлено  диагностическое  обследование, проводимое с целью выявление индивидуальных особенностей детей, оценки уровня и динамики развития их основных психических процессов, выявления пробелов в усвоении программного материала для обеспечения личностно-ориентированного подхода к каждому учащемуся и разработка индивидуального коррекционно-развивающего маршрута обучения учащихся школы VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-дефектологическое сопровождение учащихся

ГБОУ СКОШ VIII вида № 991

    С целью создания условий, обеспечивающих коррекционно-развивающий процесс обучения, воспитания и развития детей со сложной структурой дефекта и выраженными интеллектуальными нарушениями, реализации принципов личностно-ориентированного образования в ситуациях школьного взаимодействия, оказания помощи ребенку в адаптации к условиям и задачам образовательного учреждения, поддержать его на пути овладения знаниями и навыками, для успешной социализации в обществе была разработана программа «Сопровождение».

     Одним из направлений Службы «Сопровождения» является диагностическое  обследование, проводимое с целью выявление индивидуальных особенностей детей, оценки уровня и динамики развития их основных психических процессов, выявления пробелов в усвоении программного материала для обеспечения личностно-ориентированного подхода к каждому учащемуся и разработка индивидуального коррекционно-развивающего маршрута обучения.

    Общешкольная психолого-дефектологическая диагностика проходит в 2 этапа: сентябрь-октябрь, апрель-май  с  учащимися 5-9 классов в индивидуальной и групповой форме.

   Диагностика включает в себя:

Направления

обследования

Параметры и методики

Контакт (речевой, жестовый, мимический)

- В контакт не вступает.

- Проявляет речевой негативизм.

- Контакт формальный.

- В контакт вступает не сразу, с большим трудом.

- Контакт избирательный.

- Легко и быстро устанавливает контакт, охотно подчиняется.

Общая осведомлённость

- Как тебя зовут? Назови своё имя, отчество, фамилию.

- Сколько тебе лет?

- С кем ты живёшь? Назови членов своей семьи.

- Как зовут маму? Где и кем она работает?

- Как зовут папу? Где и кем он работает?

- В какой стране ты живёшь?

- В каком городе ты живёшь?

- Где ты живёшь? Назови свой адрес.

- Как ты добираешься до школы?

- Кем ты хочешь быть, когда вырастешь и почему?

- Чем ты любишь заниматься?

- Что тебе нравится в школе?

- По каким предметам ты испытываешь трудности?

- У тебя есть друзья?

- Где ты отдыхаешь летом?

Эмоционально-волевая сфера

наблюдение

методики

- Активность/пассивность

  Бодрость/вялость.

- Неадекватность поведения.

-Двигательная расторможенность.

- Агрессивность.

- Избалованность.

- Колебание настроения.

- Конфликтность.

- Страхи.

- Непослушание.

- Бурные эмоциональные вспышки.

- Внезапность поступков и действий.

1. Методика "Паровозик" (Выявление тревожности).

2. Тест самооценки Дембо-Рубинштейна.

3. Темперамент.

Восприятие

параметры

методики

- Цвет.

- Форма.

- Величина.

- Дифференциация  пространственных понятий.

- Временные представления.

1. Цветоразличение.

2. Геометрические фигуры.

3. Беседа.

Внимание

параметры

методики

- Концентрация и устойчивость внимания.

- Произвольная регуляция поведения.

- Уровень волевой готовности.

- Степень утомляемости ребёнка.

1. Корректурная проба.

2. Копирование точек.

Память

параметры

методики

- Определение типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

- Объём запоминания.

- Объём отсроченного воспроизведения.

- Наличие привнесений.

1. 10 слов.

2.Опосредованное запоминание.

Мышление

- Понятийное мышление.

- Уровень сформированности обобщения.

- Понимание скрытого смысла.

- Особенности мыслительной деятельности.

1. Обобщение.

2. 4 лишний.

3. Парные аналогии.

4. Метафоры, пословицы.

Воображение

- Воссоздающее воображение.

- Творческое воображение.

1. Методика Торренса.

Исследование моторики

- Ведущая рука.

- Недостаточно развита.

- Тремор, гиперкинезы.

1. Кулак-ребро-ладонь.

2. Графический диктант.

Исследование устной речи

-Состояние звукопроизношения.

- Грамматический строй речи.

-Исследование связной речи.

1. Предметные картинки.

2. Серия сюжетных последовательных картин.

Исследование навыка письма

- Грамматические ошибки.

- Логопатические ошибки.

1. Диктант.

2. Списывание с печатного текста.

Проверка техники чтения

- Способ чтения.

- Темп чтения.

- Правильность чтения; ошибки.

- Выразительность.

- Осознанность.

Текст со скрытым смыслом.

Исследование математических навыков

- Вычислительные навыки.

- Знание таблицы умножения.

- Решение задач.

1. Решение примеров.

2. Составление и решение задач.

Конструирование

(из палочек, кубиков)

- По подражанию.

- По образцу.

- По представлению.

1. Кубики Никитина.

2. Счётные палочки.

   В ходе включённого наблюдения  во время обследования, во время учебно-воспитательного процесса  выявляются:

  • церебрастенические проявления,
  • гипердинамические проявления,
  • невротические нарушения,
  • работоспособность,
  • характер деятельности,
  • обучаемость.

 

     Все данные заносятся в таблицу психолого-дефектологического обследования (Приложение 1).  На основании полученных результатов комплексной диагностики составляют полное представление на каждого учащегося, определяют компенсаторные возможности и зону ближайшего развития каждого учащегося, комплектуют учащихся для групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, разрабатывают индивидуальные маршруты обучения учащихся  и рекомендации для учителей-предметников и классных руководителей.

     

Ф.И.О. ученика Егор Г.        Возраст 12 лет        

Школа № 991        класс/группа 5 «Б»        

Жалобы родителей      необщительный, замкнутый, _        

Жалобы педагогов стойкие трудности формирования навыков чтения и письма, низкая работоспособность, преобладание игровой мотивации.

Особенности поведения, общения, привычки, интересы преобладают игровые интересы, ребенок пассивен, вял, работает из подчинения, агрессивен,  наблюдаются колебания настроения, ориентирован на похвалу и поддержку, реакции на одобрение и замечание адекватные. 

Сформированность социально-бытовой ориентировки  социально не адаптирован, в быту не ориентирован.____________________________________________________

Моторная ловкость недоразвитие тонких мелких движений (что влияет на акт письма).

Ведущая:  рука левая. 

Характеристики деятельности:

Мотивация несформированность мотивации к обучению, преобладает мотивация к игре.

Критичность не критичен, ошибок не замечает.

Работоспособность крайне низкая, при затруднении может отказаться от задания. Быстро истощается.

Темп деятельности неравномерный, характерны спады во время выполнения заданий.

Особенности внимания неустойчивое, невыраженные сложности переключения внимания, способность к концентрации и удержанию внимания низкая

Особенности памяти низкая продуктивность запоминания, преобладает зрительная память.

Характеристика зрительного восприятия при назывании изображений номинативные трудности, хорошо различает перечеркнутые, наложенные изображения, есть нестойкость звуковой оболочки слова и значения, неправильное восприятие некоторых изображений обусловлено нарушением пространственного гнозиса.

Характеристика двигательной сферы недостаточность серийной организации движений (препятствует формированию навыков письма).

Качественная характеристика речи затруднено понимание обращенной речи, бедный словарный запас, нарушение звукопроизношения, ОНР II уровня.

Характеристика интеллектуального развития не способен составить правильную последовательность картинок, не понимает сюжет. Простые задания по типу 4-й лишний решаются правильно, присутствует сложность объяснить ответ.

Сформированность представлений о пространственных и временных отношениях – не сформированы пространственно-временные представления. Недостаточность понимания квазипространственных отношений.

Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунка рисунок не сформирован, трудности построения графических двигательных актов, конструктивная деятельность не сформирована.

Характерные ошибки:

При письме грамматические и специфические (пропуск букв и слогов, перестановка и замена букв, пропуск и искажение слов, смешение границ предложения, почерк неаккуратный, большое количество исправлений) ошибки. Навык самостоятельного письма на слух не сформирован, списывает с печатного текста. Не соблюдает единый орфографический режим.        

При чтении способ – послоговой, темп – замедленный, чтение монотонное с большим количеством ошибок (ошибки в окончании, пропуск и замена букв). Пересказ осуществляет по вопросам учителя, смысл прочитанного не понимает.

Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности наблюдаются церебрастенические проявления в виде плаксивости и вялости. Невротические нарушения проявляются  в виде страхов (работа у доски, при возникновении трудностей, проявление своих чувств и эмоций), колебания настроения. По темпераменту – меланхолик.

Не сформировано представление о себе как об ученике.

Рекомендации специалистов:

  1. Занятия с психологом (развитие высших психических функций; тренинги общения).
  2. Занятия с логопедом (коррекция нарушений письменной речи).
  3. Индивидуальные занятия с дефектологом (восполнение пробелов в усвоении программного материала).
  4. На уроках:
  • Профилактика леворукости (требования к посадке за партой, задания на развитие зрительно-моторной координации, использование прописей для леворуких детей),
  • применять задания на развитие звукобуквенного анализа, антиципации, мыслительных операций, пространственных и временных представлений, на расширение и обогащение словарного запаса,
  • использовать упражнения для развития выразительности чтения,
  • включать задания на развитие последовательности действий и событий,
  • при объяснении материала опираться на зрительную память, при необходимости дополнительно разъяснять задания, оказывать помощь,
  • применять упражнения и игры на переключение, концентрацию внимания,
  • проводить подвижные игры, способствующие проявлению активности и общению с одноклассниками.
  1. Классному руководителю, по возможности, включать Егора во внеурочную кружковую деятельность и общешкольные мероприятия.
  2. Контроль со стороны специалистов (посещение уроков), оказание индивидуальной помощи на уроках.

   

   Внедрение в практику адаптированных методик обследования, составление психологического «портрета» на каждого ученика,   комплексное сопровождение ученика в течение учебного года, взаимодействие специалистов с учителями-предметниками и классным руководителем, разработка адекватных рекомендаций, правильное использование учителями на уроках и во внеучебной деятельности рекомендаций со стороны специалистов, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия со специалистами будут способствовать положительной динамике в коррекции недостатков психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, в восполнении пробелов в усвоении программного материала.

Список литературы:

  1. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 159 с.
  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 48с.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Психолого-дефектологическое  обследование

Ф.И.О.

Контакт

ЭВС

Моторика

Восприятие

Внимание

Речевой, жестовый, мимический

В контакт  не вступает

Речевой негативизм

Формальный

В контакт вступает не  сразу, с большим трудом

Избирательный

Легко, быстро; охотно подчиняется

Активный

Пассивный

Бодрый

Вялый

Работает с интересом

Работает из подчинения

Неадекватное поведение

Двигательная расторможенность

Агрессивный

Избалованный

Колебания  настроения

Конфликтный

Страх

Непослушание

Бурные эмоциональные вспышки

Внезапные поступки и действия

«Застреваемость» эмоций

Ведущая рука

Ведущее полушарие

Недостаточная

Тремор, гиперкинезы

Цвет

Форма

Величина

Пространственные понятия

Временные представления

Неустойчивое, низкая концентрация

Недостаточно устойчивое, поверхностное

Быстро истощается, требует переключения

Трудности переключения

Достаточно устойчивое сосредоточение и переключение  

Егор Г.

+

+

+

+

+

+

+

л

п

+

+

+

Психолого-дефектологическое  обследование

Память

Мышле-

ние

Работо-

способ-

ность

Характер

деятель-

ности

Обучаемость

Запас

общих пред-

став- лений

Конструи

рование

Личностные особенности

Церебрастени-

ческие проявления

Гипердинами-

ческие прояв-

ления

Невротические наруше-

ния

Зрительная

Слуховая

Механическая

Комбинированная

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Элементы абстрактно-логического

Конкретное

Крайне низкая

Снижена

Достаточная

Отсутствие мотивации

Работает формально

Неустойчивая деятельность

Устойчивая работает  с интересом

Отсутствует, помощь не использует

Нет переноса показанного способа действия

Низкая, перенос затруднён

 Обучаем

Осуществляет перенос

Низкий запас представлений

Ограниченный

Несколько снижен

По подражанию, образцу

По представлению

Реакция на одобрение

Реакция на замечание

Темперамент

Отсутствие сочувствия  и сопереживания

Назойливость, приставучесть

Стремление к изменению ситуации (создание хаоса)

Демонстративное поведение

Утомляемость, истощаемость

Раздражительность

Плаксивость

Обидчивость

Вялость

Двигательная расторможенность

Суетливость

Импульсивность

Страхи

Заикание

Тики

Головные  боли

+

+

+

+

+

а

а

+

+

+

        Психолого-дефектологическое  обследование

Устная

речь

Письменная речь

Техника чтения

Математи

ка

Уровень усвоения программ

много материала

Способ чтения

Ошибки

Осознанность

Вычислительные навыки

Решение задач

Нарушение звукопроизношения

ОНР

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Грамматические ошибки

Пропуск букв, слогов

Перестановка букв, слогов

Добавление букв

Замена букв, смешение

Пропуск слов

Замена слов

Раздельное написание частей слова

Слитное написание частей слов

Искажение слов

Повторение слова

Аграмматизмы

Смешение границ предложения

Исправления

Почерк аккуратный

Побуквенное

Слоговое

Слог + слово

Словами и гр. слов

В окончании

Постановка ударения

Повторы слогов, слов

Пропуск букв

Замена букв

Перестановка букв

Чтение по догадке

Искажение слов, слогов

Несоблюдение границ предложения

Проговаривание про себя трудных слов

Темп

Выразительность

Понимание смысла

Самостоятельный пересказ

Пересказ по вопросам

Не понял смысл прочитанного

Самостоятельно

С помощью учителя

Самостоятельно решает

Требуется помощь учителя

Письмо

Чтение

Математика

Труд

+

II

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

III уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение учащихся в ГБОУ РТ школы-интерната

             Понятие «педагогическая поддержка» и появившееся вслед за ним «педагогическое сопровождение» были введены в педагогический оборот в связи с...

Статья «Особенности школьного психолого-дефектологического сопровождения семей учащихся с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями»

Проблемы детей с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития. Глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной речи, моторики и эмоциональ...

Мониторинг образовательных достижений учащихся, с интеллектуальной недостаточностью, в условиях ГБОУ СКОШ № 162

Современные тенденции в области образовательной политики влекут изменения в системе специального образования, ориентируя на изменение самой системы и подходов в развитии специальных (коррекционных) об...

ОТЧЕТ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ по физической культуре 2013-2014 среди учащихся 5-10 классов ГБОУ СКОШ Vвида школа №573

ОТЧЕТ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВпо физической культуре 2013-2014 среди учащихся 5-10 классовГБОУ СКОШ V ВИДА № 57314 октября проходила олимпиада по физкультуре. В школе 573 обучают...

Проект "Домашние животные" для учащихся 1-х классов ГБОУ СКОШ №30 VIII вида

Проект «Домашние животные».        Актуальность проекта – проблемой в общении ребенка с домашними животными является незнание правил этого общения, недостаточное количест...

Конспект урока по предмету «рисование» для учащихся 3 класса ГБОУ СКОШ VIII вида

Конспект урока по рисованию для учщихся коррекционных школ 8 вида...