« Развитие и уточнение пространственных представлений »
план-конспект занятия по теме
Фронтальное логопедическое занятие по формированию пространственного восприятия и представлений, уточнению и расширению объёма зрительной памяти, развитию зрительного анализа и синтеза, формированию речевых обозначений зрительно-пространственных отношений, активизации познавательной деятельности, развитию общей и мелкой моторики, повышению активности и интереса к логопедическим занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 20.12 КБ |
konspekt_uroka_2.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
фронтального логопедического занятия
с обучающимися 1 класса
Тема: « Развитие и уточнение пространственных представлений »
Составила: учитель-логопед
МБОУ «СОШ №5» г. Курчатов
Курская область
Севидова Маргарита Юрьевна
Тема. Развитие и уточнение пространственных представлений.
Цели: Формирование пространственного восприятия и представлений; уточнение и расширение объёма зрительной памяти; развитие зрительного анализа и синтеза; формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; активизация познавательной деятельности; развитие общей и мелкой моторики; повышение активности и интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: домики с прорезными окошками; таблица к игре «Запомни и назови»; игра «Аквариум»; 2 предметные картинки с изображением джинсов; три картинки с изображением рыбок; раздаточный материал «Рыбки»; предметная картинка с изображением девочки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела:
а) учащиеся слушают стихотворение В. Берестова:
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево - понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал.
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа» - раздался ликующий крик:
Где право, где лево – узнал ученик.
б) поднимите свою «главную» руку, назовите её (правая);
- поднимите другую руку, назовите её (левая).
У левшей ответы будут обратные.
Эти случаи доброжелательно рассматриваются и отмечается, что названия рук при этом остаются общепринятыми, что и следует запомнить;
в) учащиеся соотносят части тела с правой рукой, называют их (правая щека, нога). Точно так же соотносят части тела с левой рукой, называют их (левое колено …).
3. Определение направлений в пространстве:
а) вытянуть в сторону правую руку, перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, то есть справа.
- аналогично – слева;
- повернуть голову влево, вправо;
- наклонить голову к правому плечу, к левому плечу, то есть вправо, влево;
б) сидя за столом определить его правый и левый края;
в) ответить на вопросы: кто сидит справа от тебя, а кто слева.
4. Игра «Открой окошки в домике».
Детям предлагается макет домика, в котором можно открывать окошки. В домике четыре окошка: два сверху, два снизу. Школьникам предлагается открыть правое верхнее окошко, нижнее левое окошко, верхнее левое окошко, закрыть правое нижнее окошко и т.д.
5. Развитие зрительно-пространственных взаимоотношений. Игра «Запомни и назови».
На доске полотно с изображением пяти предметов:
а) учащиеся рассматривают и запоминают, как расположены предметы;
б) образец закрывается;
в) дети вспоминают, что было нарисовано:
- в правом верхнем углу;
- в левом нижнем углу;
- в правом нижнем углу;
- в левом верхнем углу;
- посередине листа;
г) проверка правильности выполнения (образец открывается).
6. Уточнение пространственных взаимоотношений:
- стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади;
- стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа;
учить детей употреблять наречие между.
7. Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
а) Дети стоят в шеренге. Логопед, стоя к ним спиной, поднимает правую руку, просит учащихся поднять свою правую руку. Учитель, не опуская поднятой руки, поворачивается лицом к детям. Учащиеся, сопоставив положение поднятой руки учителя со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга;
б) стоя попарно лицом друг к другу, по команде логопеда, один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т. д. Второй ученик при необходимости исправляет ошибку, затем роли меняются;
в) определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона (см. рис. 1);
г) определить левый и правый карман у джинсов (см. рис. 2).
8. Физкультминутка.
9. Зрительный диктант:
а) учащиеся рассматривают образец (три рыбки плывут направо, четыре – налево);
б) запоминают последовательность;
в) образец закрывается;
г) дети рисуют по памяти предметный ряд или выкладывают из раздаточного материала;
д) повторная демонстрация образца;
е) проверка правильности выполнения - в различных вариантах контроля.
10. Игра «Аквариум».
Логопед раздает детям листы картона голубого цвета и наклейки с изображением морских обитателей. Учитель предлагает заселить подводный мир аквариума, располагая (наклеивая) его жителей:
- в правом верхнем углу;
- в левом нижнем углу;
- в правом нижнем углу;
- в левом верхнем углу;
- между обитателями аквариума;
- посередине аквариума.
Ученики выполняют задание, затем каждый, по просьбе логопеда, произносит слово аквариум или отвечает на вопрос: «Куда вы поселили морских обитателей?» (в аквариум).
Итог игры – проверка правильности выполнения задания.
11. Подведение итогов занятия.
Учащиеся оценивают свою работу, рассказывают что повторили и чему научились на занятии.
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие
по теме:
«Дифференциация звуков [с] –[ш]»
с обучающимся 1 класса, имеющим логопедическое заключение : фонематическое недоразвитие речи.
Составила:
учитель- логопед МБОУ
«СОШ № 5»
Севидова М.Ю.
г. Курчатов
2014г.
Цель: - Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков [с-ш] в слогах, и словах;
-формировать навыки звуко-буквенного анализа;
- развивать зрительное внимание и артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- устранять дефектное произношение [ш] в слогах, словах и предложениях;
- развивать моторику пальцев рук;
- расширять и обогащать словарный запас обучающегося.
Оборудование:
- ноутбук, артикуляционные профили [с] [ш], таблица слогов, слов (со звуками с-ш), счётные палочки, предметные картинки(шарик, самолёт и др.), цифровой ряд.
Ход занятия:
- Организационный момент .
- Проверка домашнего задания.
- Сообщение темы занятия.
Логопед предлагает отгадать загадки и выкладывает предметные картинки-подсказки:
-Что за птица: песен не поёт,
Гнёзда не вьёт
Людей и груз везёт. (Самолёт)
-Твой хвостик я в руке держал, ты полетел, я побежал.
(Шарик воздушный)
Ученик отгадывает загадки, находит предметные картинки, соответствующие отгадкам.
- Какой первый звук в названии этих картинок (с, ш).
Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки с – ш .
Дует на листья тёплый и холодный ветерок (тёплая воздушная струя на[ш], холодная – на [c]).
Логопед объясняет различия в артикуляции [c-ш].
(Профили артикуляции.)
- Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для губ: «Улыбка» - «Заборчик» - «Трубочка» - «Хоботок» - «Бублик» , «Причешем губки»
Чередование «Улыбка - хоботок».
Упражнения для языка :
-«Горка», «Чашечка», «Качели », «Почистим верхние зубки», «Почистим нижние зубки», «Протиснуть язычок сквозь зубы », «Покусаем язычок», «Подуй на чубчик», «Задуй свечу», «Надувание щёк».
5. Работа с ПК.
Сегодня нам предлагают задания по различению звуков герои мультфильма «Смешарики»:
5.1. Назови что нарисовано? (слайд 1)
Какой звук прячется в имени? (слайд 2)
Какой звук по счёту в слове? (слайд 3)
Работа по цифровой линейке.
5.2.Нюша предлагает интересные задания:
Назови слова (слайд 4)
Какое слово отличается от других? Чем отличается? (слайд 5)
5.3. Лосяш предлагает выполнить задания с карандашом(слайд 6)
- Самомассаж ладоней карандашом.
- Самомассаж кончиков пальцев.
- Закрутим винтик.
- Циркач.
- Ходьба с коромыслом.
- Лягушка.
- Удержим флажок.
- Качели.
- Трудолюбивый человек.
- Лесенка.
- Насос.
- Дудочка.
- Стряхнуть кисти рук.
5.4.Совунья приготовила для вас следующее задание:
Прочитай слова, найди лишнее слово. Объясни, почему ты считаешь его лишним? (слайд 7).
5.5.Бараш предлагает выложить буквы с и ш из счётных палочек.
5.6.Крош приготовил такое задание: распредели слова по наличию звуков с и ш по наличию (карточки со словами). Проверка правильности выполнения задания (слайд 9)
5.7.Скажи в каких именах смешариков присутствуют [с, ш].(слайд 10).
Я показываю картинку героя мультфильма, а ты должен поднять нужную букву с или ш.
6.Чтение слогов (слоговые таблицы)
7.Чтение слов (карточка)
8.Игра «Замени [ш] на [c] »
шутки - сутки
штуки - стуки
шкала – скала
штопор – стопор
шпоры – споры
штык – стык
шрам – срам
шок – сок
штиль – стиль
марш – марс
ваш – вас
наш – нас
мышь – мыс
плюш – плюс.
9.Итог урока
Понравилось ли тебе занятие?
Какое задание смешариков было самым интересным для тебя?
За что бы ты себя похвалил?
Приз от смешариков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии»
Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей ДОУ....
«Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии»
Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей ДОУ....
«Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии»
Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей ДОУ....
Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях
В данном материале представлена работа по развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях в условиях логопункта общеобразовательной школы....
Развитие и уточнение пространственных представлений.
Конспект занятия в 1классе с группой НВОНР...
Конспект логопедического занятия "Уточнение пространственных представлений. Ориентировка на листе" для 1 класса (ЗПР).
Формирование психологичесикх предспосылок для формирования процессов чтения и письма, в частности, ориентировка на плоскости....
"Развитие и уточнение пространственных представлений у детей с ОВЗ"
Конспект открытого дефектологического занятия в 1 классе...