Программа обучения и воспитания детей с ФФНР 5-6 года жизни.
методическая разработка по теме

Пундикова Надежда Анатольевна

Программа коррекционной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ffnr_5_6_goda_zhizni.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

  Обучение и воспитание детей с

 фонетико-фонематическим недоразвитием речи

  5-6   года жизни.

Программа разработана:

учителем-логопедом

ГБОУ СОШ №2054

Щетининой.А.

Москва, 2012г.

                                        ПРОГРАММА 

 ОБУЧЕНИЯ  И  ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ  С

 ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ  НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  ДЕТЕЙ  5, 6  ГОДА  ЖИЗНИ.

I. ЦЕЛЬ:

1.     Исследование, диагностика и коррекция речи детей с ФФНР 5-го года жизни.  

2.     Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.

3.  Исследование наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления. Сформированности мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстракции, классификации).

4.     Развитие общей и мелкой моторики.

5.      Развитие звукопроизношения.

II. ЗАДАЧИ: 

     * Выявление уровня сформированности  действия по выделению сходных    

           звуков;

*  Состояние звукопроизношения.

*  Уровень словарного запаса ребёнка.

* Выявление и работа над формированием фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.

*  Уровень развития связной речи, грамматического строя речи, обогащённость лексического запаса.

*   Выявление знаний и представлений об окружающем мире;

*  Исследование наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.

* Состояние мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстракции, классификации).

*    Развитие общей и мелкой моторики.

III. АДРЕСАТ: 

Дети  5 –  6 лет с ФФНР.

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМЫ: 

Программа рассчитана на исследование:

*   звукопроизношения;

*   состояния лексического и грамматического строя речи;

*   развития фонематического слуха, фонематического

      восприятия, анализа и синтеза;

*   развития связной речи;

*   психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия.

*   На первичной диагностике   даются задания и упражнения в игровой   форме, а также игры, позволяющие увидеть полную картину познавательной сферы ребёнка.

V. АКТУАЛЬНОСТЬ:   

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом и синтезом.

VI. НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ:

    Воспитание речи детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития личности. Важным моментом является ранняя диагностика и коррекция речи. Наибольший процент детей в возрасте 5 – 7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причём недостатки произносительной системы родного языка сочетается с проблемами восприятия фонем. Своевременное  выявление детей с ФФНР и проведением специального коррекционного обучения позволяют не только исправить первичный дефект, но полностью подготовить ребёнка к школе.

VII. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ:

Проведение программы рассчитано на 4 месяца периодичностью проведения 2  занятия в неделю, продолжительностью 30-40  мин.

VIII. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ:

1. Программа рассчитана на проведение на базе ЦППРиК, также возможен выход в дошкольные образовательные учреждения, при соблюдении ряда условий.

2. Требования к помещению: комната (для проведения занятия), оборудованная для индивидуальных  и групповых занятий.

IX. ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНИЕНИЮ:

Показано для детей старшего школьного возраста с проблемами развития.

X. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:

Дети с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с грубой интеллектуальной недостаточностью.

XI. КТО РЕАЛИЗУЕТ:

Щетинина Н.А.– учитель-логопед.

XII  МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:

  1. Повторная диагностика детей.
  2. Отзывы  родителей.

XIII. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

  1. К состоянию психофизиологического, психического и психологического здоровья  –  ниже  возрастной нормы.
  2. К динамике показателей психофизиологического, психического и психологического здоровья  –  ниже возрастной нормы.
  3. К уровню сформированности соответствующих функций, механизмов; нормам функционирования органических систем –  ниже возрастной нормы.
  4. К уровню сформированности ключевых социальных компетенций, социальной адаптации, успешной интеграции в социум – ниже возрастной нормы.

XIV.  ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Сюжетные картинки;
  2. Серии сюжетных картинок;
  3. Картинки для индивидуальной работы.

XV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию

    речи детей. Ч.I. –  М., 1994, Ч. II. –  М., 1997-1998.  

2. Под ред. Волковой Л.С. Логопедия  - М., 1998.

3. Под ред. Волковой Л.С. Хрестоматия по логопедии в 2 т. М. Владос., 1997.

4. Выгодский Л. С.  Мышление и речь: Собр. Сочинений в 6 т. М., 1996.

5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 1985.  

6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.,

    Просвещение, 1990.

7. Сигел Э., Сигел Л. Как воспитывать дошкольника. Пер. с англ. – М.:

     РОСМЭН  1998 г.

8. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми.  – М., 1994.

9.  Филичева Т.Б., Туманова Т.В.  Программа обучения и  воспитания детей с

      ФФН  (старшая группа детского сада) М., МГОПИ, 1993.

10. Филичевы Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно – М.,

       МГОПИ, 1993.         

Тематическое содержание проведенных занятий в рамках программы

«Обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5, 6 года жизни».

Занятие № 1

Диагностика.

Занятие № 2

      1. Тема «Овощи, Фрукты».

      2. Отработка артикуляционных укладов.

      3. Работа по звукопроизношению.

      4. Работа на развитие мелкой моторики.

Занятие № 3

      1. Артикуляционная гимнастика.

      2. Работа  по звукопроизношению.

      3. Закрепление звука на слоговой структуре слова.

      4. Игры на развитие фонематического слуха.

      5. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

 6.Тема: «Ягоды».

      7. Закрепление полученных знаний.

      8. Заучивание чистоговорок.

Занятие № 4

     1. Артикуляционная гимнастика.

     2. Работа по звукопроизношению.

     3. Игры на развитие фонематического слуха.

     4. Игры на развитие звукового анализа и синтеза.

  1. Дифференциация тем: «Овощи, фрукты, ягоды».
  2. Закрепление полученных знаний.

     7. Заучивание чистоговорок.

Занятие № 5

      1. Артикуляционная гимнастика.

      2. Работа по звукопроизношению.

      3. Работа над обогащением словарного запаса.  

 4.Тема: «Цветы».

 5.Закрепление полученных знаний.

  1. Развитие произвольного внимания и памяти.

    7.  Заучивание чистоговорок.

Занятие № 6

     1.  Артикуляционная гимнастика.

     2 . Работа по звукопроизношению.

     3.  Игры на развитие фонематического слуха.

     4. Деление слова на слоги.

     5. Тема: «Деревья, лес».

  1. Обогащение словарного запаса, с помощью морфологического

      состава   слова.

7. Закрепление полеченных знаний.

     8. Заучивание стихотворения.

Занятие № 7

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Игры на развитие внимания.
  4. Тема: «Времена года».
  5. Обогащение словарного запаса с помощью морфологического состава слова.
  6. Закрепление полученных знаний.
  7. Заучивание стихотворения.
  8. Работа на развитие мелкой моторики.

Занятие № 8

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Работа над фонематическим восприятием.
  4. Работа над морфологическим составом слова: подбор картинок к слову.
  5. Игры на развитие памяти.
  6. Тема: «Дикие и домашние животные средней полосы».
  7. закрепление полученных знаний.

     8.  Заучивание стихотворения.

Занятие № 9

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Вырабатывать умение распределять внимание  между звуковыми элементами.
  4. Тема: «Домашние птицы».
  5. Закрепление полученных знаний.
  6. Заучивание чистоговорки.

      7. Работа на развитие мелкой моторики.

Занятие №10

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  4. Работа над лексическим строем речи.
  5. Тема: «Дикие птицы средней полосы» (перелетные и зимующие).
  6. Закрепление полученных знаний.

      7.  Заучивание чистоговорки.

Занятие №11

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Развитие произвольного внимания.
  4. Учить распределять внимание между различными звуковыми элементами.
  5. Работа над развитием морфологического состава слова и изменением слов в предложении.
  6. Тема: «Дифференциация понятий дикие и домашние птицы».
  7. Закрепление полученных знаний.

     8.  Заучивание стихотворения.

Занятие №12

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Работа над формированием фонематического восприятия.
  4. Развитие произвольной памяти.
  5. Работа над развитием морфологического состава слова и изменением слов в предложении.
  6. Тема: «Человек, семья».
  7. Закрепление полученных знаний.  

     8.  Заучивание скороговорки.

Занятие №13

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Деление слова на слоги с использованием бубна.
  4. Работа над лексическим строем речи.
  5. Тема:  «Дом, улица, город».  
  6. Закрепление полученных знаний.
  7. Заучивание чистоговорки.

     8.  Работа на развитие мелкой моторики.

Занятие №14

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

     (подбор картинок к схеме и т.д.).

  1. Работа над грамматическим строем речи.
  2. Тема: «Квартира, мебель».
  3. Закрепление полученных знаний.

     7. Заучивание чистоговорки.

Занятие №15

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Учит распределять внимание между различными звуковыми элементами.
  4. Тема: «Посуда».
  5. Закрепление полученных знаний.
  6. Заучивание стихотворения.

     7.  Работа на развитие мелкой моторики.

Занятие №16

1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Работа по звукопроизношению.
  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Тема: «Продукты питания».  
  3. Закрепление полученных знаний.

     6. Заучивание стихотворения.

Занятие №17

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Тема: «Одежда».
  4.  Закрепление полученных знаний.
  5. Заучивание стихотворения.

     6. Работа по развитию мелкой моторики.

Занятие №18

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Тема: Обувь».
  4.  Работа над предложением (умение составлять простые  распространённые предложения).
  5. Закрепление полученных знаний.

     6.  Заучивание стихотворения.

Занятие №19

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Работа над фонематическим слухом.
  4. Работа над лексическим запасом.
  5. Тема: «Головные уборы».
  6. Закрепление знаний по полученной теме.
  7. Работа над предложением (умение составлять простые распространённые предложения).
  8. Закрепление полученных знаний.

     9.  Заучивание чистоговорки.

Занятие №20

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Работа над грамматическим строем речи.
  4. Тема: «Дифференциация понятий: одежда, обувь, головные уборы».
  5. Работа над анализом и синтезом.
  6. Работа над предложением (умение составлять простые распространённые предложения).
  7. Заучивание скороговорки.

     8.  Закрепление полученных знаний.

Занятие №21

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Закрепление навыков фонематического восприятия.
  4. Пополнение лексико-грамматического строя речи.
  5. Тема: «Транспорт».
  6. Работа над предложением (умение составлять сложные предложения).
  7. Заучивание стихотворения.

      8. Закрепление полученных знаний.

Занятие №22

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Развитие произвольного внимания.
  4. Работа над лексическим строем речи.

4.Тема: «Профессии».

5. Работа над предложением (умение составлять сложные предложения).

  1. Заучивание чистоговорок.

     7. Закрепление полученных знаний.

Занятие №23

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Учить распределять внимание между различными звуковыми элементами.
  4. Работа над предложением (умение составлять сложные предложения).
  5. Заучивание стихотворений.
  6. Работа по закреплению моторных  навыков.

     7.  Закрепление полученных знаний.

Занятие №24

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Учить составлять слова из разрезной азбуки, подходящих к картинкам.
  4. Работа над предложением (умение использовать в речи простые и

сложные предложения).

  1. Заучивание чистоговорок.
  2. Работа по закреплению моторных навыков.

     7. Закрепление полученных знаний.

Занятие №25

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Закрепление знаний, умений и навыков по лексико-грамматическому строю речи.
  4. Работа над связной речью.
  5. Заучивание скороговорок.
  6. Работа по закреплению моторных умений и навыков.

     7.  Закрепление полученных знаний.

Занятие №26

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Закрепление знаний, умений и навыкам по лексико-грамматическому  

строю речи.

  1. Заучивание чистоговорок.
  2. Работа по закреплению моторных умений и навыков.

     6.  Закрепление полученных знаний.

Занятие №27

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Работа над связной речью.
  4. Заучивание чистоговорок.
  5. Закрепление моторных навыков.

     6. Закрепление полученных знаний.

Занятие №28

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Работа над связною речью.
  4. Заучивание скороговорок.
  5. Закрепление моторных навыков.

     6.  Закрепление полученных знаний.

Занятие №29

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Закрепление сформированных навыков фонематического восприятия.
  4. Работа над связной речью.
  5. Закрепление знаний, умений и навыков по лексико-грамматическому строю речи.
  6. Заучивание чистоговорок.
  7. Работа по закреплению моторных умений и навыков.

     8.  Закрепление полученных знаний.

Занятие №30

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Закрепление навыков фонематического восприятия.
  4. Робота над связной речью.
  5. Работа по закреплению моторных умений.
  6. Заучивание стихотворений.

     7.  Закрепление полученных знаний.

Занятие №31

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Работа над связной речью.

     4.  Заучивание чистоговорок.

Занятие №32

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа по звукопроизношению.
  3. Закрепление знаний, умений и навыков по лексико-грамматическому строю речи.
  4. Работа над связной речью.
  5. Работа по закреплению моторных умений и навыков.
  6. Заучивание скороговорок.

     7.  Закрепление полученных знаний.

Занятие №33

Повторная диагностика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа к программе "Юный художник" для детей 7-12 лет, з года обучения.

В нашей школе ГБОУСОШ № 520 Колпинского района СПб существует программа "Юный художник" созданная моими коллегами Аккуратовой Натальей Васильевной  и Прокопович Антониной Ивановной по обучению де...

Презенттация проекта авторской программы "Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста со сложным дефектом"

Актуальность создания программы обучения и воспитания для детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в последние годы отмечается устойчивая тенденц...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В статье представлено содержание индивидуальной программы обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Программа позволяет создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в дет...

Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»

В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...