Из опыта работы учителя английского языка " Особенности обучения иностранному языку детей начальной школы"
статья
Рассматриваются методы и приемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста, учитывающие физиологические и психологические особенности детей этого возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_angl._yaz._v_nach_shkole_doc.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Из опыта работы учителя английского языка Сержантовой Л.Н.
«Особенности обучения иностранному языку детей начальной школы»
Младший школьный возраст (7-11 лет) является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком. Пластичность природного механизма усвоения языка, имитационные способности, природная любознательность и пытливость, яркость воображения, потребность в познании нового, отсутствие так называемого «языкового барьера» способствуют эффективности процесса обучения иностранному языку.
Приоритетными в начальной школе являются воспитательно-развивающие аспекты, связанные с формированием у школьников желания овладеть иностранным языком и положительного настроя к дальнейшему его изучению в средней школе.
Важной задачей курса начального обучения предмету является формирование у учащихся навыков и умения самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме.
Каковы же условия, необходимые для решения этих задач?
Процесс обучения должен соответствовать функциональным и возрастным особенностям детей.
На 1 место в обучении выходят различные игровые методы. Игра – ведущий вид деятельности младших школьников. Играя, ученики без особых усилий, с удовольствием включаются в процесс обучения. Ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности.
Игровые приемы бесконечно разнообразны:
-дидактические игры;
-подвижные игры;
-стихи и песни, сопровождаемые движениями;
-игры-соревнования;
-настольные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
Игры развивают сосредоточенность, снимают усталость, повышают умственную активность, помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим.
Каждый урок учитель должен строить как урок общения, максимально приближенный к естественному обучению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Учитель должен постоянно придумывать все возможные ситуации, которые были бы интересны детям и делали урок насыщенным. Атмосфера дружеского расположения и совместной увлеченности помогает детям в общении, стимулирует речемысленную деятельность учащихся, развитие фантазии и творческих способностей учащихся, и способствует формированию интереса к иностранному языку.
Учитель иностранного языка в начальной школе должен знать не только и психологических, но и физиологических особенностях младших школьников
Работоспособность ребенка в различные периоды урока
Фаза | Врабатывание | Оптимальная работоспособность | Преодолевание утомления |
Время | 5 – 7 мин. | 15 – 20 мин. | 12 – 15 мин. |
Внешние признаки | Детская повышенная активность (Учитель не должен тратить время на ненужные инструкции и замечания) | Сосредоточенная работа по инструкции учителя | Вялость, потеря интереса к работе (ребенок отвлекается, подпирает голову руками, ложится на парту) |
Необходимо в сценарии уроков включать одну — две физкультминутки (продолжительность каждой не менее одной минуты), подвижные игры, музыкальные паузы с ритмическим движениями. Двигательная активность помогает раскрепостить ребенка, снять утомление, скованность. Повышается работоспособность, уровень познавательной деятельности.
Приход в школу — это переход от необязательного обучения (детский сад, домашнее обучение) к систематическому обучению.
Адаптационный процесс может варьироваться | ||
от 0 до 2 мес. | — | 50 – 60 % учащихся |
от 2 до 4 мес. | — | 30 % учащихся |
Более 4 мес. | — | 10 % учащихся |
По данным медиков, в г. Санкт-Петербурге 80% детей 7-летнего имеют отклонения физического здоровья и 18-20% детей имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья.
Поэтому учителю необходимо учитывать индивидуальные различия детей:
— по темпу работы;
— по способности к сосредоточению;
— по способности к самоорганизации.
Проблема индивидуальных различий может решаться обеспечением учителем индивидуального темпа и объема работы учащихся на уроке. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному ребенку успешно с ней справляться и почувствовать себя участвующим в общей работе класса.
Индивидуализация темпа — это необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе.
Дифференцированное обучение строится на подборе индивидуальных заданий в зависимости от способности учеников и уровня сформулированности речевых навыков и умений. На уроках используются различные учебные задания (наличие или отсутствие опор), работа в группах и парах различного состава. Ученику с рассеянным вниманием, плохой памятью и заторможенным восприятием усваивают учебную программу после многократного повторения, помощи со стороны учителя (дополнительные упражнения, зрительные опоры) и работы в группах (парах) с «сильными» учениками. Ученики, которые быстро усваивают учебный материал, привлекаются к ведению урока, проведению музыкальных и физкультурных минуток, им предлагаются индивидуальные творческие работы (сочинить и придумать стихи, загадки, оформить их, представить в классе), что способствует развитию творческих способностей учащихся и поддерживает высокий уровень интереса к изучению иностранного языка.
Контроль и оценка деятельности учащихся
Оценивая работу детей на уроке, необходимо обращать внимание как на самых слабых, так и на самых сильных учащихся. Первых нужно поощрять за настойчивость, даже если их успехи скромны по отношению к успехам остальных детей. Важно давать им посильные задания, с которыми они наверняка справятся, почувствовав успех, они попытаются догнать более способных детей. Что же касается сильных ребят, важно, чтобы работа со слабыми не сдерживала их прогресса. Им необходимо давать задания, которые потребуют работы мысли и воображения.
Оценивая коммуникативные умения и знания детей, надо прежде всего оценивать их успехи, а не недоработки. Необходимо поддерживать в учащихся чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть замечена о оценена. Ведь интерес к изучению языка чаще всего теряется тогда, когда пропадает чувство успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения иностранному языку в начальной школе
в данной статье описывается особенности обучения иностранному языку в начальной школе...
Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »
Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...
Представление опыта работы учителя английского языка ГБОУ «Школы №2000» Морозовой Людмилы Владимировны
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ В МИРОВОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ"Здравствуйте, коллеги. Я, Морозова Людмила Владимировна, учи...
Особенности обучения иностранному языку в начальной школе
В статье рассмотрены особенности обучения иностранному языку в начальной школе....
План работы городской творческой лаборатории для учителей английского языка "Особенности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО".
В ходе работы лаборатории учителя познакомятся с концептуальными основами ФГОС ООО, а также будет сформирована технологическая грамотность в области преподавания иностранного языка в условиях реализац...
Развивающее иноязычное обучение в начальной школе. Из опыта работы учителя английского языка МОУСОШ№ 29 Артюхиной Г.Ф.
Начальная ступень – самая значимая из все школьных ступенейЗдесь формируются :интересы младшего школьника;все виды способностей;и, самое важное, ценностные ориентацииЗдесь закладываются ос...
Статья по теме "Особенности обучения иностранному языку детей с ОВЗ в средней школе"
Теоретическое исследование по теме...