Система физического воспитания в условиях СКОУ VIII вида
статья по теме

Неволин Андрей Григорьевич

Здоровье детей с нарушениями интеллекта явно неблагополучно. Результаты обследования выявляют следующие негативные параметры:

- наличия двух и более соматических заболеваний;

- отставание в физическом развитии;

- низкий уровень  физической подготовленности;

- неадекватная самооценка, повышенный уровень тревожности;

- вегетативные расстройства;

-подверженность негативному воздействию факторов гиподинамии и гипокинезии  и др.

 

Поэтому значение имеет организация системы сознательных, целенаправленных педагогических воздействий, связанных с физическим воспитанием и развитием учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sistema_na_sayt.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система физического воспитания

в условиях СКОУ VIII вида

Неволин А.Г.,

учитель физической культуры

МБСКОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г.Перми

Здоровье детей с нарушениями интеллекта явно неблагополучно. Результаты обследования выявляют следующие негативные параметры:

- наличия двух и более соматических заболеваний;

- отставание в физическом развитии;

- низкий уровень  физической подготовленности;

- неадекватная самооценка, повышенный уровень тревожности;

- вегетативные расстройства;

-подверженность негативному воздействию факторов гиподинамии и гипокинезии [2] и др.

Поэтому значение имеет организация системы сознательных, целенаправленных педагогических воздействий, связанных с физическим воспитанием и развитием учащихся.

Физическое воспитание занимает особое положение в образовательной системе работы СКОУ, поскольку физическое состояние и двигательные возможности умственно отсталого ребёнка во многом определяют его общую дееспособность, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития.

Система физического воспитания в условиях СКОУ VIII вида

Утренняя гигиеническая зарядка (ежедневно до уроков)

Уроки ФЗК (2 часа в неделю) по адаптированным основным общеобразовательным программам для умственно отсталых и глубоко умственно отсталых учащихся

Занятия ЛФК для учащихся 1 – 4 классов (VIII вид) и глубоко умственно отсталых учащихся

Внеурочная деятельность по предмету «Физическая культура» (работа секций – настольный теннис, лыжные гонки, футбол, бочче, спортивный актив школы, клуб «Здоровячок»)

Внешкольная деятельность (система внешкольных мероприятий)

Участие школьной команды в городских Президентских спортивных играх, Специальной Спартакиаде, Специальной Олимпиаде

Физическая активность в режиме учебного дня (динамические паузы, прогулки и др.)

Взаимодействие с родителями, семьями учащихся (индивидуальные консультации, совместное участие в соревнованиях и др.)

Своеобразие программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с нарушениями интеллекта.

Программа ориентирует учителя на последовательное решение основных задач физического воспитания:

  1. Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;
  2. Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, двигательной сферы учащихся в целом;
  3. Приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физической культуре;
  4. Развитие чувства ритма и темпа, координации движений;
  5. Формирование навыков правильной осанки в статических положениях и движениях;
  6. Усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках  ФЗК.

Специфика деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках  ФЗК характеризуется следующим:

  • чрезмерная двигательная реактивность,
  • интенсивная эмоциональная напряжённость,
  • низкий уровень связи физической и умственной работоспособности [1],
  • задержка в развитии произвольных движений [3],
  • несформированность тонких дифференцированных движений,
  • плохая координация сложных двигательных актов,
  • низкая обучаемость движениям,
  • косность сформированных навыков,
  • недостаток целесообразного построения действий,
  • затруднения при выполнении или изменении движения по словесной инструкции [4],
  • местами яркое проявление негативного проявления к занятиям и к окружающим детям и взрослым.

Определяя содержание занятий, следует исходить из конкретных задач обучения и особенностей контингента учащихся. Среди различных показателей эффективности процесса воспитания на уроках  ФЗК  в СКОУ VIII вида важное значение имеет активность учащихся, дисциплинированность, взаимопомощь, внешний вид, наличие оборудования и инвентаря.

На уроках систематически следует воздействовать на развитие таких двигательных качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость, вестибулярная устойчивость (ориентировка в пространстве и во времени при различной интенсивности движений).

Объём каждого раздела программы (гимнастика, акробатика (элементы), лёгкая атлетика, лыжная подготовка, игры – подвижные и спортивные) рассчитан таким образом, чтобы за определённое количество часов ученики смогли овладеть основой двигательных умений и навыков, и включились в произвольную деятельность.

Пути повышения эффективности

деятельности учащихся на уроках ФЗК:

  1. При прохождении каждого раздела программы  необходимо предусматривать задания, требующие применения сформированных умений и навыков в более сложных ситуациях (соревнования, смена мест проведения занятий, увеличение или уменьшение комплексов упражнений).
  2. В зависимости от условий учитель осуществляет подбор игр, упражнений для каждого конкретного ребёнка, которые быстрее помогли бы ему овладеть основными видами движений.
  3. Эффективное применение упражнений для развития двигательных качеств во многом повышает плотность урока, усиливает его эмоциональную окраску.
  4. Эффективное развитие движений учащихся возможно при условии соотнесения педагогических воздействий со структурой дефекта развития, в частности, с характером их двигательных нарушений [4].
  5. Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход при развитии двигательных качеств целесообразно делить класс на группы учащихся с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей и возможностей, уровнем и особенностями развития произвольных движений [3].
  6. Знать и учитывать характер и иерархию причин двигательных дефектов, имеющих место при различных формах умственной отсталости [4].
  7. Шире использовать подготовительные и подводящие упражнения, развивать двигательные качества учащихся  на основе выявленных у них сохранных двигательных возможностей [3].
  8. Исключительное значение имеет внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию, в основе реализации которой лежит программный материал.

Использованная литература:

  1. Шарипова Д.Д., Гордиенко Е.А., Садыкова Г.А. Динамика физической работоспособности учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. № 2, 1992г., с. 18 - 22
  2. Бердова О.С. Инновационный подход к организации физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида. // Коррекционная педагогика: теория и практика. № 4, 2009г., с. 25 – 28
  3. Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся. // Дефектология. №3, 1993г., с. 34 – 37
  4. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. № 2, 1991г., с. 33 - 37
  5. Мозговой В.М. Современные подходы к физическому воспитанию умственно отсталых детей. // Коррекционная педагогика: теория и практика. № 4, 2011г., с. 75 – 80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по естествознанию (9 класс СКОУ VIII вида) по разделу «Кровеносная система»

В данной разработке содержатся тестовые задания по темам "Состав крови", "Органы кровообращения", "Круги кровообращения", "Первая помощь при кровотечениях" для учащихся 9 класса коррекционной школы VI...

Система профориентационной работы с учащимися в условиях СКОУ VIII вида

Учащиеся СКОУ VIII вида представляют собой отдельную категорию детей  Особую сложность образовательного процесса определяет неоднородность состава учащихся Разная степень выраженности основного д...

Особенности развития двигательных способностей воспитанников на уроках физической культуры в СКОУ VIII вида

Современная ситуация в обществе создаёт множество проблем для чело­века, особенно для ребёнка: социально - психологических, материальных, ми­ровоззренческих. Школа не остаётся в стороне от процессов, ...

Специфика содержания и методики работы учителя на уроках физической культуры в СКОУ VIII вида в разделе «Лыжная подготовка»

В системе физического воспитания лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Занятия лыжами доступна всем, так как во время прогулок или учебно – тренировочной работы на лыжах физическая нагрузка може...

«Совершенствование системы физического воспитания в условиях интеграции основного и дополнительного образования»

Данный опыт сотрудничества, в условиях интеграции учреждений основного и дополнительного образования, позволит привлечь большое количество учащихся города Тюмени к занятиям физической культурой и спор...

Система упражнений по теме "Состав слова" для 5-7 классов СКОУ VIII вида

Представлена система упражнений для отработки темы "Состав слова" в школе для обучающихся с умственной отсталостью (5-7 классы). Пособие составлено с учетом требований программы под ред. Бгажноковой И...