Средства воспитания экологически инициативной личности
материал по естествознанию на тему

Сделать процесс экологического воспитания  радостным и захватывающим  возможно, благодаря  использованию в образовательной среде детского сада мобильных модулей,  игровых подвижных элементов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства воспитания экологически инициативной личности

Ольга Александровна Мишина,

воспитатель

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 15 «Солнышко» городского округа город Михайловка Волгоградской области

Совместить игру и познание – главные потребности ребенка, сделать процесс экологического воспитания  радостным и захватывающим стало возможным, благодаря  использованию в образовательной среде детского сада мобильных модулей,  игровых подвижных элементов. В нашей инновационной технологии именно они несут в себе потенциал действенного  формирования элементарных экологических знаний, умений, привычки действовать по экологическим правилам, то есть экологической культуры.

Связать наблюдение на прогулках и исследовательскую  деятельность помогла мобильная лаборатория, оснащенная пособиями  из подручных материалов для  опытов с  природными объектами и явлениями. Если необходимо провести исследование по блоку «Воздух» – лаборатория располагается в ветреном месте, если по блоку «Солнце», то там, где нагревающаяся на солнце поверхность, густая тень и ярко освещенное место.

Путешествия по  экологической тропе превращаются в настоящий поиск приключений, если ее оснастить не только статичными видовыми точками («Рябина», «Пенек-теремок», «Сад-огород»), но и перемещающимися в зависимости от природной ситуации. Сегодня после дождя здесь появились дождевые черви, а в следующий раз они могут  появиться в другом месте. Вот в весенний солнечный день на камне греются клопы-солдатики, а завтра они облепят пенек. Сегодня именно в этом согретом солнцем месте хорошо лепится снег и можно организовать игры со снежками. Сделать эти удивительные открытия детям помогут мобильные указатели.    

Одной из важнейших составляющих экологической культуры ребенка является его способность к сопереживанию живым природным объектам, пониманию их состояния. Поэтому особенно важно предоставлять детям возможность проиграть различные типы поведения во взаимодействии с природой. Это возможно в ролевой игре, когда ребенок надевает на себя шапочку – маску,  примеряет роль природного объекта, попадающего в различные драматические ситуации, иллюстрирующие законы природы.

Во время действия происходит удивительное событие: ребенок сталкивается с неизвестными тайнами, загадками, вживается в образы и сам находит отгадки, знания становятся личностно-значимыми, позволяют ребенку найти верный способ выстраивания  взаимоотношений с природой. Это игры «Сколько воды на земле», «Остаться в живых», «Цветы, пчелы и ветер». В игре «Берегите первоцветы» дети становятся  первыми весенними насекомыми, остающимися без питания, потому что другие участники игры оборвали все первоцветы. Ребята глубоко переживают эту драму и самостоятельно прогнозируют необходимое поведение, формулируют закон природы: первоцветы рвать нельзя!

Чтобы научиться бережному отношению к природе, ребенку необходимо упражняться в правильном поведении, многократно повторяя свои действия, находя единственно верный вариант.  В «Солнышко» разработана система тренингов с использованием моделей и макетов. Игры, модели – это настоящие тренажеры. Повторяя действия с движущимися элементами, так привлекательными для ребенка, он начинает самостоятельно извлекать необходимые экологические знания.

Макет с элементами мозаики «Излучина реки Медведицы с участками пойменного леса, полынной и ковыльной степей, травяного покрова, заливного луга и заболоченных участков» вызывает огромный интерес у детей. Обдумывая, элемент какой части макета  у них в руках, дети приходят к выводу, что  природа родного края разнообразна – есть низины и возвышенности, водоемы, болотистые и засушливые места и дети учатся их видеть и находить на макете; знакомятся с названием  растений - ковыль, рогоз, полынь. Есть в макете элемент–провокация – «Пальма». Дети, опираясь на собственный опыт доказывают: это дерево из другого климатического пояса, у нас не произрастает.

В модели «Невидимые ниточки природы» ребенок символическими обозначениями экологической ситуации выстраивает процесс посещения человеком леса и самостоятельно формулирует важнейший закон природы: «Все взаимосвязано». Если человек забудет привести в порядок поляну в лесу после отдыха, то первыми погибнут растения, за ними животные, а следом и сам человек. Простейшее правило «отдохнул в лесу – забери все свое с собой» поможет сохранить  леса, а значит и самого себя. Движущиеся макеты  «Где трудно прорасти травке», «Путь родничка» подводят ребенка к пониманию необходимости бережного отношения к природе, а макет «Как стать большим» знакомит с развитием живых существ.

Игры и тренинги  важны еще и потому, что дети, изучая ситуацию, предвидят результат  и принимают решения, то есть у ребенка  развиваются прогностические способности.

Расширяет кругозор ребенка создание мини-музея. Вместе с родителями дети находят экспонаты для музея, но прежде, чем принести в детский сад,  изучают их  историю, предназначение в жизни человека, а затем рассказывают о своих новых впечатлениях. Но вот музей становится познанным объектом, и чтобы возродить интерес к нему, можно пригласить гостей. Нами разработан еще один путь трансляции музейных знаний в детско-родительское сообщество – передвижные выставки и музеи. Музеи перемещаются из группы в группу, и весь детский сад постепенно знакомится с разнообразием музейной тематики детского сада. Музей Казачества знакомит с национальными особенностями нашего региона, отношением михайловцев к природе. Музей Книги раскрывает историю ее появления и изготовления, учит бережному отношению к лесам Родины через бережное отношение к книге. В Музей Кукол дети приходят, чтобы познакомиться с куклами наших прабабушек, с материалом, из которых они изготовлялись в прошлые времена, с куклами разных народностей.  

Таким образом, в детском саду создана среда для активного познания ребенком законов природы и получения практического опыта взаимодействия с ней, для формирования у ребенка прогностических способностей о взаимосвязи любого действия и его последствий для окружающей природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений/под ред. О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2001. – 80с.
  2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.
  3. Черезова Л.Б. Педагогические и психологические методы в экологическом образовании дошкольников // Современные проблемы экологического образования: сб. материалов научно-практической конференции, Волгоград, 3 – 4 февраля 2009г./ред.-сост. Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2010. – 60с. (Приложение к журналу «Учебный год», № 108. Серия «Экологическое образование». Вып.8.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к обучению и воспитанию экологически ориентированной личности в образовательной деятельности

Моя педагогическая концепция в работе как учителя географии  и как классного руководителя за определенный период. В работе обобщено использование содержательно-образовательных технологий, обобщен...

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.

Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...

"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

     Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...

Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...

«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...