Логопедическая служба Особенности работы школьного логопеда.
статья по теме

Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду  и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма.

В школе осуществляется логопедическое сопровождение учащихся, которое включает в себя:

Обследование учащихся

v   Подготовка материалов обследования

v   Проведение экспресс – диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди учащихся 1-х классов.

v   Проведение фронтального обследования среди учащихся  

v   Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.

v   Заполнение речевых карт, оформления документации.

v   Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год

Комплектование групп

vКомплектование групп учащихся для фронтальныхзанятий:

v1.ОНР ( III, IV уровень) – 1 класс;

v2.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР– 2 класс;

v3.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 3 класс;

v4.Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия – 4 класс;

vИндивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющиминарушение произношения отдельных фонем, отдельные случаи нарушения чтения и письма.

Содержание логопедической работы

vСогласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия

Основные направления работы с детьми:

v  Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.

v  Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо - моторных навыков, зрительно – моторного слежения, пространственных, временных представлений.

v  Отработка артикуляционно – фонетической стороны речи.

v  Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.

v  Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь.

v  Дифференциация звуков и букв в письменной речи.

v  Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы;

v  Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.

v  Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.

v  Работа над связной устной и письменной речью.

v  Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1- х классов .

v  Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении

v  Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания. Дифференциация гласных 1 –го и 2 –го ряда. Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда.

v  Формирование действий изменения слов. Свободное оперированиезвуковыми и графическими моделями слов.

v  Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.

v  Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

v  Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.

v  Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

v  Работа над формированием связной речи.

v  Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у учащихся 2-4 классов .

v  Коррекция на фонетическом уровне.

v  Предупреждение и исправление акустических дисграфия.

v  Фонематический анализ слов.

v  Формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство.

v  Коррекционная работа на лексическом уровне.

v  Выявление активного словарного запаса учащихся.

v  Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове.

v  Безударные гласные.

v  Состав слова ( морфемный анализ и синтез слов)

v  Словосочетание и предложение.

v  Согласование различных частей речи в числе, в роде.

v  Управление

v  Закрепление падежных форм.

v  Связь слов в предложении и словосочетании.

v  Предлоги.

v  Приставки.

v  Пропедевтика нарушения письменной речи.

v  Работа над связной речью

v  Предупреждение и коррекция оптической дисграфии.

v  Формирование пространственных представлений

v  Формирование временных представлений

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

 

Советы логопеда.

Какой диагноз может быть поставлен вашему ребенку?

Структура речи включает в себя  звукопроизношение, лексику (словарь ребенка), грамматику (построение фраз и связь слов в предложении. В норме  ребенок самостоятельно овладевает речью, но иногда этот процесс задерживается.

Логопед детской поликлиники в этом  случае может дать  заключение ЗРР (задержка речевого развития. Если к 4-5 годам ребенок ошибается в построении предложений и переставляет слоги в словах – логопед дает заключение ОНР (Общее недоразвитие речи).

В этом случае необходимы специальные коррекционно–развивающие занятия в условиях речевой группы детского сада.

  В случае их отсутствия ребенок будет испытывать значительные трудности   при  обучении чтению, письму и русскому языку в школе.        

Если  ребенок неправильно произносит звуки, логопед дает заключение ФФНР фонетико – фонематическое недоразвитие речи). С этими детьми занимаются логопеды в детских садах и поликлиниках.

Если у ребенка заикание (логоневроз) необходимы логопедические занятия и лечение у невропатолога.

На что обратить внимание в первую очередь? Проверьте, умеет ли ваш ребенок обобщать, то есть называть несколько предметов одним словом.

  Например:  яблоко, груша, лимон – фрукты.

  Часто дети с нарушениями речи неправильно используют слова. Например

«шьет «носок вместо «вяжет», «лёдная» дорожка вместо « ледяная» - настораживающий признак.

Понаблюдайте, как ребенок образует формы множественного числа родительного падежа. (Лев – левы – левов вместо лев –львы – львов).Обратите внимание. Как ребенок употребляет предлоги.  Для детей с нарушениями  речи  характерно неправильное их употребление. ( Писать на тетради вместо в тетради. Достать из спины вместо из-за спины.) перечисленные ошибки характерны для детей 3 – 4 лет. К 5 -6 годам  они должны резко сократиться.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1programma_korrektsionnoy_raboty.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы, сложными и комплексными дефектами развития).

Целевая направленность программы заключается в разработке и обосновании основных положений, направленных на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Основу данной программы составляют принципиальные положения:

- во-первых, коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения;

- во-вторых, содержание коррекционной работы – это программа оптимальной педагогической, психологической и медицинской поддержки детей, направленной на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Корректировка некоторых недостатков физического развития осуществляется также в рамках Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачей специального (коррекционного) учреждения V вида является  создание условий для получения обучающимися необходимой общеобразовательной подготовки в соответствии с государственным стандартом, а также обеспечение коррекции их речевых нарушений и обусловленных ими отклонений в психическом развитии учащихся.         

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

  •  выявление особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи и осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям;
  • возможность освоения детьми с  тяжелыми нарушениями речи Образовательной программы.

Методические принципы построения образовательного процесса, направленные на обеспечение освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы, включают:

– усиление практической направленности изучаемого материала;

– выделение сущностных признаков изучаемых явлений;

– опору на жизненный опыт ребёнка;

– опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в  рамках одного предмета, так и между предметами;

– соблюдение в определении объёма изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;

– введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.

Программа коррекционной работы должна содержать:

  •  перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;
  •  систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательного процесса.
  •  механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов в области в области коррекционной педагогики;
  • планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с  тяжелыми нарушениями речи стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.

Предметом проектирования программы коррекционной работы является создание комплекса условий (средств, механизмов) для повышения эффективности обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. К числу основных условий относятся:

  •  система регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;
  •  интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;
  •  разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитационных);
  •  объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с тяжелыми нарушениями речи;
  •  расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям;
  •  развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-медицинские работники.

Практическая работа по реализации программы коррекционной работы предполагает:

  • повышение уровня медико-психолого-педагогической компетентности психологов, педагогов, родителей;
  • разработку новых педагогических технологий, учитывающих особенности детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • координацию деятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлению комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения.

Программа коррекционной работы позволяет педагогам обеспечить возможность оптимального применения методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы является взаимосвязь трех подходов:

  •  нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
  •  комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
  • междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка, отражающую, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников,  логопедов, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию совместных действий: от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству.

Структура и содержание программы коррекционной работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  —диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях школы-интерната;

     — коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с тяжелыми нарушениями речи, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Одной из важнейших целей программы коррекционной работы является создание системы медико-психолого-педагогического  сопровождения ребенка,  имеющего нарушение  речи.

Медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

Организация сопровождения ребенка  в школе предполагает:

- рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов  сопровождаемого («на стороне ребенка»);

 -  непрерывность сопровождения;  

 -  комплексный подход сопровождения.

Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем.

 Задачи сопровождения:

 -  правильный выбор образовательного маршрута;

 -  преодоление затруднений в учебе;

 -  решение личностных проблем развития ребенка;

 -  формирование здорового образа жизни.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи:

     -  защита прав и интересов ребенка;

     -  массовая диагностика по проблемам развития;

 -  выявление групп детей (группы контроля), требующих внимания специалистов;

 -  консультирование всех участников образовательного процесса.

        

Алгоритм коррекционной деятельности

Содержание работы

Организационная деятельность

I этап. Подготовительный

  • подбор методов изучения личности
  • подбор методик изучения психологических особенностей
  • подбор методик для определения уровня обученности, обучаемости, воспитанности, воспитуемости
  • подбор методик изучения семьи обучающихся
  • методическая и практическая подготовка педагогических кадров
  • изучение состояние вопроса
  • предварительное планирование
  • разработка и отбор оптимального содержания, методов и форм предстоящей деятельности
  • обеспечение условий предстоящей деятельности
  • подбор людей и распределение конкретных участников работы
  • постановка задач перед исполнителями и создание настроя на работу

II этап. Сбор информации (на входе)

  • проведение  бесед, тестирования, анкетирования, экспертных оценок, наблюдения, логопедического обследования
  • изучение личных дел учащихся
  • изучение листа здоровья учащихся
  • консультация врачей и других специалистов
  • посещение семей учащихся
  • консультативная помощь в процессе сбора информации
  • контроль за сбором информации на входе в коррекционно-развивающую деятельность

III этап. Систематизация потока информации (на входе)

Консилиум (первичный)

  • уточнение полученной информации
  • определение особенностей развития учащегося
  • выделение группы контроля за учебно-познавательной деятельностью, группы контроля за поведением, группы контроля за семьей учащегося, профиля личностного развития
  • выработка рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса

  • анализ результатов психолого-педагогического обследования на входе в коррекционно-развивающую работу
  • анализ состояния здоровья обучающихся
  • планирование коррекционно-развивающей деятельности

IV этап. Проведение коррекционно-развивающей деятельности

  • включение коррекционно-развивающих целей в учебно-воспитательное планирование, привлечение к работе других специалистов
  • проведение  занятий психологом, логопедами, педагогами
  • проведение игр и упражнений педагогами
  • медикаментозное  лечение учащихся
  • работа с родителями
  • помощь в процессе реализации коррекционно-развивающей работы
  • контроль  за проведением коррекционно-развивающей работы

V этап. Сбор информации (на выходе)

  • проведение бесед, тестирования, анкетирования, экспертных оценок, наблюдения, логопедического обследования

  • консультативная помощь в процессе сбора информации
  • контроль   за  сбором информации на выходе в коррекционно-развивающую деятельность

VI этап. Систематизация потока информации (на выходе)

Консилиум (плановый)

  • уточнение полученной информации
  • оценка динамики развития:

«+» результат – завершение  работы     «-» результат – корректировка    деятельности,  возврат     на II – VI этап

  • анализ хода и результатов коррекционно-развивающей работы
  • подведение итогов

VII этап. Завершение работы (при положительных результатах).

Консилиум (заключительный).

  • отбор оптимальных форм, методов, средств, способов, приемов взаимодействия педагогов с учащимися, родителями
  • повышение профессиональной подготовки педагогов
  • перспективное планирование

  • обобщение опыта работы
  • поощрение

Направления работы педагогов, составляющие суть коррекционной программы

1.Программа медико-психолого-педагогического изучения ребенка

Ответственный

за проведение

 

Предмет исследования

Цель

Диагностический инструментарий

Вид, форма отчетности

Медицинские работники

 Изучение  медицинской

 документации.

 Физическое состояние учащегося.

Изменения в физическом развитии

(рост, вес и т. д.).

 Нарушения движений (скованность,

расторможенность, параличи,

парезы, стереотипные и

навязчивые движения). Утомляемость.

Состояние анализаторов.

 

Выявление состояния физического и психического здоровья

Беседа врача с родителями. Обследование ребенка врачом.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Педагоги, социальный педагог

Диагностика школьной мотивации и адаптации

Комплексные исследования развития личности ребенка

Когнитивные процессы

Изучение особенности личности

Межличностные отношения

Профессиональное самоопределение

Изучение  медицинской

документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды.

Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного уровня;

Первичное (первые две недели начала учебного года) обследование речи ребенка;

Анализ   успешности коррекционно-развивающей работы (в конце года)

 Отслеживание фактического состояния речи учащихся

Диагностика школьной адаптации

Особенности учебной деятельности

Изучение особенности личности

Профессиональное самоопределение

Качество образования

Анализ причин возникновения трудностей в обучении

Семья ребенка. Состав семьи

 Организованность, выполнение требований педагогов

Определение уровня воспитанности учащихся

Уровень развития детского коллектива

Межличностные отношения и индекс сплоченности детского коллектива

Определение уровня

 мотивации учения

Изучение мотивации учения подростков

Определение уровня социально-психологической адаптации

Выявление интеллектуального уровня, состояния эмоционально-волевой сферы

Определение уровня развития психических функций, мыслительных операций, памяти, внимания, восприятия

Определение акцентуации характера

Определение профессиональных склонностей

Определение уровня  школьной тревожности

Определение ценностных ориентаций у старшеклассников.

Исследование личностных качеств, свойств характера.

Изучение уровня групповой сплоченности, коммуникативных способностей.

Выявление профессиональных предпочтений

Составление анамнеза ребенка с нарушением речи

 Отслеживание состояния речи  

учащихся класса, школы

Оценивание уровня речевого развития учащихся

 

Речевые конференции в конце учебного года

Определение уровня социально-психологической адаптации

Определение уровня школьной зрелости (1кл.)

Определение  уровня сформированности

познавательной деятельности

Исследование свойств характера (3,7,10 кл.)

Изучение особенностей темперамента (9кл.)

Определение

типа будущей профессии

(10 кл.)

Выявление интересов учащихся (9 кл.)

Уровень знаний по предмету

Выявление слабоуспевающих учащихся

Условия воспитания

Умение учиться

Отношение к себе, своему здоровью, к учебе и окружающему миру

Умение взаимодействовать с другими детьми

Место ребенка в коллективе

Методика

Н.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе»

Методика изучения мотивации обучения подростков (методика  М.И. Лукьяновой).

Опросник  Осницкого (СПА).

Таблицы Шульте,

«10 слов», стандартизированные прогрессивные матрицы Равена,

тест Тулуз-Пьерона

(4 кл.), СТУР (4 кл.),

методика Э.Ф. Замба-

цявичене по исследованию сл.лог. мышления (4 кл.), тест вербального интеллекта(5-8 кл.), ШТУР ,тест эмоций (9-10 кл.)

«Дом-дерево-человек», «Рисунок семьи», «Мой класс».

Программа компьютерной обработки блока психологических тестов научно- производственной фирмы « АМАЛТЕЯ» (1-4 кл.)

Опросник

К. Леонгарда

ДДО Климова Е.А.

«МОГУ –ХОЧУ»

Тест тревожности

Т. Филлипса (8 кл.)

Методика Б.С. Круглова (адаптированный вариант М.Рокича)

Тест на исследование самооценки (методика Л.П. Пономаренко) (10 кл.)

Диагностика удовлет-ти участников образовательным процессом «Анкеты для учащихся» (авт. М.И. Лукьянов, Н.В. Калинина). «Социо-метрия» Дж. Морено, оценка межлич. отно-шений в коллективе и индекса групповой сплоченности (методика А.И.Крупнова)

Классификация Д. Голланда (10 кл.)

Беседа  с родителями

Обследование подготовлено учителями-логопедами школы-интерната

Методика Т.Фотековой;

Наблюдение

Методика В.И.Чиркова «Схема экспертной оценки адаптации ребенка к школе» (для учителей и родителей

Методика В.И.Чиркова «Схема для оценки школьной зрелости ребенка»

Методика

Р.В. Овчаровой  «Познавательная деятельность»

Экспертная оценка ЗУНов 1,4 кл.

Методика Л.М.Фридман

Тест Айзенка.

Методика Е.А. Климова

Профориентационная анкета

«Карта интересов»

Мониторинг СОУ и КОУ по результатам контрольных работ,

Тестирование

Индивидуальная работа с учащимся

Посещение  семьи ребенка

Наблюдения во время занятий. Изучение работ ученика

Методика Капустиной И.П.

«Завуч» №1,1999

Методика Крупнова А.Н.

Карта класса

Консилиум,

Карта класса

Консилиум,

Карта класса

Консилиум,

Карта класса

Карта класса

Карта класса

Карта учащегося

Карта класса

Карта учащегося, консилиум

Карта учащегося

Карта класса, справка

Проводится совместно с педагогами

Карта учащегося

Речевая карта

Протокол

Речевая карта

Речевой паспорт класса, школы

Речевая карта

Речевая карта

Справка

Консилиум

Карта класса

Справка

Карта класса

Карта развития

Карта учащегося

Карта учащегося

Карта учащегося

Портфолио

Акт обследования

Паспорт класса

Карта развития

Паспорт класса

Паспорт класса

Паспорт класса


2.Коррекционно-развивающая деятельность

Система индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий

Урочные мероприятия

Внеурочные мероприятия

Внешкольные мероприятия

Задачи

мероприятий

-  Общеразвивающие задачи индивидуально ориентированных занятий – повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

-  Задачи предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д.

Содержание коррекционных

мероприятий

• Расширение

представлений об

 окружающем мире

• Коррекция речевых нарушений

• Развитие различных видов мышления

• Развитие основных мыслительных операций

• Совершенствование движений и сенсомоторного развития

• Расширение

 представлений об окружающем мире и обогащение словаря

• Развитие различных видов мышления

• Развитие речи,овладение техникой речи

• Коррекция отдельных сторон психической деятельности

•Коррекция нарушений  в развитии эмоционально-личностной сферы

• Расширение представлений об окружающем  мире и

обогащение словаря

• Развитие различных видов мышления

• Развитие речи,

овладение техникой  речи

Формы

работы

• Игровые ситуации, упражнения, задачи, коррекционные приёмы и  методы обучения

• Элементы изотворчества, танцевального творчества,

сказкотерапии

• Психогимнастика

• Элементы куклотерапии

• Театрализация,

драматизация

•  Минуты отдыха

• Индивидуальная

работа

• Использование

специальных программ и учебников

• Контроль межличностных взаимоотношений

• Дополнительные

задания и помощь

учителя

Внеклассные занятия

• Кружки и спортивные секции

• Индивидуально

ориентированные

занятия

• Часы общения

• Культурно-массовые мероприятия

• Творческие лаборатории

• Индивидуальная

работа

• Школьные праздники

• Экскурсии

• Речевые и ролевые

игры

• Литературные вечера

• Уроки доброты

• Субботники

• Коррекционные

занятия по формированию навыков игровой и коммуникативной

деятельности,  формированию социально-коммуникативных навыков общения, по коррекции речевого

развития, развитию мелкой моторики и общей  моторики, социально-бытовому обучению, по физическому  развитию и укреплению здоровья

Консультации специалистов

•  Закаливание

• Посещение учреждений дополнительного образования

(творческие  кружки, спортивные секции)

• Занятия в центрах

диагностики, реабилитации и коррекции

• Семейные праздники, традиции

• Поездки, путешествия, походы, экскурсии

• Общение с родственниками

• Общение с друзьями

• Прогулки

Диагностическая

направленность

Наблюдение и

 педагогическая характеристика основного учителя, оценка зоны ближайшего развития ребёнка

Обследования специалистами школы

(психолог, логопед,

медработник)

Медицинское

обследование, заключение психолого-

медико-педагогической комиссии

(ПМПК)

Коррекционная

направленность

Использование

специальных программ, учебников,

помощь на уроке

ассистента (помощника).

Стимуляция активной деятельности

самого учащегося

Организация коррекционных  занятий,

индивидуально

ориентированных

занятий; занятия  со специалистами, соблюдение режима дня, смены труда и

отдыха, полноценное питание, прогулки

Соблюдение режима дня, смена интеллектуальной

деятельности на

эмоциональную и

двигательную,

 сказкотерапия, изотворчество,

танцевальное творчество, общее развитие ребёнка, его кругозора, речи, эмоций и т.д.

Развивающая

направленность

Использование учителем элементов

коррекционных

технологий, специальных программ,

проблемных форм

обучения, элементов коррекционно-

развивающего обучения

Организация  групповых и индивидуальных коррекционных занятий, занятия со специалиста-

ми, соблюдение

режима дня

Посещение учреждений культуры и искусства, выезды

на природу, путешествия, чтение

книг, общение с разными (по возрасту, по религиозным взглядам и т.д.) людьми, посещение спортивных секций, кружков и т.п.

Ответственные за

индивидуально ориентированные мероприятия

Учитель-логопед,

учителя-предметни-

ки

Учитель начальных классов, учитель музыки, учитель физической культуры, учитель труда  и т. д.)

воспитатель, педагог-психолог,школьные работники.

Медицинский работник

Родители, семья, учителя, воспитатели.

Медицинские работники

Педагоги дополнительного образования

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция  речевых нарушений, недостатков познавательной и эмоционально-волевой  сферы детей средствами изучаемого программного материала и посредством коррекционных программ.

 Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

  • создание условий для развития сохранных функций;
  • коррекция нарушений речи;
  • коррекция психических процессов, обеспечивающих речь: внимание, восприятие, память;
  • формирование  умения общаться;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  •  повышение уровня общего развития;
  • восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-волевой  сферы.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения. 

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 Системность.  Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно: учитель-логопед,  педагог- психолог, педагоги, медицинские работники). Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагогов  постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.                    Содержание   коррекционной работы предусматривает:

  • наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (постоянно);
  • поддержание постоянной связи с учителями-логопедами, учителями-предметниками;
  •   школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы,    

родителями;

  • составление психолого-педагогической характеристики учащегося с нарушением     речи;
  • составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с  педагогом-психологом, учителеми-логопедами и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
  • контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
  • формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый   учащийся школы-интерната чувствовал себя в школе комфортно;
  • ведение  необходимой документации;
  • организацию внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных   интересов учащихся, их общее развитие.

Еще одним важным условием успешного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для этой группы учащихся.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

  • формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
  • обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
  • побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
  • установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
  • использование более медленного темпа обучения, многократного  возвращения к  изученному материалу;
  • максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
  • разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющие  осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
  • использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Коррекционно-развивающие занятия представлены в учебном плане коррекционным курсом («Логоритмика»), факультативными занятиями и индивидуальными логопедическими занятиями.

Факультатив по логоритмике в 5 классе завершает курс занятий по этому предмету в 1-4 классах и проводится по авторской программе учителя. Этот курс имеет коррекционно-развивающую направленность. Его задача заключается в том, чтобы воспитывать и развивать двигательную и речевую активность, вырабатывать у учащихся новые стереотипы взамен патологических, а также воспитывать потребность и привычку вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

Факультативный курс «Культура речи» (5-7 классы)  служит развитию устной и письменной  речи  и коммуникативных навыков учащихся. В 5 классе учащиеся на занятиях знакомятся глубже с речевой ситуацией и её компонентами, видами речевого общения, получают представление о сути взаимодействия между людьми.

В 6 классе задача курса – формировать у учеников умение анализировать и оценивать речь, умение слушать информационную речь, читать учебную книгу, вести беседу, определять свои коммуникативные намерения.

В 7 классе уделяется внимание обучению учащихся  умению общаться, создавать речевые жанры. Обучение проводится по авторской программе, созданной учителями русского языка и литературы, с использованием пособия «Школьная риторика» (5-7 классы) под редакцией Т.А. Ладыженской.

В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в  школе проводятся коррекционные  занятия по курсу «Познай себя и окружающий мир», которые оказывают поддержку учащимся в решении задач личностного самоопределения, саморазвития и саморегуляции, проблем социализации,  формирования жизненных навыков, установок на здоровый образ жизни, оказывает помощь в профессиональном самоопределении. Эти занятия распределяются следующим образом:

«Познай себя и окружающий мир»

Класс

Программы по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности

учащихся.

Программы по психопрофилактике и психокоррекции  особенностей эмоционально-личностного развития учащихся.

1

Восприятие или как помочь ребенку познать себя и окружающий  мир.

Я и окружающий мир.

2

Внимание.

Я – неповторимый человек.

3

Память.

Я и мое здоровье.

4

Мышление.

Я управляю собой.

5

Курс занятий «Азбука психологии (I часть)».

Я и мы.

6

Факультативный курс «Азбука психологии (II часть)».

Я общаюсь с другими людьми.

7

Факультативный курс «САПО (раздел «Профессия - школьник»)».

Факультативный курс «САПО: Я – это интересно»

8

Факультативный курс «САПО (раздел «Профессия - школьник»)».

Факультативный курс «САПО:  Я в обществе»

9

Факультативный курс «САПО (раздел «Особенности мышления. Память и внимание»).

Факультативный курс «САПО: Я и моя профессия»

10

Факультативный курс «Психология общения».

Коррекционные занятия поводятся на факультативах, во внеурочное время, классных часах, воспитательских занятиях. Курс «Логоритмика», «Восприятие» проводятся по авторской программе. Занятия проводятся учителями, воспитателями, педагогом-психологом.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся вне сетки уроков. Главная цель этих занятий – преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению программного материала на уроках различных циклов. На логопедических занятиях происходит коррекция звукопроизношения, обогащение и уточнение словаря учащихся, формирование грамматического строя и навыков связной речи. Логопедические занятия рассматриваются как пропедевтический курс для усвоения родного языка и проводятся учителями-логопедами. В школе работают 19 педагогов, имеющих высшее дефектологическое образование.

Частота посещений индивидуальных занятий – 2-3 раза в неделю. Длительность занятий с одним учеником – 15 минут, с группой – 20-25 минут в 1-4 классах, 30-40 минут в 5-10 классах. Группы учащихся формируются по результатам логопедического обследования по схожести речевого дефекта.  

Медицинские работники  предполагается проводят        лечебно-профилактические мероприятия;  контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка,  индивидуальные лечебно-профилактические действия, в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой,  соблюдение режима дня, мероприятия по физическому закаливанию).

Консультативная и просветительская работа объединяет всех участников образовательного процесса. Педагог должен быть знаком с особенностями развития своих воспитанников. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед педагогом-психологом, врачами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей-предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими речевые нарушения. Педагог под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации, на семинарах-практикумах.

Цель консультативной  работы в отношении родителей - повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях.

Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения Образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логопедических игр в работе учителя-логопеда школы VIII вида в процессе коррекции нарушений чтения.

Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При нали...

Особенности работы учителя – логопеда с детьми по освоению ФГОС ОВЗ

Кратко раскрываются особенности роботы учителя - логопеда с детьми по освоению ФГОС ОВЗ....

Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ

Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ...

Особенности работы учителя-логопеда с неговорящими детьми

Социально-психологическое сопровождение  детей с особенностями развития....

Презентация к конференции: "Особенности работы учителя – логопеда в коррекционной школе с детьми, овладевающими русским (неродным) языком".

Логопедическая работа с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта»...

Особенности работы учителя – логопеда в школе.

Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению первоклассников и успешности обучения ребёнка любого возраста. Речь - средство общения, средство получения и...