Консультальция для родителей "Игра и обучение грамоте"
консультация по теме

Сгонник Рашида Салихзяновна

Уважаемые родители!

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок в школе грамотно писал и был застрахован от таких распространенных ошибок, как пропуск букв, перестановка и замена букв и слогов в словах - ИГРАЙТЕ! Эта консультация для Вас!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_i_obuchenie_gramote.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Игра и обучение грамоте.

Первое, самое главное условие обучения грамоте – чистое произношение всех звуков родного языка. Второе условие – развитие речевого, т.е. фонематического слуха. Зачем? Для того, чтобы приступив к изучению грамоты, ребенок различал звуки, из которых состоят слова. В этом умении – залог грамотного письма, надежная страховка от таких распространенных ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв и слогов в словах.

Здесь, как и в любой работе с дошкольниками, самый надежный путь – игра. Такая, которая способствует развитию слуха, обостряет внимание. Например, игра «Послушаем тишину». Предложите ребёнку с закрытыми глазами послушать тишину и догадаться, что происходит вокруг него: кто-то перелистывает страницы книги, позвякивает ложечка в стакане, кто-то вздохнул, капает вода из крана. А что если попробовать угадывать и те звуки, которые доносятся с улицы? Вот хлопнула дверь, проехала машина, засмеялись дети, залаяла собака. Можно услышать и такие звуки, которые встречаются в человеческой речи. УУУУУ – воет за окошком ветер, ЖЖЖЖЖ – летит жук. Точно такие же звуки и в словах УУУУУлитка, ЖЖЖЖЖук.

Яснее всего звуки различаются в начале слова. Предложите ребенку назвать слова, которые начинаются со звуков У, Ж, Т, А, О, М. А потом подберите слова, которые оканчиваются на те же звуки. Все эти упражнения не требуют ни особых условий, ни специального времени. Их можно включить в обычное общение с ребенком, например, по дороге в детский сад или домой.

Следующий этап подготовки к обучению грамоте – работа над словом. Ребята с удовольствием подбирают слова по различным заданиям взрослых. Покажите и вы своему ребёнку, как играть в «слова». Заранее оговариваются условия: какие слова и в какой срок надо называть. Слова могут быть вежливыми, ласковыми, вкусными, цветными. А могут обозначать не признаки предметов, а их действия – «кто что умеет делать». Можно называть различные предметы по темам. Например, что можно купить в магазине, что бывает в больнице, что растет в саду, в огороде, в лесу и т.д. Время для отсчета выбирается легко, просто считаем до трех, до двух, до одного (в зависимости от возраста и «житейского опыта» ребенка). Кто не успел придумать слово, пропускает  ход. Выигрывает тот, кто назовет самое последнее слово по заданию.

Очень нравится детям игра «родственные слова». Попросите детей подобрать родственные слова к какому-нибудь слову: дуб (дубок, дубовый,...), лес (лесок, лесник,...) сад (садовник, посадка,....), снег (снежинка, снегурочка,...) Вы увидите, что дети будут играть с удовольствием, легко справляться с подобными заданиями, а со временем и сами начнут выбирать для игры слова.

А какие чудеса происходят со  словами, если в них заменить хотя бы один звук: Мак, Рак, Бак, Лак, Как, Так, тИк, тУк, тОк. И пары слов можно подобрать интересные: одни начинаются одинаково: КАРтон, КАРман, КАРтина, а другие одинаково заканчиваются: коньКИ, санКИ, валенКИ, ложКИ.

Основное, что родители должны усвоить по отношению к звуковым играм – в эти игры мы играем с детьми, когда буквы им еще не известны. Поэтому надо употреблять слово «ЗВУК», а не «БУКВА».

Звуковые игры можно придумать и самим родителям. Например, по дороге в детский сад предложите соревнование: кто увидит вокруг себя больше слов со звуком «С», «Д», «М» и т.д.

Пристальное внимание к слову, вызванное у ребенка задолго до знакомства с буквами, до обучения грамоте залог того, что ребёнок легко и быстро научится читать и будет грамотно писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....

Научно-психологические и практические методы обучения грамоте

В условиях кардинальных изменений  социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования становятся особенно актуальными.Школа должна стать основ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "

В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...

Презентация к уроку по развитию речи в период обучения грамоте. 1 класс "Дети в лесу". Для учащихся с родным (тувинским) языком обучения

Презентация к уроку в 1 классе в период обучения грамоте. Показан приём составления "Карты осмысления и запоминания событий" . Для учащихся с родным (тувинским)  языком обучения....

Обучение грамоте (элементы грамоты и письма)

Программа составлена на основе программы и пособий Колесниковой Е.В. «От звука к букве», «Я начинаю читать» Цель: обучение детей элементам грамоты, чтения, письма.Задачи: ...

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИХ В ШКОЛЕ

Обучение грамоте является основной составляющей читательской грамотности и предпосылками успешного обучения детей в школе....

Новгородские берестяные грамоты и церы как археологические документальные свидетельства обучения грамоте

Представление опыта написания исследовательской работы "Новгородские берестяные грамоты и  церы как археологические документальные свидетельства обучения грамоте"...