Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста и ее использование в подготовке к обучению в школе.
статья (изобразительное искусство) по теме

Блохина Ирина Владимировна

Статья "Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста и ее использование в подготовке к обучению в школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста и ее использование в подготовке к обучению в школе.

      « Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ,» - утверждал В.А. Сухомлинский.  Занятия изобразительной деятельностью служат не только улучшению художественного образования, но и эстетического воспитания детей. Поэтому так необходимо научить видеть детей прекрасное, понимать   ценить произведения искусства, красоту родной природы.

       К изобразительной деятельности относятся рисование, лепка, аппликация.

Дети дошкольного возраста очень любят рисовать. Рисуя, они познают окружающий мир, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем больше у детей развита наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее они отражают действительность в своем творчестве, тем выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности  6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

      Лепка позволяет изображать предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок старается передать форму птиц, фруктов, животных и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяет ребенку менять форму, достигая желаемой выразительности объекта. Именно развитию способности передачи выразительности  образа в лепке необходимо уделять особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу. Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто обобщенную фигуру , а конкретную, например, Чебурашку, снеговика и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

     Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги узоры, любимых персонажей, наклеивать их на определенный фон. Они учатся

аккуратности, осваивают основные приемы  работы с бумагой, правила работы с клеем.

        В процессе изобразительной деятельности у детей развивается зрительно-двигательная координация, необходимая при подготовке ребенка к письму. Ребенок лучше овладевает письмом, если он умеет проводить рукой ритмичные, плавные, равномерные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и т.п.

      Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическим фигурам, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации и рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики. Сам процесс рисования, аппликации, лепки вызывает у детей положительные эмоции, радость от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.

      На таких творческих занятиях формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, умение довести работу до конца, содержать в порядке свое рабочее место, организованность.

     Самостоятельный поиск ребенка и изображение того, что он чувствует, а не того, что ему навязывают, - вот что нужно в организационно-методической работе. Шаг за шагом, штрих за штрихом малыш учится мыслить и понимать мир. Важно, чтобы ребенок начал не рисовать «правильно» или «неправильно», а сопереживать тому или иному действию, явлению, происходящему в его жизни. « Исправление» детского художественного вкуса, художественных произведений детей, -отмечал А.В. Бакушинский, - одна из величайших педагогических ошибок…Между взрослым и ребенком такое существенное различие, что даже общего языка у них почти нет…Взрослое воображение кажется нередко просто плохой репродукцией, бескровным и уродливым отражением. В этой сфере ребенку учиться у взрослых нечему. Он бесконечно богаче их».

Литература:

  1. «Возрастная и педагогическая психология». В.В.Давыдов, Т.В.Драгунов. – М.:Просвещение, 1979г.
  2. «Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками». А.П.Ершова, Е.А.Захарова.-М.: Просвещение, 2001г.
  3. «Экспериментальная психология дошкольника», М.:Гос. Изд-во.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игровая деятельность детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

"Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка" (Л.С.Выготский)....

Консультации для родителей "Театральная деятельность детей дошкольного возраста"

Сдесь собраны рекомендации и советы для родителей по приобщению детей к театральному искусству, о развитии творческих способностей дошкольников через драматизацию и обыгрывание различных ситуаций....

Проект "Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации"

Государственные требования к структуре общеобразовательных программ дошкольного образования определяют игровую деятельность в качестве основной формы работы с дошкольниками.Многообразие игр, представл...

2011 - Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья из сборника "Современные исследования специальной психологии" 2011 года. В ней кратко описаны результаты исследования особенностей игры детей с общим недоразвитием речи в логопедическ...

Презентация "Создание языковой среды в процессе продуктивной деятельности детей дошкольного возраста"

Опыт работы педагогов ДОУ по созданию языковой среды в процессе продуктивной деятельности детей дошкольного возраста...

«Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 22 «Город детства»Конспект основной образовательной деятельностиТЕМА: «Использование загадок при развитии ...