Конспект интегрированного урока в 7 классе по ознакомлению с окружающим, музыке, на тему: «Зима»
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Ельцова Ирина Александровна

Конспект интегрированного занятия в 7 классе по ознакомлению с окружающим, музыке,  на  тему: «Зима» для детей с умеренной умственной отсталостью.Цель интеграции: коррекция психофизических процессов и психоэмоционального состояния  средствами игротерапии и музыкотерапии.Использованы разные методы и приёмы: словесные и наглядные.В занятие включены разные виды деятельности детей:коммуникативная, игоровая, музыкально-художественная.Главная цель занятия- обобщить и систематизировать знания об изменениях в живой и неживой природе зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_zima.zip39.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение

Детский дом – интернат

«Южное Бутово»

Конспект интегрированного урока

в 7 классе

по ознакомлению с окружающим, музыке,

на  тему: «Зима»

                                                                               

                                                                                учитель – дефектолог

                                                                                Ельцова И.А.,                          

                                                                                музыкальный руководитель

                                                                                Громова Е.В

г. Москва 2014г.

Интегрированный урок

«Зима»

Цель: Обобщить и систематизировать знания об изменениях в живой и неживой природе зимой.

Задачи:

Образовательные:        

 - систематизировать знания, представления о признаках и приметах зимы, о  зимних природных   явлениях;

 - закрепить знания о животном и растительном мире зимой;

 -продолжать учить  образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

-продолжать учить составлять простые распространенные предложения с опорой на картинку.

- совершенствовать игру на простейших детских музыкальных инструментах;

Коррекционно-развивающие: 

- корригировать представления о зиме;

-развивать устную диалогическую речь в процессе ответов на вопросы о зиме;

- активизировать пассивный словарь детей по теме «Зима»;

- развивать логическое мышление посредством разгадывания загадок о зиме;

-развивать зрительное и слуховое восприятие при составлении предложений по сюжетной картинке; развивать мелкую моторику в процессе выполнения пальчиковой гимнастики;

- развивать пространственное восприятие в ходе выполнения инструкций педагога;                                                                                      

 - развивать музыкальное (восприятие музыкального темпа, ритма, и т.п. )

-развивать мелодико-интонационноционной, просодическую стороны речи;

-стимулировать,  развивать речь и двигательную память  при помощи движений;

Воспитательные:

-воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам и животным зимой.

-Воспитывать эстетическое чувство красоты зимней природы в литературных, музыкальных и художественных произведениях.

Предварительная работа:  чтение художественных произведений о зиме; заучивание стихов о зиме, выполнение лексических упражнений по подбору эпитетов; наблюдение за признаками зимы  во время прогулок;  экскурсия в парк; рассматривание иллюстраций, репродукций о зиме; знакомство детей с ритмодекламацией.

 Оборудование. Слайды о зиме, предметные и сюжетные картинки, запись музыки П.И.Чайковского, симфония №1 ,магнитная доска, снежинки, снежки, музыкальные инструменты, музыкальный центр, DVD-диски с аудиозаписями, декорации в зале в соответствии с темой «Зима».  

Ход занятия

I.Организационный момент и эмоциональный настрой на занятие.

 (звучит негромкая музыка Чайковского, симфония №1, дети заходят в зал)

Дефектолог: Здравствуйте, ребята! (дети отвечают под музыку)

-Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети:- Здравствуйте!

-Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. А затем повернитесь и подарите  свои улыбки гостям, и мы начнем занятие.  

II. Сообщение целей и задач.                                                                                              - Угадайте, о чём мы сегодня будем говорить?                                                      Запорошила дорожки,                                                                                         Разукрасила  окошки,                                                                                           Радость детям подарила                                                                                                          И на санках прокатила.                                                                                                     Д: О зиме.                                                                                                                          Дефектолог:

-Да, сегодня мы поговорим с вами о зиме, о прекрасном времени года. О признаках  зимы, о тех  изменениях, которые происходят в жизни  животных, растений.

 (сюрпризный  момент: стук в дверь, приносят посылку)

- Ребята, а я получила посылку, но посылка необычная. Я предлагаю открыть ее и посмотреть, что мне прислали. Здесь какой-то снежок и зеркала. Есть еще записка. Прочту-ка я ее, а вы послушайте: «Дорогие дети! Вам пишет Снеговик. Я знаю, что вы добрые и смелые. Я попал в беду. Помогите мне. Вы найдете меня в зимнем лесу, если выполните все задания. Добраться  вам помогут  волшебные зеркала, а дорогу покажет снежок».

 - Ребята, поможем снеговику?

-Да поможем!                                                                                                                    

- Что произошло? Снеговик рассказывает, что во время метели он потерялся в зимнем лесу.                                                                                                                  - Тогда отправляемся в путешествие в зимний лес, чтобы .найти Снеговика.

- Давайте посмотрим в зеркала. Сейчас мы узнаем, что из этого получится:

Мы в зеркалах отразились

                                            Три раза покружились

                                  В волшебной сказке очутились (звучит музыка)

III. Введение в тему и актуализация знаний.

 Дефектолог: Ой, как в этой сказке холодно. Положите зеркала на стол. Надо согреться. Становитесь в круг. Будем играть.

Игровое упражнение, «Какое слово отличается от других?» (лишнее слово выделяется аккордом)

-Какое слово отличается от других?

снежинка, пушинка, пушинка, пушинка;

банки, банки, санки, банки;

йод, йод, йод, лед;

лужа, лужа, стужа, лужа;

корка, горка, корка, корка;

дом, дом, ком, дом;

пуховик, снеговик, пуховик, пуховик;

-Согрелись?

-Нет.

-Наверное, нам стоит одеться по-другому?

- Выберите предметные картинки с изображением одежды и обуви, которые понадобятся нам для зимней прогулки  и назовите их (дети выбирают одежду и обувь под быструю музыку и называют её)

 -Очень хорошо, оделись по-зимнему, мы можем отправиться дальше в зимний лес.

Музыкальный руководитель:

-Зима украсила лес сугробами. Ветви деревьев укрыты пушистым снежным покрывалом, снежинки сверкают в лучах солнца будто серебро.

- Давайте исполним с помощью музыкальных инструментов волшебную музыку зимы. Вы будете музыкантами, а я буду - вашим дирижером. Каждый инструмент имеет свое звучание. Следите  внимательно за дирижерской палочкой (игра на музыкальных инструментах)

 Творческое музицирование «Волшебная музыка зимы».

 - Давайте становитесь на лыжи, чтобы быстрей очутиться в зимнем лесу (дети под музыку имитируют движения на лыжах)

IV. Основная часть (путешествие)

-Вы оказались в зимнем лесу, в настоящей зимней сказке. Оглянитесь кругом, как здесь красиво, необычно, давайте полюбуемся.

- Но снеговика здесь не видно. Ищите Снеговика. Наш снежок ведет к «Большой поляне», если их пройти к Большой поляне  - найдем Снеговика!

Вот и первая станция: “Большая поляна”.

Беседа и презентация по теме «Зима в лесу» (в ходе беседы выделять правильные ответы высокой нотой, а неточные или неверный низкими нотами)

-Какое время года изображено? (зима)

-Вы, ребята, знаете  какая бывает  зима? (Снежная, белая, мягкая, легкая, сказочная, красивая, вьюжная, морозная, суровая, затяжная, серебристая)

-Как вы догадались? (снег кругом, белым-бело)

-Если зима морозная, то, что приносит с собой? (мороз)

- Если зима ветреная, то, что  приносит с собой? (ветер)

-Какой бывает ветер? (холодный, морозный, сильный, зимний, снежный)

-Если зима вьюжная, то, что  приносит с собой?  (вьюгу) 

-Прислушайтесь, и услышите, как завывает зимний ветер. Началась метель. Снежинки красиво кружатся в воздухе, разлетаются в разные стороны.

Мы приблизились ко второй  станции – «Снежная»

На  этой станции мы поиграем в игру «Снегопад». 

Дидактическая игра «Снегопад».

- Посмотрите, сколько у меня картинок: они о зиме и о других временах года. Надо закрыть снежинками те картинки, которые не о зиме. У нас с вами получится снегопад!

-Ребята, а что такое снегопад? (Это продолжительное интенсивное  выпадение снега из облаков.)

Дети закрывают снежинками картинки, которые не относятся к теме «Зима» и комментируют:

- Зимой нельзя собирать грибы. Зимой нет проталин.

-Как вы понимаете, что такое проталины? (вытаявшая земля)

-Зимой нельзя кататься на велосипеде. Зимой не ловят бабочек.

-Вот какой у нас получился снегопад. Снежинки закрыли все лишние картинки. Теперь посмотрите на картинки о зиме и составьте предложения по этим картинкам. Каждое предложение начинайте со слова «Зимой»:

Зимой все покрыто снегом.

Зимой дует холодный ветер.

Зимой день короче, а ночь длиннее.

Зимой прилетают снегири.

Зимой люди надевают теплую одежду.

Зимой дети кормят птиц.

Зимой дети лепят снеговика.

 -Вот не зря зима пришла

  И картинки принесла.
 Вы красиво говорите!
 О зиме все расскажите!

Дети  исполняют ритмодекламацию «К нам пришла зима» (автор Герче):

-Посмотрите, я из снега слепила снежок. А для чего дети  лепят зимой снежки? (чтобы играть)

 -Какие знаете зимние развлечения? (ответы детей: катание на санках, на лыжах, на коньках, игры в снежки, снежные постройки, ледяные горки)

 -Дети, поиграйте со мной: я буду кидать вам снежок с обычным словом, а вы мне возвращать снежок с ласковым словом:

Игра «Назови ласково» 

Зима - зимушка

Снег - снежок

Снежинка - снежиночка

 Мороз - морозик

 Сугроб - сугробик

 Ветер - ветерок

 Лед -  ледок

  Холод - холодок

-Молодцы!

-Сколько месяцев длится зима? (три)

-Назовите эти месяцы (дети называют)

-А какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь)

-А какой самый из них весёлый? (январь, потому что отмечаем Новый год, Рождество)

-А какой самый холодный? (февраль)

-Кому холоднее всего в лесу? (животным)

 Следующая третья  станция «Опушка леса»

-Как дикие животные подготовились к зиме? (поменяли шубку заяц и белка; сделали запасы еж и белка; много ел, а теперь спит в берлоге медведь)

-Кого сейчас в лесу можно встретить? (дети называют)

-Правильно, и очень много других зверей.

-А кому в лесу трудно зиму проводить, расскажет кто-нибудь из вас, а мы угадаем, про кого идет описание.

Игра «Угадай по описанию» (рассказывает один ребенок, другие угадывают)

Описание первое.

«Я  зверь небольшой,  и  каждый  меня  знает, летом моя шкурка серая, а зимой белая. Зимой я питаюсь корой деревьев, возле дерева часто поднимаюсь на задние лапы, чтобы достать кору понежнее. Чаще всего грызу  молодые осинки, берёзки, бегаю на берег реки, чтобы полакомиться мягкой корой ивы. Я легко передвигается по глубокому снегу.

- Кто это? (Ответ:  заяц)

- Где сидит заяц? (Д: Заяц сидит под берёзой)

Описание второе

  «Я небольшой  зверек  с  большим  пушистым  хвостом,  на  зиму  надеваю серую  шубку.  Гнездо  строю  в  дуплах  деревьев.  К  зиме  делаю  припасы,  питаюсь  орехами, грибами,  которые  насушила  летом и  осенью»

(Ответ:  белка)

-Найдите белку и скажите, где она спряталась? (Ответ: белка)

 (Дети: Белка выглядывает из дупла)  

Описание третье

«  У  меня  на  голове  черная шапочка,  спинка,  крылья  и  хвост  темные,  а грудка ярко-желтая, будто  в  желтый  жилетик  нарядилась.  Летом  я  питаюсь  жучками,  червячками,  а  зимой ем  все:  и  разные  зернышки,  и крошки хлеба,  и  вареные  овощи, Но  особенно  я  люблю  несоленое  сало.

 -Догадались  кто  это?» (Ответ:  синица)

-Посмотрите вокруг и скажите полным предложением, где находится синица? (Д: Синица сидит на ветке рябины)

-А какие ещё птицы остаются зимовать, вы их видели не только  в лесу, но и в городе? (снегири, дятлы, голуби, воробьи, вороны)

-Да, верно вы назвали зимующих  птиц, а одна из птиц,  может отбирать у других еду, например у голубя, она проворная  и очень мудрая птица.

 -Кто догадался, как её зовут? (Дети : Это Ворона)

Она живет до 300 лет и с ней связано много народных примет.
- Например, купаются они - к ненастью, каркают всей стаей – к морозу. Если вороны зимой устраивают в небе хороводы – быть снегопаду, садятся на землю – жди оттепели, а увидишь ворон на нижних ветвях деревьев, значит, скоро подымется ветер. Как правило, эти приметы очень верны, поскольку ворона – одна из самых чутких и смышленых птиц.

Дефектолог: В лесу тишина. Кажется, что жизнь в нем замерла до будущей весны. Лишь изредка раздается сухое потрескивание замороженных сучьев.
- Посмотрите и назовите, какие разные деревья  стоят в лесу (рябина,  берёза, ели)

- Но к зиме деревья готовятся по-разному.
- Как изменились с приходом зимы лиственные деревья? (сбросили листву)
- Как изменились с приходом зимы хвойные деревья? (остались зелеными, кроме лиственницы)

- Ну что ж, путешествие проходит отлично, отправляемся к четвертой станции

«Угадай-ка»

Дефектолог: О каких приметах идёт речь в стихах?

Если ночь морозная, тихая и звёздная,

Дым из труб идёт столбом,

Значит, ясно будет днём.

(Если морозной ночью, дым идет вверх, то следующий день будет ясным)

Дефектолог:          

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга - жди метели.

(Если на улице тепло, южный ветер и идет мелкий снег, то будет метель)          

Музыкальный руководитель: «Музыкальная метель»

-Вы знаете,  прямо сейчас можно устроить музыкальную метель, белую кутерьму  (дети под музыку ритмическими  движениями изображают  метель)

 Дефектолог: Вы очень хорошо изобразили метель движениями рук и   музыкой .                                                                                                                              - Метель нас закружила и мы вышли из леса.

-А где снеговик? (Но снеговика здесь не видно)

-Посмотрите-ка, здесь ещё  конверт, да не  простой, волшебный. Чтобы его открыть надо каждому отгадать зимнюю загадку. Отвечают не все вместе, а по одному.

-Кто самый смелый выходи!

Дефектолог загадывает зимние загадки:

Он пушистый, серебристый,        

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. ( Д: Снег.)

Все зимой его боятся

Больно может он кусаться

Прячьте уши, щёки, нос

Ведь на улице... ( Д: Мороз.)

Вот идёт зима в наш город

Снег несёт с собой и ... ( Д: Холод.)

Солнышко пригрело, всю морковку съело. ( Д: Сосулька.)

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан... ( Д: Иней.)

Где стоит высокий столб

Намело большой...( Д: Сугроб.)

Холодный, большой. Кто я такой? ( Д: Снеговик.)

- Мы пришли за снежком прямо на полянку, отгадали зимние загадки, а теперь откроем  конверт. Что там, посмотрим?

-Посмотрите вот беда, снеговик рассыпался, наверно от сильного ветра. Что же делать? (Его надо слепить)

Упражнение «Собери снеговика».

 Дефектолог:             Снеговика мы все лепили,

                                     И ничего не позабыли.

                                     Сначала ком большой скатали

                                     И плотно этот ком прижали.

                                     Второй ком меньше был размером.

                                     На первый он уселся смело.        

                                     Мы голову слепить не прочь,

                                     Ну как же другу не помочь?  

(Дети все вместе собирают снеговика)

Дефектолог:

 -Какой красивый снеговик! Метель его рассыпала, а мы помогли ему: нашли его и собрали. Он очень рад.

-Нам пора возвращаться домой из зимнего леса. Все задания мы выполнили правильно и помогли снеговику. А помогут нам вернуться назад волшебные зеркала.

Возьмите их:               Мы в зеркалах отразились,

                                     Три раза покружились,

                                     Перенесите нас зеркала

                                     Обратно в детский дом. 

V. Итог. Рефлексия.

-Скажите, понравилась ли вам прогулка по зимнему лесу?                                              - О каких признаках зимы мы говорили?    

- Назовите зимующих птиц.

-Какие животные меняют свой наряд зимой?

-Кто из зверей спит зимой?

- Вы очень хорошо выполняли задания! Молодцы!                                                                                                                     - А какое настроение у вас после прогулки по зимнему лесу?                                                                                                              
- Веселое, радостное, солнечное.                                                                                - Давайте подарим наше настроение другим (дети сдувают настроение с ладошки), звучит негромкая музыка Чайковского  

Литература:

1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. М., 2006.

2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 528 с.

3.Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) / под. ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа, 1992.

5.Электронное пособие « Времена года», Наглядно- дидактический материал для занятий по ознакомлению с окружающим миром  и развитие речи, М.: издательство «Учитель», 2011.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Конспект интегрированного урока по английскому языку и окружающему миру

 Интегрированный урок по английскому языку в 3 классе(учебное пособие «English Together 2») и окружающему миру(Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова «Окружающий мир»,3 класс) по теме: «Растения-жи...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ»

Занятие ставит следующие цели: Закрепить знания о характерных признаках осени, закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи....

КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Признаки осени»

Цель: обобщить материал по теме, сформировать представление о признаках осени, жизни животных в осенний период.Задачи:Образовательные: дать представление о характерных признаках осени в неживой ...

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе  по теме «Охрана животного мира»...

конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим "Животный мир зимой"

Данный конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия составлен для воспитанника среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящегося на индивидуально-диффе...

Конспект интегрированного урока по физической культуре и окружающей среде во 2 классе «Русские народные игры как средство повышения двигательной активности»

Цель урока: способствовать повышению двигательной активности учащихся через применение русских народных игр.Задачи урока:развитие основных двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых, коо...