Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
проект по физкультуре
Инновационный педагогический проект
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_vystupleniya_na_nauchno-_prakticheskoy_konferentsii_mbdou_no78_gusakova_a.r.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 56 «СЕВЕРЯНОЧКА»
Инновационный педагогический проект
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Автор – составитель:
инструктор по физической культуре
Пахомова А.А.
Представленный педагогический проект ориентирован на улучшение функций опорно-двигательного аппарата и существенное развитие двигательных функций у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Данная работа направлена на сотрудничество педагогов, дошкольников и родителей.
Настоящий инновационный проект решает ряд педагогических и оздоровительных проблем, сложившихся в современном дошкольном образовании
Актуальность выбранной темы определена особой социально – экономической и социально – гигиенической ситуацией как в Ханты-Мансийском автономном округе, так и в городе Нижневартовске: в последние десятилетие отчетливо наблюдается тенденция к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому работа по укреплению и сохранению здоровья детей и коррекция имеющихся нарушений является одним из приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Образование и здоровье».
Статистика приема детей в учреждение показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» (ОНР) I, II, III уровней (моторная алалия и выход из нее), осложненным разными типами дизартрий. У детей с тяжелыми нарушениями речи отставание от возрастных норм в развитии двигательных функций обнаруживается в 70-75% случаев и составляет в среднем 1-2 года.
Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития. Всестороннее обследование двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи позволило обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:
- гипер- или гиподинамия;
- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
- нарушение ручной моторики;
- общая скованность и замедленность выполнения движений;
- дискоординация движений;
- несформированность функций равновесия;
- недостаточное развитие чувства ритма;
- нарушение ориентировки в пространстве;
- нарушение осанки, плоскостопие;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
Еще одной из причин, приводящих, к ухудшению здоровья является недостаточно подвижный образ жизни детей. Большую часть времени они проводят в одном и том же положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.), что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой проблемы в опорно–двигательном аппарате, о чем свидетельствуют результаты визуального осмотра.
Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организации, индивидуализации оздоровительно–профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих ДОУ, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье», в которой раскрыты психолого-педагогические и коррекционно-развивающие основы формирования и развития здоровья детей с речевыми нарушениями. На основании программы «Здоровье» разработана мини-программа «Азбука здоровья», успешно внедряемая в группе, где основной акцент сделан на осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам и и Цель проекта - создание системы работы, направленной на профилактику нарушения осанки и плоскостопия детей, повышение их двигательной активности.
Задачи проекта:
- Формировать у детей навык правильной осанки, через использование специальных игр и упражнений.
- Повышать уровень двигательной активности за счет формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
- Формировать активную позицию родителей в воспитании и оздоровлении ребенка, используя эффективные формы взаимодействия.
ндивидуальную работу по профилактике имеющихся у них нарушений.
Объект: физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Предмет: профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности детей дошкольного возраста.
Методы работы:
- наблюдение;
- анкетирование;
- беседы;
- практическая деятельность.
Реализация проекта предполагает соблюдение следующих условий:
- учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого ребенка;
- индивидуальный - дифференцированный подход;
- объединение усилий и координация деятельности детского сада с семьей;
- динамичность результата.
В ходе реализации проекта используются следующие формы работы:
с детьми:
- непосредственно образовательная деятельность;
- образовательная деятельность в режиме дня;
- самостоятельная деятельность;
педагогами:
- выступления на педагогических советах ДОУ, ГМО;
- консультации;
- мастер-класс;
- семинары;
родителями:
- анкетирование;
- беседы с родителями по вопросам полноценного физического и психического развития детей;
- консультации;
- родительские собрания;
- сотворчество детей и родителей (участие в творческих выставках, оформление альбомов, газет и др.).
Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации детской деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.
Для полноценного развития физических способностей детей и оздоровительной работы в ДОУ созданы все необходимые условия. Все помещения оснащены соответствующим оборудованием и отвечают Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиНа 3049-13 от 15.05.2013 №26. В групповых комнатах детского сада есть спортивные уголки, которые оснащены следующими средствами обучения:
- мультимедиа, использование видео – аудиоматериалов, персональный компьютер;
- наглядно-иллюстративный материал;
- художественная и научно-познавательная литература;
- пособия для подвижных игр (вожжи, маски, ленточки, флажки, кегли, резиновые мячи, обручи, мешочки с песком и т.д.);
- нестандартное физкультурное оборудование и др.
Решение задач проекта осуществляется через непосредственно образовательную деятельность; образовательную деятельность в режиме дня; самостоятельную деятельность детей; кружковую работу. Используются здоровьесберегающие технологии в игровой форме, осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование физических способностей каждого ребенка.
Основные понятия педагогического проекта:
Осанка - это умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях: сидя, во время ходьбы и игр. Вместе с тем осанкой называют и саму эту правильную позу. Важнейшее условие правильной осанки - нормальное развитие позвоночника.
Нарушение осанки – отклонение от привычной непринужденной манеры держать свое тело.
Плоскостопие – это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций.
Двигательная активность – это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Двигательная активность – суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени.
Методической и теоретической основой данного проекта являются работы таких авторов, как: Гаврючина Л.В., Павлова М.А, Лысогорская М.В., Картушина М.Ю., Подольская Е.И., Мастюкова Е.М., Кудрявцев Т.В.. Егоров Б.Б., Маханева М. Д., Рунова М.А.
Практическая значимость проекта заключается в комбинировании элементов методик и технологий Картушиной М.Ю. «Зеленый огонек здоровья», Кудрявцева Т.В., Егорова Б.Б., «Развивающая педагогика оздоровления», Руновой М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду» и вариативности форм дополняющих и обогащающих друг друга, в совокупности обеспечивающих профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата и необходимую двигательную активность каждого ребенка во время пребывания в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коррекционных упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия на уроках физической культуры у младших школьников
Стаья о профилактике нарушения осанки и плоскостопия....
Профилактика нарушений осанки и плоскостопия
Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено....
Методическое пособие «Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста»
Актуальность вопросов и необходимость в профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей, не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклон...
"Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"
Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы могут быть использованы руко...
Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся
В проекте «Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся» описывается организация и проведение урока по физической культуре в...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активностиу дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...
Педагогический проект «Технологии занятий по плаванию и повышение двигательной активности для физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»
Педагогический проект:«Технологии занятий по плаванию и повышение двигательной активности для физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»...