Нарушение речи у дошкольников
материал по теме
Раскрыто значение воспитания правильной речи для дальнейшего формирования личности ребенка, для успешного обучения в школе. Раскрыты трудности в овладении звуковым составом слова у дошкольников и трудности в оказании помощи детям их родителями. Показаны специфические ошибки у детей с недостатками речи и пути их преодоления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns-razv._rechi_doshkolnika.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольника
Учитель – логопед ГБОУ ЦППРК «Доверие»
Петродворцового района СПб
Щербинина О.Е.
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для всей последующей жизни.
Известно, что речь у ребенка развивается прежде всего в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди которых находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.
В речи как в системе различают проявления, включающие в себя взаимодействия различных компонентов языка: звукопроизношение, лексику и грамматический строй.
Для развития произносительной стороны речи необходима полноценная деятельность слухового и речедвигательного анализаторов. Восприятие звуков речи становится доступным ребенку не сразу. Так, звуковые раздражения, поступающие в кору головного мозга, постепенно уточняются и дифференцируются. При этом особенно важна четкость артикуляции тех звуков, которые воспринимаются ребенком. Тесное взаимодействие процессов восприятия и воспроизведения звуков способствует быстрейшему становлению речи ребенка. В это время важно не только формирование правильного звукопроизношения, но и усвоение слов различной слоговой структуры. А это зависит от возможности удержания следовых образов. Сопоставляя свое произношение с речью окружающих, ребенок, хотя и в элементарной форме, усваивает операции сравнения, анализа и синтеза.
Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребенка предметным восприятием. При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения.
Активное общение с окружающими способствует формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи. Овладевая предложением и морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребенок приобретает возможность пользоваться полноценной развернутой связной, грамматически и фонетически правильной речью.
Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен. В свою очередь, готовность ребенка к обучению во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностями языкового общения с окружающими.
У определенной части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении навыками письма и чтения.
При нормальном речевом развитии ребенок в возрасте 5-6 лет, полноценно общаясь с окружающими, достаточно прочно осваивает фонемы родного языка, не смешивает слова, отличающиеся одним звуком, или, как говорят, близким по звучанию, но разным по смыслу. У таких детей во многом спонтанно формируется готовность к овладению элементами грамотности. Дошкольник, самостоятельно овладевший правильным произношением, после небольшого обучения может сознательно улавливать в звучащем слове отдельные звуки, выделять гласные и согласные из слова и слога, дифференцировать согласные по принципу мягкости и твердости, глухости и звонкости.
Трудности в овладении звуковым составом слова в обыденном общении редко улавливается взрослыми. Они возникают в процессе обучения в школе, когда осложняют усвоение письма и чтения. Анализ письменных работ неуспевающих учеников с недостатками речи позволил выявить ряд специфических ошибок на письме.
- Фонетические ошибки, выражающиеся в заменах и смешениях букв, касающиеся определенных фонетических групп. Наиболее распространенные ошибки касаются свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных звуков. (Например: Лалиса идет на работу – Лариса идет на работу)
- Ошибки, связанные с пропусками, перестановками букв, слогов. Чаще это касается безударного слога или согласных букв при стечении. (Например: крошун – коршун, кошоладка – шоколадка, осипед - велосипед)
Школьники с нарушением фонетико – фонематического восприятия в среднем делают в 2-5 раз больше ошибок, чем учащиеся с нормальной речью. У детей с недостатками произношения отличают те же виды ошибок, но в большем количестве, чем у нормально говорящих детей. Ошибки на пропуски гласных букв с среднему них встречаются в 2,5 раза чаще, на пропуски слогов – в 4 раза, добавления – в 2 раза.
Наряду с отставанием в усвоении письма дети с фонетико – фонематическим недоразвитием не овладевают в полной мере и навыками чтения. При разном уровне звукового анализа слов дети могут или совсем не овладевать чтением, или при внешнем неплохом чтении допускать ошибки типа: угадывающего или побуквенного чтения (земля – змея), замены и перестановки букв (марашки - ромашки).
Все эти трудности приводят к тому, что данная категория детей становится хронически неуспевающей и пополняет ряды второгодников.
Опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, профессор Р.Е.Левина доказала необходимость раннего исправления речевых дефектов до поступления детей в школу. И в качестве необходимого условно всестороннего развития детей рассматривается формирование и совершенствование речи в различных её формах.
Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего обучения дошкольников.
2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми. Использование "Примерной программы коррекционно-развивающей работа с детьми с ОНР 4-7 лет в условиях детского сада " под редакцией Н....
Дизартрические нарушения речи у дошкольников (презентация)
Структура дефекта при дизартрии у дошкольников и способы её коррекции...
Статья "Коррекция системных нарушений речи у дошкольников с использованием современных информационных технологий",
Статья "Коррекция системных нарушений речи у дошкольников с использованием современных информационных технологий"...
Методическая разработка «Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников»
Методическая разработка«Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников»...
Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников".
Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников" представляет систему коррекционно-развивающей работы с детьми от...
презентация "Профилактика нарушения речи у дошкольников"
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности&raqu...