конспекты занятий по обучению грамоте.
план-конспект занятия по теме

Бочкарева Ольга Станиславовна

 конспекты занятий по обучению грамоте  детей  в старшей логопедической группы. Тема: "Звук Ж".    Тема: "Звук "В"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:                                   

Цели:

1.Добиваться чёткого произношения звука «Ж».Автоматизация звука»Ж».

2.Развивать фонематический слух, внимание, память, связную речь,фонтазию, воображение, тактильные рецепторы детской руки, логическое мышление.

3.Активизировать словарь детей по теме «одежда», «животныё»

 4.Работа над предложением.

5.Работа над грамматическим строем речи. Образование притяжательных прилагательных от названий животных. Образование относительных прилагательных от существительных.

Оборудование:

Рисунки (жук, медвежонок, ужи, верблюжонок, ежи, жеребенок, жаба, жираф); символ звука ж, предметные картинки со звуком ж. Игрушка «Жук». Замки (синий, зелёный, красный), образ звука «Ж», « костюмчики» для звуков (гласных, согласных), тетради, карандаши (простой, синий) пеналы для звукового анализа слов. Домики для деления слов на слоги. Сюрпризная сумочка жёлтого цвета .

Ход занятия

1. Оргмомент

Мы свами на полянке.  

 Какое сейчас время года?

- Поздняя осень.

Докажите что сейчас поздняя осень.

-Холодно, деревья стоят голые, выпал снег, птицы улетели в тёплые края, собран уражай,

дни стали корочи а ночи длиннее.

Замечательно!

А перед осенью какое время года было?

 -Лето!

Я вас сейчас верну в лето и превращаю осеннюю полянку в летнюю, а вас в жуков.

А/ Автоматизация звука «Ж» в игре, воспитание слухового внимания.

Дети присели на корточки и говорим:

Я жук, я жук, Я тут живу,

Жужжу, жужжу -ж-ж-ж.

Если я скажу солнышко вы летаете по полянке и жужжите.

Если скажу дождик то замолкаете и прячетесь в домик.

Психогимнастика

Изобразить летающих, спящих, обиженных, веселых жу

Лексико- грамматический минимум(словарь) закрепление прилагательных.

Жалко жукам прощаться с летом, но ничего не поделаешь надо успеть добраться до своих домиков пока не выпал снег.

А доберётся до своего домика тот жук который скажет какой на мне жилет.

Жёлтый, длинный, красивый, модный, вязанный, ажурный, великолепный, тёплый, симпатичный, дорогой, нарядный, шерстяной, женский, чистый, холодный, страшный, большой, светлый, новый,

2. Сообщение темы занятия.

Отлично! Добрались до своих домиков.

Открыть свой домик сможет тот кто даст полный ответ на мой вопрос.

-Назови одним словом шуба, пальто, куртка, платье, юбка, шорты ( одежда)

-Назови платье ласково.

-Назови вещи которые одеты на тебе.

-Назови нижнию одежду (майка, плавки, сорочка, пижама)

-Какую одежду надеваем на улицу?(верхнюю).

-Какую одежду носят зимой?

-Как называют одежду которую мы надеваем на праздник? (праздничная, нарядная)

-Как называют одежду которую мы носим каждый день?(повседневная)

-Летом и зимой мы надеваем одинаковую одежду?

-Летом какую одежду мы носим? (летнюю) А зимой? (зимнюю)

-Как называется одежда которую мы носим между летом и зимой между сезонами? (демисезонную)

-Платье это мужская или женская одежда? (женская) -Одежду которую носят дети как называется? (детская)

-Что можно сделать с перчатками? ( купить, потерять, испачкать, положить,бросить, надеть, снять)

-Платье из ситца значит оно какое?

 -Перчатки из кожи значит они какие?

 -Скажи наоборот.

-Я надела шубу, а ты. (А я снял шубу).

-Я растегнула пугавицы на польто, а ты? ( А я застегнул пуговицы на польто)

3. Сообщение темы занятия.

Закрыли глазки подняли правую руку произнесли жа, подняли левую руку произнесли ЖУ, Взмахнули двумя руками произнесли ЖЭ.

Открыли глазки. Вы очутились в жёлтой стране. Где живёт «Жёлтая» фея и у неё есть волшебная сумочка.

 -Как вы думаете какого цвета у неё сумочка?

-Правильно желтая!

Отгадав загадки вы узнаете кто пришел в гости вместе сней.

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он ...(Жираф).

Назовите детёныша медведицы, (медвежонок)

Кто детёныш у верблюда? (верблюжонок)

Чёрен да не ворон

Рогат да не бык.

Шесть ног да без копыт (Жук.)

Живая лесная игольница (Ёж)

Похожа на лягушку

Тоже ловит мушку (Жаба)

4. Характеристика звука

Кто догадался какой звук у нас в гостях?

-Правильно у нас в гостях звук «Ж»

 Игра «Оденьте звук правильно.»

-Почему звук «Ж» носит синий костюмчик?

-Почему он согласный?

-Почему у него на рубашке колокольчик?

-Почему он звонкий?

А может звук «Ж» надеть зелёный костюмчик?

Правильно нет. Потому что звук «Ж» всегда твёрдый.

Обозначение звука синим кружочком.

5. Произношение звука ж в слогах и словах

В жёлтой стране жужжал, жужжал звук «Ж» скучно ему стало.С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (сможем, поможем!). Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их. Задание по слоговому синтезу:

Я «бросаю» вам звук «Ж»и звук «А» Какой слог получиться Жа.

Звук Ж и звук У ЖУ.

Звук Ж  и звук О Жо.

6. Выделение звука «Ж» из слов.

Играем в прятки.

Каждое из этих животных хотело бы узнать где в его слове спрятался звук «Ж». Откройте тетрадки и в схемах обозначьте где находиться звук «Ж»

Жираф, жук, ежик, жаба, верблюжонок.

7. Деление слов на слоги.

-А теперь давайте займёмся строительством.

-Прежде чем строить домики для слов. Давайте разомнём свои пальчики.

Физминутка для пальчиков. «Кто кого обидел первым»

-У людей есть квартиры в которых они живут. Должны где-то жить и слова. Дома у них особенные. Давайте построим каждому слову свой дом. Откройте свои конверты .

 В каком доме живёт слово «жаба».

-В доме с двумя окошками. Почему? (потому что в слове жаба два слога)

(аналогично с другими сповами)

8.Анатомия слова.

Игра «Кошки Мышки» -

Пеналы это ваши норки вы должны их открыть так тихо чтобы кошка вас не поймала.

-Замечательно  у вас получилось, тихо и бесшумно.

-А сейчас приготовте кружки, вы будите «ловить» звуки.

А потом отгадаете, какое они составляют слово.

-Первый звук «И»

Произношу его вполголоса, а правой рукой «бросаю» его детям так, как бросают камушки.

Дети ловят в воздухе звук.

Берут из коробочки красный кружок и кладут на стол.

 -Второй звук «С»

-Третий звук «К»

 -Четвёртый «Р»

-Пятый «А»

-Шепните мне на ухо; какое получилось слово?

-Ребята, скажите это слово все вместе, хором. -Искра.

А). Структурный анализ слова.

-Я вам расскажу сказку, которая произошла в жёлтой стране со словом «Искра»

Слово искра» - заболело. «Нужно сделать операцию воскликнул один «хирург». И вынул из слова звук «С» (дети убирают один синий кружок)

 -Это же совсем другое слово возмутился другой хирург»

-Скажите, какое получилось слово?

-ИКРА!

-Я знаю что делать! -сказал второй хирург. И вместо звука «К» вставил звук «Г»

-Скажите, пожалуйста, какое слово увидел хирург7

-ИГРА!

-Тогда хирург взял большой звук «Т» и прикрепил его к голове слова.

 -Какое получилось слово?

-ТИГРА!

-Пятый «хирург» умудрился оторвать хвост. И тогда слово так заревело...., что все «хирурги» в страхе разбежались , кто куда.

-ТИГР!

-Там была одна храбрая шестилетняя девочка, она не испугалась! А вернула звук «А»на своё место. И убрала, лишний звук «Т»

-Опять игра!

-Если убрать из слова звук «Г», вы узнаете, как зовут девочку

 -ИРА!

9. Работа над предложением.

Пока мы с вами играли с другими звуками. Звук «Ж» приготовил вам новое задание.

Вы сейчас будите составлять предложения из данных слов.

 Лес, из, выбежал, медвежонок.( Из леса выбежал медвежонок. )

Жираф, шея, у, длинная. (У жирафа длинная шея. )

Лужа жаба сидит в. ( В луже сидит жаба.)

10. Итог занятия.

А сейчас в жёлтую сумочку  феи шёпотом произнесите слова со звуком «Ж»

Отметить успехи детей.

Молодцы, вы мен очень порадовали.

-Жители жёлтой страны прислали каждому сюрприз

 Закрыли глазки, открыли ротики, сделали язычок чашечкой.

(каждому на язычок положить жёлтую конфетку).

Тема: «Звук  «В»

Цели:1. Добиваться чёткого произношения звука «В».

2. Развивать  фонематический слух,внимание, память, связную речь,фантазию, воображение, тактильные рецепторы детской руки, логическое мышление

3.Активизировать словарь детей по теме «весна» (любознательный, ворчун.)

 З.Обогощать словарь детей через ответы на вопросы.

4.Воспитывать нравственно эстетические чувства.

Оборудование:

Предметные картинки на звук «В». Замки (синий, зелёный), образы звука «В», «костюмчики» для звуков, «Ворчун» - мягкая игрушка. «Волшебная палочка», шапочки для звуков (гласных и согласных), тетради, карандаши (синий, зелёный), схемы (для определения места звука в слове). Шары (для деления слов на слоги). Сюрпризная коробочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1 .Организационный момент.

Психогимнастика.

Мы с вами на весенней полянке, светит яркое весеннее солнышко нам тепло вдохнули носиком свежий весенний воздух, при выдохе скажем све-жо, хо-ро-шо. Подул ветер, спряталось солнышко за тучку, заморосил дождик нам холодно, мы промокли. А теперь, почувствуйте, как лучики ласкового солнышка пробиваются сквозь тучку и согревают нас — вам тепло и комфортно. Развитие слухового внимания.

Давайте поиграем в игру «дождик», (кап-жал) - жю был дождиком? Коммуникативная игра «Зелёный мир» Шелестит трава, шелестит листва и т.д.

Игра «Вообразилия»

Для того чтобы нам сегодня очутиться в волшебной стране знаний, каждый из вас должен вообразить, что он весна, и сказать, какая я весна. -Я весна чарующая, торжественная, журчащая, ласковая, солнечная, весёлая, звонкая, разговорчивая, ледоходная, долгожданная, шумная, капельная, нежная, полевая, певчая).

2. Сообщение темы занятия.

-Ну вот, мы с вами в волшебном мире звуков, где каждый звук - загадка.

Звуки эти разные. Какие? (гласные и согласные)

-Что вы знаете о гласных звуках?

-А что вы можете сказать о согласных звуках.

-Какие бывают согласные звуки (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

- В волшебной стране звуков, вы знаете, есть дома, где живут звуки, и улицы, по которым они ходят.

-Чтобы звуки не попали в беду, будьте внимательны, верно, подайте сигнал.

А Б У К Т О Ы Х И Д.

Доказать почему зажгли красный или синий свет.

Упражнение для развития внимания, фонематического восприятия, общей координации движений (с элементами кодирования)

Звук. А - хлопнуть в ладоши.

Звук. О -   хлопнуть по коленкам.

Звук. У - ударить кулаком об кулак.

Звук. -И - хлопнуть в ладоши над головой. 

Сначала произносить по два, затем три, четыре звука

А У,   И О,  О О А,  О А У,  У У А,  А О У И.

Игра «прятки со звуками»

Какие звуки хитрые только что перешли через дорогу, а уже спрятались в словах.

 Что ж придётся поискать.

Какой гласный звук спрятался в слове кот, сыр, лук, мир, луна.

С какого согласного звука начинается слово дорога,

 какой третий звук в слове камыш,

каким звуком заканчивается слово волк,

где звук «Г» в слове магазин.

Замечательно! Вы меня очень порадовали своими ответами.

Знаете, о чём я подумала, почему в волшебной стране нет волшебницы, давайте это исправим, закройте глазки скажите - дом-том-дом.

(одеть на себя накидку)

-Сегодня волшебницей буду я, так как умею делать чудеса в стране звуков и вас этому учу.

Я хочу поиграть с вами в игру «Любознательный»

А кто такой «любознательный?» (человек, который хочет о многом узнать)

-Ваша задача - отвечать на вопросы быстро и правильно, (после ответа вывешивается предметная картинка)

1 .На что вешают одежду? (на вешалку)

2.Что надевают на ноги зимой в холод? (валенки)

З.Кто без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает? (вертолёт)

 4.Как гулять - так надевать, чтоб не мёрзли пять да пять, (варежки)

5.Чёрная, большая, крыльями машет, на деревьях гнёзда вьёт, (ворона)

б.Когда звенят ручьи, прилетают грачи (весной)

Посмотрите на эти картинки и скажите, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Почему?

З.Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Во всех ли этих словах звук «В» звучит одинаково?

Назовите слова где он звучит мягко, а теперь где звучит твёрдо.

 Когда мы произносим эти звуки нижняя губа подтягивается к верхним зубам, между нижней губой и зубами только узенькая щелочка.

Зубы и нижняя губа мешают воздуху свободно выходить изо рта.

Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы.

Произнесите звук «В»

Приложите ладошку к горлышку.

Голос в домике спит или работает?

Значит звук, «В» какой глухой или звонкий?

Игра «Одень звук».

-Наденьте на звук костюмчик и объясните, почему выбрали такой.

В каких замках будут жить эти звуки?

Звук «В» в синем, потому что он согласный, твёрдый, а звук «Вь» в зеленом, потому что он (мягкий).

Игра «Камень - вата»

Если в слове услышите мягкий звук, произнесите «Вата» если твёрдый «Камень».

Винт, ванна, кровать, вилка, вареники, сова, клюв. 

4.Схематическая запись звуков в тетрадь.

Откройте тетрадки и поселите звуки в свои квартирки.        

Всё это вы должны успеть сделать пока звучит музыка.      

  5. Произношение слогов, слов со звуком «В» определение позиции звука.

В моём волшебном чемоданчике лежат слова, в которых живёт звук «В». Только где же он там находится? Помогите мне, пожалуйста, его найти. Заштрихуйте тот квадрат, где он находится. Если в начазе слова то первый, если в середине то второй, если в конце то третий.

Коврик. Клюв. Ворона.

Спасибо, что помогли мне.

б.Пальчиковая гимнастика. «Кто кого обидел первым» 

Давайте немножко отдохнём.

7.Проблемная ситуация.

 Что было бы, если бы вы все поссорились?

Скажите, а что лучше иметь друга или врага?

Почему?

8.Развитие фонематического восприятия. Звуковой синтез.

Дети, вы ничего не слышите.

А мне всё время слышится, будто кто-то ворчит, шуршит, возится.

А что это за домик?

 Кто в нём живёт?

 Прикоснусь я своей волшебной палочкой.

Так это же » ворчун».

Здравствуй, мой шутник.

Что случилось?

Дело в том, что все звуки в его имени разбежались

Дети, давайте поможем, соберем его имя.

 Игра «Живые звуки».

Дети надевают шапочки, с обозначением звуков читают слово. Делят его на слоги.

Появляется сказочный герой. Благодарит детей.

9.Развитие зрительного внимания  Игра «День и ночь».

Ворчун хочет поиграть с вами в игру «День, ночь»

Когда он скажет «ночь», вы закройте крепко глазки, а когда скажет «день», откройте и назовёте слова, которые он спрячет.

 10.Деление слов на слоги.

А что это ты нам принёс ворчун? (воздушные шары).

Ребята по просьбе «Ворчуна» все эти слова мы отправим на воздушных шарах.

Если в слове один слог, то слово полетит на одном воздушном шаре.

Если в слове два слога, то слово полетит на двух воздушных шарах.

Если в слове три слога, то слово полетит на трёх воздушных шарах.

Сколько воздушных шаров поднимут в воздух слово вертолет?

Три воздушных шара поднимут слово вертолёт.(анологично с другими словами)

 11.Произношение звука «В» в предложениях. 

Давайте покажем «ворчуну» как мы умеем составлять предложения

 «Вешалка».  На вешалке весит пальто. Мама повесила платье на вешалку.

«Волк».  В лесу воет серый волк.

12.Итог занятия.

Дети, время, отпущенное мне на волшебство, заканчивается.

Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа. 

Что мы делали в волшебной стране (занимались, фантазировали, учили звуки, делили слова на слоги, составляли со словами предложения, слушали, отвечали, играли)

С какими звуками мы сегодня познакомились?  (В,Вь)Что это за звуки? (согласные, звонкие)

Ворчуну вы очень понравились, он доволен, что вы такие сообразительные, внимательные, старательные) И я сейчас дотронусь до волшебной коробочки, и пусть там появится угощение, которое начинается на звук «в» заканчивается звуком и. Что это за угощение? (Вафли)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейка"

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейка" с использования игровых приемов рассчитан на детей 6-7 лет для занятий в Школе раннего развития при учреждении дополнительного обр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство детей со звуком «с», «с\'». У нас в гостях Бабушка-Загадушка.

Знакомство детей со звуком «с», «с\'».У нас в гостях Бабушка-Загадушка. Программное содержание Познакомить детей со звуком «с», «с\'», сравнивать звуки по произношению и звучанию, обозначать и...

конспект занятия по обучению грамоте (звук и буква Й)

конспект занятия по обучению грамоте  для детей 6-7 лет...

"Умники и умницы"-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект логопедического заняти по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект занятия по обучению грамоте ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р-Л

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня

Тема занятия "На базар ходили мы..."-проводилась с подгруппой детей, посещающих  подготовительную к школе группу детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проводилась предварительная работа по а...