Системный подход к обучению и воспитанию экологически ориентированной личности в образовательной деятельности
статья по географии по теме
Моя педагогическая концепция в работе как учителя географии и как классного руководителя за определенный период. В работе обобщено использование содержательно-образовательных технологий, обобщена внеклассная эколого-туристская краеведческая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
моя педагогическая концепция | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Системный подход к обучению и воспитанию экологически ориентированной личности в образовательной деятельности
Я, Нечаева Татьяна Васильевна, родилась в Пермском крае в Кудымкарском районе в сельской местности. Детство и школьные годы прошли в тесной взаимосвязи с природой, сельскохозяйственным трудом и деревенским бытом. С выбором профессии не было никаких сомнений. Связать дальнейшую жизнедеятельность с изучением природы и свои знания и опыт передавать детям. Цель моей работы – воспитание личности, обладающей основами экологически ориентированного поведения. А это значит: научить школьников любить природу, бережно относится к ней, формировать современную картину мира. Всего этого можно достичь на уроках географии и во внеурочной деятельности.
География как наука создавалась и развивалась одновременно с появлением и развитием человеческой цивилизации. Содержание и цели ее менялись в зависимости от изменений потребности общества нарождающихся государств. Она прошла долгий путь от простого землеописания до картографического изображения территорий и создания комплексных атласов континентов и океанов, стран и народов, моделирования и прогнозирования процессов, происходящих в природе и обществе.
Современная география – это наука об окружающей среде, о взаимодействии человека и природы. Сложность и многообразие объектов исследований делают географическую науку многоотраслевой. В этом плане современная география имеет больше преимуществ перед другими отраслями знаний, так как обладает наиболее развитой инфраструктурой и разными методами исследований.
Мне мой любимый предмет близок тем, что географии, как и другим учебным предметам, свойственен неразрывный процесс обучения и воспитания. Основной целью моей работы является воспитание у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Любовь к родине – это гордость за свою страну, это стремление активно участвовать в ее развитии. Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо ее знать. Известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой.
Моя педагогическая концепция
Таблица 1
Цель работы: воспитание личности, обладающей основами экологически ориентированного поведения |
Способы достижения цели |
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ | КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ | СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ЭКОЛОГО-ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Программы общеобразова-тельных учреждений «География» издательства «Просвещение» | Развивающее обучение | Классные часы, круглые столы | Походы, сплавы, направленные на изучение природы и истории родного края |
Программно-методические материалы для 6 – 11 классов | ИКТ | Праздники, концерты | Туристические слеты |
Программа для обще-образовательной школы «География Пермской области» | Проектная деятельность | Спортивные мероприятия | Ориентирование на местности |
Модульные технологии | Родительские собрания | Поездки |
Индивидуальная работа с учащимися и родителями |
Одним из основных направлений в преподавании географии является экологическое воспитание учащихся. Цель которого – воспитать каждого ребенка экологически грамотным. В школьном образовании курс географии рассматривает экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном, локальном на основе краеведческого подхода. География помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа – источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентаций. Содержание экологического образования направлено на воспитание детей рачительными хозяевами своей страны. Этому способствует изучение проблем рационального использования природных ресурсов и преобразования природы нашей страны, основ природопользования. Экологическое содержание курса физической географии России располагает огромными возможностями для воспитания нравственности, гражданственности.
Воспитание экологической культуры у нас более прослеживается на локальном уровне. Каждый год школа организует экскурсии на предприятия района: Хлебозавод № 5, Чусовской водозабор, ОАО «КамГЭС» и другие. Экскурсия на ОАО «КамГЭС» выявила огромное скопление мусора на берегу Камы перед ГЭС и чистое, аккуратное предприятие внутри, где в цехах работает современное автоматизированное оборудование. Ребята видят эту противоречивую ситуацию и делают правильные выводы.
Проектная деятельность на уроках географии просто уникальна. Она дает возможность получения дополнительных знаний, формирует у учащихся представления о природных, социальных и экономических явлениях с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры. Проектная технология позволяет комбинировать разные учебные дисциплины, соединять научные сведения из разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождения причинно-следственных связей.
Ежегодно 8 классы принимают активное участие в мероприятиях, посвященных Всемирному дню Воды. Разработка проекта начинается осенью при изучении темы «Внутренние воды России». Целью этого проекта является изучение внутренних вод России, родного края и использование человеком водных ресурсов. Для организации проектной деятельности создаются группы учащихся, которые разрабатывают конкретные задачи и решают их. Это учит ребят сотрудничать друг с другом, искать варианты оптимального достижения целей. Эффективность, результативность и успех создания проекта проверяются защитой работы.
Экологические проекты разрабатываем и реализуем на уроках, например, при изучении темы «Охрана рек».
Важнейший показатель качества экологических условий – здоровье населения. Состояние здоровья населения, структура заболеваемости, продолжительность жизни – все это определяется социально-экономическими условиями, с которыми ребята знакомятся на уроках географии.
Одним из приоритетных методов проведения современного урока является использование информационно-коммуникационных технологий. Компьютерные технологии дают возможность индивидуализации образования, повышения мотивации и эффективности обучения. Компьютер является практическим помощником учителя в разработке методических пособий, наглядного материала.
Мной разработаны электронные презентации на следующие темы:
«Погода» для 6 класса;
«Население Австралии» для 7 класса;
«Урал – каменный пояс земли Русской» для 8 класса;
«Казань – жемчужина в древней оправе» для 9 класса;
«Москва – административный и культурный центр России» для 9 класса
и другие.
Будущее образования неразрывно связано с использованием компьютерных технологий. Компьютер используется для проведения тестового контроля качества знаний, при подготовке учащихся к ЕГЭ в 9, 11 классах. Особый интерес у учащихся вызывают интегрированные уроки географии и информатики. Одним из таких уроков стал урок на тему «1000-летие Казани», проведенный в 9 классе совместно с учителем информатики. На уроках географии ребята часто используют знания, полученные на уроках информатики: составляют таблицы, диаграммы, применяют материал, найденный в Интернете. Сейчас существуют обучающие программы по курсу географии 6 – 11 классов, выпущенные в рамках проекта «Образовательная коллекция». Программы представлены в виде мультимедийного учебника, предназначенного для изучения в классе, факультативного изучения с использованием Интернета, проверки знаний (практические работы и тесты). Электронный учебник снабжен дикторским текстом. Ребятам нравятся уроки с использованием компьютера. Это показала диагностика, проведенная в 7 классах.
На наших уроках стало традицией представлять электронные презентации экскурсионных поездок или мест отдыха учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии направлены на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач. Это результативно. Со своим опытом использования этой технологии я выступила на семинарах перед учителями нашей школы и в районе.
Ведущей характеристикой модульной технологии обучения является гибкость, т. е. способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к разным учебно-методическим комплексам и учебным программам. Это компенсирующее обучение, основное (базовое) обучение, углубленное обучение. Технология модульного обучения решает задачу результативно обучить всех учащихся. Она имеет ряд преимуществ: помогает учителю разбивать темы на блоки-модули, находить дифференцированный подход к учащимся, достигать запланированных конкретных результатов в обучении учащихся.
С целью активизации самостоятельной работы учащихся старших классов ряд уроков провожу в виде семинарских занятий. Это позволяет не только продолжить работу по формированию умений отбирать учебный материал, анализировать его и формулировать выводы, но и учить ребят работать в коллективе, прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Интересно проходит семинар при изучении темы «Япония» в 11 классе. Подготовка к семинару начинается за несколько недель до урока. Класс делится на 5 – 6 групп, в каждой из которых выбирают координатора подготовки к семинару.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности – это владение приемами эвристической беседы. На уроках географии есть большие возможности для применения этой технологии.
Технология организации учебной деятельности школьников направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Наиболее часто применяется эта технология в 9 классе в учебнике В.П.Дронова и В.Я.Рома.
С введением в школьные планы региональных курсов значение краеведческого принципа образования возрастает. Мы широко используем учебно-методические комплексы Н.Н.Назарова, М.Д.Шарыгина на уроках в 8, 9 классах. Это учебник «Пермская область», атласы Пермской области, рабочие тетради, контурные карты. Для более результативного изучения родного края в 5, 6, 7 классах используем произведения пермских писателей и поэтов из хрестоматии Пермской области «Природная география», выпущенной издательством «Книжный мир» – Пермь в 2001году. Письменные отзывы об изученных произведениях хранятся в портфолио учащихся. С ними с удовольствием знакомятся родители школьников.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений, навыков через деятельность учащихся. Это, прежде всего, выполнение ребятами практических работ, а также создание проблемной ситуации, создание условий интеллектуального затруднения.
В своей работе я использую разноуровневые контрольные работы, дидактический материал, дифференцированное выполнение заданий в контурных картах, составление электронных презентаций, различные виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль консультанта) и индивидуальные задания.
Факультативные занятия по географии доказали свою жизненность, широкие возможности, развитие творческих способностей, направленных на формирование у учащихся более высокого уровня знаний. На факультативных занятиях используются формы и методы, применяемые как на уроках, так и во внеклассной работе. Особое место занимают тематические, деловые игры «Геошанс», КВНы, конкурсы.
Факультатив по краеведению «Растительный и животный мир Прикамья» для 6, 7 классов разработан мной в 2005 году для более эффективной организации изучения родного края.
Пояснительная записка
Любить свой край, испытывать чувство ответственности за его сегодняшний и завтрашний день – важнейшая образовательно-воспитательная задача.
Краеведение как народное знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. Сегодня это одна из составляющих школьного географического образования.
Данный курс разработан для учащихся 6 – 7 классов для более результативной организации изучения родного края. В 8 – 9 классах в курс географии России включены уроки регионального компонента (10 часов в год), но этого недостаточно для полного и глубокого освоения территории своего края.
Занятия по краеведению способствуют развитию познавательного интереса учащихся, побуждают к учению через создание ситуации успеха, формируют навыки самостоятельной работы, способствуют воспитанию ориентированной личности.
В этом курсе будут рассмотрены два раздела «Растительный и животный мир и заповедные места Прикамья».
Животный и растительный мир являются одним из основных комплексов природной среды, важной составной частью природных богатств Родины.
Содержание
Природные комплексы Прикамья.
Природные зоны. Картосхема.
Природные ресурсы края.
Лесные ресурсы края.
Такие разные деревья.
Мир кустарников.
Богатства лесов. Грибы.
Ягоды Прикамья и заготовки из них.
Практический урок «Домашние заготовки из лесных даров».
Ядовитые растения.
Лекарственные растения.
Ствол в разрезе. Чтение по пню.
Викторина «Лесной край».
Луговые и полевые цветы Прикамья.
Разнообразие животного мира.
Млекопитающие.
Хищники наших лесов.
Промысловые животные.
Птицы.
Пресмыкающиеся.
Рыбы.
Земноводные.
Викторина « Животные Прикамья».
Насекомые Прикамья в Красной книге.
Заповедник Басеги.
Заказники Прикамья.
Лесная промышленность.
Зоологические памятники природы.
«Самый, самое, самая» – викторина.
Кроссворды «Флора, фауна родного края».
Особо охраняемые природные территории отдельных районов.
Занимательные игры.
Игра «Природа Пермского края».
Охотничьи заказники.
Взаимосвязь растительного и животного мира края.
Обобщение изученных тем.
Кружок «Камни и минералы» для 5, 6 классов позволил накопить в кабинете географии большую коллекцию минералов. С помощью родителей учащихся нашей школы минералы привезены из Карелии, с Байкала, с Кавказа и, конечно же, Уральских гор. Самая большая коллекция накоплена по разновидностям солей нашей страны. На занятиях кружка мы изучали использование минералов в хозяйстве, свойства камней, наносили месторождения на карту, выполняли викторины. Итогом деятельности этого кружка стало посещение «Минералогического музея» в городе Екатеринбурге.
Патриотическому и нравственному воспитанию учащихся способствуют занятия в туристско-краеведческом кружке, руководителем которого я являюсь. Ребята уже были на экскурсиях в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Краснодаре. Занятия кружка проводятся каждую неделю. Вот примерные темы занятий:
Изучение статей по хрестоматии «Природная география Пермского края»;
Тренировки на турбазе: установка палатки, вязание узлов;
Участие в районных мероприятиях;
Походы по Пермской области;
Поездки по городам России и др.
Второй год я являюсь классным руководителем. В этом году ребята учатся в 8 Г классе. Мной разработана программа развития до 9 класса.
Программа развития класса
Визитная карточка программы эколого-краеведческого географического туризма «Эйкос»
Направление деятельности: «Эколого-краеведческий географический туризм»
Сроки реализации: 3 года – 7 – 9 класс
Учебная литература, использованная при составлении программы:
1.«Природная география Пермской области». Хрестоматия. – Пермь, «Книжный мир», 2001 год.
2.Журналы «География в школе».
3.Журналы «Классный руководитель».
Принципы:
– Что надо знать, чтобы понять и сохранить Землю?
Принцип единства – Мы часть природы.
Принцип смирения – Мы – ценный вид в природе, однако не более важный, чем другие.
Принцип уважения к природе – Каждое живое существо имеет право на жизнь.
Принцип охраны природы.
Принцип «Чти свои корни» – Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет!
Принцип «Люби свой край» – Изучай и люби природу, живи с ней в согласии.
Принцип сотрудничества – Сотрудничество с природой, а не ее завоевания».
Концепция программы
Цель: Создание условий для успешной адаптации учащихся класса в природе и социуме, формирование навыков экологически ориентированного поведения.
Задачи:
1. Формирование правильного восприятия роли и места человека в глобальной системе «природа – человек – общество».
2. Формирование знаний об антропогенном загрязнении окружающей среды, ее причинах и последствиях.
3. Выявление путей решения природоохранных мероприятий в родном крае, микрорайоне, школе.
4. Воспитание экологической культуры учащихся, любви к родному краю.
5. Развитие теоретического мышления и коммуникативных способностей учащихся.
6. Мотивация паритетных отношений учащихся с окружающей средой.
Мониторинг качества воспитательного процесса:
а) на начало 2006 – 2007 учебного года
Особенностью работы с классом являются подвижные, выездные мероприятия, которые нравятся большинству учащихся, но при этом человек 10 не хотят ни в чем принимать участие и остаются в сторонке. А это значит, есть над чем работать в данном классе.
Например, только половина детей класса занимаются спортом или в кружках дополнительного образования.
б) на окончание 2006 – 2007 учебного года
Мероприятий было много, но особенно понравились:
Круглый стол, проведенный совместно с родителями, посвященный Дню матери «Поговорим о мамах».
Участие в районных тур.слетах «Полоса препятствий» и «Ориентирование».
Подготовка к туристическим мероприятиям на турбазе.
Экскурсия на выставку «Фаберже».
Экскурсия на предприятие «Камская ГЭС».
Поездка в город Чусовой.
Поездка в Москву.
Большинство родителей учеников класса отзывчивы к просьбам классного руководителя, заинтересованы в воспитании своих детей. Совместно с родителями проведены два мероприятия: круглый стол, посвященный Дню Матери и итоговый классный час в конце учебного года.
Тесное сотрудничество осуществлялось с туристическим клубом «Вершина» микрорайона Молодежный. Подготовки к туристическим мероприятиям проходили с их помощью.
Группа активистов класса помогла провести новогодние елки для младших школьников в зимнем лесу.
Хочется отметить самых активных учащихся класса: Арефина Ксения, Кенкурогова Дарья, Козырев Кирилл, Лундин Дмитрий, Сайкинова Кристина, Турова Ксения, Тиунова Мария, Шавкунов Александр.
Все они отмечены поощрительными призами на итоговом классном часе.
По личным достижениям можно выделить только Тиунову Марию, которая получила сертификат по результатам ЕМТ и сертификат за участие в краевом конкурсе «Корнями дерево сильно».
Участие в краевом конкурсе «Корнями дерево сильно» принесло победу ученице 8 Г класса Тиуновой Марии за рассказ-сочинение о своем дедушке, судьбой которого гордится внучка. Этот конкурс проводится с целью формирования интереса подрастающего поколения к истории своей семьи, чувства общности со старшими поколениями, познания истоков своего характера, профессиональных пристрастий, развития творческих способностей.
План реализации программы в 2007 – 2008 учебном году
Таблица 2
Направление | Содержание | Ответственный | Срок | Итог |
1. «Познай и учись» | 1. Презентация «Летний поход» | Классный руководитель | 01.09.07 | Презентация CD |
2. Круглый стол «Наши коллективные дела» | Актив класса | 10.09.07 | Разработали план коллективных дел на I полугодие |
4. «Человек привычки – человек воли» | Классный руководитель | 15.10.07 | Самопознание |
5. Что я знаю о мире профессий? | Актив класса | 22.10.07 | Прослушали сообщения учащихся |
6. «Люблю тебя мой край родной». Знакомство с архитектурными памятниками города Перми | Классный руководитель | 19.11.07 | Планируется экскурсия по городу |
7. Символы Отчизны | Актив | 3.12.07 |
8. Как прожить без конфликтов? | Классный руководитель | 10.12.07 |
Продолжение таблицы 2
2. Туристско-спортивное | 1. Участие в районных туристических слетах «Полоса препятствий» и «Ориентирование» | Классный руководитель | 22.09.07, 21.10.076 | Заняли 2 место в районе |
2. Участие в спортивных мероприятиях школы и района | Классный руководитель, учителя физкультуры | сентябрь | Участие в районной эстафете (1, 2 места) |
3. Пожарно-прикладная эстафета | Классный руководитель | 07.09.07 | 4 место среди 8-х классов |
4. Участие в районной акции «Чистая Кама» | Классный руководитель | 15.09.07 | Приняли участие в очистке берега Камы от бытового мусора |
5. «Туристическая тропа» среди 8-х классов | Классный руководитель | 08.09.07. | Заняли 1 место |
3. Краеведческо-географическое | 1. «Экологическая культура» - выход в природу. | Классный руководитель | Сентябрь | Подготовка к тур. слетам |
2. Поездка в город Чусовой | Классный руководитель | Декабрь |
3. Поездка в г. Казань | Классный руководитель | Ноябрь | Поездка состоялась в осенние каникулы |
4. Участие в конкурсе «Жемчужное ожерелье Прикамья» |
5. Поход на Усьвинские каменные столбы | Классный руководитель | Октябрь | Поход состоялся |
4. Нравственно-правовое | 1. Инструктажи «Безопасность на дорогах», «Правила поведения в школе» | Классный руководитель | Сентябрь | Беседа с преподавателем ОБЖ |
Продолжение таблицы 2
5. Эстетическое | 1. Участие в проведении новогодней елки в лесу для младших классов | Актив класса | Декабрь |
2. Костюмированный Новый год в классе | Классный руководитель, актив | Декабрь |
3. Концерт, посвященный дню матери «Моя мама лучше всех» | Классный руководитель, учащиеся | 25.11.07 |
4. Акция «Состояние моих учебников» | Актив класса | Октябрь | Контроль над учебниками |
5. Поздравление учителей с Днем учителя | Актив класса | Октябрь | Участие в общешкольном концерте |
6. День продовольствия. Десерты | Октябрь | Защита блюд |
6. Оздоровительное | 1. Посещение бассейна | Актив класса | По воскрес. |
2. Лыжные прогулки | Актив класса | По воскрес. |
Ожидаемые результаты
Таблица 3
I этап 7 класс | II этап 8 класс | III этап 9 класс |
1. Налаживание взаимосвязи и сотрудничества с туристическим центром микрорайона Молодежный | 1. Продолжить сотрудничество с туристическим центром «Вершина»; привлечь родителей для участия во внеклассной деятельности | 1. Больше внимания уделять самопознанию, самовоспитанию; учить приемам бесконфликтного общения |
2. Участие групп учащихся в районных туристических слетах и соревнованиях по разным видам спорта | 2. Продолжить участие в районных туристических слетах и соревнованиях по разным видам спорта с другими группами учащихся | 2. Повысить результативность участия в разных видах соревнований, фестивалях, конкурсах |
3. Улучшение качества успеваемости | 3. Добиться роста успеваемости учащихся класса | 3. Успешная итоговая аттестация |
4. Развитие экологического образования на уроках (сотрудничество с учителями-предметниками) и во внеурочное время (мероприятия, походы, поездки) | 4. Расширить кругозор экологического образования во всех видах деятельности | 4. Раскрывать мир таким, каким видит его современный культурный человек |
Группа учащихся класса принимает активное участие в жизни общеобразовательного учреждения. В действующей школьной агитбригаде «Зеленая планета» ребята второй год пропагандируют экологически ориентированное поведение человека в обществе. В прошлом учебном году стали победителями выступлений агитбригад на районном уровне. Ребята помогают организатору внешкольной деятельности проводить новогодние экологические елки для младших и средних классов школы. Каждый год класс защищает честь школы в районных туристических фестивалях и в соревнованиях по ориентированию на местности. Среди мальчиков и девочек есть победители районных легкоатлетических кроссов. Тепленин Матвей занял I место, Кенкурогова Даша – II место в своей подгруппе.
Наибольший интерес при изучении родного края вызывает непосредственное общение с природой. Раз в год мы с учениками отправляемся в поход для изучения природных особенностей Пермского края.
В декабре 2006 года мы с учащимися моего класса, тогда это был 7 Г, посетили город Чусовой. Посетили спортивный комплекс «Огонек», побывали в этнографическом музее города, познакомились с историей походов Ермака. Надо заметить, что ребята на природе ведут себя совсем не так как в стенах школы: у них исчезает агрессия, они трепетно относятся к растениям, камням, долго восхищаются красивыми пейзажами. По приезду домой с удовольствием все вместе подготовили электронную презентацию. Результатом прошлогоднего похода стало участие в III краевом фестивале электронных презентаций историко-культурно-природных ресурсов «Жемчужное ожерелье Прикамья». Нашу работу оценили сертификатом Министерства образования Пермского края.
В октябре этого года мы совершили поход туда, где раньше располагались древнее Пермское море и Городище. Эти удивительные места поразили нас причудливыми формами песчаников древнего моря. Сейчас ребята разрабатывают электронную презентацию по пройденному походу, и мы готовимся представить эту работу на конкурс «Жемчужное ожерелье Прикамья», который пройдет в декабре этого года.
Действенную помощь в изучении родного края оказывает внешкольная организация туристический клуб «Вершина» АО НПО «Искра». Опытные инструкторы Евгений Леонидович Горшков и Галина Николаевна Логвинова обеспечивают наши школьные походы профессиональным снаряжением.
Летом этого года с 24 по 30 июля мы совершили туристско-краеведческий поход-сплав по рекам Койве и Чусовой. Целью данного похода было продолжение формирования гражданственного мировоззрения и здорового образа жизни. Участники похода – учащиеся 8-х классов туристско-краеведческого кружка МОУ «СОШ» № 16 в количестве 12 человек. Во время похода ребята познакомились с историческими событиями, которые происходили на местах маршрута, с флорой и фауной данной территории, географическими факторами. Встречались с жителями населенных пунктов, по которым проходил маршрут нашего путешествия. Обследовали места отдыха туристов. Все это содержит воспитательные аспекты и помогает формированию гражданского мировоззрения подростков.
Походы способствуют формированию здорового образа жизни. Ведь это пребывание под солнцем на свежем воздухе, освоение туристских навыков по устройству быта в природных условиях, обеспечение безопасности жизнедеятельности. В походе осуществлялось наблюдение за экологическим потенциалом ландшафта, хозяйственной освоенностью территории. Мы посетили бывший концлагерь «Створ» не берегах реки Чусовой. Собранные материалы похода-сплава переданы в школьный краеведческий музей. Я думаю, что такие походы помогают воспитанию патриотического отношения к своему родному краю.
Лето 2007 года запомнится ребятам клуба «Эйкос» не только сплавом, но и трудовой деятельностью в экологическом трудовом лагере. Мы благоустраивали пришкольную территорию, приводили в порядок родники на речке Грязнуха. Проводили опрос населения по отношению к экологической обстановке в микрорайоне Молодежный и в городе. Следили за использованием населением родниковой воды. Например, только с одного родника за 3 часа набирается 500 литров воды.
Под руководством доцента биологических наук Пермского фармацевтического института Щелоковой Любовь Георгиевны ребята изучили растительность нашего микрорайона, а также составили эколого-краеведческие паспорта нескольких своих дворов.
Воспитание любви к родному краю формируется при постоянном участии команды школы в районных туристических слетах. Если в прошлом году команда средней группы заняла III место среди всех школ района, то в этом сезоне мы улучшили результат до II места в общем зачете. Традиционно мы с учащимися нашей школы принимаем участие в акциях «Камская волна» – это районное экологическое движение, «Чистая Кама», «БЕРЕГАй» ОАО «ГИДРООГК». Участвуем в создании проектов, посвященных Всемирному дню Воды, Дню Земли.
Вопросы взаимодействия общества и природной среды имеют прямое отношение к экологизация школьного образования.
Системный подход к обучению и воспитанию экологически ориентированной личности в образовательной деятельности помогает формировать сознание учащихся. Нормы поведения по отношению к географической среде определяют становление гражданина. Идейно-нравственные, культурные и этические принципы воспитания современного человека реализуются в ходе учебно-воспитательного процесса и активной общественной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....
Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся
Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся на уроках информатики и ИКТ в школе с дифференцированным обучением с учётом валеологизации и экологизации образовательного...
РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В ВОСПИТАНИИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ
Методическая работа...
Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании
презентация...
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ КАК КОНЦЕПТОРНАЯ ОСНОВА В СФЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПО ФГОС
Задачи: Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества. Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по уче...
Проектная технология – дополнительный ресурс развития системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании
Доклад на педагогический совет "Проектная технология – дополнительный ресурс развития системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании"...
Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию на уроках ОБЖ
Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию на уроках ОБЖ...