Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
проект по физкультуре

Инновационный педагогический проект

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 56 «СЕВЕРЯНОЧКА»

  Инновационный педагогический проект

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Автор – составитель:

инструктор по физической культуре

Пахомова А.А.

        Представленный педагогический проект  ориентирован на улучшение функций опорно-двигательного аппарата и существенное развитие двигательных функций у детей  дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Данная  работа направлена на сотрудничество педагогов, дошкольников и родителей.

Настоящий инновационный проект решает ряд педагогических и оздоровительных проблем, сложившихся в современном дошкольном образовании

Актуальность выбранной темы определена особой социально – экономической и социально – гигиенической ситуацией как в Ханты-Мансийском автономном округе, так и в городе Нижневартовске: в последние десятилетие отчетливо наблюдается тенденция к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому работа по укреплению и сохранению здоровья детей и коррекция имеющихся нарушений является одним из приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Образование и здоровье».

Статистика приема детей в учреждение показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи»  (ОНР) I,  II,  III уровней (моторная алалия и выход из нее), осложненным разными типами дизартрий. У детей с тяжелыми нарушениями речи отставание от возрастных норм в развитии двигательных функций обнаруживается в 70-75% случаев и составляет  в среднем 1-2 года.

Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития. Всестороннее обследование двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи позволило обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:

- гипер- или гиподинамия;

- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);

- нарушение ручной моторики;

- общая скованность и замедленность выполнения движений;

- дискоординация движений;

- несформированность функций равновесия;

- недостаточное развитие чувства ритма;

- нарушение ориентировки в пространстве;

- нарушение осанки, плоскостопие;

- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Еще одной из причин, приводящих, к ухудшению здоровья является недостаточно подвижный образ жизни детей. Большую часть времени они проводят в одном и том же положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.), что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой проблемы в опорно–двигательном аппарате, о чем свидетельствуют  результаты визуального  осмотра.

Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организации, индивидуализации оздоровительно–профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих ДОУ, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье», в которой раскрыты психолого-педагогические и коррекционно-развивающие основы формирования и развития здоровья детей с речевыми нарушениями. На основании программы «Здоровье» разработана  мини-программа «Азбука здоровья», успешно внедряемая в группе, где основной акцент сделан на осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам и и                       Цель проекта - создание системы работы, направленной на профилактику   нарушения осанки и плоскостопия детей, повышение их двигательной активности.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей навык правильной осанки, через использование специальных игр и упражнений.
  2. Повышать уровень двигательной активности за счет формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
  3. Формировать активную позицию родителей в воспитании и оздоровлении ребенка, используя эффективные формы взаимодействия.

ндивидуальную работу по профилактике имеющихся у них нарушений.

Объект: физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предмет: профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности детей дошкольного возраста.

Методы работы:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • беседы;
  • практическая деятельность.

Реализация проекта предполагает соблюдение следующих условий:

  • учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого    ребенка;
  • индивидуальный - дифференцированный подход;
  • объединение усилий и координация деятельности детского сада с семьей;
  • динамичность результата.

В ходе реализации проекта используются следующие формы работы:

с детьми:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность в режиме дня;
  • самостоятельная деятельность;

педагогами:

  • выступления на педагогических советах ДОУ, ГМО;
  • консультации;
  • мастер-класс;
  • семинары;

 родителями:

  • анкетирование;
  • беседы с родителями по вопросам полноценного физического и психического развития детей;
  • консультации;
  • родительские собрания;
  • сотворчество детей и родителей (участие в творческих выставках, оформление альбомов, газет и др.).

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации детской деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.

Для полноценного развития физических способностей детей и оздоровительной работы в ДОУ созданы все необходимые условия. Все помещения оснащены соответствующим оборудованием и отвечают Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиНа 3049-13 от 15.05.2013 №26. В групповых комнатах детского сада есть спортивные уголки, которые оснащены следующими средствами обучения:

  • мультимедиа, использование видео – аудиоматериалов, персональный компьютер;
  • наглядно-иллюстративный материал;
  • художественная и научно-познавательная литература;
  • пособия для подвижных игр (вожжи, маски, ленточки, флажки, кегли, резиновые мячи, обручи, мешочки с песком и т.д.);
  • нестандартное физкультурное оборудование и др.

Решение задач проекта осуществляется через непосредственно образовательную деятельность; образовательную деятельность в режиме дня; самостоятельную деятельность детей; кружковую работу. Используются здоровьесберегающие технологии в игровой форме,  осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование физических способностей каждого ребенка.

Основные понятия педагогического проекта:

Осанка - это умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях: сидя, во время ходьбы и игр. Вместе с тем осанкой называют и саму эту правильную позу. Важнейшее условие правильной осанки - нормальное развитие позвоночника.

Нарушение осанки – отклонение от привычной непринужденной манеры держать свое тело.

Плоскостопие – это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций.

Двигательная активность – это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Двигательная активность – суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени.

Методической и теоретической основой данного проекта  являются работы таких авторов, как: Гаврючина Л.В., Павлова М.А, Лысогорская М.В., Картушина М.Ю., Подольская Е.И., Мастюкова Е.М., Кудрявцев Т.В.. Егоров Б.Б., Маханева М. Д., Рунова М.А.

Практическая значимость проекта заключается в  комбинировании элементов методик и технологий Картушиной М.Ю. «Зеленый огонек здоровья», Кудрявцева Т.В., Егорова Б.Б., «Развивающая педагогика оздоровления», Руновой М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду» и  вариативности форм дополняющих и обогащающих друг друга, в совокупности обеспечивающих профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата и  необходимую двигательную активность каждого ребенка во время пребывания в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия

Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено....

Методическое пособие «Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста»

Актуальность вопросов и необходимость в профилактике нарушений осанки и плоскостопия  у детей, не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклон...

"Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"

Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы могут быть использованы руко...

Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся

В  проекте «Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся»  описывается организация и проведение урока по физической культуре в...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активностиу дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...

Педагогический проект «Технологии занятий по плаванию и повышение двигательной активности для физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»

Педагогический проект:«Технологии занятий по плаванию и повышение двигательной активности для физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»...