Основные направления работы с родителями в ГКУ ДДИ «Южное Бутово»
статья на тему
Жизненная ситуация семьи, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, отличается рядом особенностей. Перечислим некоторые из них:
- длительный и хронический характер тех трудностей, с которыми сталкивается семья на протяжении многих лет, т.е. семья постоянно находится в стрессовом состоянии из-за обеспечения постоянной заботы о ребенке-инвалид;...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami-stepanova_g.n.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
«ЮЖНОЕ БУТОВО»
ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ДОКЛАД
Основные направления работы с родителями в
ГКУ ДДИ «Южное Бутово»
Методист:
Степанова Галина Николаевна
Москва, 2013
В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка с ОВЗ. Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Исключительная роль семьи в решении задач воспитания и развития отражены во многих государственных документах. Так, права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона РФ «Об образовании». В соответствии с новым законом РФ «Об образовании» суть взаимодействия педагогов и семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, коррекции, развитии и социализации в общество. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимно доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка с ОВЗ тех качеств и свойств, которые необходимы для его определения и реализации, для преодоления трудностей и реабилитации.
Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности. Не составляют исключение и семьи, имеющие детей с ОВЗ. Как и в обычных семьях, усиливается расслоение семей по уровню доходов, растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи. Современная семья, к сожалению, зачастую, бедна – не только материально, но и духовно. Среда жизни и развития ребёнка с ОВЗ зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, положения, которое они занимают в нём. Современные семьи развиваются в условиях новых противоречий общественных ситуаций, которые приводят к обострению семейных проблем.
Жизненная ситуация семьи, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, отличается рядом особенностей. Перечислим некоторые из них:
- длительный и хронический характер тех трудностей, с которыми сталкивается семья на протяжении многих лет, т.е. семья постоянно находится в стрессовом состоянии из-за обеспечения постоянной заботы о ребенке-инвалид;
- большая «ресурсоемкость» воспитания и жизнеобеспечения ребенка, необходимость дополнительных финансовых, социальных и психологических ресурсах для обеспечения достойного качества жизни;
- потеря родительской компетентности (многие родители не знают, что делать, когда рождается ребенок с ОВЗ);
- интенсивные и противоречивые чувства у членов семьи, возникающие в ответ на наличие у ребенка тяжелых нарушений;
- влияние трудностей с ребенком на все семейные подсистемы, семью как целое, ее ближайшее окружение;
- неясность жизненного маршрута, особенная острота вопроса о жизненных перспективах взрослого человека с инвалидностью;
- отчуждение ребенка с ОВЗ и его ближайшего окружения.
На основе вышеописанных жизненных ситуаций выделяют следующие формы отношения родителей к детям, имеющим проблемы в развитии:
1 группа, когда родители стесняются неполноценности своего ребенка, гипер опекают его, прячут от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Поэтому ребенок развивается медленно, не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут и неуверен в себе.
2 группа, когда родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, не приносят ему никакой пользы.
3 группа, когда родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. Часто родители отказываются от воспитания ребенка, передавая его постепенно на попечение государства.
4 группа, когда не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не хотят замечать недостатков, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным.
5 группа, когда родители принимают ребенка таким, каков он есть, не ограничивают круг его общения. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.
Данные формы родительских отношений встречаются и в нашем детском доме-интернате.
В связи с особой актуальностью проблемы и увеличением количества родительских детей в ДДИ «Южное Бутово» осуществляется огромная работа с родителями, которая пока еще находится в стадии становления и не приобрела системный характер. О важности и необходимости данного направления работы была посвящена конференция «Современные технологии психолого-педагогической работы с родителями детей-инвалидов», проходившая на базе ДДИ №28, организованная Департаментом социальной защиты населения.
Рассмотрим деятельность педагогического коллектива ГКУ ДДИ «Южное Бутово» по организации работы с родителями. Данная работа преследует следующие цели:
- Просветительская – способствует формированию родительской компетентности в вопросах понимания состояния своего ребенка, его развитии, коррекции и социализации.
- Консультативная – способствует совместному психолого-педагогическому поиску методов воздействия на ребенка с ОВЗ в процессе приобретения им социальных и учебных навыков.
- Коммуникативная – способствует обогащению семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка с ОВЗ, родителей и педагогов.
Результатом эффективной работы с родителями в ДДИ должны служить:
- сформированность положительного отношения к ДДИ, уважительное отношение к педагогическому коллективу,
- сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка с ОВЗ, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения.
Работа с родителями в ГКУ ДДИ «Южное Бутово» осуществляется в 6 направлениях:
1. Информационно-аналитическое направление.
В ходе данной работы осуществляется изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами. Для этого используются следующие методы изучения семьи: наблюдения, беседы, анкетирование, которые проводятся сотрудниками психолого-консультативного отдела, воспитателями, педагогами-психологами.
Информация о семье нам нужна:
- для получения полной картины о поступающем ребенке (его развитии, интересах и т.д.),
- для сопровождения семьи, позволяющего в дальнейшем использовать ее потенциал на развитие ребенка,
- для привлечения родителей к работе ДДИ в разных видах деятельности,
- для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей.
Получив реальную картину на основе собранных данных, сотрудники ДДИ анализируют особенности семейных отношений и связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания, вырабатывают тактику общения с каждым родителем. Это поможет ориентироваться в потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2. Познавательное направление.
Познавательное направление – позволяет обогатить родителей знаниями в вопросах развития, воспитания, социализации детей с ОВЗ.
С этой целью в ДДИ проводится в начале года общее родительское собрание, где дается информация о детском доме, ее сотрудниках, в какие службы можно обратиться при решении возникших проблем, частично освещаются нормативные документы, регламентирующие деятельность ДДИ.
Более подробную информацию родители получают в процессе консультаций с различными специалистами. Например, у социальных педагогов по вопросам социально-правового характера, у воспитателей по вопросам воспитания детей, у дефектологов по вопросам коррекции и развитии ребенка, у педагогов дополнительного образования по вопросам организации данной деятельности в домашних условиях.
Информирование родителей в основном осуществляется через индивидуальные консультации и заседание «Родительского клуба».
При проведении данной работы очень важно наличие обратной связи и учет актуальных потребностей родителей. И в качестве обратной связи поступают запросы о проведении групповых или межгрупповых родительских собраний, обучающих семинаров.
Конечным результатом данного направления работы должна быть организация единого пространства воспитания, развития ребенка с ОВЗ в условиях ДДИ. Совместная работа специалистов (воспитатели, педагоги-психологи, учители-дефектологи, ПДО, музыкальные руководители, и др.)должна выражаться в создании и реализации индивидуального маршрута, который согласовывается с родителями. Только компетентностные родители будут равноотвественными участниками образовательного процесса.
3. Наглядно-информационное направление
Данное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
В ДДИ включает в себя:
- родительский стенд в приемном отделении, папки-передвижки, групповые фотоальбомы, фотовыставки, издание печатной продукции для родителей.
Но данное направление в ДДИ мало разработано. Необходимо как можно больше использовать возможности современных информационных ресурсов. У нас для работы с родителями не используются возможности сайта. Нет странички для родителей. А при занятости родителей она была б полезна. Нак страничке можно организовать несколько рубрик:
- «партнерство» (подбор полезных научных и учебно-методических материалов),
- «Взаимодействие» (полезные советы родителям от специалистов, от родителя к родителю) в форме вопрос, ответ, наши комментарии,
- «Интернет-копилка» (полезная и интересная информация для семей, воспитывающих детей с ОВЗ),
- «Детская страничка» (фотоработы детей, домашние задания и т.д.).
Шире необходимо использовать печатных материалов. Стенда с общей информацией в приемном отделении недостаточно. Необходимо организовать выпуск информационных бюллетеней от специалистов, где бы размещалась полезная информация для родителей.
В дополнение к информационным стендам можно попробовать издание автономного журнала. его задача – доведение до родителей наиболее полной информации не только о жизни группы, но и о жизни ДДИ в целом. среди рубрик могли бы быть: «Держим на контроле», «делимся опытом» (страничка воспитателей, «Взаимодействуем со специалистами» (страничка дефектологов, логопедов, педагогов дополнительного образования), «Календарь событий групп», «Страничка доктора» и т.д.
Во втором полугодии запланировано издание справочника для родителей, дневников через которые педагоги будут поддерживать связь с родителями.
4. Досуговое направление.
Досуговое направление является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Оно направлено на организацию совместной деятельности родителей и детей. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером, обогатиться новыми впечатлениями.
В ДДИ данное направление организуется через посещение родителями детских общих и групповых мероприятий и праздников (1 сентября, Масленница, Новый год, 8 марта), в которых родители задействованы частично или в качестве зрителей.
Детско-родительских мероприятий, где бы обе стороны принимали активное участие в детском доме недостаточно. Последнее время поступают запрос от родителей в их проведении. Например, спортивный праздник на 23 февраля с участием родительской команды, участие в сопровождение детей в различные поездки, привлечение к проектной деятельности в рамках летней оздоровительной компании.
5. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
В ДДИ используются дни открытых дверей или гостевые дни, помощь в укреплении материальной базы группы, реже приглашение родителей на открытые занятия, помощь в проведении воспитательных дел.
В данном направлении можно использовать проведение трудовых акций, дней творчества детей и их родителей.
6. Участие родителей в управлении ДДИ.
Осуществляется через участие родителей в работе родительского комитета (заседание 1 раз в месяц). Набирает обороты работа попечительского совета школы, в котором есть и представители родительской общественности, с целью привлечения сил и средств родителей для помощи ДДИ.
Родители с активной позицией ставят перед администрацией ДДИ, ДСЗН, другими органами власти наиболее актуальные вопросы. Так, по запросам родителей была создана группа 1.1.8 дневного пребывания. Решается вопрос о создании группы «18+», безопасности детей за пределами ДДИ (установка дорожных знаков и т.д.)
В заключении необходимо сказать, что организация взаимодействия с семьей – работа сложная; она не имеет готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется инициативой, терпением обоюдным желанием, родителей, педагогов в тесном контакте.
Основные задачи по работе с родителями на новый учебный год:
- Проводить групповые и межгрупповые родительские собрания.
- Внедрить в работу ДДИ дневники для воспитанников детского дома-интерната и родителей.
- Разработать концепцию и создать информационную страничку для родителей на сайте ДДИ «Южное Бутово».
- Активнее внедрять новые формы и методы работы с родителями.
- Поощрять наиболее активных родителей за сотрудничество с ДДИ «Южное Бутово».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления работы музея Тихоокеанского государственного университета по патриотическому воспитанию студентов
В кн: Музейная педагогика в образовательном пространстве школы: региональный опыт, проблемы, перспективы / БелГУ, БелРИПКППС, г. Белгород, 2008.Доклад на Всероссийской научно-практической ...
Основные направления работы классного руководителя.
Статья, рассказывающая, о направлениях моей работы, как классного руководителя....
Основные направления работы по социально-бытовой адаптации младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии
Жизнь людей измеряется не прожитыми годами, а тем, какой след они оставят на Земле. Призвание учить – очень громкое слово, не всегда и не каждый сразу уверен в правильном выборе своей профессии. Лишь...
Основные направления работы МБОУ «АСОШ №50» по повышению качества образования
В работе отражены основные направления работы школы по повышению качества оброазования....
Основные направления работы подготовки к ГИА по химии
Методическая разработка по основным направлениям деятельности учителя химии в подготовке учащихся к ГИА....
Основные направления работы методиста
Работа раскрывает основные направления работы методиста. затронуты следующие вопросы: ктто такой методист; основные цели и задачи работы методиста; формы работы и примерный перечень содержания папки м...
Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра
В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной р...