Проект "Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации"
проект по теме

Бологова Светлана Сергеевна

Государственные требования к структуре общеобразовательных программ дошкольного образования определяют игровую деятельность в качестве основной формы работы с дошкольниками.

Многообразие игр, представленных в методической и практической литературе, позволяют сделать воспитательно-образовательный процесс интересным, содержательным, практически направленным.

Наш интерес представляют игры с песком и водой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx263.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Центр развития ребенка - детский сад № 501 «Медвежонок»

 Октябрьского района

ПРОЕКТ:

Автор проекта: Бологова Светлана Сергеевна,

Воспитатель специализированной группы

Новосибирск – 2013 г.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Часто руки знают, как решить загадку,

с которой интеллект боролся напрасно.

К.Г.Юнг

Государственные требования к структуре общеобразовательных программ дошкольного образования определяют игровую деятельность в качестве основной формы работы с дошкольниками.

Многообразие игр, представленных в методической и практической литературе, позволяют сделать воспитательно-образовательный процесс интересным, содержательным, практически направленным.

Наш интерес представляют игры с песком и водой. Этому есть несколько объяснений:

  • Действия с песком и водой – одна из форм предметно-практической, игровой и продуктивной деятельности дошкольника.
  • Игры с песком и водой позволяют расслабить мышцы и привести руки в “рабочее состояние”.
  • В процессе игр с песком и водой развивается “ручной интеллект”.
  • В играх с песком и водой не требуется значительных пространственных перемещений ребенка.
  • Игры с песком и водой можно проводить в течение всего года.

Игры с песком и водой позволяют глубже познакомиться со свойствами предметов окружающего мира, формируют начальные математические представления (больше – меньше, полный – пустой, легкий – тяжелый) и учат слаженной работе глаз и рук. Именно поэтому игры с песком и водой так важны для развития любого ребенка.

Наши дети – “особые”, это дети с нарушениями слуха (дети после кохлеарной имплантации (КИ)), которые нуждаются в особом подходе и даже в старшем дошкольном возрасте с трудом овладевают несложными действиями с песком и водой. Причина кроется в том, что они самостоятельно не находят тех закономерностей, о которых сказано выше.

Как правило, движения ребенка не скоординированы, отсутствует контроль глаз за действиями рук, тактильно – двигательное чувство не развито, плохо развита мелкая моторика рук и т. д.

Часто дети с нарушениями слуха (дети после КИ) затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Эти особенности развития мешают детям без труда овладеть таким, казалось бы, простым занятием, как игры с песком и водой. Отсюда следует вывод о том, играть с песком надо учить!

Несмотря на все вышеизложенные трудности, дети с нарушениями слуха (дети после КИ) очень любят играть с песком и водой. Именно поэтому мы предприняли попытку использовать игры – занятия с песком и водой в качестве дополнительного методического приема.

Использование игр с песком и водой в работе с дошкольниками после КИ  позволяет реализовать следующие задачи:

  • Развитие ручной моторики (движений рук, хватательных действий, движений кистей рук, мышечных усилий, дифференцированных движений пальцев рук, зрительно-моторной координации, согласованности действий обеих рук).
  • Формирование предметно-практических и игровых действий.
  • Развитие познавательной активности детей, интереса и активности в деятельности, навыков взаимодействия со взрослыми.

Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Мы стараемся следовать времени и ищем новые пути обучения и воспитания дошкольников, применяя в своей работе современные образовательные технологии.

Для эффективного познания окружающего мира мы используем такую форму работы, как опытно-исследовательская. В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами, стремясь узнать что-то новое. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, они стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п.

Наблюдение за предметами и явлениями в ходе опытов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.

Играя с песком, ребенок раскрепощается, освобождается от фиксации на своем дефекте, так как он увлечен действием и игрой, а песок обладает релаксационным действием. На занятиях включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Проект «Экспериментальная деятельность детей  дошкольного возраста после КИ» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста после КИ. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация».

Данный проект адресован воспитателям, психологам, педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста после КИ и с детьми с ОВЗ, родителям. Данный проект рассчитан на один год. Предлагаемая стоимость проекта ….

ОПИСАНИЕ  УЧРЕЖДЕНИЯ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка города Новосибирска -  «Детский сад № 501 комбинированного вида «Медвежонок», сдано в эксплуатацию в декабре 1990 года.

Лицензия: регистрационный № 4214  серия  А  № 328551 от 11.09.2009 г.

Свидетельство о государственной аккредитации:  регистрационный № 4520 серия  54 АБ № 000039 от 27.11.2009 г.

Заведующая:Теркулова Ольга Петровна, Почётный работник общего образования РФ.

Педагогический состав:

- с высшей  квалификационной  категорией – 3 человека

- с первой  квалификационной  категорией – 21 человек

- со второй  квалификационной  категорией – 1 человек

Образовательный уровень:

- высшее педагогическое образование  – 22

  • средне – специальное педагогическое образование  – 13
  • Почетный работник общего образования РФ- 1 человек

В детском саду  312 воспитанников на 14 групп в возрасте от 1,6  до 7 лет, из них 17 детей с нарушениями слуха.

Функционирует: 8 групп общеразвивающих; 4  логопедических группы; 2  специализированные группы для слабослышащих детей и детей после КИ.        

В качестве ведущих направлений создания и совершенствования развивающей среды являются:

  • выполнение требований санитарно-эпидемологической службы;
  • создание полноценной социальной среды развития ребенка, условий для разновозрастного взаимодействия между детьми и общения со взрослыми;
  • создание «домашних» уголков;
  • выделение и оснащение специальных помещений для разных видов детской деятельности;
  • создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей;
  • оборудование и использование участка, позволяющее организовать разнообразные формы педагогической работы с детьми и способствующие проявлению разных видов активности;
  • полифункциональное использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребенка;
  • создание музыкальной среды;

Наряду с имеющимися типовыми помещениями в детском саду (музыкальный и спортивный залы, бассейн) выделены и оснащены оборудованием специальные помещения для разных видов деятельности: изостудия, кабинет познавательного цикла, кабинет психологической разгрузки в сочетании с игровой сенсорной комнатой,  сурдокабинет, кабинеты логопедов, зимний сад, малая тренажерная комната. Эстетика интерьеров, пособий, выделение и оснащение специальных помещений для разнообразных видов деятельности является одним из условий для полноценного раскрытия возможностей и развития способностей детей. Соблюдение принципов построения развивающей среды обеспечивает высокий уровень личностного, интеллектуального и эмоционального развития каждого ребенка (выделены и оборудованы центры для игр, занятий и отдыха; разнообразие игр и игрушек, дидактических пособий, в т.ч. оригинальной конструкции для интеллектуального, сенсорного развития и других видов деятельности; соответствие возрасту детей и учитывается индивидуальный подход к каждому ребенку).

Основная цель концепции развития ДОУ:

Помочь ребенку в его развитии, расширить для него окружающий мир, помочь развить свои возможности (в зоне ближайшего развития) и создать условия для дальнейшего успешного развития.

Задачи:

  1. Совершенствовать работу по охране и укреплению здоровья детей посредством оптимизации закаливающих процедур и двигательной активности;
  2. Повысить качество взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников на основе включения в совместную творческую деятельность;
  3. Обогатить предметно-развивающую среду с учетом образовательной программы ДОУ, социального заказа семьи, индивидуальных особенностей развития и интересов детей.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

 В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и  сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Инновационная  политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации  и неповторимости педагогического воздействия на ребенка, усиления позиции родителей – участников данного воздействия. Педагоги дошкольных учреждений ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные составляющие гуманистического подхода. Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В.П.Бедерханова, О.С.Газман, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров), связан с пониманием воспитания как совместной деятельности детей и взрослых.

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.

Одной из таких технологий является метод проектов, который  в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. В условиях модернизации современной системы образования и осознания возросшей роли инновационной деятельности, педагогический коллектив МКДОУ ЦРР - «Детский сад «Медвежонок»  стремится к обновлению содержания, достижению нового качества образования на основе внедрения инноваций  по приоритетным направлениям деятельности, обозначенным в Программе развития дошкольного учреждения.

Мощным инструментом содействия педагогам в профессиональном росте, воспитанникам в успешном освоении требований государственного образовательного стандарта, родителям в осуществлении активного участия в воспитательно-образовательном процессе является инновационный проект  «Цветущий детский сад» (срок реализации 2008 – 2013г.г.), в рамках которого педагогами дошкольного учреждения реализуются  16 мини-проектов различной направленности, но имеющими общий стрежень – социальную значимость конкретных мероприятий, составляющих сущность проекта.

Каждый мини проект рассчитан на определенный возраст дошкольника и реализуется в течение учебного года. В 2012-2013 учебном году в специализированной группе для детей после КИ был реализован проект  «Песочные сказочки, мокрые загадочки».

Ведущим познавательным процессом для данной категории детей  является восприятие (зрительное, тактильное, слуховое). Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Восприятие мира ребенком с нарушениями слуха (детьми после КИ) идет через мимику, чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.  Как показывает практика, если ребенка не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

        Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать детей с нарушениями слуха (детей после КИ) к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной  деятельности.

        Для этого необходим системный подход, позволяющий   ежедневно включать ребенка  в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий.

        Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.        Для того чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

        Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми после КИ.

Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира. Формирование обследовательских действий  происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации  была создана  нестандартная предметно – развивающая среда.  

Реализация такого подхода к развитию восприятия детей с нарушениями слуха (после КИ) позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности.  Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.

Данный материал позволяет  вести целенаправленную работу  по формированию у детей с нарушениями слуха (после КИ) элементарных обследовательских действий как условия восприятия  окружающего мира. Он может быть использован так же  логопедами, психологами и педагогами, работающими с детьми с ОВЗ.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, воспитание любознательности и интереса к окружающему миру.

Задачи проекта:

  • Развивать познавательно-речевую активность детей, через проведение элементарных опытов с песком и водой.
  • Развивать ручную моторику (движений рук, хватательных действий, движений кистей рук, мышечных усилий, дифференцированных движений пальцев рук, зрительно-моторной координации, согласованности действий обеих рук)
  • Формировать предметно-практические и игровые действия
  • Развивать уверенность в себе.
  • Гармонизировать эмоциональное состояние.
  • Способствовать развитию детского коллектива и навыков взаимодействия со взрослым
  • Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, доброжелательное отношение к сверстникам.
  • Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
  • Развивать творчество и креативность участников проекта;

Помогая дошкольникам овладевать игровыми умениями, необходимо руководствоваться следующими принципами организации  игры в детском саду:

Первый принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции “играющего партнёра”, “умеющего интересно играть”, умеющего строить игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.

Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

Задача педагога: сформировать у ребёнка с нарушениями слуха (после КИ) умения развёртывать условные сюжетные действия с игрушкой, предметом заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-взрослым, а затем сверстником.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

- работа с детьми:

1.Чтение и рассматривание  художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).

2.Проведение  игр с песком, водой.

3.Проведение игровых занятий.

4. Пополнение  предметно - развивающей среды группы;

5. Опытно – экспериментальная деятельность.

- работа с родителями:

1 Подбор художественной литературы;

2. Изготовление макета «Мойдодыр», «Аквариум»;

3.Выполнение творческих заданий;

4. Совместная опытно – экспериментальная деятельность;

5. Консультации

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация проекта будет проходить в четыре этапа:

Информационный этап:

  • Подбор литературы по тематике;
  • Подготовка курса лекций и бесед по проблемам детского экспериментирования с детьми с нарушениями слуха (после КИ);
  • Просветительская работа со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.

Подготовительный этап:

  • Подготовка атрибутов для игр, занятий;
  • Беседы с детьми для выявления знаний детей о песке и воде;
  • Разработка перспективных планов по детскому экспериментированию с детьми с нарушениями слуха;
  • Определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;
  • Составление картотеки «Игры с песком и водой»;
  • Разработка консультаций для родителей, имеющих детей с нарушениями слуха (после КИ)  по развитию умения экспериментировать.

Развивающий этап:

  • Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по экспериментированию специалистами и воспитателями (по индивидуальному плану);
  • Организация мероприятий по социализации, адаптации и интеграции детей с нарушениями слуха;
  • Организация различных мероприятий по созданию развивающей среды для детей с нарушениями слуха (после КИ), с включением в ее всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (воспитатели, администрация, узкие специалисты, родители и др.).

Организационный этап:

  • Организация проведения открытых занятий, выставок, координация работы клуба родителей.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

В данном проекте  представлены:

  • перспективный план работы на учебный год;
  • сборник  игровых занятий;
  • опыты с песком и водой
  • иллюстрированный альбом «Водичка, водичка»;
  • консультации для родителей и педагогов по проведению игровых занятий и опытно – исследовательской деятельности с детьми с нарушениями слуха (после КИ).
  • фотографии макетов  «Мойдодыр», «Аквариум».

Срок реализации проекта: сентябрь – май.

Участники проекта: воспитатели, узкие специалисты, дети, родители.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 «Песочные сказочки, мокрые загадочки»

Сентябрь

Цель:

- Формировать знания  о свойствах сухого и влажного песка;                  

- Познакомить детей со свойствами воды

Задачи:

  • Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
  • Развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
  • Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности;
  • Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
  • Развивать пассивный и активный словарь;
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Про маленькую капельку», знакомство детей со свойствами воды.

2

Коммуникация

- подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки);

- заучивание потешки «Водичка, водичка»;

- рассматривание иллюстраций

3

Социализация

- игра с водой «Водичка, водичка»

- игра с песком «Печем печенье» 

Приложение 3

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования

5

Работа с родителями

- пополнение уголка детского экспериментирования

- консультация «Игры  с водой и песком. Это интересно!»;

- изготовление буклета «Песочные сказочки, мокрые загадочки»

Приложение 7

Октябрь

Цель:

- Закрепить  знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

- Познакомить  детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

Задачи:

  • Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
  • Развивать фантазию, творческие способности.
  • Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
  • Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
  • Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
  • Воспитывать  положительное отношение к персонажу.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Отпечатки наших рук», знакомство детей со свойствами влажного песка.

2

Коммуникация

- коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)

3

Социализация

- игра «Что как плавает»;

- игра «Чудо пекарь»:

- игра «Разливаем суп»

Приложение 6

Приложение 2

4

Предметно – развивающая среда

пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности

5

Работа с родителями

- изготовление дидактической игрушки «Мойдодыр»»

- консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»

Приложение 1

Приложение 9

Ноябрь

Цель:

- Закрепить  знания детей о свойствах воды и песка

 - Формировать  у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

Задачи:

  • Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
  • Учить детей действовать с природным материалом.
  • Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук,        координацию движений.
  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность

 «В гости к мышке»

2

Коммуникация

- заучивание «По ровненькой дорожке шагают наши ножки»

3

Социализация

- игра «Найди шарик»;

- игра «Песочная картина»

Приложение 3

Приложение 6

4

Предметно – развивающая среда

изготовление картотеки игр с водой и песком.

5

Работа с родителями

- изготовление макета аквариума

- консультация «Как играть дома с песком»

Приложение 11

Декабрь

Цель:

- Закрепить   знания детей о свойстве песка - удерживать воду.

- Формировать  представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.

Задачи:

  • Развивать фантазию, творческие способности.
  • Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
  • Приучать  называть основные цвета.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Речка и ручеек»

2

Коммуникация

- чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица»

3

Социализация

- игра «Водяная мельница»;

- игра «Разноцветная водичка»

Приложение 2

4

Предметно – развивающая среда

- изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы», «Цветная вода»

- консультация «Лед – это тоже вода»

Приложение 12

Приложение 7

5

Работа с родителями

фотовыставка  «Песочные  сказочки, мокрые загадочки»

Январь

Цель:

 - Закрепить  знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

- Дать   представление о свойстве снега превращаться в воду.

Задачи: 

  • Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).
  • Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
  • Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
  • Воспитывать заботливое отношение к животным.
  • Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными  материалами.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у детей»

2

Коммуникация

- разучивание: речевое упражнение с движением  «Снеговик»

3

Социализация

- игра «Круги на воде»;

- игра «Вода из снега»;

- игра «Норка для зверушек»

Приложение 2

Приложение 6

4

Предметно – развивающая среда

- подборка художественной литературы  (сказки, песни, загадки, прибаутки)

5

Работа с родителями

- совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку»

- консультация «Игры  с водой и песком. Это интересно!»

Приложение 8

Февраль

Цель:

- Учить  детей выкладывать форму из влажного песка.

- Дать  представление о свойстве воды превращаться в лёд.

Задачи: 

  • Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
  • Развивать общую моторику рук, координацию движений.
  • Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
  • Формировать умение называть основные цвета.
  • Воспитывать положительное отношение персонажу.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки»

2

Коммуникация

- разучивание «Я пеку, пеку, пеку»

3

Социализация

- игра «Какая разная вода»;

- игра «Печем печенье»

- игра «Горки для козлят»

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования (пасочки, лейки, сачки и т.д.), а так же самостоятельное изготовление оборудования из подручных материалов

Приложение 5

5

Работа с родителями

- изготовление  сборника игр для мам и пап   «Сыпь песок, лей водичку»

Приложение 7

Март

Цель: 

- Закрепить    умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

 - Дать  понятие о свойствах и качествах льда.

Задачи: 

  • Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить  умение пользоваться ситом.
  • Развивать  общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
  • Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Бусы для Мишки»

Приложение 4

2

Коммуникация

- разучивание  «Мишка косолапый»

3

Социализация

- игры детей с песком

«Лисичка в гостях у ребят»

- праздник воды и песка

«Песчаные человечки»

Приложение 6

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования

5

Работа с родителями

- пополнение уголка детского экспериментирования

- консультация «Кидаем в воду все подряд!»

Апрель

Цель: 

- Продолжать  учить детей выкладывать формы из влажного песка.

- Формировать  у детей умение называть температуру воды

Задачи:

  • Приучать детей договаривать слова знакомой сказки
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  • Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
  • Упражнять  в назывании предметов одежды, белья.
  • Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
  • Воспитывать  интерес к трудовым действиям взрослых.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Постираем кукле платье»

2

Коммуникация

- чтение знакомых сказок

3

Социализация

- игра «Чудо пекарь»;

- игра «Ловим шарики»;

- игра «Водяная мельница»

Приложение 6

Приложение 2

4

Предметно – развивающая среда

- выпуск фотоальбома

«Ах, водичка, эх песочек»;

- пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает»

5

Работа с родителями

- выпуск альбома «Замки на песке», «Волшебный песок»

Май

Цель: 

- Закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка.

- Закрепить   умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».

Задачи:

  • Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
  • Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу.
  • Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
  • Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
  • Воспитывать культурно- гигиенические навыки,  поведения.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Найди бусинки»

2

Коммуникация

- игры на мелкую моторику рук

3

Социализация

- игра «Печем печенье»;

- игра «Ловим шарики»;

- игра «Постираем кукле белье»

Приложение 2

Приложение 13

4

Предметно – развивающая среда

пополнение уголка детского экспериментирования

5

Работа с родителями

- презентация проекта на едином проектном дне в ДОУ;

- праздничное развлечение «Игры и забавы»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

  • получен опыт подготовки и повышения квалификации кадров, работающих  с  детьми, имеющими нарушения слуха (после КИ), опыт по внедрению в образовательный процесс новых педагогических технологий (в частности использование приемов песочной терапии),   реализации этапов и плана работы по развитию познавательно-речевых способностей у детей с нарушениями слуха (после КИ), используя экспериментальную деятельность;  опыт совершенствования форм работы с детьми с нарушениями слуха (после КИ);
  • пополним библиотеку дошкольного  учреждения  творческими играми, а также специальными учебными материалами, предназначенными для развития любознательности, исследовательской (опытной, творческой) активности дошкольников;
  • пополним методическую копилку консультативным материалом для обеспечения психологической подготовки родителей и воспитателей, необходимым для успешного стимулирования и развития потенциальных познавательных и творческих возможностей ребенка;
  • будет обогащена предметно-развивающая среда, способствующая развитию экспериментальной деятельности детей;
  • изготовлена переносная информационная доска (раскладушка) с  методическими рекомендациями для работы с детьми;
  • будут созданы условия для проявления ребенком своих творческих способностей и интересов, созданы условия для  творческой самореализации личности дошкольника в различных видах творческой деятельности;
  • у детей обогатятся социальные представления, сформируются более полные представления об окружающем мире, разовьются общая и мелкая моторики, речь, адаптация в социуме будет более успешной.

Компетенции:

-дети знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой), знают цвета, свойства предметов;

-владеют действиями с предметами, предполагает разнообразные способы их использования;

- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;

- владеют  расширенным  словарным запасом  (глаголы, существительные, прилагательные и т.д.),  используют обобщающие понятия  (вода, песок, игрушки).

Коммуникативные навыки:

-получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми;

-получают положительные эмоции от  праздников и развлечений;

-пользуются речью как средством общения со сверстниками;

Предпосылки научной деятельности:

-имеют устойчивый интерес к экспериментальной деятельности;

-возникает интерес к значимой деятельности;

-способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Оценка степени эффективности работы по реализации проекта будет осуществляться с помощью различных методов:

  • Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будут оцениваться на МО при помощи анкетирования, во время презентации проведенных детских тематических проектов, совместных с родителями мероприятий;
  • Оценка включенности детей, их активности,, удовлетворенности от участия в проектах, экспериментах, играх-занятиях, праздниках и развлечениях будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдения за ними во время прогулок, игр, самостоятельной деятельности, анализа продуктов творческой деятельности;
  • Оценка включенности родителей, имеющих детей с нарушениями слуха (после КИ) в совместную деятельность будет проводиться по 2-м направлениям:

- количественная оценка (сколько родителей приняли непосредственное участие в ходе реализации проекта);

- качественная оценка (через анкетирование, сбор отзывов родителей о проведенных мероприятиях, личные беседы и т.д.);

  • Оценка преобразования предметно-развивающей среды ДОУ будет проводиться на предмет соответствия:

- возрастным особенностям детей с нарушениями слуха (после КИ);

- нормам СанПина;

- эстетики оформления.

Что в целом положительно скажется на имидже учреждения в пространстве района.

                                    РЕСУРСЫ (БЮДЖЕТ ПРОЕКТА)

Смета предполагаемых расходов

Основные расходы

Всего

Имеется

Требуется

Оборудование:

  • Компьютер intel( r ) Celeron ® CPU 2.20 GH
  • Лазерный принтер XEROXPHASER 3130 PCL
  • Копировальный аппаратCANONFC 206
  • ФотопринтерEPSONR27
  • Мультимедийный проектор EPSONEMP – DM1

27539,16

7113

9809

3800

24709,7

27539,16

7113

9809

3800

24709,7

00

00

00

00

00

Всего по оборудованию:

72 971,16

72 971,16

00

Расходные материалы:

Тонер для принтера

Тонер для копировального аппарата

Краска для заправки СНПЧ  фотопринтера

Бумага офисная белая, цветная

Краски (гуашь, акварель)

Кисточки

Ватманы

Фотобумага

400

400

680

400

500

500

1000

3000                              

00

00

00

00

00

00                     00                                    00                      

400

400

680

400

500

3000              1000              500          

Всего по расходным материалам:

7880

00

7880

Призовой фонд:

Грамоты, благодарственные письма

2000

1000

2000

Всего по призовому фонду:

2000

1000

2000

Пополнение и обновление материально-технической базы:

«Песочный» стол

Песочные наборы

Магниты

Методическая литература

Настольно-печатные игры

Аудиовизуальные средства (видеофильмы, аудио диски)

Индивидуальные «песочные» столы

15000

5000

500

2500

2000

8000

30000

00

00

00

00

2000

00

00

00

15000

5000

500

2500

00

1500

8000

30000

Всего по материально-технической базе

63000

2000

61000

Транспортные расходы:

Закупка и доставка расходных материалов, грамот

1500

00

1500

Всего по транспортным расходам:

1500

0

1500

Оснащение методического кабинета:

Ксерокопирование материалов из книг фонда ГПНТБ, распечатка материалов из ресурсов ИНТЕРНЕТ

10000

00

10000

Всего по оснащению методического кабинета:

10000

00

10000

Всего по основным расходам:

157351,16

77971,16

82380,0

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ.

        Работа ДОУ с детьми, имеющими нарушения слуха (после КИ), предусматривает, прежде всего, создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей этих детей. Решит проблему их благоприятной адаптации и интеграции в социуме, формирования у этих детей более полных и точных представлений о явлениях окружающего мира, даст возможность детям с нарушениями слуха (после КИ) выразить собственное отношение к действительности, обогатить их социальные представления, поможет развить их общение и речь.

Реализация проекта позволит:

Воспитанникам:

  • развить свои познавательно-речевые способности, научившись экспериментировать и творить в опытной деятельности,  без труда  переносить этот опыт в любую другую сферу.

Родителям:

- получить высокопрофессиональное сопровождение  детей с нарушениями слуха (после КИ)  в течение всего проекта

Воспитателям:

- повысить свою квалификацию по  работе с детьми после КИ.

Дошкольному образовательному учреждению в целом:

- создать условия для проявления детьми с нарушениями слуха (после КИ) своих познавательных способностей и интересов, способствовать развитию положительной мотивации к экспериментальной деятельности, обеспечить возможность творческой самореализации личности дошкольника в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игровая деятельность детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

"Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка" (Л.С.Выготский)....

Консультации для родителей "Театральная деятельность детей дошкольного возраста"

Сдесь собраны рекомендации и советы для родителей по приобщению детей к театральному искусству, о развитии творческих способностей дошкольников через драматизацию и обыгрывание различных ситуаций....

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста и ее использование в подготовке к обучению в школе.

Статья "Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста и ее использование в подготовке к обучению в школе"....

2011 - Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья из сборника "Современные исследования специальной психологии" 2011 года. В ней кратко описаны результаты исследования особенностей игры детей с общим недоразвитием речи в логопедическ...

Программа педагогического сопровождения обучающихся школьного возраста после кохлеарной имплантации

В Программе представлено содержание коррекционной работы с учетом уровня развития имплантированного ребенка в зависимости от этапа обучения, а также раскрыта последовательность формирования речи как с...

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ НА ОСНОВЕ ВЕРБОТОНАЛЬНОГО МЕТОДА

Использование верботонального метода в работе с детьми с кохлеарным имплантом....