Использование мнемотехники в логопедической практике.
методическая разработка по теме
Представлены мнемотаблицы по лексическим темам: "Жилища диких животных", "Посуда"...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование мнемотехники в логопедической практике | 43.09 КБ |
мнемотаблица по теме "Жилища диких животных" (приложение) | 996.43 КБ |
мнемотаблица по теме "Посуда" (приложение) | 362.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники в логопедической практике
(из опыта работы)
Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания).
Мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих процесс
запоминания информации. Мнемотехнику можно отнести к обучающим технологиям. Она опирается на дидактические принципы: наглядности, доступности, системности, индивидуального подхода.
Я работаю с детьми с ОНР, а у таких детей зачастую нарушены не только речь, но и другие психические процессы. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, т.е. те психические процессы, которые непосредственно связаны с полноценным развитием речи. Технология использования мнемотаблиц предусматривает ведущую роль зрительного анализатора, зрительный контроль. Исследования мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Наглядный материал, такими детьми, усваивается лучше вербального. Зрительный образ позволяет значительно быстрее запомнить текст. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.
Опираясь на собственный опыт использования в работе стихотворных текстов, скороговорок, загадок мною разработаны мнемотаблицы, которые я использую:
- при заучивании стихов;
- при работе над автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Обычно при работе с мнемотаблицами используются символы или схематические изображения предметов. На начальном этапе я предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, стихотворение, загадка или рассказ зарисовываются схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Помимо графических схем я создаю свои мнемотаблицы, используя компьютер. Для этого подбираю яркие, красочные, понятные детям опорные картинки из интернета. Глядя на такие таблицы, дети легко воспроизводят текстовую информацию.
Для обучения детей составлению рассказов-описаний и пересказов в своей работе я применяю компьютерную программу «Учимся говорить правильно», в которой также используются мнемосхемы. Использование материала программы облегчает восприятие зрительных образов, которые являются инструментом для запоминания и воспроизведения текста. Применение данной компьютерной программы концентрирует внимание, увлекает детей, превращает занятие в игру.
Наблюдения за детьми после занятий с использованием мнемотаблиц, а также итоговая диагностика позволяют мне сделать вывод, что данное направление работы значительно увеличивает и, главное, активизирует словарный запас детей, способствует более прочному усвоению изучаемых грамматических категорий, наблюдается положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают стихотворения, и результативность коррекционной работы возрастает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....
презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»
В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией с применением мнемотехники....
Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией
Сопроводительная статья к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....
Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Презентация "Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...
Использование приёма мнемотехники в логопедической работе.
Описание основных приёмов мнемотехники в работе учителя-логопеда....
Памятка – буклет "Использование мнемотехники на логопедических занятиях"
Памятка – буклет "Использование мнемотехники на логопедических занятиях". Краткое описание технологии "Мнемотехника", ее цели, задачи и методы ее использования на логоп...
Использование мнемотехники на логопедических занятиях – как эффективного приёма по развитию связной речи у учащихся 1-2 классов.
Презентация "Использование мнемотехники на логопедических занятиях – как эффективного приёма по развитию связной речи у учащихся 1-2 классов."...