Профессиональное самоопределение воспитанников
консультация по теме
Содержание и формы профориентационной работы во вспомогательной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_samoopredelenie.rar | 11.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное самоопределение – степень самооценки себя как специалиста определённой профессии; содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием.
Правильное профессиональное самоопределение ребёнка с особыми образовательными потребностями имеет огромное значение для него самого и для общества в целом. Задача взрослых помочь ребёнку выбрать доступную, интересную и нужную для общества профессию, овладеть ею для дальнейшего трудоустройства. Сложность заключается в том, что по образовательному уровню, особенностям высшей нервной деятельности, личностным качествам умственно отсталым детям многие профессии недоступны. Следует также отметить, что для выпускников вспомогательной школы не существует каких-либо специально созданных профессий. Эти дети должны войти в жизнь настолько подготовленными, чтобы найти своё место среди современного общества и продуктивно работать в сфере существующих форм трудовой деятельности.
У умственно отсталых детей профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны, у них отсутствует или слабо выражена профессиональная направленность. У таких детей в основном преобладают интересы к отдельным качествам профессии.
Незрелость мотивов выбора профессии, недостаточная осознанность их профессиональных интересов обуславливают специфику решения вопросов профориентационной работы среди детей с ОВЗ.
Одной из задач профориентационной работы является подготовка ребят к сознательному выбору профессии. Работа с УО детьми должна быть направлена на повышение их уровня осведомленности и творческой активности в познании своих возможностей, профессии и осуществлении разумного ее выбора.
Профессионально самоопределиться умственно отсталым детям бывает трудно, так как ребёнку необходимо осознать свои желания, влечения, интересы, а затем соотнести их со своими способностями. Как правило, такие дети часто некритично относятся к своим способностям и не могут объективно их оценить.
Ведущую и определяющую роль в профессиональном самоопределении ребёнка с ОВЗ следует рассматривать не как ограничение его свободы в выборе профессии, а как рациональную форму сочетания желаемого и возможного. Поэтому работу по профессиональному определению необходимо строить с опорой на их профессиональные склонности.
Содержание и формы профориентационной работы
во вспомогательной школе:
В понятие профориентационной работы среди умственно отсталых учащихся включается три этапа: профессиональное просвещение и пропаганда, профессиональная консультация и профессиональная адаптация.
- Профориентационная работа начинается с профессионального просвещения и пропаганды среди учащихся. Цель данного этапа - раскрыть содержание и социальное значение профессий, их условия труда.
С этой целью в группах рекомендуется использовать следующие формы:
1. Создать профориентационные уголки или стенды;
2. Организация различных конкурсов (рисунков, сочинений);
3. Тематические беседы, диспуты, круглые столы, дискуссии, конференции;
4. Знакомство и изучение специальной литературы;
5. Совместные профессиональные вечера-встречи, праздники;
6. Экскурсии.
7. Проводить практические занятия: помощь по уходу за животными, уборка и ремонт школьного помещения, территории, ремонт мебели, одежды учащихся, дежурство по школе, в классе, спальных комнатах.
При организации и проведении данных мероприятий можно использовать следующие темы:
- «В поисках своего призвания»;
- «Образ «Я», или «Что я думаю о себе»;
- «Дороги, которые мы выбираем»;
- «В мир профессий — по компасу»;
- «Палитра моих особенностей и способностей»;
- «Мир профессий и твое место в нем»;
- «Кем быть»;
- «Твоя профессия»;
- «Ты нужен людям».
Во время вечеров-встреч, диспутов, бесед, круглых столов можно использовать художественную и специальную литературу, кинофильмы, материалы газет и журналов. В начальной школе рекомендовано активно использовать устное народное творчество (сказки, пословицы и поговорки о труде).
Необходимо в начальных классах в доступной форме знакомить детей с содержанием трудовой деятельности, раскрывать на конкретных примерах специфические особенности той или иной профессии. Профинформационная работа среди учащихся младших классов проводится путем наглядной опоры на труд окружающих людей. Их знакомят с работой няни, кухонных работников, уборщицы.
Основную профессиональную информацию учащиеся получают на уроках труда, СБО, а практические навыки вырабатывают во время практических занятий.
- Следующим этапом профессиональной ориентации является консультация, которая призвана помочь учащимся решить вопрос правильного выбора профессии, дать научно обоснованный совет.
Формы профконсультаций:
- Диагностика профессионального самоопределения воспитанников (анкетирование, тестирование).
- Специально организованные собеседования, и соответственно оформленные профориентационные стенды, справочники, памятки, альбомы, которые, на конкретных примерах, знакомят детей с качествами личности специалиста в области интересуемой профессии.
- Индивидуальные занятия.
Конкретные консультации, специализированные по соответствующим профессиям, проводятся в ПТУ, техникумах, вузах, а также в центрах занятости населения, но детям с ОВЗ многие профконсультационные службы по объему и характеру не доступны.
Во время проведения профессиональной консультации необходимо участие медицинского работника, так как педагог и медицинский работник могут более квалифицированно и своевременно помочь ребёнку в выборе профессии с учётом его медицинских показаний.
- Завершающим этапом профориентационной работы является адаптация — умение безболезненно влиться в трудовую деятельность.
В понятие профессиональной адаптации включаются два взаимосвязанных процесса: трудовая и социальная адаптация, т. е. приспособление организма, личности к новому режиму профессиональной деятельности, а также к новым условиям установления профессиональных межличностных отношений.
При этом большое значение имеет степень подготовленности выпускника, его профессиональная и социальная зрелость.
Дети с ограниченными возможностями здоровья быстро устают, выключаются из ритма работы, из-за чего падает производительность их труда, у них наступает разочарование, неуверенность, снижение интереса к профессии. Предупредить такие явления, преодолеть их влияние на профессиональную адаптацию помогут:
- Сюжетно-ролевые игры;
- Игры практикумы;
- Игровые профориентационные упражнения.
Данные формы включают ребёнка с особыми образовательными потребностями в естественные условия производственных отношений, режима работы.
Выводы:
При формировании профессионального самоопределения необходима профориентационная работа, которая должна проводиться на протяжении всего периода обучения детей с ОВЗ.
Содержание и формы профориентационной работы разрабатываются с учетом возраста, образовательной подготовки, психофизического развития, уровня трудовой подготовки детей.
В нашей школе в рамках программы «Школа правоведения» проводятся занятия по профориентации:
- Круглый стол: «Я и мой выбор», на котором ребята оценивают и анализируют свои способности и возможности;
- Дискуссия «Выбор жизненных целей», на данном занятии у подростков формируется умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях и целях;
- Тренинговое занятие «Я, мои успехи и неудачи», на котором ребята учатся объективно оценивать свои удачи и поражения. Занятие помогает подросткам формировать представление о значимости труда и упорства;
- Диспут «Наши права, обязанности, ответственность». На занятии воспитанники знакомятся с основными правами человека, в том числе и правом на труд, с трудовым кодексом РФ;
- Лекторий «Наши документы». На занятии дети знакомятся с основными документами, необходимыми при трудоустройстве, поступлении в ПУ.
Социальный педагог Е.В.Прокофьева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «Создание условий для профессионального самоопределения воспитанников хореографического отделения»
методические рекомендации по воспитательной работе из опыта работы...
Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».
Цикл занятий по профориентации.Цель:Формирование у детей стремления к осознанному выбору профессии.Задачи:содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;формирование актуально...
Подготовка к профессиональному самоопределению воспитанников школы-интерната в системе уроков технологии и внеурочной деятельности.
Материал выступления на научно-практической конференции "Предпрофильная подготовка - путь самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе"....
Воспитательная программа “Профессиональное самоопределение воспитанников”.
Ведущие цели программы:1. Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии;2.Создание условий личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии;3....
Профориентационная экскурсия как одна из форм работы по профессиональному самоопределению воспитанников.
В статье представлен опыт работы социального педагога по проведению и организации экскурсий для воспитанников Социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних....
Профессиональное самоопределение воспитанника - формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности
Под профессиональным самоопределением воспитанников школы – интерната мы понимаем целенаправленную совместную деятельность детей и педагогов, целью которой является формирование осознанного выбора реб...