Программа обучения и воспитания детей с ФФНР 5-6 года жизни.
методическая разработка по теме
Программа коррекционной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ffnr_5_6_goda_zhizni.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
Обучение и воспитание детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
5-6 года жизни.
Программа разработана:
учителем-логопедом
ГБОУ СОШ №2054
Щетининой.А.
Москва, 2012г.
ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5, 6 ГОДА ЖИЗНИ.
I. ЦЕЛЬ:
1. Исследование, диагностика и коррекция речи детей с ФФНР 5-го года жизни.
2. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.
3. Исследование наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления. Сформированности мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстракции, классификации).
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Развитие звукопроизношения.
II. ЗАДАЧИ:
* Выявление уровня сформированности действия по выделению сходных
звуков;
* Состояние звукопроизношения.
* Уровень словарного запаса ребёнка.
* Выявление и работа над формированием фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
* Уровень развития связной речи, грамматического строя речи, обогащённость лексического запаса.
* Выявление знаний и представлений об окружающем мире;
* Исследование наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.
* Состояние мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстракции, классификации).
* Развитие общей и мелкой моторики.
III. АДРЕСАТ:
Дети 5 – 6 лет с ФФНР.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМЫ:
Программа рассчитана на исследование:
* звукопроизношения;
* состояния лексического и грамматического строя речи;
* развития фонематического слуха, фонематического
восприятия, анализа и синтеза;
* развития связной речи;
* психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия.
* На первичной диагностике даются задания и упражнения в игровой форме, а также игры, позволяющие увидеть полную картину познавательной сферы ребёнка.
V. АКТУАЛЬНОСТЬ:
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом и синтезом.
VI. НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ:
Воспитание речи детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития личности. Важным моментом является ранняя диагностика и коррекция речи. Наибольший процент детей в возрасте 5 – 7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причём недостатки произносительной системы родного языка сочетается с проблемами восприятия фонем. Своевременное выявление детей с ФФНР и проведением специального коррекционного обучения позволяют не только исправить первичный дефект, но полностью подготовить ребёнка к школе.
VII. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ:
Проведение программы рассчитано на 4 месяца периодичностью проведения 2 занятия в неделю, продолжительностью 30-40 мин.
VIII. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ:
1. Программа рассчитана на проведение на базе ЦППРиК, также возможен выход в дошкольные образовательные учреждения, при соблюдении ряда условий.
2. Требования к помещению: комната (для проведения занятия), оборудованная для индивидуальных и групповых занятий.
IX. ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНИЕНИЮ:
Показано для детей старшего школьного возраста с проблемами развития.
X. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:
Дети с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с грубой интеллектуальной недостаточностью.
XI. КТО РЕАЛИЗУЕТ:
Щетинина Н.А.– учитель-логопед.
XII МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:
- Повторная диагностика детей.
- Отзывы родителей.
XIII. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:
- К состоянию психофизиологического, психического и психологического здоровья – ниже возрастной нормы.
- К динамике показателей психофизиологического, психического и психологического здоровья – ниже возрастной нормы.
- К уровню сформированности соответствующих функций, механизмов; нормам функционирования органических систем – ниже возрастной нормы.
- К уровню сформированности ключевых социальных компетенций, социальной адаптации, успешной интеграции в социум – ниже возрастной нормы.
XIV. ОБОРУДОВАНИЕ:
- Сюжетные картинки;
- Серии сюжетных картинок;
- Картинки для индивидуальной работы.
XV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию
речи детей. Ч.I. – М., 1994, Ч. II. – М., 1997-1998.
2. Под ред. Волковой Л.С. Логопедия - М., 1998.
3. Под ред. Волковой Л.С. Хрестоматия по логопедии в 2 т. М. Владос., 1997.
4. Выгодский Л. С. Мышление и речь: Собр. Сочинений в 6 т. М., 1996.
5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 1985.
6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.,
Просвещение, 1990.
7. Сигел Э., Сигел Л. Как воспитывать дошкольника. Пер. с англ. – М.:
РОСМЭН 1998 г.
8. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Программа обучения и воспитания детей с
ФФН (старшая группа детского сада) М., МГОПИ, 1993.
10. Филичевы Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно – М.,
МГОПИ, 1993.
Тематическое содержание проведенных занятий в рамках программы
«Обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5, 6 года жизни».
Занятие № 1 | Диагностика. |
Занятие № 2 | 1. Тема «Овощи, Фрукты». 2. Отработка артикуляционных укладов. 3. Работа по звукопроизношению. 4. Работа на развитие мелкой моторики. |
Занятие № 3 | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Работа по звукопроизношению. 3. Закрепление звука на слоговой структуре слова. 4. Игры на развитие фонематического слуха. 5. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 6.Тема: «Ягоды». 7. Закрепление полученных знаний. 8. Заучивание чистоговорок. |
Занятие № 4 | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Работа по звукопроизношению. 3. Игры на развитие фонематического слуха. 4. Игры на развитие звукового анализа и синтеза.
7. Заучивание чистоговорок. |
Занятие № 5 | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Работа по звукопроизношению. 3. Работа над обогащением словарного запаса. 4.Тема: «Цветы». 5.Закрепление полученных знаний.
7. Заучивание чистоговорок. |
Занятие № 6 | 1. Артикуляционная гимнастика. 2 . Работа по звукопроизношению. 3. Игры на развитие фонематического слуха. 4. Деление слова на слоги. 5. Тема: «Деревья, лес».
состава слова. 7. Закрепление полеченных знаний. 8. Заучивание стихотворения. |
Занятие № 7 |
|
Занятие № 8 |
8. Заучивание стихотворения. |
Занятие № 9 |
7. Работа на развитие мелкой моторики. |
Занятие №10 |
7. Заучивание чистоговорки. |
Занятие №11 |
8. Заучивание стихотворения. |
Занятие №12 |
8. Заучивание скороговорки. |
Занятие №13 |
8. Работа на развитие мелкой моторики. |
Занятие №14 |
(подбор картинок к схеме и т.д.).
7. Заучивание чистоговорки. |
Занятие №15 |
7. Работа на развитие мелкой моторики. |
Занятие №16 | 1. Артикуляционная гимнастика.
6. Заучивание стихотворения. |
Занятие №17 |
6. Работа по развитию мелкой моторики. |
Занятие №18 |
6. Заучивание стихотворения. |
Занятие №19 |
9. Заучивание чистоговорки. |
Занятие №20 |
8. Закрепление полученных знаний. |
Занятие №21 |
8. Закрепление полученных знаний. |
Занятие №22 |
4.Тема: «Профессии». 5. Работа над предложением (умение составлять сложные предложения).
7. Закрепление полученных знаний. |
Занятие №23 |
7. Закрепление полученных знаний. |
Занятие №24 |
сложные предложения).
7. Закрепление полученных знаний. |
Занятие №25 |
7. Закрепление полученных знаний. |
Занятие №26 |
строю речи.
6. Закрепление полученных знаний. |
Занятие №27 |
6. Закрепление полученных знаний. |
Занятие №28 |
6. Закрепление полученных знаний. |
Занятие №29 |
8. Закрепление полученных знаний. |
Занятие №30 |
7. Закрепление полученных знаний. |
Занятие №31 |
4. Заучивание чистоговорок. |
Занятие №32 |
7. Закрепление полученных знаний. |
Занятие №33 | Повторная диагностика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа к программе "Юный художник" для детей 7-12 лет, з года обучения.
В нашей школе ГБОУСОШ № 520 Колпинского района СПб существует программа "Юный художник" созданная моими коллегами Аккуратовой Натальей Васильевной и Прокопович Антониной Ивановной по обучению де...
Презенттация проекта авторской программы "Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста со сложным дефектом"
Актуальность создания программы обучения и воспитания для детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в последние годы отмечается устойчивая тенденц...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В статье представлено содержание индивидуальной программы обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Программа позволяет создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в дет...
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)/Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
Конспект родительского собрания. Время проведения: 1 период обучения, конец сентября....
Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»
В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...