Экологическое воспитание личности
статья на тему

Сульдина Светлана Михайловна

Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekoobrazovanie.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сульдина Светлана Михайловна

Экологическое образование

"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, 
заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения:" 
А.А.Плешаков

Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Поиск путей решения экологического образования в учебно-воспитательном процессе, разработка системы средств и методов экологического воспитания стали основой в организации научно-исследовательской деятельности.

Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.

Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, профессиональным учебным заведениям, которые вооружая учащихся современными знаниями и жизненным опытом, по существу работают на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой -природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности, а особенно при организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

Научно-исследовательская деятельность учащихся способствует пониманию сути глобальных проблем экологии, готовит учащихся к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивает умения решать проблемы, воспитывает гражданскую позицию и ответственное отношение к человечеству и среде его обитания.

 Перед научно-исследовательской деятельностью учащихся стоят следующие задачи:

  • формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
  • обучение методам познания окружающего мира;
  • воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
  • формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни; 
  • выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
  • становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Экологическое образование и воспитание позволяют прививать общечеловеческие ценности гуманистического характера:

  • понимание жизни как высшей ценности;
  • человек как ценность всего смысла познания;
  • универсальные ценности природы;
  • ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.

Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:

  • в области общественно-политической деятельности; 
  • в профессиональной сфере; 
  • в учебно-познавательной деятельности;
  • компетентность в эколого-практической деятельности. 

Во время работы в Урайском профессиональном колледже нами накоплен богатый опыт формирования экологической культуры, который осуществляется в следующих формах:

  • предметная - деятельность на уроках экологии (изучение теоретического материала, решение экологических задач, выполнение творческих работ, составление кроссвордов и многое другое); 
  • межпредметная - внедрение экологического содержания в уроки биологии, химии, географии, просмотр фильмов и презентаций на экологические темы;
  • внеурочная - различные формы внеурочной и внеклассной воспитательной работы: проведение экологических мероприятий, участие в экологических акциях, организация экологических выставок, разработка и проведение классных часов.
  • исследовательская деятельность учащихся - ежегодная организация и проведение экологической конференции среди учащихся 1-2 курсов, участие победителей экологической конференции в студенческих научно практических конференциях колледжа.

Работа по воспитанию экологической культуры развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает перспективами природоохранной деятельности. Формирует познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает правильному поведению деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно - исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из приоритетных форм работы с учащимися на уроках и во внеурочное время.

Привлечение учащихся к научно - исследовательской деятельности проходит поэтапно. На начальном этапе происходит знакомство с работами учащихся предшествующих выпусков, с основными требованиями к оформлению исследований, доводится примерная тематика работ. После чего учащиеся добровольно в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают исследовательские работы, вместе с преподавателем составляется программа исследования.

Тематика проведенных экологических конференций очень разнообразна. Например: "Красота спасет мир", "Сохраним природу вместе", "Экология и жизнь", "Здоровый образ жизни".

Таким образом, как показывает практика, научно - исследовательская деятельность с учащимися коррекционной группы способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной поисковой (исследовательской) конструктивной работы, презентационными умениями и навыками, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству с руководителем и взаимодействию, наделенного опытом самообразования, навыкам оценочной самостоятельности.

Использование научно - исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволяет получить ряд практических результатов: рост качества знаний, развитие коммуникативных умений, формирование активной жизненной позиции, развитие интереса к естественным наукам и другое. Самое главное, участие в экологических и научно - практических конференциях позволяет приобрести уникальный опыт учащимся, невозможный при других формах обучения.

Библиографический список.

1. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. - Тамбов, 1999.

2. Развитие исследовательской деятельности учащихся : метод. сб.- М.: Народное образование, 2010.

3. Бережнова Е.В.Основы учебно - исследовательской деятельности студентов: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений \ Бережнова Е.В., Краевский В.В. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.

4. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. "Экологическое   образование школьников во внеклассной работе", М.: Изд-во " Просвещение" , 1984 г.

5. Маркович Д.Ж. "Социальная экология", Москва, "Просвещение", 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к обучению и воспитанию экологически ориентированной личности в образовательной деятельности

Моя педагогическая концепция в работе как учителя географии  и как классного руководителя за определенный период. В работе обобщено использование содержательно-образовательных технологий, обобщен...

Роль экологического воспитания в формировании положительных качеств личности у умственно отсталых школьников

в докладе описано о роли экологического воспитания на развитие личности воспитанников...

Экологическое воспитание как фактор становления личности

Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое  воспитание школьников. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологичес...

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Средства воспитания экологически инициативной личности

Сделать процесс экологического воспитания  радостным и захватывающим  возможно, благодаря  использованию в образовательной среде детского сада мобильных модулей,  игровых подвижных...

Индивидуальный самообразовательный план воспитателя санаторной школы «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»

Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, ...

Экологическое воспитание как средство формирования гармонично развитой личности

Статья затрагивает актуальные вопросы экологического воспитания, раскрывается роль экологической культуры в формировании зрелой личности, в патриотическом воспитании....