Система упражнений по теме "Состав слова" для 5-7 классов СКОУ VIII вида
учебно-методический материал на тему

Представлена система упражнений для отработки темы "Состав слова" в школе для обучающихся с умственной отсталостью (5-7 классы). Пособие составлено с учетом требований программы под ред. Бгажноковой И.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova.docx380.34 КБ

Предварительный просмотр:

Состав слова.

  1. Выдели корень в словах. Как называются такие слова?

лес, лесочек, лесник, лесок.

  1. Выдели корень в словах. Как называются такие слова?

лимон, лимонница, лимончик, лимонный

  1. Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запиши. Выдели окончания.

Образец: Туча – тучи,

абрикос- ____________ ,  ананас -    ______________,

арбуз -   _____________,  барсук -     ______________,

берег -     _____________, бегемот -    _____________,

бутерброд - ___________, велосипед - ___________ .

  1. Из данных слов составь и запиши предложение. Выдели окончания.

Орлы, гнёзда, на, вьют, скалах.

  1. Выдели основу слова в словах:

Уроки, бумага, партах, дети,

фигурки, животных, ёлку, бумажные, звери.

  1. Образуйте слова с помощью приставок НА-, ПО-, ВЫ-,ЗА-, С-, ПЕРЕ-, ПРО-, ДО-, ОБ-, В-, ПРИ-.

Ходить, читать, играть, думать.

  1. Найди в каждой группе слов лишнее слово. Выдели корень.

Лес, лесник, леска, лесной

Парк, парковый, паркет

Водичка, вода, водитель, водяной.

  1. Продолжи ряд однокоренных слов. Выдели корень.

Берёза, берёзовый, … .

Снежок, подснежник, … .

Смола, смолистые, …

  1. Составь цепочку из родственных слов к слову береза. Ответь на вопросы. Слова запиши. Выдели корень.

Как ласково мы называем это дерево? (Берёзонька)

Как называется лес, в котором преобладают берёзы? (Березняк)

Назовите гриб, который растёт под берёзой. (Подберёзовик)

А сок из этого дерева какой? (Берёзовый)

  1. «Слова потерялись»  (распределить слова на две группы). Запиши в два столбика.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок, сад.

  1. Спиши слова, вставь нужные буквы в корни слов. Выдели корень.

Небо, н(и,е)беса, н(и,е)бесный.

  1. Спиши слова, вставь нужные буквы в корни слов. Выдели корень.

Сне(к,г), сн(е,и)говой, сн(е,и)говик.

  1. Спиши слова, вставь нужные буквы в корни слов. Выдели корень.

Соль, с(о,а)лёный, с(о,а)лить.

  1. Придумай как можно больше однокоренных слов к словам:

Лиса

Лес

Море

Запиши их. Выдели корень.

  1. Запиши слова. Поставь в них ударение. Выдели окончание.

Образец: бере́за

берёза, земляника, капуста, малина, огурец, яблоко, морковь, помидор, картофель, рябина.

  1.  Спиши текст, вставляя слово «Москва» в нужной форме. Выделить окончание.

Например: Папа часто ездит в Москву.

… - столица нашей Родины. Часто приезжают в … наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади … заливает море огней. В … много мостов. Я горжусь … !

  1.  Допишите слова так, чтобы получилось предложение. Выдели окончания.

 Мам__ слушает дочк__.

  1.  Прочитай выразительно  текст. Вставь  пропущенные буквы. Запиши. Выдели окончание в словах, записанных курсивом.

Зимой  ру .. кий лес сказочный и ч.. десный.
Сне..   украшает  пуш.. стые  
ветки  деревьев.
См.. листые  ш.. шки  в.. сят  на
елях.
В
серебряном уборе стоят красавицы - б.. рёзки.

  1.  Составьте из слов каждой строки предложения.

Морозы, трескучие, на,  стояли,  улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

  1.  Составьте из слов предложения, изменяя окончания. Окончания выделите.

Магазин, живая, привезут, рыба.

К, врача, больной, вызвали.

Срывал, с жёлтой, деревья, лист, ветер.

  1.  Запиши слова. Выдели приставки.

Поехали, до школы, перешел, за  ворота, добежал, нарисовать, по  траве, про  кота.

  1. Запиши слова, выдели приставку. Найди лишнее слово.

Зашел, забег, запад, заход.

  1. Спиши, вставляя слово писать с нужной по смыслу приставкой.

Например: С доски надо списать однокоренные слова.

С доски надо _писать однокоренные слова. Новую тетрадь ты должен правильно _писать. Из текста следует _писать слова с безударной гласной. Плохо выполненное задание лучше _писать.

  1. Спиши, вставляя нужную по смыслу приставку.

Милым детям нужно _стать, Руки медленно _нять. Пальцы _жать, потом _жать, Так секунду _стоять. Руку плавно _пустить. Всё ещё раз повторить.

  1. К данным словам запиши противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку.

Образец: развязать – завязать.

Развязать - ….., раздвинуть - …., вползти - …., внести - ….., вбежать - ….., въехать - ….., выход - ….

  1. Спиши слова. Выдели суффиксы в словах.

-ист-          машинист

-ник-          ученик

-чик-          летчик

-щик-         настройщик

-тель-        водитель

-ач-            трубач

  1. Спиши слова. Выдели суффиксы в словах.

-ик-              гвоздик

-ек-              цветочек

-ок-              снежок

-к-                дверка

-чик-            пальчик

-еньк-          доченька

  1. От данных слов образуй слова, обозначающие детенышей животных.  Запиши их, обозначьте суффиксы.

Образец: медведь – медвежонок;

заяц

волк

овца

кукушка

корова

лошадь

Слова для справок: медвежонок, зайчонок, волчонок, ягненок,кукушонок, теленок, жеребенок.

  1. Объясни написание гласной в корне.

Образец: вдалеке - да́ль

вдалеке, долина, загородить, остановиться, восклицать.

  1. Прочитай названия ягод в записанном предложении. Почему их так назвали?

Черника – чёрная, малина – маленькая, голубика – голубая, земляника растёт близко к земле, у костяники есть косточки.  

Запиши предложение, выдели корни в однокоренных словах.

  1. Выпиши однокоренные слова. Выдели в них суффиксы.

Паучок – маленький, безобидный, паучище – большой, страшный, паучишко – высказывается пренебрежительное отношение.

Что значит каждый суффикс?

  1. Запишите примеры слов с суффиксами, обозначающими людей по роду их занятий, по профессии.

Например: каменщик, стекольщик, грузчик, рассказчик и т.д.

  1. Запиши слова. Выдели в них корень. Как называются такие слова?

Вышел, отошёл, пошёл, обошёл, перешёл, дошёл, пришёл, ушёл, зашёл.

Чем они отличаются друг от друга?

Выдели в словах приставки.

  1.  Спиши текст. Впиши суффиксы. Выдели их.

Внезапно Аня заметила перед собой стол____ на трёх нож___ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ___а, и первой мыслью Ани было, что ключ___ этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.

  1. От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса –ок

Пирог - …

Угол - …

Флаг - …

Луг - …

  1. Измени сочетания слов по образцу. Выдели часть слова, с помощью которой образовано это слово.

Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка

Дорожка в саду - …

Воротник из меха - …

Варенье из вишни - …

Безударные гласные в корне слова

Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором проверяемая гласная находилась бы под ударением.

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Образец: волна – во́лны

В...лна, с...довый, л...гчайший, в...тла, ст...р...на, в...сенний, з...л...той, л...сица, м...довый.

  1. Спиши. Подчеркни в каждом ряду проверочное слово.

Образец: волчонок, волчий, волчица.

Волчонок, волчий, волчица.

Лёд, ледяной, ледок.

Морской, морячка, взморье.

Прилетел, вылет, перелётные.

Тяжёлый, тяжесть, тяжеленный.

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни безударные гласные, которые нельзя проверить.

Образец: картина (словарное слово).

Гр...да, к...ртина, х...р...шо, см...гчить, п...левой, пос...неть, г...р...декой, моб...ль, л...ловый, кв...ртира, ч...тверг, сл...за, в...сковой, ...рех, вр...ги.

  1. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочное слово к выделенному подчеркни его.

Образец: птицелов - птица, птенчик, птичий, птицефабрика.

Пт_целов - птица, птенчик, птичий, птицефабрика.

Вст_вать - стоять, встать, стойка, стойбище.

Св_щенник - святой, светить, свет, свят.

  1. Объясни, от какого слова образовано каждое слово и что оно называет.

домашняя  дворовая

гром  домик

дворик  громыхать  дворник

домовая  дворняжка

Выпиши родственные слова группами.

Дом,_______________________________________________

Двор,_______________________________________________

Гром,_______________________________________________

  1. Объясни, от какого слова образовано каждое слово.

глазок  зубастый  больной  глазной

больница  зубной  глазище

зубок  глазастый  болеть  глазунья

Запиши  каждое из этих слов рядом с тем словом, от которого оно образовано. Выдели  дугой корень в однокоренных словах.

  1. Прочитай. Найди лишнее слово. Только в однокоренных словах выдели корень.

Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

Золото, позолота, зола, золотистый.

Гористый, гора, горчица, горная.

  1. Составь из данных слов предложение.

Рыба, старик, вода, плавала, река, невод.

Деревья, ветру, развиваются, лесу, нашем.

  1. Вставьте пропущенные буквы, подберите и запишите проверочные слова.

Зап...вать в хоре, зап...вать молоком, сл...зал с дерева, сл...зал сметану, пос...дел от старости, пос...дел на скамейке.

  1. Прочитайте цепочки слов. Найдите лишнее слово. Ответ объясните.

Ло…ка,  игру…ка, кату…ка, клю…ка.

Доро…ка, кры…ка, кру…ка, но…ка.

Лоша…ка, пого…ка, лопа…ка, зага…ка.

        

  1. Из первых слогов каждого ряда составьте новое слово с парной звонкой или глухой согласной.

забор, гадкий, камера _________________

кролик, ватрушка, каша ________________

русалка, башмак, канат _________________

пояс, годность, какаду _________________

рокот, ботва _______________

Составленные слова напишите и подберите проверочное слово.

  1. Какое слово является проверочным? Подчеркните его.

Оп...здать (опаздывать, поздно);

разбр...сать (бросить, разбрасывать).

  1. Подчеркните «лишнее» слово

водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый;

быстрый, скорый, тихий, проворный.

  1. Выделите приставку в словах.

Походил, дошёл, объехал,

Направлялся, переехал.

Закричал, сбежал, увёз,

Обогнул, поел, принёс.

  1. Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.

козочка – к…за

лес – л…сник

гриб – гр…бок

горы – г…ра

холм – х…лмы

росы – р…са

мяч – м…чи

чижик – ч…жи

  1. Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.

следом, следы – насл…дить

ледяной, лёд – л…док

снег, снеговик – сн…жинка

звонкий, звонок – позв…нить

котята, котик – к…тёночек

говорил, говор – разг…вор

пляска, расплясался – пл…сать

заварка, заварить – св…рить

  1. Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

… - к…рмил

… - ч…рника

… - гн…здо

… - с…сновый

… - р…чной

… - площ…дь

… - т…жёлый

… - зап…щал

  1.  Найди начало слов. Запиши получившиеся слова.

…тух                                                           …бака

…ведь                                                         …дежда

…бята                                                         …суда

…ква                                                           …льто

Можно ли подобрать проверочные слова? Где мы найдем правильный ответ?

Проверь записанные слова по словарю.

  1. Найди в слове ПОЕЗДКА окончание. Для этого измени слово: поездка, поездку, поездкой

  1.  Найди корень в словах.

поездка          

переезд      

поезд          

въезд

  1.  Запиши слова. Отрази в схеме строение такого слова.

Пирожок, лист, рассказ, хлебный, подземный, звёздочка, вред, подружка.

  1. Запиши слова. Выдели окончания во всех словах.

Рука, ручка, ручной, поручни, безрукий.

  1. Допиши однокоренные слова. Самое длинное разбери по составу.

  1. Запиши слова. Докажи, что они записаны верно, напиши рядом проверочные слова.

Образец: морковь – морковочка.

Морковь, год, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, сапог, рассказ.

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Сне . укутал деревья. Ду . в мохнатой ша. ке. На ветках бере . белый шар . . Молодая ёлочка спряталась в сугро .. Не страшен деревьям холо . и моро..

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы на месте пропусков.

                                             Зага. ка.

Вот иголки и була . ки

Выползают из-под ла . ки.

На меня они гл . дят,

Молока они х . тят.

  1. Напиши слова Вставь пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы.

Образец: дуб, дубки - дубок.

ду . ок, ду . ки, ду .;

зу . ки, зу ., зу . ок;

коло ., коло . ки, коло . ок.;

сторо ., сторо . ит, сторо . ка;

голу . ь, голубо ., голу . ка.

  1. Напиши. Подчеркни буквы парных согласных на конце слова. Устно объясни их написание.

Быть может, первый листопад

Встречает этот клён.

В свой самый праздничный наряд

Переоделся он.

  1. Прочитай слова. Спиши только те слова, в которых согласную надо проверять.

Образец: островки, островок, островком.

Пирожки, пирожок, пирожком.

Дружки, дружок, дружком.

Холодок, холодком, в холодке,

  1. Спиши текст. Подчеркни согласные, которые надо проверять.

Помоги друзьям.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют зерна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям.

  1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни разделительный мягкий знак.

Образец: платье

 Ш...ёт, ладон...ю, б...ёт, лист...ями, изгород...ю, Map...я, Соф...я, Дар...я, суч...я, Дем...ян, Тат...яна, Натал...я, руж...ё, площад...ю, печ...ю, сол...ю, ел...ю, п...ёт, Ул...яна, Аксин...я, Басил...евич, п...еса

  1. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочное слово.

Образец: обувь - обувать

Обу…ь, обу...щикт овра..., о...чина, зу..., о...чарня, огоро..., остро...ки, отве..., алма..., бе...ство, бо..., ве...ти, испове...ь, перево...чик, вет...ь.

  1. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочное слово.

Образец: конфетка- конфеточка

Конфе...ка, ко...ка, крес..., кро...ь, пау..., кру...ка, лапо...ь, обле...чать., нале..., лис..., ло...ко, ло...ка, мар..., маршру...ка, маятни..., мер...кий.

  1. Допиши предложения словами противоположного значения.

Смелый там найдёт, где ... потеряет.

Редька горькая, а морковка ....

  1. Спиши. Вставь б или п. Рядом пиши проверочные слова. Обозначь орфограмму.

Образец: герб-гербы

Гер..., су..., гу...ка, тя...ка, та...ка, голу...ка, то...- ка, клу... .

  1. Запиши слова, раскрывая скобки.

(За)бежал,  ( на)кормил,   (на )небе,   (под)летел, ( под)деревом,  (за)окном.

С двумя словами составь предложения.

  1. Запиши предложения, раскрывая скобки.

(Под)летела (к)крыльцу золочёная карета. (Вы)шла (из)кареты Василиса Премудрая. Взяла Ивана-Царевича (за)руку и (по)вела (за) столы дубовые.

  1. Запиши предложения, раскрывая скобки.

Зима. Ребята (с)делали кормушку (для)птиц.

Они (по)весили её (в) сад.

(В)птичью столовую (при)летают  птицы.

  1. Прочитай словосочетания. Раскрой скобки и запиши правильно словосочетания с приставками и предлогами.

Образец: скатился с_горы

 (с)катился (с)горы

 (по)бежали (по)дорожкам

 (про)читал (про)машины

 (до)ехал (до)деревни

  1. Прочитай словосочетания. Раскрой скобки и запиши правильно словосочетания с приставками и предлогами.

Образец: скатился с_горы

 (под)полз (под)машину

 (на)рисовал (на)доске

 (в)летел (в)окно

 (у)знал (у)друга.

  1. Спиши. Правильно вставь разделительный твердый знак (Ъ)

Об… явили посадку в самолёт.

Учитель об… яснил ученикам задачу.

Грузовик по….ехал к дому.

Кот с….ел целую банку сметаны.

Машина под… ехала к дому.

Под….ёмный кран поднимает и опускает грузы.

  1. При помощи приставок с-, в-, раз-, об-, от-, под- образуй слова, которые надо написать с твердым знаком.

Какие слова  получились? Какая орфограмма встретилась в словах?

  1. Выпиши слова с разделительным твердым знаком, выделить приставку.

Кон.ки, под.езд, с.езд, вороб.и, с.ел.

  1. Выпиши слова, в которых требуется поставить разделительный твердый знак.

По.езд, сем.я, в.езд, с.ёмка, об.явление.

  1. Выпиши  слова с разделительным твердым знаком, выделить приставку.

Кон.ки, под.езд, с.езд, вороб.и, с.ел,

  1. Выпиши слова, в которых требуется поставить разделительный твердый знак.

По.езд, сем.я, в.езд, с.ёмка, об.явление.

  1. Данные словосочетания спиши, вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.

Раз_яснил задачу, дверь под_езда, л_ют дожди, дорога в об_езд, яркое об_явление.

 

  1. Спиши  пословицы правильно, подчеркнуть все знакомые орфограммы.

За большим под_ёмом и спуск большой. Пословицу не обойти, не об_ехать. Не стыдись говорить, коли правду хочешь об_явить. Лето собирает, а зима под_едает.

  1. Спиши  пословицы правильно, подчеркнуть все знакомые орфограммы.

Без учен_я нет умен_я. От желан_я к исполнен_ю приложи умен_е. Красна птица перьем, а человек умен_ем. Повторенье – мать ученья. Ум без книги, как птица без крыл_ев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыка чтения у учащихся начальных классов СКОУ VIII вида через коррекционно-развивающие приемы»

В данной статье описан процесс формирования навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью,  а также представлены рекомендации по формированию правильности, беглости, осоз...

Контрольно-измерительные материалы по естествознанию (9 класс СКОУ VIII вида) по разделу «Кровеносная система»

В данной разработке содержатся тестовые задания по темам "Состав крови", "Органы кровообращения", "Круги кровообращения", "Первая помощь при кровотечениях" для учащихся 9 класса коррекционной школы VI...

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения  правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает   ...

Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)

Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)...

Значение творческих упражнений в формировании языковых обобщений у учащихся СКОУ VIII вида.

Значение творческих упражнений в формировании  языковых обобщений у учащихся СКОУ VIII вида. В данной статье предложены упражнения способствующие формированию языковых обобщений у учащихся СКОУ V...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СКОУ VIII ВИДА»

Выступила с авторской разработкой электронных тренажеров по руссскому языку на региональном конкурсе "Ступени мастерства"....

Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 8 классе, СКОУ VIII вида

Данное занятие можно проводить со всем классом в конце учебного года....