Логопедическая служба Особенности работы школьного логопеда.
статья по теме
Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма.
В школе осуществляется логопедическое сопровождение учащихся, которое включает в себя:
Обследование учащихся
v Подготовка материалов обследования
v Проведение экспресс – диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди учащихся 1-х классов.
v Проведение фронтального обследования среди учащихся
v Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.
v Заполнение речевых карт, оформления документации.
v Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год
Комплектование групп
vКомплектование групп учащихся для фронтальныхзанятий:
v1.ОНР ( III, IV уровень) – 1 класс;
v2.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР– 2 класс;
v3.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 3 класс;
v4.Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия – 4 класс;
vИндивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющиминарушение произношения отдельных фонем, отдельные случаи нарушения чтения и письма.
Содержание логопедической работы
vСогласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия
Основные направления работы с детьми:
v Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.
v Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо - моторных навыков, зрительно – моторного слежения, пространственных, временных представлений.
v Отработка артикуляционно – фонетической стороны речи.
v Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.
v Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь.
v Дифференциация звуков и букв в письменной речи.
v Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы;
v Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.
v Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.
v Работа над связной устной и письменной речью.
v Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.
Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1- х классов .
v Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении
v Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания. Дифференциация гласных 1 –го и 2 –го ряда. Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда.
v Формирование действий изменения слов. Свободное оперированиезвуковыми и графическими моделями слов.
v Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
v Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.
v Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.
v Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.
v Работа над формированием связной речи.
v Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.
Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у учащихся 2-4 классов .
v Коррекция на фонетическом уровне.
v Предупреждение и исправление акустических дисграфия.
v Фонематический анализ слов.
v Формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство.
v Коррекционная работа на лексическом уровне.
v Выявление активного словарного запаса учащихся.
v Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове.
v Безударные гласные.
v Состав слова ( морфемный анализ и синтез слов)
v Словосочетание и предложение.
v Согласование различных частей речи в числе, в роде.
v Управление
v Закрепление падежных форм.
v Связь слов в предложении и словосочетании.
v Предлоги.
v Приставки.
v Пропедевтика нарушения письменной речи.
v Работа над связной речью
v Предупреждение и коррекция оптической дисграфии.
v Формирование пространственных представлений
v Формирование временных представлений
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
Советы логопеда.
Какой диагноз может быть поставлен вашему ребенку?
Структура речи включает в себя звукопроизношение, лексику (словарь ребенка), грамматику (построение фраз и связь слов в предложении. В норме ребенок самостоятельно овладевает речью, но иногда этот процесс задерживается.
Логопед детской поликлиники в этом случае может дать заключение ЗРР (задержка речевого развития. Если к 4-5 годам ребенок ошибается в построении предложений и переставляет слоги в словах – логопед дает заключение ОНР (Общее недоразвитие речи).
В этом случае необходимы специальные коррекционно–развивающие занятия в условиях речевой группы детского сада.
В случае их отсутствия ребенок будет испытывать значительные трудности при обучении чтению, письму и русскому языку в школе.
Если ребенок неправильно произносит звуки, логопед дает заключение ФФНР фонетико – фонематическое недоразвитие речи). С этими детьми занимаются логопеды в детских садах и поликлиниках.
Если у ребенка заикание (логоневроз) необходимы логопедические занятия и лечение у невропатолога.
На что обратить внимание в первую очередь? Проверьте, умеет ли ваш ребенок обобщать, то есть называть несколько предметов одним словом.
Например: яблоко, груша, лимон – фрукты.
Часто дети с нарушениями речи неправильно используют слова. Например
«шьет «носок вместо «вяжет», «лёдная» дорожка вместо « ледяная» - настораживающий признак.
Понаблюдайте, как ребенок образует формы множественного числа родительного падежа. (Лев – левы – левов вместо лев –львы – львов).Обратите внимание. Как ребенок употребляет предлоги. Для детей с нарушениями речи характерно неправильное их употребление. ( Писать на тетради вместо в тетради. Достать из спины вместо из-за спины.) перечисленные ошибки характерны для детей 3 – 4 лет. К 5 -6 годам они должны резко сократиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1programma_korrektsionnoy_raboty.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы, сложными и комплексными дефектами развития).
Целевая направленность программы заключается в разработке и обосновании основных положений, направленных на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Основу данной программы составляют принципиальные положения:
- во-первых, коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения;
- во-вторых, содержание коррекционной работы – это программа оптимальной педагогической, психологической и медицинской поддержки детей, направленной на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Корректировка некоторых недостатков физического развития осуществляется также в рамках Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачей специального (коррекционного) учреждения V вида является создание условий для получения обучающимися необходимой общеобразовательной подготовки в соответствии с государственным стандартом, а также обеспечение коррекции их речевых нарушений и обусловленных ими отклонений в психическом развитии учащихся.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи и осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям;
- возможность освоения детьми с тяжелыми нарушениями речи Образовательной программы.
Методические принципы построения образовательного процесса, направленные на обеспечение освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы, включают:
– усиление практической направленности изучаемого материала;
– выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
– опору на жизненный опыт ребёнка;
– опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
– соблюдение в определении объёма изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
– введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.
Программа коррекционной работы должна содержать:
- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;
- систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательного процесса.
- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов в области в области коррекционной педагогики;
- планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с тяжелыми нарушениями речи стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.
Предметом проектирования программы коррекционной работы является создание комплекса условий (средств, механизмов) для повышения эффективности обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. К числу основных условий относятся:
- система регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;
- интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;
- разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитационных);
- объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с тяжелыми нарушениями речи;
- расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям;
- развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-медицинские работники.
Практическая работа по реализации программы коррекционной работы предполагает:
- повышение уровня медико-психолого-педагогической компетентности психологов, педагогов, родителей;
- разработку новых педагогических технологий, учитывающих особенности детей с тяжелыми нарушениями речи;
- координацию деятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлению комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения.
Программа коррекционной работы позволяет педагогам обеспечить возможность оптимального применения методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей.
Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы является взаимосвязь трех подходов:
- нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
- комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
- междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка, отражающую, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, логопедов, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию совместных действий: от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству.
Структура и содержание программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
—диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях школы-интерната;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
—информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с тяжелыми нарушениями речи, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Одной из важнейших целей программы коррекционной работы является создание системы медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, имеющего нарушение речи.
Медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
Организация сопровождения ребенка в школе предполагает:
- рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);
- непрерывность сопровождения;
- комплексный подход сопровождения.
Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем.
Задачи сопровождения:
- правильный выбор образовательного маршрута;
- преодоление затруднений в учебе;
- решение личностных проблем развития ребенка;
- формирование здорового образа жизни.
Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи:
- защита прав и интересов ребенка;
- массовая диагностика по проблемам развития;
- выявление групп детей (группы контроля), требующих внимания специалистов;
- консультирование всех участников образовательного процесса.
Алгоритм коррекционной деятельности
Содержание работы | Организационная деятельность |
I этап. Подготовительный | |
|
|
II этап. Сбор информации (на входе) | |
|
|
III этап. Систематизация потока информации (на входе) Консилиум (первичный) | |
|
|
IV этап. Проведение коррекционно-развивающей деятельности | |
|
|
V этап. Сбор информации (на выходе) | |
|
|
VI этап. Систематизация потока информации (на выходе) Консилиум (плановый) | |
«+» результат – завершение работы «-» результат – корректировка деятельности, возврат на II – VI этап |
|
VII этап. Завершение работы (при положительных результатах). Консилиум (заключительный). | |
|
|
Направления работы педагогов, составляющие суть коррекционной программы
1.Программа медико-психолого-педагогического изучения ребенка
2.Коррекционно-развивающая деятельность
Система индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий
Урочные мероприятия | Внеурочные мероприятия | Внешкольные мероприятия | |
Задачи мероприятий | - Общеразвивающие задачи индивидуально ориентированных занятий – повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики. - Задачи предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д. | ||
Содержание коррекционных мероприятий | • Расширение представлений об окружающем мире • Коррекция речевых нарушений • Развитие различных видов мышления • Развитие основных мыслительных операций | • Совершенствование движений и сенсомоторного развития • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря • Развитие различных видов мышления • Развитие речи,овладение техникой речи • Коррекция отдельных сторон психической деятельности | •Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря • Развитие различных видов мышления • Развитие речи, овладение техникой речи |
Формы работы | • Игровые ситуации, упражнения, задачи, коррекционные приёмы и методы обучения • Элементы изотворчества, танцевального творчества, сказкотерапии • Психогимнастика • Элементы куклотерапии • Театрализация, драматизация • Минуты отдыха • Индивидуальная работа • Использование специальных программ и учебников • Контроль межличностных взаимоотношений • Дополнительные задания и помощь учителя | Внеклассные занятия • Кружки и спортивные секции • Индивидуально ориентированные занятия • Часы общения • Культурно-массовые мероприятия • Творческие лаборатории • Индивидуальная работа • Школьные праздники • Экскурсии • Речевые и ролевые игры • Литературные вечера • Уроки доброты • Субботники • Коррекционные занятия по формированию навыков игровой и коммуникативной деятельности, формированию социально-коммуникативных навыков общения, по коррекции речевого развития, развитию мелкой моторики и общей моторики, социально-бытовому обучению, по физическому развитию и укреплению здоровья | Консультации специалистов • Закаливание • Посещение учреждений дополнительного образования (творческие кружки, спортивные секции) • Занятия в центрах диагностики, реабилитации и коррекции • Семейные праздники, традиции • Поездки, путешествия, походы, экскурсии • Общение с родственниками • Общение с друзьями • Прогулки |
Диагностическая направленность | Наблюдение и педагогическая характеристика основного учителя, оценка зоны ближайшего развития ребёнка | Обследования специалистами школы (психолог, логопед, медработник) | Медицинское обследование, заключение психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК) |
Коррекционная направленность | Использование специальных программ, учебников, помощь на уроке ассистента (помощника). Стимуляция активной деятельности самого учащегося | Организация коррекционных занятий, индивидуально ориентированных занятий; занятия со специалистами, соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, полноценное питание, прогулки | Соблюдение режима дня, смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную, сказкотерапия, изотворчество, танцевальное творчество, общее развитие ребёнка, его кругозора, речи, эмоций и т.д. |
Развивающая направленность | Использование учителем элементов коррекционных технологий, специальных программ, проблемных форм обучения, элементов коррекционно- развивающего обучения | Организация групповых и индивидуальных коррекционных занятий, занятия со специалиста- ми, соблюдение режима дня | Посещение учреждений культуры и искусства, выезды на природу, путешествия, чтение книг, общение с разными (по возрасту, по религиозным взглядам и т.д.) людьми, посещение спортивных секций, кружков и т.п. |
Ответственные за индивидуально ориентированные мероприятия | Учитель-логопед, учителя-предметни- ки | Учитель начальных классов, учитель музыки, учитель физической культуры, учитель труда и т. д.) воспитатель, педагог-психолог,школьные работники. Медицинский работник | Родители, семья, учителя, воспитатели. Медицинские работники Педагоги дополнительного образования |
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция речевых нарушений, недостатков познавательной и эмоционально-волевой сферы детей средствами изучаемого программного материала и посредством коррекционных программ.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
- создание условий для развития сохранных функций;
- коррекция нарушений речи;
- коррекция психических процессов, обеспечивающих речь: внимание, восприятие, память;
- формирование умения общаться;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития;
- восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно: учитель-логопед, педагог- психолог, педагоги, медицинские работники). Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагогов постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу. Содержание коррекционной работы предусматривает:
- наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (постоянно);
- поддержание постоянной связи с учителями-логопедами, учителями-предметниками;
- школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы,
родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики учащегося с нарушением речи;
- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с педагогом-психологом, учителеми-логопедами и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
- формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся школы-интерната чувствовал себя в школе комфортно;
- ведение необходимой документации;
- организацию внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Еще одним важным условием успешного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для этой группы учащихся.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющие осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Коррекционно-развивающие занятия представлены в учебном плане коррекционным курсом («Логоритмика»), факультативными занятиями и индивидуальными логопедическими занятиями.
Факультатив по логоритмике в 5 классе завершает курс занятий по этому предмету в 1-4 классах и проводится по авторской программе учителя. Этот курс имеет коррекционно-развивающую направленность. Его задача заключается в том, чтобы воспитывать и развивать двигательную и речевую активность, вырабатывать у учащихся новые стереотипы взамен патологических, а также воспитывать потребность и привычку вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
Факультативный курс «Культура речи» (5-7 классы) служит развитию устной и письменной речи и коммуникативных навыков учащихся. В 5 классе учащиеся на занятиях знакомятся глубже с речевой ситуацией и её компонентами, видами речевого общения, получают представление о сути взаимодействия между людьми.
В 6 классе задача курса – формировать у учеников умение анализировать и оценивать речь, умение слушать информационную речь, читать учебную книгу, вести беседу, определять свои коммуникативные намерения.
В 7 классе уделяется внимание обучению учащихся умению общаться, создавать речевые жанры. Обучение проводится по авторской программе, созданной учителями русского языка и литературы, с использованием пособия «Школьная риторика» (5-7 классы) под редакцией Т.А. Ладыженской.
В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе проводятся коррекционные занятия по курсу «Познай себя и окружающий мир», которые оказывают поддержку учащимся в решении задач личностного самоопределения, саморазвития и саморегуляции, проблем социализации, формирования жизненных навыков, установок на здоровый образ жизни, оказывает помощь в профессиональном самоопределении. Эти занятия распределяются следующим образом:
«Познай себя и окружающий мир»
Класс | Программы по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности учащихся. | Программы по психопрофилактике и психокоррекции особенностей эмоционально-личностного развития учащихся. |
1 | Восприятие или как помочь ребенку познать себя и окружающий мир. | Я и окружающий мир. |
2 | Внимание. | Я – неповторимый человек. |
3 | Память. | Я и мое здоровье. |
4 | Мышление. | Я управляю собой. |
5 | Курс занятий «Азбука психологии (I часть)». | Я и мы. |
6 | Факультативный курс «Азбука психологии (II часть)». | Я общаюсь с другими людьми. |
7 | Факультативный курс «САПО (раздел «Профессия - школьник»)». | Факультативный курс «САПО: Я – это интересно» |
8 | Факультативный курс «САПО (раздел «Профессия - школьник»)». | Факультативный курс «САПО: Я в обществе» |
9 | Факультативный курс «САПО (раздел «Особенности мышления. Память и внимание»). | Факультативный курс «САПО: Я и моя профессия» |
10 | Факультативный курс «Психология общения». |
Коррекционные занятия поводятся на факультативах, во внеурочное время, классных часах, воспитательских занятиях. Курс «Логоритмика», «Восприятие» проводятся по авторской программе. Занятия проводятся учителями, воспитателями, педагогом-психологом.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся вне сетки уроков. Главная цель этих занятий – преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению программного материала на уроках различных циклов. На логопедических занятиях происходит коррекция звукопроизношения, обогащение и уточнение словаря учащихся, формирование грамматического строя и навыков связной речи. Логопедические занятия рассматриваются как пропедевтический курс для усвоения родного языка и проводятся учителями-логопедами. В школе работают 19 педагогов, имеющих высшее дефектологическое образование.
Частота посещений индивидуальных занятий – 2-3 раза в неделю. Длительность занятий с одним учеником – 15 минут, с группой – 20-25 минут в 1-4 классах, 30-40 минут в 5-10 классах. Группы учащихся формируются по результатам логопедического обследования по схожести речевого дефекта.
Медицинские работники предполагается проводят лечебно-профилактические мероприятия; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, индивидуальные лечебно-профилактические действия, в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому закаливанию).
Консультативная и просветительская работа объединяет всех участников образовательного процесса. Педагог должен быть знаком с особенностями развития своих воспитанников. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед педагогом-психологом, врачами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей-предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими речевые нарушения. Педагог под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации, на семинарах-практикумах.
Цель консультативной работы в отношении родителей - повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях.
Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения Образовательной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логопедических игр в работе учителя-логопеда школы VIII вида в процессе коррекции нарушений чтения.
Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При нали...
Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС в ДО.
Выступление на педагогическом совете....
Особенности работы учителя – логопеда с детьми по освоению ФГОС ОВЗ
Кратко раскрываются особенности роботы учителя - логопеда с детьми по освоению ФГОС ОВЗ....
Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ
Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ...
Особенности работы учителя-логопеда с неговорящими детьми
Социально-психологическое сопровождение детей с особенностями развития....
Презентация к конференции: "Особенности работы учителя – логопеда в коррекционной школе с детьми, овладевающими русским (неродным) языком".
Логопедическая работа с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта»...
Особенности работы учителя – логопеда в школе.
Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению первоклассников и успешности обучения ребёнка любого возраста. Речь - средство общения, средство получения и...