Адаптивное физическое воспитание учащихся с нарушениеем опорно-двигательного аппарата в условиях СКОУ 6 вида
статья по физкультуре по теме

Плотникова Светлана Ивановна

Из опыта работы учителя физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskoe_vospitanie_uchashchikhsya_barnaulskoy_shkoly.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивное физическое воспитание

учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

в условиях СКОУ VI вида

(из опыта работы учителя физкультуры

Плотниковой Светланы Ивановны)

Совсем не уровень благополучия делает

                                                                                      счастье людей, а – отношение сердец и

                                                                                  наша точка зрения на нашу жизнь. И

                                                                                 то и другое всегда в нашей власти, а

                                                                                   значит, человек всегда счастлив, если

                                                                                   он хочет этого, и никто не может ему

                                     помешать.

                     А.И. Солженицын.

                    «Раковый корпус»

       Неоценимое счастье в нашей жизни – здоровье. Его сохранение в значительной степени   зависит от того, как мы к нему относимся. И здесь важно вспомнить древнюю мудрость, которая гласит, что подорвать здоровье намного легче, чем затем добиться его восстановления.

Сложно говорить о детях-инвалидах с нарушением опорно-двигательного аппарата, ведь до 90 годов XX столетия считалось, что для них нет перспективы. В  1997 году была открыта Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида, единственная в Алтайском крае специальная школа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.  

                  Главная задача школы – реабилитация детей-инвалидов, их социализация и подготовка к жизни в обществе. Условия нашего образовательного учреждения дают возможность детям приобрести знания  в объёме основной средней школы и допрофессиональные умения и навыки.

                У наших учащихся наблюдаются разнообразные двигательные нарушения. Они проявляются в виде парезов, параличей,  насильственных движений. У многих учащихся особенно значимы и сложны нарушения регуляции тонуса, которые происходят по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии. Нарушения регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических рефлексов и несформированностью цепных установочных выпрямительных рефлексов. На основе этих нарушений у учащихся сформированы вторичные изменения  в мышцах, костях, суставах, наблюдаются контрактуры и деформации.

             Проблема интеграции в социум детей с ограниченными возможностями актуальна для  коллектива школы-интерната, так как учащиеся в силу своих ограниченных физических возможностей слабо в нем адаптируемы. В школе-интернате созданы условия для эффективной реабилитации и качественной интеграции учащихся  школы-интерната в общество.

Коллектив учреждения решает в этом направлении следующие задачи:

  1. Повысить эффективность мероприятий по двигательной реабилитации учащихся с  детским церебральным параличом.
  2. Снизить психическое напряжение для возможного социального контакта с окружающим миром.
  3. Привлечь учащихся школы-интерната к активному участию в спортивных мероприятиях наряду со здоровыми сверстниками.
  4. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.

        Задачи успешно решаются благодаря системе комплексной реабилитации обучающихся, сложившейся в школе.  

              Ежедневно утром после подъёма в школе проводится утренняя гимнастика,  с помощью которой решаются задачи коррекции двигательных нарушений воспитанников. В комплексы утренней зарядки подбираются упражнения, способствующие развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплению опорно-двигательного аппарата, предупреждению нарушений осанки, формированию свода стопы. Усиливая деятельность всех органов и систем детского организма, утренняя гимнастика бодрит, помогает перейти к активной деятельности.

           На каждом уроке педагоги школы организуют проведение физкультминуток.  Это перерывы в занятиях (2-3 мин.), во время которых выполняются упражнения с целью снятия утомления,  повышения продуктивности умственной деятельности учащихся. Физкультминутка вводится в занятиях в тот момент, когда дети утомлены умственным трудом или у них устали мышцы кисти и пальцев во время письма, рисования, когда устали мышцы спины при сохранении в течение длительного времени какой-либо одной позы (сидя, стоя, в наклоне). Во время выполнения  5-6 упражнений в результате переключения с одного вида деятельности на другой наступает отдых для уставших органов и систем, возникают положительные эмоции, улучшается настроение и повышается эффективность восприятия учебного материала.  

                    Еще одной формой коррекции двигательных расстройств является режимный момент – прогулки. Они занимают особое место в работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, так как кроме решения образовательных задач, они совершенствуют и навыки длительных переходов, что крайне важно для данного контингента учащихся. Воспитатель обучает ходить группой, переходить по правилам улицу, ходить в парке по аллеям, в лесу  - среди деревьев и кустарников. Основное назначение прогулок -  активный отдых с закреплением в естественных условиях двигательных навыков и физических качеств, а также  коррекция двигательных нарушений.  

            В школе-интернате после второго урока проводится большая перемена, которая используется учащимися для приема второго завтрака или для проведения игр. Для учащихся начальных классов проводятся подвижные игры, учащиеся среднего и старшего звена проводят свободное время, играя в баскетбол или настольный теннис. Осенью и весной в хорошую погоду ребята во время перемены находятся на улице. При школе имеется оборудованная спортивная площадка, на которой установлены рукоходы, перекладина (турник), качели, горка, бревно, качалка, площадка для волейбола.

         В школе-интернате согласно учебному плану два раза в неделю проводятся уроки физической культуры (физкультуры). Их посещают обучающиеся подготовительной группы, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной группе, занимаются во время урока физкультуры на занятиях ЛФК. На уроках  развиваются  правильные основы для формирования жизненно важных двигательных умений и навыков («школа движений»). Каждый урок содействует коррекции и компенсации дефекта у ребёнка. Уроки физкультуры  проводятся в игровой форме с опорой на образное описание движения. Так, при изучении темы «Основные положения рук» в начальных классах объясняется, что положение рук в стороны напоминает крылья птицы или самолета, вертолета. Использование ассоциативных игр способствует формированию положительных эмоций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Во вводной части урока (7-10 минут) проводится подготовка организма учащихся  к предстоящей физической нагрузке и выполнению упражнений. Резкой границы между вводно-подготовительной  и основной частями урока нет. Упражнения основной части являются продолжением упражнений вводной части урока. Продолжительность основной части урока 25-30 минут, заключительная часть урока длится 5-8 минут. В эту часть включается  постепенный переход от напряжения и возбуждения к относительно спокойному состоянию, подводятся  итоги урока. В  работе используются  различные методы и методические  приемы обучения:  

  • словесные методы (объяснение, рассказ, беседы, команды, указания);
  • наглядные (показ, использование видеокамеры с последующим просмотром);
  • практические (упражнения, соревнования).

Для учащихся  5-10 классов в программу включена  базовая  часть и вариативная  часть. В базовой части изучаются  способы двигательной деятельности в легкой атлетике, гимнастике, спортивных играх (баскетбол), лыжных гонках;  в вариативную часть включены спортивные игры: волейбол, настольный теннис. На заключительных уроках по видам программы учащиеся сдают учебные нормативы. От класса к классу увеличивается длина дистанции в легкой атлетике, количество выполнений того или иного упражнения, увеличивается время выполнения упражнения. Например, в 5 классе набивание мяча учащиеся выполняют  30 секунд, в 7 классе это упражнение выполняют  1 минуту.

Физическая  нагрузка на уроке регулируется:

  • изменением количества упражнений;
  • различным количеством повторений упражнений;
  • увеличением или уменьшением времени, отведенного на выполнение упражнений;
  • применением различного темпа выполнения,
  • увеличением или уменьшением амплитуды движений;
  • осложнением или упрощением выполнения упражнений;
  • применением в упражнениях различных предметов.

На уроках реализуется  дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся с учетом их психофизических особенностей.

           Лечебная физическая культура (ЛФК) – один из основных компонентов лечебно-восстановительной работы в школе-интернате. Занятия по ЛФК проводятся инструктором два раза в неделю. Применение физических упражнений и методических приемов патогенетически обосновано, занятия проводятся на фоне медикаментозного лечения, физиотерапевтических процедур, при соблюдении рационального ортопедического и общего двигательного режима в сочетании с расслабляющим дозированным массажем. На занятиях по формированию основных двигательных функций осуществляется поэтапная коррекция двигательных нарушений на протяжении всего периода обучения. На каждом занятии чередуются общеразвивающие, корригирующие, игровые и прикладные упражнения, что обеспечивает полноценное решение задач ЛФК при хорошей работоспособности ученика на протяжении всего занятия. Темп выполнения упражнений индивидуализируется в соответствии с состоянием учащегося.

На занятиях ЛФК при детском церебральном параличе инструктор решает специальные задачи:

  • нормализовать тонус мышц;
  • подавлять усиленное проявление позотонических реакций;
  • подавлять усиленное проявление патологических синергией (содружественных движений), гиперкинезов;
  • содействовать становлению и оптимальному проявлению стато-кинетических  рефлексов,
  • предупреждать и активно преодолевать патологические установки конечностей, вызывающие фиксации деформации в суставах;
  • восстанавливать мышечное чувство, схему тела, пространственные представления. 

                     В систему работы по здоровьесбережению входит и пропаганда физической культуры. Например, в  2012-2013 учебном году в школе были организованы:

1. Просмотр  матча по хоккею;

2. Встреча с призёром Паралимпийских Игр Т. В. Ильюченко:  Олимпийский урок  «500 дней до зимних олимпийских игр «Сочи – 2014»;

3. Участие в краевом этапе Всероссийского конкурса «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»;

4. Встреча с заслуженным тренером по пауэрлифтингу А.А. Подпальным под девизом «Преодолей себя». Награждение учащихся школы-интерната – победителей смотра-конкурса «Лучший спортсмен – 2012»;

5. Всероссийский конкурс по физической культуре «Орлёнок-2013»;

6. Выпущены стенгазеты:

  • Фестиваль спорта – 2012
  • Спортивный сентябрь - 2012
  • Декада инвалидов - 2012
  • Папа, мама, я – спортивная семья!
  • V краевой бал спортсменов «Юные дарования»
  • Спортивная зима – 2013
  • Зимний сезон – 2013
  • С днём рождения, школа!

Система физкультурной работы в школе-интернате даёт положительные результаты.

ИТОГИ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  2012-2013 УЧЕБНОМ ГОДУ

№ п.п.

вид соревнований

количество

результативность

соревно-

ваний

участников

1 м

2 м

3 м

меда-ли

кубки

призы

1.

Всероссийские

3

9

2

2

2

6

10

2.

Краевые

18

313

24

24

20

59

5

68

3.

Городские

7

74

7

1

1

9

2

27

4.

Школьные

12

388

5.

Пропаганда физической культуры

5

174

4

4

4

12

12

ИТОГО

45

992

42

30

31

91

19

157

  Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод: использование средств физической культуры является эффективным, а в ряде случаев и единственным средством физической реабилитации и социальной адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование природных материалов различной структуры для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Необходимость решения проблемы осознания младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья собственной уникальности,  своих скрытых талантов, необходимость раскрытия творческого потенци...

Работа с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках технологии

В данной статье представлены осовные принципы работы с учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках технологии....

Адаптированная рабочая программа по предмету " История и культура родного края" для 9 класса для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями.

Данная адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов книги "Культура родного края" авторов В.Н.Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой....

"Инновационная технология БАК (биоакустическая коррекция) в работе с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"

Говоря о современных технологиях реабилитации особых детей и взрослых, можно перечислить большой ряд форм и методов, созданных как зарубежными, так и отечественными производителями.Сегодня, на нашей в...

Дементьева Татьяна Валентиновна Педагогические технологии сопровождения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дементьева Татьяна ВалентиновнаГБОУ общеобразовательная школа   № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга Педагогические технологии  сопровождения учащихся с н...

Развитие критического мышления на уроках географии у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. Современные образовательные стандарты предъявляет новые требования к современному уроку. Теперь...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Проблема и цель. В статье выявляются проблемы физического воспитания учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ. Среди них проблема обновления содержания, методов и форм об...