Адаптивное физическое воспитание учащихся с нарушениеем опорно-двигательного аппарата в условиях СКОУ 6 вида
статья по физкультуре по теме
Из опыта работы учителя физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_vospitanie_uchashchikhsya_barnaulskoy_shkoly.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптивное физическое воспитание
учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
в условиях СКОУ VI вида
(из опыта работы учителя физкультуры
Плотниковой Светланы Ивановны)
Совсем не уровень благополучия делает
счастье людей, а – отношение сердец и
наша точка зрения на нашу жизнь. И
то и другое всегда в нашей власти, а
значит, человек всегда счастлив, если
он хочет этого, и никто не может ему
помешать.
А.И. Солженицын.
«Раковый корпус»
Неоценимое счастье в нашей жизни – здоровье. Его сохранение в значительной степени зависит от того, как мы к нему относимся. И здесь важно вспомнить древнюю мудрость, которая гласит, что подорвать здоровье намного легче, чем затем добиться его восстановления.
Сложно говорить о детях-инвалидах с нарушением опорно-двигательного аппарата, ведь до 90 годов XX столетия считалось, что для них нет перспективы. В 1997 году была открыта Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида, единственная в Алтайском крае специальная школа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Главная задача школы – реабилитация детей-инвалидов, их социализация и подготовка к жизни в обществе. Условия нашего образовательного учреждения дают возможность детям приобрести знания в объёме основной средней школы и допрофессиональные умения и навыки.
У наших учащихся наблюдаются разнообразные двигательные нарушения. Они проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений. У многих учащихся особенно значимы и сложны нарушения регуляции тонуса, которые происходят по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии. Нарушения регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических рефлексов и несформированностью цепных установочных выпрямительных рефлексов. На основе этих нарушений у учащихся сформированы вторичные изменения в мышцах, костях, суставах, наблюдаются контрактуры и деформации.
Проблема интеграции в социум детей с ограниченными возможностями актуальна для коллектива школы-интерната, так как учащиеся в силу своих ограниченных физических возможностей слабо в нем адаптируемы. В школе-интернате созданы условия для эффективной реабилитации и качественной интеграции учащихся школы-интерната в общество.
Коллектив учреждения решает в этом направлении следующие задачи:
- Повысить эффективность мероприятий по двигательной реабилитации учащихся с детским церебральным параличом.
- Снизить психическое напряжение для возможного социального контакта с окружающим миром.
- Привлечь учащихся школы-интерната к активному участию в спортивных мероприятиях наряду со здоровыми сверстниками.
- Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.
Задачи успешно решаются благодаря системе комплексной реабилитации обучающихся, сложившейся в школе.
Ежедневно утром после подъёма в школе проводится утренняя гимнастика, с помощью которой решаются задачи коррекции двигательных нарушений воспитанников. В комплексы утренней зарядки подбираются упражнения, способствующие развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплению опорно-двигательного аппарата, предупреждению нарушений осанки, формированию свода стопы. Усиливая деятельность всех органов и систем детского организма, утренняя гимнастика бодрит, помогает перейти к активной деятельности.
На каждом уроке педагоги школы организуют проведение физкультминуток. Это перерывы в занятиях (2-3 мин.), во время которых выполняются упражнения с целью снятия утомления, повышения продуктивности умственной деятельности учащихся. Физкультминутка вводится в занятиях в тот момент, когда дети утомлены умственным трудом или у них устали мышцы кисти и пальцев во время письма, рисования, когда устали мышцы спины при сохранении в течение длительного времени какой-либо одной позы (сидя, стоя, в наклоне). Во время выполнения 5-6 упражнений в результате переключения с одного вида деятельности на другой наступает отдых для уставших органов и систем, возникают положительные эмоции, улучшается настроение и повышается эффективность восприятия учебного материала.
Еще одной формой коррекции двигательных расстройств является режимный момент – прогулки. Они занимают особое место в работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, так как кроме решения образовательных задач, они совершенствуют и навыки длительных переходов, что крайне важно для данного контингента учащихся. Воспитатель обучает ходить группой, переходить по правилам улицу, ходить в парке по аллеям, в лесу - среди деревьев и кустарников. Основное назначение прогулок - активный отдых с закреплением в естественных условиях двигательных навыков и физических качеств, а также коррекция двигательных нарушений.
В школе-интернате после второго урока проводится большая перемена, которая используется учащимися для приема второго завтрака или для проведения игр. Для учащихся начальных классов проводятся подвижные игры, учащиеся среднего и старшего звена проводят свободное время, играя в баскетбол или настольный теннис. Осенью и весной в хорошую погоду ребята во время перемены находятся на улице. При школе имеется оборудованная спортивная площадка, на которой установлены рукоходы, перекладина (турник), качели, горка, бревно, качалка, площадка для волейбола.
В школе-интернате согласно учебному плану два раза в неделю проводятся уроки физической культуры (физкультуры). Их посещают обучающиеся подготовительной группы, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной группе, занимаются во время урока физкультуры на занятиях ЛФК. На уроках развиваются правильные основы для формирования жизненно важных двигательных умений и навыков («школа движений»). Каждый урок содействует коррекции и компенсации дефекта у ребёнка. Уроки физкультуры проводятся в игровой форме с опорой на образное описание движения. Так, при изучении темы «Основные положения рук» в начальных классах объясняется, что положение рук в стороны напоминает крылья птицы или самолета, вертолета. Использование ассоциативных игр способствует формированию положительных эмоций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Во вводной части урока (7-10 минут) проводится подготовка организма учащихся к предстоящей физической нагрузке и выполнению упражнений. Резкой границы между вводно-подготовительной и основной частями урока нет. Упражнения основной части являются продолжением упражнений вводной части урока. Продолжительность основной части урока 25-30 минут, заключительная часть урока длится 5-8 минут. В эту часть включается постепенный переход от напряжения и возбуждения к относительно спокойному состоянию, подводятся итоги урока. В работе используются различные методы и методические приемы обучения:
- словесные методы (объяснение, рассказ, беседы, команды, указания);
- наглядные (показ, использование видеокамеры с последующим просмотром);
- практические (упражнения, соревнования).
Для учащихся 5-10 классов в программу включена базовая часть и вариативная часть. В базовой части изучаются способы двигательной деятельности в легкой атлетике, гимнастике, спортивных играх (баскетбол), лыжных гонках; в вариативную часть включены спортивные игры: волейбол, настольный теннис. На заключительных уроках по видам программы учащиеся сдают учебные нормативы. От класса к классу увеличивается длина дистанции в легкой атлетике, количество выполнений того или иного упражнения, увеличивается время выполнения упражнения. Например, в 5 классе набивание мяча учащиеся выполняют 30 секунд, в 7 классе это упражнение выполняют 1 минуту.
Физическая нагрузка на уроке регулируется:
- изменением количества упражнений;
- различным количеством повторений упражнений;
- увеличением или уменьшением времени, отведенного на выполнение упражнений;
- применением различного темпа выполнения,
- увеличением или уменьшением амплитуды движений;
- осложнением или упрощением выполнения упражнений;
- применением в упражнениях различных предметов.
На уроках реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся с учетом их психофизических особенностей.
Лечебная физическая культура (ЛФК) – один из основных компонентов лечебно-восстановительной работы в школе-интернате. Занятия по ЛФК проводятся инструктором два раза в неделю. Применение физических упражнений и методических приемов патогенетически обосновано, занятия проводятся на фоне медикаментозного лечения, физиотерапевтических процедур, при соблюдении рационального ортопедического и общего двигательного режима в сочетании с расслабляющим дозированным массажем. На занятиях по формированию основных двигательных функций осуществляется поэтапная коррекция двигательных нарушений на протяжении всего периода обучения. На каждом занятии чередуются общеразвивающие, корригирующие, игровые и прикладные упражнения, что обеспечивает полноценное решение задач ЛФК при хорошей работоспособности ученика на протяжении всего занятия. Темп выполнения упражнений индивидуализируется в соответствии с состоянием учащегося.
На занятиях ЛФК при детском церебральном параличе инструктор решает специальные задачи:
- нормализовать тонус мышц;
- подавлять усиленное проявление позотонических реакций;
- подавлять усиленное проявление патологических синергией (содружественных движений), гиперкинезов;
- содействовать становлению и оптимальному проявлению стато-кинетических рефлексов,
- предупреждать и активно преодолевать патологические установки конечностей, вызывающие фиксации деформации в суставах;
- восстанавливать мышечное чувство, схему тела, пространственные представления.
В систему работы по здоровьесбережению входит и пропаганда физической культуры. Например, в 2012-2013 учебном году в школе были организованы:
1. Просмотр матча по хоккею;
2. Встреча с призёром Паралимпийских Игр Т. В. Ильюченко: Олимпийский урок «500 дней до зимних олимпийских игр «Сочи – 2014»;
3. Участие в краевом этапе Всероссийского конкурса «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»;
4. Встреча с заслуженным тренером по пауэрлифтингу А.А. Подпальным под девизом «Преодолей себя». Награждение учащихся школы-интерната – победителей смотра-конкурса «Лучший спортсмен – 2012»;
5. Всероссийский конкурс по физической культуре «Орлёнок-2013»;
6. Выпущены стенгазеты:
- Фестиваль спорта – 2012
- Спортивный сентябрь - 2012
- Декада инвалидов - 2012
- Папа, мама, я – спортивная семья!
- V краевой бал спортсменов «Юные дарования»
- Спортивная зима – 2013
- Зимний сезон – 2013
- С днём рождения, школа!
Система физкультурной работы в школе-интернате даёт положительные результаты.
ИТОГИ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ 2012-2013 УЧЕБНОМ ГОДУ
№ п.п. | вид соревнований | количество | результативность | ||||||
соревно- ваний | участников | 1 м | 2 м | 3 м | меда-ли | кубки | призы | ||
1. | Всероссийские | 3 | 9 | 2 | 2 | 2 | 6 | 10 | |
2. | Краевые | 18 | 313 | 24 | 24 | 20 | 59 | 5 | 68 |
3. | Городские | 7 | 74 | 7 | 1 | 1 | 9 | 2 | 27 |
4. | Школьные | 12 | 388 | ||||||
5. | Пропаганда физической культуры | 5 | 174 | 4 | 4 | 4 | 12 | 12 | |
ИТОГО | 45 | 992 | 42 | 30 | 31 | 91 | 19 | 157 |
Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод: использование средств физической культуры является эффективным, а в ряде случаев и единственным средством физической реабилитации и социальной адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование природных материалов различной структуры для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Необходимость решения проблемы осознания младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья собственной уникальности, своих скрытых талантов, необходимость раскрытия творческого потенци...
Работа с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках технологии
В данной статье представлены осовные принципы работы с учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках технологии....
Адаптированная рабочая программа по предмету " История и культура родного края" для 9 класса для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями.
Данная адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов книги "Культура родного края" авторов В.Н.Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой....
"Инновационная технология БАК (биоакустическая коррекция) в работе с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"
Говоря о современных технологиях реабилитации особых детей и взрослых, можно перечислить большой ряд форм и методов, созданных как зарубежными, так и отечественными производителями.Сегодня, на нашей в...
Дементьева Татьяна Валентиновна Педагогические технологии сопровождения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дементьева Татьяна ВалентиновнаГБОУ общеобразовательная школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга Педагогические технологии сопровождения учащихся с н...
Развитие критического мышления на уроках географии у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. Современные образовательные стандарты предъявляет новые требования к современному уроку. Теперь...
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Проблема и цель. В статье выявляются проблемы физического воспитания учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ. Среди них проблема обновления содержания, методов и форм об...