«КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ».
методическая разработка (7 класс) по теме
С развитием оптики, медицины, с появлением технических средств помощи выдвигается иное требование: зрение, как бы оно не было мало, должно разумно использоваться при наличии необходимых условий. Оно должно помогать слабовидящему в труде, развлечениях, отдыхе и быту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dok.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
На тему:
«КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ КАК ОДИН ИЗ
СПОСОБОВ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ».
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Абдуллаева О.С .
Школа-интернат №4.
г.Тольятти
2006-2007 г
Контроль знаний как один из способов
успешной организации дифференцированного обучения слабовидящих учащихся.
В последнее время с развитием науки изменяется принципиальный подход к использованию детьми своего неполноценного зрения . Если раньше считали ,что слабовидящий должен использовать зрение в учение и труде минимально, чтобы сохранить его главным образом для ориентировки в пространстве, теперь с развитием оптики, медицины, с появлением технических средств помощи выдвигается иное требование: зрение, как бы оно не было мало, должно разумно использоваться при наличии необходимых условий. Оно должно помогать слабовидящему в труде, развлечениях, отдыхе и быту.
Значительное нарушение зрительной функции у слобовидящих детей сказывается на их познавательной деятельности. В связи с этим необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития и обучения детей.
Развитие помощи слабовидящим школьникам идет главным образом по нескольким направлениям. Одним из таких направлений - это осуществление дифференцированного подхода в обучении слабовидящих детей.
В коррекционно-педагогической работе важное значение имеет дифференцированный подход, учитывающий общие закономерности, специфические особенности развития детей с глубоким нарушением зрения.
Содержание и дидактические приемы коррекционной работы строятся дифференцированно, сообразуясь с возрастом детей, структурой и составом нарушенности функций, особенностями восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.
Задания, получаемые школьниками, не должны быть по трудности выше их возможностей. Непосильные задания приводят к снижению результатов задерживают развитие детей, снижают самостоятельность, развивают неуверенность, вызывают безразличное отношение к ученикам.
Вместе с тем занижение требований к ученику может оказать отрицательное влияние на формирование интереса к занятиям ,породив самонадеянность.
Следует не приспосабливаться к дефекту, а организованно преодолевать его в упорном систематическом труде.
Прочность знаний, умений и навыков - дидактический принцип, обозначающий основательность усвоения учебного материала. Прочное усвоение знаний. умений и навыков достигается всем ходом обучения. Основа прочных знаний - их систематичность и последовательность. Современная дидактика исходит из необходимости сочетания коллективной учебной работы учащихся с индивидуальным подходом к отдельным учениками тем, чтобы обеспечить успешное обучение, воспитание и развитии каждого ученика.
Принцип индивидуального, дифференцированного подхода в обучении слепых и слабовидящих предполагает всестороннее изучение каждого ребенка, выявление причин, характерно и тяжести дефекта, времени его возникновения ,особенностей психического и физического развития, интересов, наклонностей и способностей к учению. Организация коррекционно-развивающих занятий.
Как известно, одним из самых сильных подкреплений любой новой деятельности является оценка.В школе такой оценкой служит отметка, которая в руках иных преподавателей становится средством, способом надолго затормозить развитие познавательной потребности. Но понятие «отметка» и «оценка» не тождественны. Как отмечает Ш.А.Амонашвили, оценка - это процесс, а отметка является результатом этого процесса, его условно- оптимальным отражением в баллах.
В коррекционно-развивающей работе, где должен быть создан климат доверия, следует отказаться от школьной отметки, а использовать содержательную оценку, то есть в развернутой форме показать, что ребенок может, чего не может, что умеет, чему должен научиться.
Занятия следует проводить в виде свободного общения. Во время занятий вовсе не обязательно требовать, чтобы никто ни с кем не переговаривался :пусть спрашивают, пусть советуются, делятся своими соображениями.
Коррекционно-развивающие упражнения раположены в порядке возрастающей сложности и в ряде случаев логически связаны друг с другом. Общим правилом проведения любой коррекционно-развивающей работы является доброжелательность. Форма взаимодействия взрослого с детьми – коллективкная , групповая, индивидуальная .Для развивающей работы может быть коллективная, фронтальная форма. Для коррекцион- ной - микрогрупповая или индивидуальная.
При фронтальной работе количество предлагаемых упражнений может быть 3-4 задания на одном уроке. Такие занятия проводят на любом уроке 10-15 минут.
Групповая работа. Класс делится по результатам обследования на 3 группы:
1) Быстро усвоившие объяснения;
2) Не сразу понявшие;
3) Не усвоившие или плохо усвоившие.
В больших группах уменьшается число активно работающих учеников. Группа в два человека выполняет задание лучше.
Индивидуальные занятия чаще всего проводятся с детьми, имеющими ярко выраженные учебные пробелы. Одним учащимся может понадобиться 8 занятий, другим - 12.В начале каждого нового занятия нужно дать учащимся возможность вспомнить какие упражнения он делал в прошлый раз и предложить еще раз их выполнить. Если учащийся справляется с этими заданиями самостоятельно легко и без ошибок, можно переходить к новому типу заданий.
Учитывая зрительные особенности детей широко используются индивидуальные карточки с заданиями. В школе слабовидящих доска ограничено используется для записи на ней задания. Учебники используются главным образом при приготовлении домашних заданий, и лишь в незначительной мере классе.
В школе слабовидящих, так же как и в массовых школах, ученики пишут диктанты и различные упражнения. Однако ввиду того, что при письме ,а особенно при списывании текста зрительное утомление наступает особенно быстро, в итоге, ученики допускают много ошибок. Следует по возможности сокращать количество этих упражнений.
Выборочные диктанты проводятся в массовой школе, но цель их чисто дидактическая. В школе слабовидящих, кроме общей цели они приобретают особое значение, связанное с охраной зрения и с исправлением специфических ошибок письма у слабовидящих. Поэтому их надо проводить чаще, чем в массовой школе.
В школьной практике нередко можно встретить такие уроки, когда на проверку домашнего задания или вовсе не отводится времени или затрачивается не более 1-2 минуты. При такой организации работы на уроке учитель не имеет возможности выяснить насколько глубоко усвоен учащимися пройденный материал и в какой степени они готовы к приобретению новых знаний. В своей работе необходимо уделять много внимания контролю за качеством выполнения домашних заданий.
Отсутствие проверки (Н.Крупская) дезорганизует учащихся, понижает сознание или ответственность. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует.
Серьезным недостатком при проверки письменных упражнений является прием «сплошного» чтения. В связи с этим нужно стремиться использовать иные, более активные способы проверки домашних заданий. К ним относятся:
а)выборочная проверка . Этот способ, требующий от учащихся умения находить в записанных текстах языковые факты в соответствии с целевой установкой учителя. Например, правописание приставок пре- и при-.Ученик объясняет написание с помощью правил, а затем переходит к разбору слов с приставкой пре-.
в)проверка задания с помощью диктанта. Суть этого способа состоит в следующем. Готовясь к уроку , учитель выписывает из упражнения трудные в орфографическом отношении слова или синтаксические
конструкции, содержащие сложные случаи постановки знаков препинания. По результатам этой диктовки можно судить, насколько освоены учащимися навыки правописания .Необходимо учитывать уровень подготовки класса. Если класс слабый, то целесообразнее вызвать одного ученика писать диктант у доски, а потом сверить.
Для того, чтобы повысить ответственность учащихся за качество проверки домашних заданий на уроках, учителю необходимо выставлять в таких случаях каждому ученику оценки в классный журнал по более строгому критерию.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях всех видов очень важно правильно отрегулировать соподчиненность всех составляющих педагогических технологий с учетом возраста детей, динамики протекания патологических процессов, факторов социальной и природной действительности, уровня знаний и умений детей с недостатками психофизического развития. Такая направленность позволяет эффективно решать задачи компенсации дефекта, социально-трудовой адаптации и реабилитации учащихся с особыми образовательными потребностями.
Литература:
1. Проблемы коррекционного обучения людей с дефектами зрения //Вечерняя средняя школа. - 1994. - N 4. - С. 6-9.
2. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития //Дефектология. - 1994. - N 4. - С. 9-14.
3. Советы тифлопедагогам /принцип коррекционной направленности обучения и его реализация на занятиях со взрослыми людьми, имеющими нарушения зрения/ //Вечерняя средняя школа.- 1995.- n 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уровневое обучение – как один из способов успешной подготовки к сдаче ГИА
Теоретические сведения об уровневом обучении, его применение на практике...
Тема: «Межпредметная интеграция в обучении, как один из способов развития творческого и технического мышления учащихся».
Круглый стол, тема: Межпредметная интеграция в обучении"....
Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся
В методической разработке по проблеме «Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся» рассмотрены принципы отбора содержания тестовых заданий и требования к заданиям ...
Методические рекомендации по организации дифференцированного обучения слабовидящих учащихся
Наличие, с одной стороны, сложного характера патологических, психологических, физических особенностей детей с тяжёлыми нарушениями зрения, а с другой стороны, необходимость достижения уровня усвоения ...
Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования
Доклад с методической рекомендацией по теме "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"...
Презентация "Эффективные методы,приемы и технологии организации дифференцированного обучения учащихся иностранному языку для успешного решения задач ФГОС"
Доклад на тему "Эффективные методы, приемы и технологии организации дифференцированного обучения учащихся иностранному языку для успешного решения задач ФГОС" был подготовлен для городского семинара п...
Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.
Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...