Пояснительная записка к рабочей программе по коррекции ФФНР,ФНР,ФН
календарно-тематическое планирование по теме

ГАЛЛЯМЕТДИНОВА   ЭЛЬМИРА   ШАМИЛЬЕВНА

   Пояснительная записка к рабочей программе (ФФНР,ФНР,ФН)

   Рабочая  программа составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков: Ястребовой А.В., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Лалаевой Р. И. ,

    на основе:

  • инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В.Ястребовой,      Т.Б.Бессоновой. М.,1996г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_ffnrfnrfn.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка  (ФФНР,ФНР,ФН)

   Рабочая  программа составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков: Ястребовой А.В., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Лалаевой Р. И. , на основе:

  • инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В.Ястребовой,      Т.Б.Бессоновой. М.,1996г.

 Речевое развитие ребенка - это один из показателей готовности ребенка к школе.  Статистика  подтверждает, что в последние годы, число детей, поступающих в школу, с недоразвитием речи  неуклонно растет. Основная задача логопеда общеобразовательной школы – предупредить  неуспеваемость у этой категории учащихся, так как недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических сторон речи, является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, а  нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение в  чтении и письме. Кроме того, у этих детей, как правило, недостаточно сформированы психические процессы, как вторичные проявления речевого дефекта. Их коррекция возможна в процессе устранения  фонетико-фонематических и лексико-грамматических  нарушений, как первичного дефекта. Данная программа создавалась,  апробировалась,  корректировалась и дополнялась мною на протяжении  нескольких  лет работы в общеобразовательной школе. За основу взято перспективное планирование  А.В. Ястребовой, которое рекомендовано логопедам общеобразовательных школ.

Цель программы

Предупредить и устранить  неуспеваемость учащегося, обусловленную  фонетико-фонематическим недоразвитием речи, корректируя нарушения речи. Создать базу для успешного усвоения общеобразовательной программы.

Структура программы

 Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Состоит она из трех этапов коррекционно-развивающей работы, которые, в свою очередь, разбиты на уровни.

I этап

 “Развитие фонетико-фонематической стороны речи” подразделяется на два  уровня:

1 уровень                   Устранение дефектов звукопроизношения.

2 уровень                   Формирование фонематических процессов.

Задачи коррекционно-развивающей работы

 Каждый этап коррекционной работы решает ряд специфических задач:

  • устранение дефектов звукопроизношения;
  • формирование фонематических процессов;
  • формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

  • активизация речевой деятельности учащихся;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование просодической стороны речи;
  • активизация внимания, памяти, мышления;
  • развитие мелкой пальцевой моторики;
  • развитие языковой интуиции;
  • формирование готовности к восприятию определенных орфограмм;
  • автоматизация поставленных звуков и др.

Область применения программы

    Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения фонетико-фонематического недоразвития, ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру данного логопедического заключения. В этом случае, в зависимости от речевого статуса,  коррекционный процесс  будет охватывать разные «этапы» и «уровни» работы и, соответственно, будет иметь  разную продолжительность по времени. Рассмотрим это подробнее.

   Недоразвитие речи, затрагивающее только звукопроизносительную сторону, обозначают как ФД или ФН (фонетический дефект или фонетическое недоразвитие). Коррекция ФД или, по-другому, ФН охватывает 1 уровень I этапа работы. Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.

   Недоразвитие речи, затрагивающее только фонематические процессы, обозначают как ФНР (фонематическое недоразвитие речи)- это  2  уровень I этапа работы. Сроки коррекции: 0,5 - 1 учебный год. Сроки могут быть продлены, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

   Недоразвитие речи, охватывающее звукопроизносительную сторону и фонематические процессы, обозначают как ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) охватывает 1 и 2 уровни, то есть  весь I этап работы. Сроки коррекции: 1-1,5 учебных года; при осложнении стертой формой дизартрии или ринолалией, сроки продлеваются до 2 лет.

.

К концу первого года коррекционной работы, обучающиеся должны знать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
  •  значение правильного дыхания;
  • основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

  • четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
  • называть отличия гласных и согласных звуков;
  • правильно обозначать звуки буквами;
  • производить звуко - слоговой анализ и синтез слова;
  • дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
  • определять место ударения в слове;
  • правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-кинетическое сходство.

  Принципиальные моменты  организации и реализации программы:

- вся работа учителя-логопеда направлена на то, чтобы вызвать у учащихся интерес к языковым средствам,   имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи;

- специфика работы учителя-логопеда заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, а не в дублировании классных заданий;

- специфика  организации логопедических занятий заключается в том, что формирование полноценной речевой деятельности невозможно без развития у детей-логопатов  ряда психологических особенностей: слуховой, зрительной,  речедвигательной памяти, внимания к языковым явлениям, способности к переключению, рефлексии.

- логопедическое занятие должно быть  доступным и увлекательным, ярким и полезным, с использованием традиционной методики и новейших педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка           Рабочая программа учебного курса  «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена  на о...

Рабочая программа логопедических занятий.ФФНР(ФНР)1 полугодие

Название предмета   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс  1-ый год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...

Рабочая программа логопедических занятий. ФФНР(ФНР) 2 полугодие

Название предмета   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс  1-ый год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса по физической культуре для обучающихся 4 классов.

Рабочая программа учебного курса по физической культуре направлена на реализацию инвариантной части учебного плана, подготовлена для обеспечения образовательных запросов обучающихся (связанных с расши...

Пояснительная записка рабочей программы География Алтайского края

Цель регионального курса «География Алтайского края»: способствовать развитию личности школьника, становлению его гражданских качеств, осознанию своего места в окружающем мире.   создани...

рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)

В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ВОСПИТАННИКОВ ОТ 4-Х ДО 7-И ЛЕТ С ОНР, ФФНР, ФНР ДЛЯ ГРУПП ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на эт...