Методические рекомендации по организации дифференцированного обучения слабовидящих учащихся
проект на тему

Бурментьева Наталья Викторовна

Наличие, с одной стороны, сложного характера патологических, психологических, физических особенностей детей с тяжёлыми нарушениями зрения, а с другой стороны, необходимость достижения уровня усвоения знаний, умений и навыков в объёме программы общеобразовательных школ этими детьми определяют необходимость осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения слабовидящих.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика Название работы: Методические рекомендации по организации дифференцированного обучения слабовидящих учащихся Автор: Бурментьева Наталья Викторовна, учитель математики ГС(К)ОУ школы-интерната №4 Место выполнения работы: г. Тольятти

Слайд 2

Введение Наличие, с одной стороны, сложного характера патологических, психологических, физических особенностей детей с тяжёлыми нарушениями зрения, а с другой стороны, необходимость достижения уровня усвоения знаний, умений и навыков в объёме программы общеобразовательных школ этими детьми определяют необходимость осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения слабовидящих.

Слайд 3

Что такое дифференциация Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференциацией, а обучение в условиях этого процесса – дифференцированным обучением. (Скаткин)

Слайд 4

Виды дифференциации Внутренняя дифференциация такая организация учебного процесса, при которой учёт индивидуальных особенностей учащихся производится в рамках их обучения в обычных группах. Все они работают по одинаковым программам и пособиям, но учитель использует индивидуальные методы работы, формы и средства обучения Внешняя дифференциация – такая организация учебного процесса, при которой учащиеся объединяются в группы в соответствии с их особенностями, способностями и склонностями. Обучение в этих группах осуществляется по особым программам и учебникам

Слайд 5

Психологические основы дифференцированного обучения Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учёт таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Таковыми могут быть различные физические и психические качества и состояния личности. Кроме того, на учебную деятельность ученика оказывают влияние различные социальные факторы.

Слайд 6

Психологические основы дифференцированного обучения Если сгруппировать различные показатели, то полученная типология будет учитывать: Успеваемость; Действенность интереса к учению (устойчивость интереса плюс прилежание); Уровень познавательной самостоятельности (темп продвижения плюс организованность в учении). Следует заметить, что здесь речь идёт об общих особенностях ученика.

Слайд 7

Дифференцированное обучение слабовидящих детей Внутри одной школы, внутри одного класса можно встретить детей с самыми разными характеристиками зрительной патологии: с разной этиологией заболевания и с разным состоянием зрительных функций – остроты утраченного зрения для дали и для близи, поля зрения, свето- и цветоразличения. А разные зрительные характеристики свидетельствуют о разных зрительных возможностях учащихся одного класса школы для слабовидящих детей.

Слайд 8

Внутриклассная дифференциация По аномальному фактору. Педагог должен выделить группы детей с одинаковыми зрительными возможностями и обеспечить им условия оптимального зрительного восприятия, определить пути и способы дифференциации наглядных методов и средств обучения, а также дифференциацию зрительной работы на уроках.

Слайд 9

Внутриклассная дифференциация Второй важный фактор организации дифференцированного подхода в обучении слабовидящих детей – изучение психологических особенностей психического развития учащихся при наличии тяжёлой зрительной патологии.

Слайд 10

Внутриклассная дифференциация Третий фактор – изучение и учёт типологических индивидуальных различий высшей нервной деятельности этих детей. Четвёртый фактор – уровень обучаемости. Здесь учитываются: работоспособность, индивидуальные особенности, темп продвижения, уровень умственного развития, самостоятельности, отношения к учению. Учёные выделяют три уровня: высокий, средний и низкий.

Слайд 11

Дифферециация учащихся Дифференциация учащихся в учебном процессе носит условный характер, она должна быть подвижной, гибкой, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к аждому ученику и способствовать общей активизации класса.

Слайд 12

Осуществление дифференцированного подхода в процессе обучения предполагает Контроль за развитием учащихся Усвоением ими знаний, формированием умений и навыков Обеспечение оптимальных условий, способствующих максимальному усвоению программного материала данного класса каждым учащимся Использование тифлоприборов и индивидуальных средств коррекции Использование специальной наглядности, дидактического материала и дидактических игр в соответствии со зрительными возможностями каждой группы (имеется в виду острота зрения, поле зрения, свето- и цветоразличение, приверженность к тому или иному шрифту, контрасту, цвету…)

Слайд 13

Источники информации Лекция дистанционных курсов повышения квалификации «Инновационные образовательные технологии обучения детей с ООП» «Дифференциация и индивидуализация обучения детей с особыми образовательными потребностями». Материалы Санкт-Петербургского государственного университета им.Герцена. Т.В.Бубнова, кафедра тифлопедагогики .

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по организации домашнего обучения

рекомендации предназначены для заместителя директора курирующего домашнее обучение и для учителей ведущих данное обучение...

Радость творчества (методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности учащихся на занятиях в изостудии)

Коллективная  художественная  деятельность детей в  школе,  на  занятиях  в  изостудии,  в  разных  кружках,  в  летних  лагерях...

«КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ».

С развитием оптики, медицины, с появлением технических средств помощи выдвигается иное требование: зрение, как бы оно не было мало, должно разумно использоваться при наличии необходимых условий. Оно д...

Методические рекомендации по организации индивидуальной работы с учащимися и родителями.

Забота воспитателя о создании в отделении благотворной среды для формирования личности каждого ребенка с педагогическим проектированием, обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с пои...

Использование учебно-методических материалов для организации дифференцированного обучения математике

В статье автор делает попытку представить элементы системы обучения, которая помогает достигать учебных достижений обучающихся....

Методические рекомендации по организации внутрифирменного обучения педагогов

Методическая разработка содержит методические рекомендации по организации внутрифирменного обучения педагогов. Методические рекомендации могут использоваться в работе методических объединений педагого...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...