Система упражнений по теме "Состав слова" для 5-7 классов СКОУ VIII вида
учебно-методический материал на тему
Представлена система упражнений для отработки темы "Состав слова" в школе для обучающихся с умственной отсталостью (5-7 классы). Пособие составлено с учетом требований программы под ред. Бгажноковой И.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova.docx | 380.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Состав слова.
- Выдели корень в словах. Как называются такие слова?
лес, лесочек, лесник, лесок.
- Выдели корень в словах. Как называются такие слова?
лимон, лимонница, лимончик, лимонный
- Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запиши. Выдели окончания.
Образец: Туча – тучи,
абрикос- ____________ , ананас - ______________,
арбуз - _____________, барсук - ______________,
берег - _____________, бегемот - _____________,
бутерброд - ___________, велосипед - ___________ .
- Из данных слов составь и запиши предложение. Выдели окончания.
Орлы, гнёзда, на, вьют, скалах.
- Выдели основу слова в словах:
Уроки, бумага, партах, дети,
фигурки, животных, ёлку, бумажные, звери.
- Образуйте слова с помощью приставок НА-, ПО-, ВЫ-,ЗА-, С-, ПЕРЕ-, ПРО-, ДО-, ОБ-, В-, ПРИ-.
Ходить, читать, играть, думать.
- Найди в каждой группе слов лишнее слово. Выдели корень.
Лес, лесник, леска, лесной
Парк, парковый, паркет
Водичка, вода, водитель, водяной.
- Продолжи ряд однокоренных слов. Выдели корень.
Берёза, берёзовый, … .
Снежок, подснежник, … .
Смола, смолистые, …
- Составь цепочку из родственных слов к слову береза. Ответь на вопросы. Слова запиши. Выдели корень.
Как ласково мы называем это дерево? (Берёзонька)
Как называется лес, в котором преобладают берёзы? (Березняк)
Назовите гриб, который растёт под берёзой. (Подберёзовик)
А сок из этого дерева какой? (Берёзовый)
- «Слова потерялись» (распределить слова на две группы). Запиши в два столбика.
Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок, сад.
- Спиши слова, вставь нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Небо, н(и,е)беса, н(и,е)бесный.
- Спиши слова, вставь нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Сне(к,г), сн(е,и)говой, сн(е,и)говик.
- Спиши слова, вставь нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Соль, с(о,а)лёный, с(о,а)лить.
- Придумай как можно больше однокоренных слов к словам:
Лиса
Лес
Море
Запиши их. Выдели корень.
- Запиши слова. Поставь в них ударение. Выдели окончание.
Образец: бере́за
берёза, земляника, капуста, малина, огурец, яблоко, морковь, помидор, картофель, рябина.
- Спиши текст, вставляя слово «Москва» в нужной форме. Выделить окончание.
Например: Папа часто ездит в Москву.
… - столица нашей Родины. Часто приезжают в … наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади … заливает море огней. В … много мостов. Я горжусь … !
- Допишите слова так, чтобы получилось предложение. Выдели окончания.
Мам__ слушает дочк__.
- Прочитай выразительно текст. Вставь пропущенные буквы. Запиши. Выдели окончание в словах, записанных курсивом.
Зимой ру .. кий лес сказочный и ч.. десный.
Сне.. украшает пуш.. стые ветки деревьев.
См.. листые ш.. шки в.. сят на елях.
В серебряном уборе стоят красавицы - б.. рёзки.
- Составьте из слов каждой строки предложения.
Морозы, трескучие, на, стояли, улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички.
- Составьте из слов предложения, изменяя окончания. Окончания выделите.
Магазин, живая, привезут, рыба.
К, врача, больной, вызвали.
Срывал, с жёлтой, деревья, лист, ветер.
- Запиши слова. Выдели приставки.
Поехали, до школы, перешел, за ворота, добежал, нарисовать, по траве, про кота.
- Запиши слова, выдели приставку. Найди лишнее слово.
Зашел, забег, запад, заход.
- Спиши, вставляя слово писать с нужной по смыслу приставкой.
Например: С доски надо списать однокоренные слова.
С доски надо _писать однокоренные слова. Новую тетрадь ты должен правильно _писать. Из текста следует _писать слова с безударной гласной. Плохо выполненное задание лучше _писать.
- Спиши, вставляя нужную по смыслу приставку.
Милым детям нужно _стать, Руки медленно _нять. Пальцы _жать, потом _жать, Так секунду _стоять. Руку плавно _пустить. Всё ещё раз повторить.
- К данным словам запиши противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку.
Образец: развязать – завязать.
Развязать - ….., раздвинуть - …., вползти - …., внести - ….., вбежать - ….., въехать - ….., выход - ….
- Спиши слова. Выдели суффиксы в словах.
-ист- машинист
-ник- ученик
-чик- летчик
-щик- настройщик
-тель- водитель
-ач- трубач
- Спиши слова. Выдели суффиксы в словах.
-ик- гвоздик
-ек- цветочек
-ок- снежок
-к- дверка
-чик- пальчик
-еньк- доченька
- От данных слов образуй слова, обозначающие детенышей животных. Запиши их, обозначьте суффиксы.
Образец: медведь – медвежонок;
заяц
волк
овца
кукушка
корова
лошадь
Слова для справок: медвежонок, зайчонок, волчонок, ягненок,кукушонок, теленок, жеребенок.
- Объясни написание гласной в корне.
Образец: вдалеке - да́ль
вдалеке, долина, загородить, остановиться, восклицать.
- Прочитай названия ягод в записанном предложении. Почему их так назвали?
Черника – чёрная, малина – маленькая, голубика – голубая, земляника растёт близко к земле, у костяники есть косточки.
Запиши предложение, выдели корни в однокоренных словах.
- Выпиши однокоренные слова. Выдели в них суффиксы.
Паучок – маленький, безобидный, паучище – большой, страшный, паучишко – высказывается пренебрежительное отношение.
Что значит каждый суффикс?
- Запишите примеры слов с суффиксами, обозначающими людей по роду их занятий, по профессии.
Например: каменщик, стекольщик, грузчик, рассказчик и т.д.
- Запиши слова. Выдели в них корень. Как называются такие слова?
Вышел, отошёл, пошёл, обошёл, перешёл, дошёл, пришёл, ушёл, зашёл.
Чем они отличаются друг от друга?
Выдели в словах приставки.
- Спиши текст. Впиши суффиксы. Выдели их.
Внезапно Аня заметила перед собой стол____ на трёх нож___ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ___а, и первой мыслью Ани было, что ключ___ этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.
- От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса –ок
Пирог - …
Угол - …
Флаг - …
Луг - …
- Измени сочетания слов по образцу. Выдели часть слова, с помощью которой образовано это слово.
Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка
Дорожка в саду - …
Воротник из меха - …
Варенье из вишни - …
Безударные гласные в корне слова
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором проверяемая гласная находилась бы под ударением.
- Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Образец: волна – во́лны
В...лна, с...довый, л...гчайший, в...тла, ст...р...на, в...сенний, з...л...той, л...сица, м...довый.
- Спиши. Подчеркни в каждом ряду проверочное слово.
Образец: волчонок, волчий, волчица.
Волчонок, волчий, волчица.
Лёд, ледяной, ледок.
Морской, морячка, взморье.
Прилетел, вылет, перелётные.
Тяжёлый, тяжесть, тяжеленный.
- Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни безударные гласные, которые нельзя проверить.
Образец: картина (словарное слово).
Гр...да, к...ртина, х...р...шо, см...гчить, п...левой, пос...неть, г...р...декой, моб...ль, л...ловый, кв...ртира, ч...тверг, сл...за, в...сковой, ...рех, вр...ги.
- Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочное слово к выделенному подчеркни его.
Образец: птицелов - птица, птенчик, птичий, птицефабрика.
Пт_целов - птица, птенчик, птичий, птицефабрика.
Вст_вать - стоять, встать, стойка, стойбище.
Св_щенник - святой, светить, свет, свят.
- Объясни, от какого слова образовано каждое слово и что оно называет.
домашняя дворовая
гром домик
дворик громыхать дворник
домовая дворняжка
Выпиши родственные слова группами.
Дом,_______________________________________________
Двор,_______________________________________________
Гром,_______________________________________________
- Объясни, от какого слова образовано каждое слово.
глазок зубастый больной глазной
больница зубной глазище
зубок глазастый болеть глазунья
Запиши каждое из этих слов рядом с тем словом, от которого оно образовано. Выдели дугой корень в однокоренных словах.
- Прочитай. Найди лишнее слово. Только в однокоренных словах выдели корень.
Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
Золото, позолота, зола, золотистый.
Гористый, гора, горчица, горная.
- Составь из данных слов предложение.
Рыба, старик, вода, плавала, река, невод.
Деревья, ветру, развиваются, лесу, нашем.
- Вставьте пропущенные буквы, подберите и запишите проверочные слова.
Зап...вать в хоре, зап...вать молоком, сл...зал с дерева, сл...зал сметану, пос...дел от старости, пос...дел на скамейке.
- Прочитайте цепочки слов. Найдите лишнее слово. Ответ объясните.
Ло…ка, игру…ка, кату…ка, клю…ка.
Доро…ка, кры…ка, кру…ка, но…ка.
Лоша…ка, пого…ка, лопа…ка, зага…ка.
- Из первых слогов каждого ряда составьте новое слово с парной звонкой или глухой согласной.
забор, гадкий, камера _________________
кролик, ватрушка, каша ________________
русалка, башмак, канат _________________
пояс, годность, какаду _________________
рокот, ботва _______________
Составленные слова напишите и подберите проверочное слово.
- Какое слово является проверочным? Подчеркните его.
Оп...здать (опаздывать, поздно);
разбр...сать (бросить, разбрасывать).
- Подчеркните «лишнее» слово
водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый;
быстрый, скорый, тихий, проворный.
- Выделите приставку в словах.
Походил, дошёл, объехал,
Направлялся, переехал.
Закричал, сбежал, увёз,
Обогнул, поел, принёс.
- Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.
козочка – к…за
лес – л…сник
гриб – гр…бок
горы – г…ра
холм – х…лмы
росы – р…са
мяч – м…чи
чижик – ч…жи
- Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.
следом, следы – насл…дить
ледяной, лёд – л…док
снег, снеговик – сн…жинка
звонкий, звонок – позв…нить
котята, котик – к…тёночек
говорил, говор – разг…вор
пляска, расплясался – пл…сать
заварка, заварить – св…рить
- Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.
… - к…рмил
… - ч…рника
… - гн…здо
… - с…сновый
… - р…чной
… - площ…дь
… - т…жёлый
… - зап…щал
- Найди начало слов. Запиши получившиеся слова.
…тух …бака
…ведь …дежда
…бята …суда
…ква …льто
Можно ли подобрать проверочные слова? Где мы найдем правильный ответ?
Проверь записанные слова по словарю.
- Найди в слове ПОЕЗДКА окончание. Для этого измени слово: поездка, поездку, поездкой
- Найди корень в словах.
поездка
переезд
поезд
въезд
- Запиши слова. Отрази в схеме строение такого слова.
Пирожок, лист, рассказ, хлебный, подземный, звёздочка, вред, подружка.
- Запиши слова. Выдели окончания во всех словах.
Рука, ручка, ручной, поручни, безрукий.
- Допиши однокоренные слова. Самое длинное разбери по составу.
- Запиши слова. Докажи, что они записаны верно, напиши рядом проверочные слова.
Образец: морковь – морковочка.
Морковь, год, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, сапог, рассказ.
- Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
Сне . укутал деревья. Ду . в мохнатой ша. ке. На ветках бере . белый шар . . Молодая ёлочка спряталась в сугро .. Не страшен деревьям холо . и моро..
- Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы на месте пропусков.
Зага. ка.
Вот иголки и була . ки
Выползают из-под ла . ки.
На меня они гл . дят,
Молока они х . тят.
- Напиши слова Вставь пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы.
Образец: дуб, дубки - дубок.
ду . ок, ду . ки, ду .;
зу . ки, зу ., зу . ок;
коло ., коло . ки, коло . ок.;
сторо ., сторо . ит, сторо . ка;
голу . ь, голубо ., голу . ка.
- Напиши. Подчеркни буквы парных согласных на конце слова. Устно объясни их написание.
Быть может, первый листопад
Встречает этот клён.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он.
- Прочитай слова. Спиши только те слова, в которых согласную надо проверять.
Образец: островки, островок, островком.
Пирожки, пирожок, пирожком.
Дружки, дружок, дружком.
Холодок, холодком, в холодке,
- Спиши текст. Подчеркни согласные, которые надо проверять.
Помоги друзьям.
Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют зерна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям.
- Вставь пропущенные буквы. Подчеркни разделительный мягкий знак.
Образец: платье
Ш...ёт, ладон...ю, б...ёт, лист...ями, изгород...ю, Map...я, Соф...я, Дар...я, суч...я, Дем...ян, Тат...яна, Натал...я, руж...ё, площад...ю, печ...ю, сол...ю, ел...ю, п...ёт, Ул...яна, Аксин...я, Басил...евич, п...еса
- Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочное слово.
Образец: обувь - обувать
Обу…ь, обу...щикт овра..., о...чина, зу..., о...чарня, огоро..., остро...ки, отве..., алма..., бе...ство, бо..., ве...ти, испове...ь, перево...чик, вет...ь.
- Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочное слово.
Образец: конфетка- конфеточка
Конфе...ка, ко...ка, крес..., кро...ь, пау..., кру...ка, лапо...ь, обле...чать., нале..., лис..., ло...ко, ло...ка, мар..., маршру...ка, маятни..., мер...кий.
- Допиши предложения словами противоположного значения.
Смелый там найдёт, где ... потеряет.
Редька горькая, а морковка ....
- Спиши. Вставь б или п. Рядом пиши проверочные слова. Обозначь орфограмму.
Образец: герб-гербы
Гер..., су..., гу...ка, тя...ка, та...ка, голу...ка, то...- ка, клу... .
- Запиши слова, раскрывая скобки.
(За)бежал, ( на)кормил, (на )небе, (под)летел, ( под)деревом, (за)окном.
С двумя словами составь предложения.
- Запиши предложения, раскрывая скобки.
(Под)летела (к)крыльцу золочёная карета. (Вы)шла (из)кареты Василиса Премудрая. Взяла Ивана-Царевича (за)руку и (по)вела (за) столы дубовые.
- Запиши предложения, раскрывая скобки.
Зима. Ребята (с)делали кормушку (для)птиц.
Они (по)весили её (в) сад.
(В)птичью столовую (при)летают птицы.
- Прочитай словосочетания. Раскрой скобки и запиши правильно словосочетания с приставками и предлогами.
Образец: скатился с_горы
(с)катился (с)горы
(по)бежали (по)дорожкам
(про)читал (про)машины
(до)ехал (до)деревни
- Прочитай словосочетания. Раскрой скобки и запиши правильно словосочетания с приставками и предлогами.
Образец: скатился с_горы
(под)полз (под)машину
(на)рисовал (на)доске
(в)летел (в)окно
(у)знал (у)друга.
- Спиши. Правильно вставь разделительный твердый знак (Ъ)
Об… явили посадку в самолёт.
Учитель об… яснил ученикам задачу.
Грузовик по….ехал к дому.
Кот с….ел целую банку сметаны.
Машина под… ехала к дому.
Под….ёмный кран поднимает и опускает грузы.
- При помощи приставок с-, в-, раз-, об-, от-, под- образуй слова, которые надо написать с твердым знаком.
Какие слова получились? Какая орфограмма встретилась в словах?
- Выпиши слова с разделительным твердым знаком, выделить приставку.
Кон.ки, под.езд, с.езд, вороб.и, с.ел.
- Выпиши слова, в которых требуется поставить разделительный твердый знак.
По.езд, сем.я, в.езд, с.ёмка, об.явление.
- Выпиши слова с разделительным твердым знаком, выделить приставку.
Кон.ки, под.езд, с.езд, вороб.и, с.ел,
- Выпиши слова, в которых требуется поставить разделительный твердый знак.
По.езд, сем.я, в.езд, с.ёмка, об.явление.
- Данные словосочетания спиши, вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.
Раз_яснил задачу, дверь под_езда, л_ют дожди, дорога в об_езд, яркое об_явление.
- Спиши пословицы правильно, подчеркнуть все знакомые орфограммы.
За большим под_ёмом и спуск большой. Пословицу не обойти, не об_ехать. Не стыдись говорить, коли правду хочешь об_явить. Лето собирает, а зима под_едает.
- Спиши пословицы правильно, подчеркнуть все знакомые орфограммы.
Без учен_я нет умен_я. От желан_я к исполнен_ю приложи умен_е. Красна птица перьем, а человек умен_ем. Повторенье – мать ученья. Ум без книги, как птица без крыл_ев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыка чтения у учащихся начальных классов СКОУ VIII вида через коррекционно-развивающие приемы»
В данной статье описан процесс формирования навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также представлены рекомендации по формированию правильности, беглости, осоз...
Контрольно-измерительные материалы по естествознанию (9 класс СКОУ VIII вида) по разделу «Кровеносная система»
В данной разработке содержатся тестовые задания по темам "Состав крови", "Органы кровообращения", "Круги кровообращения", "Первая помощь при кровотечениях" для учащихся 9 класса коррекционной школы VI...
Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"
Урок создает условия для обучения правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает ...
Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)
Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)...
Значение творческих упражнений в формировании языковых обобщений у учащихся СКОУ VIII вида.
Значение творческих упражнений в формировании языковых обобщений у учащихся СКОУ VIII вида. В данной статье предложены упражнения способствующие формированию языковых обобщений у учащихся СКОУ V...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СКОУ VIII ВИДА»
Выступила с авторской разработкой электронных тренажеров по руссскому языку на региональном конкурсе "Ступени мастерства"....
Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 8 классе, СКОУ VIII вида
Данное занятие можно проводить со всем классом в конце учебного года....