Система физического воспитания в условиях СКОУ VIII вида
статья по теме
Здоровье детей с нарушениями интеллекта явно неблагополучно. Результаты обследования выявляют следующие негативные параметры:
- наличия двух и более соматических заболеваний;
- отставание в физическом развитии;
- низкий уровень физической подготовленности;
- неадекватная самооценка, повышенный уровень тревожности;
- вегетативные расстройства;
-подверженность негативному воздействию факторов гиподинамии и гипокинезии и др.
Поэтому значение имеет организация системы сознательных, целенаправленных педагогических воздействий, связанных с физическим воспитанием и развитием учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sistema_na_sayt.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система физического воспитания
в условиях СКОУ VIII вида
Неволин А.Г.,
учитель физической культуры
МБСКОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г.Перми
Здоровье детей с нарушениями интеллекта явно неблагополучно. Результаты обследования выявляют следующие негативные параметры:
- наличия двух и более соматических заболеваний;
- отставание в физическом развитии;
- низкий уровень физической подготовленности;
- неадекватная самооценка, повышенный уровень тревожности;
- вегетативные расстройства;
-подверженность негативному воздействию факторов гиподинамии и гипокинезии [2] и др.
Поэтому значение имеет организация системы сознательных, целенаправленных педагогических воздействий, связанных с физическим воспитанием и развитием учащихся.
Физическое воспитание занимает особое положение в образовательной системе работы СКОУ, поскольку физическое состояние и двигательные возможности умственно отсталого ребёнка во многом определяют его общую дееспособность, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития.
Система физического воспитания в условиях СКОУ VIII вида
Утренняя гигиеническая зарядка (ежедневно до уроков) | |
Уроки ФЗК (2 часа в неделю) по адаптированным основным общеобразовательным программам для умственно отсталых и глубоко умственно отсталых учащихся | Занятия ЛФК для учащихся 1 – 4 классов (VIII вид) и глубоко умственно отсталых учащихся |
Внеурочная деятельность по предмету «Физическая культура» (работа секций – настольный теннис, лыжные гонки, футбол, бочче, спортивный актив школы, клуб «Здоровячок») | Внешкольная деятельность (система внешкольных мероприятий) |
Участие школьной команды в городских Президентских спортивных играх, Специальной Спартакиаде, Специальной Олимпиаде | |
Физическая активность в режиме учебного дня (динамические паузы, прогулки и др.) | |
Взаимодействие с родителями, семьями учащихся (индивидуальные консультации, совместное участие в соревнованиях и др.) |
Своеобразие программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с нарушениями интеллекта.
Программа ориентирует учителя на последовательное решение основных задач физического воспитания:
- Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;
- Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, двигательной сферы учащихся в целом;
- Приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физической культуре;
- Развитие чувства ритма и темпа, координации движений;
- Формирование навыков правильной осанки в статических положениях и движениях;
- Усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках ФЗК.
Специфика деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках ФЗК характеризуется следующим:
- чрезмерная двигательная реактивность,
- интенсивная эмоциональная напряжённость,
- низкий уровень связи физической и умственной работоспособности [1],
- задержка в развитии произвольных движений [3],
- несформированность тонких дифференцированных движений,
- плохая координация сложных двигательных актов,
- низкая обучаемость движениям,
- косность сформированных навыков,
- недостаток целесообразного построения действий,
- затруднения при выполнении или изменении движения по словесной инструкции [4],
- местами яркое проявление негативного проявления к занятиям и к окружающим детям и взрослым.
Определяя содержание занятий, следует исходить из конкретных задач обучения и особенностей контингента учащихся. Среди различных показателей эффективности процесса воспитания на уроках ФЗК в СКОУ VIII вида важное значение имеет активность учащихся, дисциплинированность, взаимопомощь, внешний вид, наличие оборудования и инвентаря.
На уроках систематически следует воздействовать на развитие таких двигательных качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость, вестибулярная устойчивость (ориентировка в пространстве и во времени при различной интенсивности движений).
Объём каждого раздела программы (гимнастика, акробатика (элементы), лёгкая атлетика, лыжная подготовка, игры – подвижные и спортивные) рассчитан таким образом, чтобы за определённое количество часов ученики смогли овладеть основой двигательных умений и навыков, и включились в произвольную деятельность.
Пути повышения эффективности
деятельности учащихся на уроках ФЗК:
- При прохождении каждого раздела программы необходимо предусматривать задания, требующие применения сформированных умений и навыков в более сложных ситуациях (соревнования, смена мест проведения занятий, увеличение или уменьшение комплексов упражнений).
- В зависимости от условий учитель осуществляет подбор игр, упражнений для каждого конкретного ребёнка, которые быстрее помогли бы ему овладеть основными видами движений.
- Эффективное применение упражнений для развития двигательных качеств во многом повышает плотность урока, усиливает его эмоциональную окраску.
- Эффективное развитие движений учащихся возможно при условии соотнесения педагогических воздействий со структурой дефекта развития, в частности, с характером их двигательных нарушений [4].
- Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход при развитии двигательных качеств целесообразно делить класс на группы учащихся с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей и возможностей, уровнем и особенностями развития произвольных движений [3].
- Знать и учитывать характер и иерархию причин двигательных дефектов, имеющих место при различных формах умственной отсталости [4].
- Шире использовать подготовительные и подводящие упражнения, развивать двигательные качества учащихся на основе выявленных у них сохранных двигательных возможностей [3].
- Исключительное значение имеет внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию, в основе реализации которой лежит программный материал.
Использованная литература:
- Шарипова Д.Д., Гордиенко Е.А., Садыкова Г.А. Динамика физической работоспособности учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. № 2, 1992г., с. 18 - 22
- Бердова О.С. Инновационный подход к организации физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида. // Коррекционная педагогика: теория и практика. № 4, 2009г., с. 25 – 28
- Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся. // Дефектология. №3, 1993г., с. 34 – 37
- Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. № 2, 1991г., с. 33 - 37
- Мозговой В.М. Современные подходы к физическому воспитанию умственно отсталых детей. // Коррекционная педагогика: теория и практика. № 4, 2011г., с. 75 – 80
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительные материалы по естествознанию (9 класс СКОУ VIII вида) по разделу «Кровеносная система»
В данной разработке содержатся тестовые задания по темам "Состав крови", "Органы кровообращения", "Круги кровообращения", "Первая помощь при кровотечениях" для учащихся 9 класса коррекционной школы VI...
Система профориентационной работы с учащимися в условиях СКОУ VIII вида
Учащиеся СКОУ VIII вида представляют собой отдельную категорию детей Особую сложность образовательного процесса определяет неоднородность состава учащихся Разная степень выраженности основного д...
Адаптивное физическое воспитание учащихся с нарушениеем опорно-двигательного аппарата в условиях СКОУ 6 вида
Из опыта работы учителя физической культуры...
Особенности развития двигательных способностей воспитанников на уроках физической культуры в СКОУ VIII вида
Современная ситуация в обществе создаёт множество проблем для человека, особенно для ребёнка: социально - психологических, материальных, мировоззренческих. Школа не остаётся в стороне от процессов, ...
Специфика содержания и методики работы учителя на уроках физической культуры в СКОУ VIII вида в разделе «Лыжная подготовка»
В системе физического воспитания лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Занятия лыжами доступна всем, так как во время прогулок или учебно – тренировочной работы на лыжах физическая нагрузка може...
«Совершенствование системы физического воспитания в условиях интеграции основного и дополнительного образования»
Данный опыт сотрудничества, в условиях интеграции учреждений основного и дополнительного образования, позволит привлечь большое количество учащихся города Тюмени к занятиям физической культурой и спор...
Система упражнений по теме "Состав слова" для 5-7 классов СКОУ VIII вида
Представлена система упражнений для отработки темы "Состав слова" в школе для обучающихся с умственной отсталостью (5-7 классы). Пособие составлено с учетом требований программы под ред. Бгажноковой И...