Уровневое обучение – как один из способов успешной подготовки к сдаче ГИА
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Теоретические сведения об уровневом обучении, его применение на практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urovn_obuch.obshchee.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г.Горнозаводск Пермский край
Уровневое обучение – как один из способов успешной подготовки к сдаче ГИА
Данилова Н.Е. учитель математики
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 3» г.Горнозаводск
2012 г.
Технология уровневого обучения
Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.
Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.
Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Исходные научные идеи.
- Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные.
- Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.
- В структуре уровневой дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе уровневого обучения) выделяют, как правило, три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный (продвинутый в формулировке некоторых авторов).
Базовый уровень задает нижнюю границу качественного образования с позиции требований общества и государства. Поэтому всем ученикам важно достичь этого уровня, так как он является реальной опорой для последующих форм профессиональной и общекультурной подготовки.
Ориентация на этот уровень позволяет ребенку перераспределить свои усилия и время с учетом своих интересов и склонностей.
- Чтобы технология уровневого обучения была эффективной необходимо ориентироваться на особенности субъектного опыта школьников:
- особенности личностно-смысловой сферы;
- особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и др);
- уровень обученности в рамках определенного предмета (сформированные у школьников знания, способы деятельности).
Ограничения.
- Возможности школы в организации уровневого обучения (наличие аудиторного фонда, учителей, обеспечивающих работу в параллели учащихся по одному и тому же предмету в дифференцированных группах учащихся).
- Реальность требований к уровню образовательной подготовки в разных группах.
- Владение учителем групповой динамикой в рамках работы с учащимися одного уровня.
Системы действий учителя и ученика
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
Предварительный этап | Определение в действиях школьников базового, программного и усложненного уровней усвоения учебного материала. |
Диагностический этап | Разработка заданий для выявления уровня усвоения знаний. Проведение диагностики обученности школьников. Анкетирование учащихся, беседы с классным руководителем, учащимися и их родителями. | Самоопределение ученика в области выбора уровня изучения каждого школьного предмета на основе результатов диагностики и своих интересов. |
Этап распределения учащихся по группам | Организация распределения учащихся по группам. Уточнение содержания обучения для разных групп. Разработка четких требований к уровню образовательной подготовки применительно к каждому уровню. Предоставление учащимся разработанных требований. | Выбор учеником определенной группы. Участие в обсуждении предлагаемых учителем требований к уровню образовательной подготовки в той или иной группе. |
Этап реализации уровневого обучения | Организация работы учащихся в группах. | Организация своей учебной деятельности в рамках выбранной группы. |
Этап оценки результатов образовательной подготовки в условиях уровневого обучения | Оценивание учащихся с позиции приложенных усилий (реализация положительной обратной связи). | Осуществление взаимооценки и самооценки достигнутых результатов. |
“Уровневую дифференциацию при обучении математике в V-IX классах” некоторые педагоги рассматривают как разбиение учащихся на 4 группы. Основой разбиения являются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.
I группа (А) – учащиеся с высоким темпом продвижения в обучении: общие схемы выполнения типовых задач фактически усваивают в процессе их первичного объяснения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения измененных типовых или усложненных задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.
II группа (В) – учащиеся со средним темпом продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых задач усваивают после рассмотрения 2-3 образцов, решения измененных и усложненных задач находят, опираясь на указания учителя.
III группа (С) – учащиеся с низким темпом продвижения: при усвоении нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладевают после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложненных задач, как правило, не проявляют.
IV группа (D) – неуспевающие учащиеся, значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях. Достижение учащимися этой группы даже уровня обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу.
С помощью дифференцированных форм учебной деятельности могут быть реализованы следующие цели.
С учащимися группы А и В.
1. Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.
2. Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли математики в жизни, науке, технике.
3. Развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой.
4. Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С учащимися группы С.
1. Создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы.
2. Развитие и закрепление интереса к математике и к учебной деятельности, выполняемой в процессе обучения математике.
3. Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей.
4. Доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С учащимися группы D.
1. Ликвидация пробелов в знаниях и умениях.
2. Пробуждение интереса к предмету путем использования игровых элементов, занимательных и логических задач наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
3. Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных обстоятельствах, воспроизводить изученный материал, решенную задачу.
4. Доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Теоретическое обоснование данной технологии – различения основной массы учащихся по уровню обучаемости – сводится прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.
Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики».
Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:
1) всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
2) взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;
3) неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Школа с уровневой дифференциацией функционирует путем деления учеников на группы по составу, каждая из которых овладевает программным материалом на следующих уровнях: 1 – минимальном (государственный стандарт), 2 – базовом, 3 – вариативном (творческом).
Три варианта дифференциации обучения:
1) комплектование классов с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;
2) внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку (зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся);
3) профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.
На своих уроках я чаще всего использую второй вариант разноуровнего обучения – это внутриклассная дифференциация.
Учитывая уровень знаний, я выделяю в классе три типологические группы учащихся. В первую группу отношу учащихся, знающих программный материал. Они на уроках активны, хорошо владеют приёмами учебного труда, решают почти любые задачи и примеры.
Во вторую группу отношу ребят, имеющих положительное отношение к учению, но слабо владеют приёмами учебного труда. У них есть желание хорошо учиться, однако - многое не получается из-за минимального уровня знаний и умений.
К третьей группе относятся ребята, имеющие отрицательное отношение к учению и не владеющие приёмами учебного труда.
Какова же деятельность учащихся на уроках?
С учащимися первой группы – расширение и углубление знаний, формирования умения решать задачи повышенной трудности, развитие устойчивого интереса к предмету. Развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С учащимися второй группы – ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы. Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать с книгой, самостоятельно работать над задачей.
С учащимися третьей (слабой) группы – ликвидация пробелов в знаниях, умениях.
На своих уроках большое внимание уделяю работе с учебником
Работу с учебником я провожу почти на каждом уроке. Сначала это трудно. Дети прочтут фразу, абзац и не могут выделить главное, уловить смысл прочитанного. Но если работу с учебником вести систематически, то появляются результаты – ребята, особенно сильные, внимательно читают, быстро находят ответы на вопросы. Например, общее задание - прочитать текст учебника, затем, первой и второй группе - составить вопросы к прочитанному, а третьей группе - выучить наизусть определение.
Для развития интереса к учению я предлагаю разноуровневые домашние задания.
При составлении самостоятельных и контрольных работ я учитываю степень сложности заданий. Обычно все варианты по трудности одинаковы, но внутри варианта задачи распределены по нарастанию трудности. Такие задания ставят ученика вначале в равные условия.
Основную роль в любом, не только разноуровневом обучении, отвожу самостоятельным работам.
Например:
1) Самостоятельная работа с предварительным разбором, где даю подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача, а затем задания с усложненными элементами.
2) Решая задачи с последующей проверкой, ученики сначала выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показанному им образцу, при этом я поэтапно выясняю осмысленность решения путем постановки соответствующих вопросов.
3) Со слабыми ребятами самостоятельную работу часто выполняем по заданному алгоритму. Это приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно ориентирует мыслительную деятельность.
Использование современных образовательных технологий на уроках математики.
- составление дифференцированных домашних заданий, контрольных работ, использование на уроках дидактического материала с разноуровневыми заданиями;
- создание условий для возможности роста уровня приобретаемых знаний для каждого ученика.
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления.
Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. В начале урока дети сами, оценивая уровень своей подготовки к уроку, рассаживаются на три ряда: на первом ряду садятся дети, которые выполняют задания повышенной сложности, на втором среднего уровня и на третьем, учащиеся имеющие слабые знания по изучаемой теме. Для каждого ряда составляю карточки разных цветов. В процессе урока, если ученик сделал задания своего уровня, он может сесть на другой ряд и делать задания выше того уровня, который он отработал. Особое место на уроке уделяется проверочной самостоятельной работе. У меня, как у учителя, в течение урока появляется возможность помогать слабому ученику, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
При подготовке к ГИА и ЕГЭ эти уроки наиболее эффективны, так как позволяют учителю видеть, на каком уровне работает каждый ученик, позволяют повысить уровень обученности учащихся. После урока учитель заполняет диагностические карты, которые позволяют наглядно видеть, сколько заданий успел отработать за урок каждый ученик. Разноуровневые уроки провожу после написания краевых диагностических работ с целью повторить, обобщить изученный материал.
Технология применяется и в домашней работе. Я составляю дифференцируемые домашние задания , контрольные работы, зачеты по геометрии тоже содержат разноуровневые задания.
Успешное применение на уроках уровневого обучения – это и залог успешности проблемного обучения
- включение ученика в активную деятельность по решению различных проблем, в поиск нового, помочь ему успешно пройти все этапы этого поиска;
-организовать урок- исследование, урок- открытие, вместо обычного урока;
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
На каждом уроке возможно привлекать учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяю существенные признаки предмета или явления. Например, учащиеся усвоили понятие «прямоугольник» и переходят к изучению квадрата. Необходимо определить понятие «квадрат». На доске рисую несколько квадратов разных по размерам, положению, по цвету. Нужно установить, что общего во всех этих фигурах, дать определение понятия «квадрат». После многократного повторения этот приём закрепляется в сознании школьника как способ определения понятия, как средство познания окружающей действительности.
Основная цель организации оценочных проблемных ситуаций – развитие критического мышления учащихся. Нет такой области жизни, где бы не приходилось оценивать предметы и явления. Умение правильно, критически мыслить необходимо всем людям.
Обычно на уроке учащимся приходится опровергать ложные суждения. В процессе этой работы они должны проявить высокую наблюдательность и путём сопоставления найти ошибку. Такого типа задания сейчас актуальны при подготовке к ГИА.
Как правило, учителя предлагают учащимся задания, в которых ошибки исключаются. В результате у школьников вырабатывается абсолютное доверие сообщениям, указаниям, заданиям. Чтобы этого избежать. Необходимо развивать у школьников способность к анализу, умению находить ошибки и обосновывать их. Прививать школьникам эти навыки надо постепенно: сначала научить определять суждение, в котором имеется ошибка, затем подбирать аргументы, опровергающие ошибки и, наконец, развёрнуто и последовательно строить опровержение. Опровергнуть суждение – значит установить его ложность; приводимый аргумент должен точно соответствовать логическим законам, правилам. Использую различные приемы для поиска ошибок: взаимопроверка, рецензирование и диспут.
Объяснение нового материала является эффективным, если содержание передаваемой информации и форма её подачи обеспечивают необходимую активность учащихся, и от того, как учитель организует объяснение, во многом зависит качество их знаний . Нередко при изучении геометрии параграф начинается сразу с определения или формулировки теоремы, поэтому учителю самому приходится продумывать вводные замечания, связывать данную тему с предыдущей, создавать проблемные ситуации, подыскивать материал, который бы заинтересовал учащихся. Например, урок, посвящённый трапеции, можно начать сразу с определения, а можно начать так:
«Приходилось ли вам слышать слово «трапеция» раньше? Знаете ли вы, что оно означает?
Сегодня на уроке мы узнаем, какая фигура в геометрии называется трапецией и каковы её свойства». А можно начать урок с изображения на доске различных выпуклых четырёхугольников. Среди них известные ребятам четырехугольники :параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб и новый четырёхугольник (трапеция). Учащимся предлагается назвать их и дать определение, а неизвестный четырёхугольник назвать « трапецией» и попросить учащихся дать самим определение (учащиеся должны увидеть параллельность только двух сторон).При проведении зачетов по геометрии часто включаю в тесты задачи требующие высказать истинно или ложно данное утверждение, правило, это очень помогает при подготовке к ГИА т.к. в экзаменационную работу все больше включается заданий где ученики должны установить истинность или ложность суждения.
Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.
Информационно-коммуникационные технологии.
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН. Использую энциклопедические программы из серии: “Открытая математика”, “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” и др.
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.
Уроки- презентации играют важную роль. Они реализуют принципы доступности, наглядности. Они эффективны своей эстетической привлекательностью; между учителем и учеников существует посредник- компьютер, что способствует эффективному взаимодействию. Урок – презентация так же обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. К тому же всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Обычная школьная доска не вмещает всю нужную для урока информацию. Слайд такую возможность реализует.
Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.
Тестовые технологии .
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Часто тестовые задания использую при проведении зачетов по геометрии, алгебре в 5- 11 классах. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. Тематические тесты очень удобно проводить после изучения всей темы. В результате тестирования можно увидеть, на сколько качественно, полно, осознанно ученик овладел материалом.
На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование
умений и навыков учащихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность.
Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.
Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике в составляет 100% как по результатам ЕГЭ, так и по результатам ГИА, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, у слабых учащихся снижается порог тревожности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация и индивидуализация как способ подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике
1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ. 1.1. Тема опыта работы: «Дифференциация и индивидуализация как способ подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике». 1.2. Сведение об автор...
Приемы и способы снижения психологической напряженности у учащихся с ОВЗ в период подготовки и сдачи экзаменов
Данные материалы предназначены для педагогов и воспитателей коррекционных классов, а также родителей учащихся с ОВЗ и самих старшеклассников.Предложенные приемы и упражнения помогут снизить уровень ст...
Методические рекомендации по обучению осознанному чтению текста для успешной подготовки к сдаче ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе
Методические рекомендации по обучению осознанному чтению текста для успешной подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ предполагают подробную работу по плану:Работа с планом текста задачи.Перевод текста в таблицу,...
Психологические аспекты успешной подготовки подростка к сдаче экзаменов.
Психологические аспекты успешной подготовки к сдаче экзаменов....
Составляющие успешной подготовки и сдачи ЕГЭ по обществознанию
Статья о подготовке к ЕГЭ по обществознанию...
«Развитие навыков письменной речи как залог успешной подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ»
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 0; widows: 0 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...
Использование различных методов и приёмов на уроках русского языка и литературы как способ успешной подготовки к итоговой государственной аттестации обучающихся
Учителя на уроках русского языка и литературы для того, чтобы урок был эффективным, чтобы заинтересовал детей, используют различные методы и приёмы. О некоторых методах и приёмах речь идёт в этой стат...
Комментарии
Теоретические сведения об
Теоретические сведения об уровневом обучении, его применение на практике
Теоретические сведения об
Теоретические сведения об уровневом обучении, его применение на практике