Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида
консультация по теме
Текст «Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида» предназначен для родителей будущих первоклассников. Здесь описана специфика учебно-воспитательной работы в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения и воспитания
детей в школе V вида
Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Приобретённые в школе умения позволят речевым детям рационально и эффективно применить свои знания в реальной жизненной ситуации, самостоятельно добиться поставленных целей. Организация учебной деятельности как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя, тесно связана с проблемой развития его речи.
Разговорная речь детей, поступающих в школу в большинстве случаев малословна, тесно связана с определённой ситуацией. У детей с ОНР, а именно у учащихся школы V вида, к началу школьного обучения недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Эти особенности речевого развития учащихся определяют специфику обучения в школе V вида. Основным учебным предметом, который служит в наибольшей степени коррекционным целям, является начальный курс русского языка. Содержание уроков по этому предмету в специальной школе имеет несколько направлений: устранение нарушений речевого развития, организацию речевой практики, обучение письму и чтению, систематическое изучение сведений по грамматике, правописанию, подготовку к дальнейшему усвоению русского языка как предмета. В процессе специального обучения языку осуществляется также развитие познавательной деятельности на материале речевых фактов, постепенное формирование отвлечённого словесного мышления, создание прочной основы для дальнейшего повышения образовательного и культурного уровня учащихся.
Основная задача развития речи состоит в том, чтобы приблизить учеников к уровню практического владения родным языком в норме, т.е. научить пользоваться речью как средством общения. С этой целью систематически проводится совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязанным направлениям:
а). развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире; б). формирование и расширение лексической стороны речи; в). практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений; г). формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов родного языка (обучение грамматике, грамоте, правописанию).
Исходным положением для системы работы по развитию речи является принцип коммуникативной направленности речи. Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у учащихся мотивированной потребности к речи путём стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний. Учащиеся с общим недоразвитием речи вовлекаются в коммуникативную деятельность с самых ранних этапов обучения, ещё не владея всей языковой системой. В начале обучения в школе V вида используется преимущественно ситуативная форма общения, а затем формируется база для контекстной речи. В это время формируется диалог в учебной и игровой ситуации (1класс) с постепенным переходом к краткой беседе по представлениям детей (2-й, 3-й классы). В 3-ем, 4-ом классах осуществляется развитие связной устной речи при проведении тематических бесед. Обращается внимание на правильную последовательность в передаче событий, включение элементов рассуждения, оценки и доказательности.
Овладение грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими элементами осуществляется практическим путём, без употребления грамматических терминов. Выделяя для изучения ту или иную грамматическую категорию или форму, учитель подводит учащихся к определённым грамматическим обобщениям. В 1-ом, 2-ом, 3-ем классе учащиеся практически овладевают основными грамматическими закономерностями языка. Начиная с 3-го класса у детей формируется умение употреблять сложные предложения и закрепляются навыки использования усвоенных типов предложений в связной речи. В 4-ом, 5-ом классах предусматривается практическое обобщение усвоенных грамматических закономерностей. На основе развития устной речи вырабатываются умения и в области письменной речи. Методика обучения письменной речи носит коррекционно-пропедевтический характер.
Главным звеном в коррекционно-развивающей работе являются занятия с учителем-логопедом. Цель занятий - упорядочение и развитие у детей звуковых, морфологических и синтаксических обобщений. На этой основе происходит формирование и совершенствование связной (контекстной) речи, её устной и письменной формы. На логопедических занятиях создаются предпосылки полноценной учебной деятельности. Дети обучаются давать развёрнутые ответы, в основе которых лежат: а). анализ и синтез; б). обобщение; в). группировка материала ; г). сопоставление, сравнение изучаемого материала.
Важной задачей логопедических занятий является обучение рассказу по картинке, по серии картинок; описательные, повествовательные рассказы; рассказ по плану, по вопросам, по опорным словам; рассказ по заданному началу или концовке. Умение составлять рассказы позволяет выявить способность ученика устанавливать причинно-следственные связи, определять временные рамки происходящего события. На логопедических занятиях дети также пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах, учатся сочинять, что способствует формированию коммуникативных навыков, используемых в повседневной жизни.
Полученные речевые умения и навыки школьники закрепляют на часах развития речи и звуковой культуры речи, которые проводят воспитатели во второй половине дня. Педагоги используют различные методы и приёмы по пропедевтике и коррекции устной и письменной речи, по развитию разных её видов и форм. Так, ученики читают и пересказывают произведения, рассуждают и составляют рассказы на заданную или свободную тему, пишут мини-сочинения, коллективно обсуждают их, делятся впечатлениями, высказывают свою точку зрения. Одним словом, учащиеся на часах развития речи и звуковой культуры речи используют разные виды речи.
Постепенно школьники научаются осознавать цели и условия общения, сознательно пользоваться языковыми средствами, с помощью которых может быть решена коммуникативная задача, активно взаимодействовать в конкретной ситуации общения. Учащиеся овладевают умением адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения, руководить коллективными формами работы, правильно реагировать на различные ситуативные факторы общения. Под влиянием всестороннего коррекционного обучения и воспитания у выпускников специальной школы V вида происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности. Всё это позволяет положительно оценить возможности их полной социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения и воспитания одаренных детей в современной школе
Работа посвящена актуальной в настоящее время проблеме одаренности. Состоит из двух глав. В первой главе раскрывается понятие одаренности, перечислены виды одаренности и факторы влияющие на ...
Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.
задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натура...
Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.
задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натура...
Особенности обучения наглядной геометрии в коррекционной школе VIII вида
В данной статье размещен опыт работы учителя математики в школе VIII вида...
«Особенности обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии»
Материалы к семинару...
Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в СКОШ VIII вида
Доклад на педсовете (май 2013г.) учителя Синьковой О.А. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ПРИМЕРЕ ПРОВОДИМЫХ ЗАНЯТИЙ ПО НАДОМНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ «Коррекционно-развивающие...
Из опыта работы учителя английского языка " Особенности обучения иностранному языку детей начальной школы"
Рассматриваются методы и приемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста, учитывающие физиологические и психологические особенности детей этого возраста....