Основные направления работы по социально-бытовой адаптации младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии
материал по теме
Жизнь людей измеряется не прожитыми годами, а тем, какой след они оставят на Земле.
Призвание учить – очень громкое слово, не всегда и не каждый сразу уверен в правильном выборе своей профессии. Лишь окунувшись в эту среду, почувствовав ее на себе, наделав кучу ошибок, но, не свернув с этого пути, не напугавшись, понимаешь, вот оно – призвание.
И у нас, педагогов специальных школ, одна цель – сеять разумное, доброе, вечное.
На свете много разных
Есть профессий,
Но дефектолог – всех нужней!
Профессия – учить больных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kuznecovoy.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Директор школы - Заслуженный учитель РФ
Е.В. Кузнецова
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА № 442 ВАО
ПО ТЕМЕ:
«Основные направления работы по социально-бытовой адаптации младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии»
Жизнь людей измеряется не прожитыми годами, а тем, какой след они оставят на Земле.
Призвание учить – очень громкое слово, не всегда и не каждый сразу уверен в правильном выборе своей профессии. Лишь окунувшись в эту среду, почувствовав ее на себе, наделав кучу ошибок, но, не свернув с этого пути, не напугавшись, понимаешь, вот оно – призвание.
И у нас, педагогов специальных школ, одна цель – сеять разумное, доброе, вечное.
На свете много разных
Есть профессий,
Но дефектолог – всех нужней!
Профессия – учить больных детей.
Дети, обучающиеся в нашей школе требуют помощи психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов. Наши дети, это дети с интеллектуальной недостаточностью, имеющие нарушения речи; гиперактивные дети, дети с личностными проблемами (высокая тревожность, эмоциональные расстройства личности); с проблемами в семье (в том числе дети-сироты, близнецы, из неполных и многодетных семей, где родители склонны к алкоголизму и наркомании, стоящие на учете в отделениях милиции). И наша школа имеет дело со всем этим «букетом».
Мне особенно хотелось бы подчеркнуть, что педагог был, есть и будет центральной фигурой учебно-воспитательного процесса. Все остальное в школе – лишь сопровождение.
В школе работает психолого-медико-педагогический консилиум. По сути это целая программа изучения ребенка. Автором ее является дефектолог, профессор – Софья Давыдовна Забранная.
Многолетняя совместная работа с ней убедила нас, что именно дефектолог на сегодняшний день является наилучшим интегратором и координатором педагогических, медицинских и психологических знаний о ребенке. Именно дефектолог способен наиболее комплексно наметить стратегию и тактику развития ребенка.
В текущем тысячелетии целью человека и общества должно стать осознанное и цельное саморазвитие каждой личности.
Целью образования становится не передача опыта, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению. Главным у преподавателя становится его способность раскрывать возможности ребенка и его будущее.
Каждый из нас не раз задумывался над смыслом своей жизни, но чаще других этот вопрос возникает у людей с ограниченными возможностями.
Работа нашей школы направлена, прежде всего, на расширение знаний учащихся о разных сторонах жизни и формирование жизненно важных умений, т.е. на социальную адаптацию. Эта тема актуальна всегда.
С целью выявить педагогические условия эффективности социально-бытовой адаптации учащихся младшего школьного возраста был проведен ряд экспериментов учителем-логопедом Унковской Е.С. В результате проведенных исследований было установлено, что среди младших школьников отсутствуют дети, у которых уровень сформированности социально-бытовых навыков находится на высоком уровне. Предположения о том, что факторами, препятствующими успешной социально-бытовой адаптации могут быть недоразвитие психомоторных и сенсорных процессов, а также слабо развитая речь, навыки общения и культурного поведения в общении с людьми подтвердились экспериментально.
Коррекционная работа должна учитывать все особенности, обнаруженные экспериментально и будет направлена на:
совершенствование психомоторных и сенсорных процессов;
развитие речи, навыков общения и культурного поведения в общении с людьми, отражение в словах и фразах своих действий;
- формирование навыков самообслуживания (навыки личной гигиены, навыки одевания-раздевания, навыки самообслуживания за столом и др.);
организацию посильной помощи ребенка в элементарных хозяйственно-бытовых делах в семье;
развитие способности организовать свой досуг, позаботиться о себе в отсутствии взрослых;
формирование умения ориентироваться в окружающей действительности.
Итак, основная цель коррекционной работы с младшими школьниками специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида – их социально-бытовая адаптация, приспособление к жизни.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
Совершенствование психомоторных и сенсорных процессов.
Развитие речи, навыков общения и культурного поведения в общении с людьми, отражение в словах и фразах своих действий.
Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда.
Для реализации поставленных задач мы разработали программу, которая включает три блока:
I. Блок психомоторных и сенсорных процессов.
II. Коммуникативный блок.
III. Блок элементарных социально-бытовых навыков.
Задачами I блока являются:
1. Развитие навыков крупной моторики.
2. Развитие навыков тонкой моторики.
3. Формирование сенсорных функций.
Задачами II блока являются:
1. Развитие импрессивной речи.
2. Развитие экспрессивной речи.
3. Дальнейшее развитие речи, навыков общения и культурного поведения в общении с людьми.
Задачами III блока являются:
1. Формирование социально-бытовых навыков в условиях дома.
2. Формирование социально-бытовых навыков в условиях вне дома.
В данном направлении необходима совместная целенаправленная деятельность всех специалистов коррекционного образовательного учреждения (учителей, воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов).
Значимость физической культуры и лечебной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья, не может быть переоценена. Именно здесь физическая культура не имеет аналогов, равноценных по силе воздействия на все стороны социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта.
Двигательная активность способствует умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию. Она направлена на формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств – силы, быстроты, ловкости, выносливости, а также координационных способностей.
Систематические занятия физической культурой положительно влияют на процессы роста и развития организма ребёнка, повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию.
Мы стараемся максимально эффективно использовать фактор влияния средств физической культуры и физической реабилитации для коррекции нарушений физического и психического развития, являющихся одним из показателей подготовленности к социально бытовой адаптации учащихся коррекционных учреждений 8-го вида.
Улучшение, физического и психического развития школьников, имеющих – нарушения интеллекта, является одним из достоверных признаков успешности социальной адаптации.
Занятия в спортивных секциях, занятия лечебной физкультурой в режиме дня школы и участие в специальных соревнованиях позитивно влияют на двигательную активность школьников с нарушением интеллекта и участвуют в формировании устойчивого стереотипа здорового образа жизни.
Для эффективной физической подготовки необходимо осуществление медико-педагогического контроля, в частности медицинский осмотр психологическое наблюдение, оценка физической подготовленности, педагогическое наблюдение со стороны, преподавателей и родителей.
Повышая общую работоспособность, развивая двигательные и волевые качества, обучая поведенческому самоконтролю, физическое воспитание успешно способствует практической и психологической готовности к труду и максимальной социально-бытовой адаптации в обществе.
Школа является основным звеном, которое должно обеспечить комплексный подход к делу воспитания подрастающего поколения и осуществлять единство обучения и воспитания.
Своеобразие задач и методов воспитания младших школьников, имеющих нарушения интеллектуального развития обусловлено особенностями психики, отклонениями в умственном, эмоционально-волевом и физическом развитии, которые сужают круг их связей с внешним миром. Из-за недоразвития эмоциональных и интеллектуальных процессов, отношения таких детей с окружающим миром элементарны, неразнообразны. Дети не учитывают ситуацию, в которой находятся, далеко не всегда могут самостоятельно сделать правильные выводы и поэтому ведут себя не адекватно ей. У них снижено чувство критики, отсутствует способность отстаивать свои убеждения.
Исходя из вышесказанного, учителя-дефектологи должны помнить, что любое воспитательное мероприятие должно носить корригирующие воздействие на личность ученика. Проведение мероприятий должно быть направлено на ослабление, смягчение недостатков развития обучающегося имеющего нарушения интеллекта, на формирование его личности.
Для оказания эффективной помощи детям педагогу необходимо знать и учитывать его возрастные, половые, интеллектуальные, коммуникативные особенности и состояние здоровья младшего школьника, имеющего нарушения интеллекта. Только в таком случае учитель может наметить педагогически грамотную стратегию индивидуального развития каждого учащегося, имеющего проблемы со здоровьем.
Ни для кого не секрет, что учащиеся, поступившие на обучение в первый класс специальной (коррекционной) школы VIII вида, далеко не всегда имеют полностью сформированные даже элементарные навыки самообслуживания, не знают правил поведения в обществе.
Все эти нарушения диагностируют и фиксируют специалисты школы. Затем составляют индивидуальные рекомендации учителю-дефектологу, а тот в свою очередь после наблюдений за ребенком и на основе рекомендаций составляет программу-минимум для осуществления первой помощи учащемуся.
При реализации данной задачи необходимо создавать и поддерживать благоприятные условия:
Обязательное выполнение режима дня, позволяющего разумно чередовать виды деятельности и способствующего выработке норм поведения.
Индивидуальный подход, осуществляемый на основе рекомендаций специалистов.
Обеспечение воспитанникам посильного участия в различных видах деятельности.
Организация поручений детям, результаты, выполнения которых являются наглядными и ощутимыми.
Тщательный и систематический контроль.
«Ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная ею потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром»
Д.Б. Эльконин
В основе современной педагогической деятельности должна быть предусмотрена концепция формирования социально-активной, творческой личности, способной осуществлять адекватный выбор относительно различных сфер жизнедеятельности. Эта проблема стала актуальна на современном этапе для отечественной школы и особо остро для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказываются неподготовленными к интеграции.
Вместе с тем, результаты исследования и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях, стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивая себя в материальном отношении, приносить пользу другим.
Последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Но в отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, наши дети (дети с ограниченными возможностями развития) не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.
К сожалению, участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни ничтожно мало, поэтому роль школы в организации системы социально-бытовой адаптации и ориентации в процессе учебно-воспитательной работы крайне велика.
На решение данных задач направлены усилия педагогов в рамках всех учебных предметов коррекционной школы.
Но ограничения возможности учителей фактором времени не позволяет закрепление многих знаний и умений, поэтому необходима дополнительная работа учащихся во внеурочное время. Основным и обязательным условием мероприятий внеклассной работы является учет индивидуальных и возрастных особенностей, различные варианты содержания и форм работы, практическая направленность, т.е. формирование необходимых в жизни умений.
Для достижения положительных результатов работу в данном направлении нужно начинать с младшего школьного возраста. Сначала это воспитание осуществляется через бережное отношение к школьным принадлежностям, школьному имуществу. Уже с этого времени нужно воспитывать аккуратность, умение следить за своим внешним видом, выполнять простейшие виды уборки.
Кроме того:
1. Детей нужно учить ориентироваться и пользоваться услугами различных предприятий и учреждений.
2. Формировать у детей умение пользоваться услугами общественного транспорта.
3. Формировать умение организовать свой быт и досуг.
4. Знакомить с нормами культуры поведения, взаимоотношениям с другими людьми.
Одно из основных мест в процессе воспитательной внеурочной работы должны занимать экскурсии.
В процессе экскурсии малыши накапливают определенный объем знаний о различных профессиях, знакомятся с предметами окружающей действительности, расширяют коммуникативные навыки.
Большое место должны занимать игровые формы деятельности детей. Ребенок всегда играет, это существо играющее. С помощью игры создаются условия для возникновения диалога между детьми, что способствует совершенствованию разговорной речи детей.
В заключении хотелось бы сказать, что работа в данном направлении должна вестись последовательно и систематично и это позволит нашим выпускникам получить опыт полноценной жизни человека, способного занять достойное место в обществе.
Воспитание и обучение детей с нарушением развития требует от нас больших физических и духовных сил, поэтому я желаю Вам сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, привлекательность и оптимизм.
Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, реабилитации и социальной адаптации относится сегодня к первоочередной задаче системы специального образования в России.
В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование в 8-и видах специальных (коррекционных) школ.
Работа таких школ направлена, прежде всего, на расширение знаний учащихся о разных сторонах жизни и формировании жизненно важных умений, т.е. на их социальную адаптацию.
К сожалению, вопросы, касающиеся социально-бытовой адаптации детей с нарушениями интеллекта на сегодня остаются недостаточно изученными.
Я надеюсь, что опыт, приобретенный в результате длительной кропотливой работы, поможет нам всем использовать и развивать его в этом направлении, т.к. для детей данной категории наиболее значимым являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособления к повседневной жизни людей, к стилю жизни общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование коммуникативных навыков и межличностных отношений у младших школьников, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, средствами игровой деятельности »
Доклад« Формирование коммуникативных навыков и межличностных отношений у младшихшкольников, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, средствами игровой деятельности »...
Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО
Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для учащихся школ VIII вида, т.к. для ребёнка с ОВЗ, как правило, имеющего ограничения контактов с м...
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема: "Основные требования к уроку социально-бытовой ориентировки"
Рекомендации для учителя, ведущего предмет "Социально-бытовая ориентировка"....
Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра
В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной р...
Формирование социально-бытовой адаптации младших школьников с нарушением интеллекта в условиях ГБУ ЦССВ
Так как последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов соц...
Основные направления логопедической работы по формированию лексики у младших школьников с ЗПР в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Материал содержит основные направления и приемы логопедической работы, дидактические игры, задания по формированию лексики у младших школьников с ЗПР....
Обучение решению арифметических задач младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. Приказом Министерства образования и науки ...