Пояснительная записка рабочей программы География Алтайского края
рабочая программа по географии на тему

Булгакова Елена Ивановна

Цель регионального курса «География Алтайского края»:

  • способствовать развитию личности школьника, становлению его гражданских качеств, осознанию своего места в окружающем мире.  
  • создание условий для  формирования у учащихся знаний и представлений об  Алтайском крае  на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов природы, населения и хозяйства, как о целостном географическом регионе в составе России;
  • уважения к культуре и истории своей малой Родины и народов, ее населяющих Росси;
  • бережного отношения к природным ресурсам страны и края, осознания необходимости рационального природопользования.

Задачи курса: обеспечение условий для:

• формирования знаний о природных, демографических, экономических, социальных особенностях Алтайского края;

• осмысления зависимости между хозяйственной деятельностью человека и особенностями природных условий и ресурсов края, выявления экологических проблем и возможных путей их решения;

• создания географического образа родного края на основе показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

• осознания значимости участия в деятельности по природопользованию и улучшению окружающей природной среды;

• развития творческих способностей школьников и интереса к изучению родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r._p._geogr_alt.kraya_.docx53.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для 8  класса на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального  компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобразования  России  от  05.03.2004 № 1089);
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования  по «Географии Алтайского края»
  • Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59» принятого на заседании педагогического 28.08.2015, протокол №__;  утвержденного приказом директора № ___ от 28.08.2015;
  • Образовательной программы основного  общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 179 от 02.09.2013;
  •  Учебного плана для 6-9-х классов МБОУ «СОШ №59» на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом директора № ___ от_____;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (утвержден приказом Минобразования  и науки РФ от 31.03.2014 № 253),  с._____

Авторской программы: Учебник: Ревякин В.С. География Алтайского края: учебник /Гл.ред.А.Ю., Муравьев; науч. ред. В.А. Рассыпнов.- Барнаул: Изд-во НП в области книгоиздания, науки и культуры, 2004-2010. Горбатова О.Н., И.П. Ганжа.  Физическая география Алтайского края  /Электронное учебное пособие к учебнику В.С.Ревякина, 2008. К рабочей учебной программе курса «География Алтайского края» для 8 класса (35 часов, 1 час в неделю) Рабочая учебная программа по курсу «География Алтайского края»  для 8 класса  МОУ «СОШ №59»  разработана на основе программы: География Алтайского края (35 часов)/  Л.Д. Подкорытова,  О.В.Горских / География Алтайского края. Методический комплекс .-Барнаул, 2008.  

Количество практических работ:  8

Количество тестов итогового контроля: 2

Цель регионального курса «География Алтайского края»:

  • способствовать развитию личности школьника, становлению его гражданских качеств, осознанию своего места в окружающем мире.   
  • создание условий для  формирования у учащихся знаний и представлений об  Алтайском крае  на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов природы, населения и хозяйства, как о целостном географическом регионе в составе России;
  • уважения к культуре и истории своей малой Родины и народов, ее населяющих Росси;
  • бережного отношения к природным ресурсам страны и края, осознания необходимости рационального природопользования.

Задачи курса: обеспечение условий для:

• формирования знаний о природных, демографических, экономических, социальных особенностях Алтайского края;

• осмысления зависимости между хозяйственной деятельностью человека и особенностями природных условий и ресурсов края, выявления экологических проблем и возможных путей их решения;

• создания географического образа родного края на основе показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

• осознания значимости участия в деятельности по природопользованию и улучшению окружающей природной среды;

• развития творческих способностей школьников и интереса к изучению родного края.

        Изучение региональной географии направлено на формирование у школьников ценностных ориентации по отношению к природе, населению, хозяйству, человеку.  Системно -деятельностный подход помогает преодолеть такие качества личности, как безответственное отношение к окружающей природе, потребительский подход к ее ресурсам, неуважительное отношение к традициям. Таким образом, целевые установки изучения региональной географии реализуются в формировании важнейших качеств личности, таких как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде.

        Основными принципами отбора и построения регионального компонента содержания школьного географического образования являются обще дидактические: преемственность, доступность, наглядность, научность, опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося. Изучение конкретной территории не должно отрываться от деятельности человека, от проблем, возникающих в результате этой деятельности. Поэтому одним из главных принципов построения данной программы является вычленение причинно- следственных связей между природой, населением и хозяйством края. Формированию общей культуры школьников способствует реализация меж предметных связей, использование сведений из других областей знаний: истории, литературы, живописи и т. д. Учет временного фактора, т.е. принципа историзма помогает оценить современные географические особенности края.  Специфика содержания программы,  предполагает использование различных методов и форм обучения, позволяющих активизировать различные способы восприятия,  и усвоения информации, в том числе на теоретическом, практическом и эмоциональном уровнях. И в  процессе изучения курса больше внимания  будет  уделяться организации самостоятельной исследовательской работе учащихся как индивидуальной, так и групповой. Проведение экскурсий и практических работ на местности для изучения особенностей природы вокруг школы, понимания влияния деятельности людей на природные компоненты, формирования представления о взаимосвязях в системе «природа-человек» является необходимым условием реализации программы. Помочь школьникам осознать свою включенность в жизнь района, города, села, сделать изучение региональной географии более активным и личностно значимым позволит включение в учебный процесс учебных проектов.

                                     

                                   Учебно-тематический план

                                                      8 класс

Раздел

Количество учебных часов

Контрольные работы (стандартизированные),

лабораторные работы, практические работы

Тема I.  Введение.  Географическое положение, освоение территории.  

6

1 (Практическая работа№1 )

Тема II.  Природные условия и ресурсы.

19

4 (Практическая работа№2,3,4,5)

Тема III.  Население.

4

1(Практическая работа №6)

Тема IV.  Хозяйство края.

6

2(Практическая работа №7,8)

ИТОГО

35

8

Практические работы

1 Оценка географического положения Алтайского края в сравнении с др.регионом Сибири (по выбору)

2 Нанесение основных форм рельефа на контурную карту Алтайского края

3 Нанесение основных водных объектов на контурную карту Алтайского края, составление характеристики реки (по выбору учащихся)

4 Составление характеристики природного комплекса Алтайского края (по выбору уч-ся)

5Составление картосхемы  «Заказники заповедники Алтайского края

6 Составление характеристики населения Барнаула

7 Нанесение на контурную карту края крупных промышленных центров и районов земледелия

8 Построение картосхемы «Экономические связи Алтайского края»

      Практические работы по курсу   носят обучающий характер и дают возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков;
  • определения поясного времени;
  •  чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности;
  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
  • принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                                         Содержание программы

         Тема I.  Введение.  Географическое положение, освоение территории. 6 ч.

          Тема II.  Природные условия и ресурсы. 19 ч.

        Тема III.  Население. 4 часа.

        Тема IV.  Хозяйство края. 6ч.

         Требования к географической подготовке учащихся 8 класса

По итогам изучения курса учащийся получает возможность

знать/ понимать:

• специфику географического положения края, размеры территории, основные этапы ее освоения, федеративные и государственные границы края;

• особенности природы края и их влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность людей;

• важнейшие природные объекты, их пространственное размещение; основные виды природных ресурсов;

• особенности населения края: численность, размещение, народы, основные религии, соотношение городского и сельского населения;

• природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы края и защите людей от стихийных и природных явлений;

уметь:

объяснять

• влияние географического положения на особенности природы, хозяйство и жизнь населения края;

• образование и размещение форм рельефа в пределах различных тектонических структур; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

• влияние на климат края его внутриконтинентального положения и основных форм рельефа;

• влияние климата края на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека;

• неравномерность размещения внутренних вод по территории края;

• разнообразие природных комплексов на территории крал;

• причины, влияющие на изменение численности населения края, на особенности его национального и религиозного состава и на соотношение городского и сельского населения;

• особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства;

• причины возникновения опасных природных и техногенных явлений, экологических проблем и их размещение по территории края;

приводить примеры

• использования и охраны природных ресурсов;

• центров производства важнейших видов продукции;

• внутригосударственных и внешних экономических связей края;

• особо охраняемых природных территорий;

составлять

• на основе разнообразных источников географической информации краткую географическую характеристику важнейших природных и хозяйственных объектов края и крупных населенных пунктов;

определять

• на картах разного масштаба местоположение края и его основные географические объектов;

применять

• приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе закономерности;

Оценка знаний и умений  учащихся  8 класса  по курсу «География Алтайского края» осуществляется в традиционных формах. Для проведения итогового зачета используется тест (Приложение 1). Для получения отметки «зачтено» обучающийся должен верно выполнить 50% заданий.

  Перечень учебно-методического обеспечения.

1. УМК по предмету.

1.1. : География Алтайского края. /  Л.Д. Подкорытова,  О.В.Горских / География Алтайского края. Методический комплекс .-Барнаул, 2008.  

1.2. Учебник: Ревякин В.С. География Алтайского края: учебник /Гл.ред.А.Ю., Муравьев; науч. ред. В.А. Рассыпнов.- Барнаул: Изд-во НП в области книгоиздания, науки и культуры, 2004-2010. Горбатова О.Н., И.П. Ганжа.  Физическая география Алтайского края  

2. Дидактические и раздаточные материалы по предмету

3. Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета:

     . Сайты: http: //www.gao.spb.ru/russian

        http: //www.fmm.ru

        http: //www.mchs.gov.ru

        http: //www.national-geographic.ru

        http: //www.nature.com

       http: //www.ocean.ru

       http: //www.pogoda.ru

       http: //www.sgm.ru/rus

       http: //www.unknowplanet.ru

4. ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:

4.2. Персональный компьютер.

4.3. Проектор.

5. Учебно-практическое оборудование:

  • Карты: Физическая карта Алтайского края

                  Экономическая карта Алтайского края   

   Коллекции:

                    Коллекция горных пород и минералов

Презентации:  

  • Географическое положение Алтайского края  
  •  Оценка географического положения Алтайского края      
  • Географическое положение Барнаула
  • История исследования Алтайского края
  • Географические названия на карте Алтайского края
  • Заселение Барнаула
  • Рельеф Алтайского края
  • История формирования рельефа
  • Полезные ископаемые
  • Изменение рельефа под воздействием хозяйственной деятельности
  • Климат.
  • Характеристика сезонов года
  • Климат Барнаула
  • Внутренние воды Алтайского края
  • Охрана вод
  • Почвы
  • Различия почвенного покрова края
  • Растительность
  • Размещение растительного покрова. Охрана.
  • Животный мир
  • Природные комплексы равнин
  • Природные комплексы гор
  • Ресурсы Барнаула
  • Природопользование. Экологические проблемы
  • Особо охраняемые территории
  • Состав и  численность населения
  • Размещение населения
  • Городское и сельское население
  • Население Барнаула
  • Промышленность
  • Сельское хозяйство. АПК.
  • Транспорт и экономические связи.
  • Сфера обслуживания

6. Оборудование (мебель):

  1. Ученических столов (парт) – 15
  2. Ученических стульев – 30
  3. Учительский стол – 1
  4. Учительский стул – 1
  5. Меловая доска - 1

    Список литературы

  1. . Подкорытова Л. Д., Савина В. А. Уроки географии Алтайского края (из опыта работы) / Под ред. д. г. н., проф. Ревякина В. С. -Барнаул: Позиция, 1996.
  2.  Ревякин В. С. География Алтайского края: учебник 8,9 кл. /Гл. ред. А. Ю. Муравьев; науч. ред. В. А. Рассыпное. - Барнаул:
  3. Изд-во НП в области книгоиздания, науки и культуры XXI век, 2004. - Ч. I. - 192
  4.  Ревякин В. С, Ревякина Н. Е., Малиновский А.В. География Алтайского края: учебное пособие для учащихся школ и лицеев. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1995. -136 с.
  5. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории. - Барнаул: Изд-во АТУ, 2002. - 339
  6. 9. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. - Барнаул: Изд.Алт.унта, 1998
  7. 10. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. - 23

                                                                                                               Приложение 1

                  Итоговый тест элективного курса по географии Алтайского края

  1. Рельеф края характеризуется как:

а)  горный

б) разнообразный

в) равнинный

     2.   К равнинам края относится:

           а) Салаир

           б) Горный Алтай

           в) Приобское плато

     3.   Какая из равнин имеет преобладающие высоты от 0-200м:

           а) Кулундинская низменность

           б) Приобская возвышенность

           в) Предалтайская равнина

     4.   Где из названных территорий преобладает холмисто-увалистый рельеф:

           а) Приобское плато

           б) Кулундинская низменность

           в) Бийско-Чумышская возвышенность

     5.   На каком хребте находится вершина Синюха:

           а) Колыванский

           б) Семинский

           в) Ануйский

     6.   Четвертичное оледенение было:

           а) Приобское плато

           б) Алтайские горы

           в) Кулундинская низменность

     7.   Какая часть Алтайского края «омолодилась»:

           а) Салаирский кряж

           б) Алтайские горы

           в) Предалтайская равнина

     8.  Выбери правильное соответствие:

          а) г. Синюха – Коргонский хребет

          б) г. Королевский Белок – Колыванский хр.

          в) г. Кивда – Салаирский кряж

     9.  Выбери правильное соответствие в географическом положении на территории края:

          а) Приобсое плато –юг

          б) Кулундинская низменность – запад

          в) Салаирский кряж – юго-восток

    10. У какой вершине наибольшая высота:

          а) Синюха

          б) Кивда

          в) Королевский белок

    11. Выдели лишнее из понятия «Внутренние воды нашего края»:

          а) Обь

          б) Иртыш

          в) Катунь

    12. Что из названного не будет истоком Оби:

          а) Бия

          б) Чумыш

          в) Катунь

    13. Какая система рек отсутствует на Алтае:

          а) Енисея

          б) Оби

          в) Внутреннего стока

    14. Какой приток Оби из названных правый:

          а) Чарыш

          б) Алей

          в) Чумыш

    15. Какая река типичная равнинная:

          а) Кулунда

          б) Песчаная

    16. У какой из названных рек есть доля ледникового питания:

          а) Катунь

          б) Касмала

          в) Бурла

    17. Самое большое из перечисленных озер:

          а) Большое Яровое

          б) Бурлинское

          в) Кулиндинское

    18. В какой части края есть болота:

          а) на юго-западе

          б) на северо - западе

          в) на юго – востоке

    19. Какая особенность географического положения края определяет континентальность

           его    климата:

          а) в восточной части страны

          б) в умеренном поясе

          в) на юге Западной Сибири

    20. Главная черта Алтайского края:

          а) равнинный

          б) постепенное возрастание высот при движении с запада на восток

          в) положение гор на юго- западе

    21. На формирование рельефа в большей степени влияние оказало:

          а) история формирования

          б) современные рельефообразующие процессы

          в) влияние человеческой деятельности

    22. На какой территории находится г. Барнаул:

          а) Кулундинская низменность

          б) Приобское плато

          в) Приобская низменность

    23. Какие из перечисленных форм рельефа формируются в большей степени от человеческой  деятельности:

          а) овраги

          б) горы

          в) равнины

   24. Какой вид полезных ископаемых характерен для Колыванского хребта:

          а) минеральные воды

          б) полиметаллические руды

          в) соли

   25. Почему осадков больше выпадает в восточной части края:

         а) влияние солнечной радиации

         б) расположение гор на востоке

         в) влияние подстилающей поверхности

   26. Выдели правильное соответствие:

         а) река Катунь – правый приток Оби

         б) река Барнаулка – левый приток Оби

         в) река Чумыш – исток

   27. Какие почвы преобладают на Кулундинской низменности:

         а) каштановые

         б) черноземные

         в) бурые лесные

   28. Какие леса нашего края являются уникальными в мире:

         а) кедровые

         б) березовые колки

         в) ленточные боры

   29. Экологические проблемы в крае возникают по причине:

         а) незнания законов

         б) нерадивости хозяйственников

         в) природных условий

   30. Какой из заповедников находится на территории нашего края:

         а) Баргузинский

         б) Тигирецкий

         в) Алтайский

                       

                                                                                                              Приложение 2

Перечень географических объектов (номенклатура).

Рельеф: Алтайские горы (хребты: Ануйский, Бащелакский, Коксуйский, Колыванский, Коргонский, Семинский, Тигирекский, Чергинский), Салаирский кряж, Кулундинская равнина, Приобское плато, Бийско-Чумышская возвышенность, Предалтайская равнина.

Минеральные ресурсы:

Месторождения полиметаллических руд: Корболихинское, Зареченское, Рубцовское.

Месторождения золота: Курьинский, Краснощековский, Солонешенский районы.

Месторождения железных руд: Инское, Белорецкое.

Месторождения поделочных камней: Ревневское, Коргонское, Белорецкое.

Месторождение мрамора: Пуштулимское.

Месторождения цементного сырья: Врублево-Агафьевское, Неверовское.

Месторождения химического сырья: озера западной равниной части края.

Внутренние воды и водные ресурсы:

Реки: Обь, Катунь, Бия, Песчаная, Алей, Ануй, Чарыш, Чумыш, Касмала, Кулунда, Бурла.

Озера: Кулундинское, Кучукское, Большое Топольное, Горько-Перешеечное, Большое Яровое, Бурлинское.

Подземные воды: Кулундинско-Барнаульский артезианский бассейн.

Особо охраняемые природные территории: Тигирекский заповедник, природный парк «Ая».

Крупные промышленные объекты:

Предприятия тяжелой промышленности:

г. Барнаул: ПК Сибэноргомаш, ОАО Барнаульский завод механических прессов, ОАО ПО Алтайский моторный завод

ОАО Барнаульский станкостроительный завод, ОАО Алтайский приборостроительный завод Ротор, ОАО Барнаултрансмаш

ОАО Барнаульский завод РТИ, ОАО Барнаульский завод АТИ, ЗАО Комбинат химических волокон ЗАО БМК Меланжист Алтая;

г. Рубцовск: ОАО Алтракт;

г. Бийск: ОАО Бийский котельный завод, ФГУП НПЦ Алтай, ФГУП Бийский олеумный завод, ЗАО Бийская льняная компания,

ОАО Алтайвитамины;Эвалар»

г. Новоалтайск: ОАО Алтайвагон;

г. Яровое: ОАО Алтайхимпром;

г. Заринск: ОАО Алтай-кокс

г. Славгород: ОАО Славгородский завод радиоаппаратуры;

Благовещенский район, р.п. Степное Озеро: ОАО Кучук-сульфат;

Михайловский район, р.п. Малиновое озеро: ОАО Михайловский завод химреактивов. . .

[Предприятия пищевой промышленности: \

г. Барнаул: ОАО Алтайские макароны, ОАО Кондитерская фирма Алтай, ЗАО Барнаульский молочный комбинат;

г. Рубцовск: ОАО Мельник, ЗАО Рубцовский молочный завод;

г. Алейск: ОАО Алейскзернопродукт;

г. Славгород: ОАО Славгородский молочный комбинат;

г. Камень-на-Оби: ОАО Восход Каменский мясокомбинат;

Косихинский район, с. Налобиха: ОАО Овчинниковский мясокомбинат;

Павловский район, с. Черемное: ОАО Черемиовский сахарный завод;

с. Поспелиха: ООО Поспелихинская макаронная фабрика.

Города: Барнаул, Бийск, Рубцовск, Новоалтайск, Алейск, Белокуриха, Горняк, Заринск, Змеиногорск, Камень-на-Оби, Славгород, Яровое.

Рекреационные районы: г. Барнаул и его окрестности; г.Бийск и его окрестности, включая Сростки; левобережье Катуни в пределах Алтайского района; Белокурихинская курортная зона и окрестности Белокурихи; туристско-рекреационная зона Горная Колывань; река Обь и Обское водохранилище;Завьяловская, Салаирская, Солонешенская и Чарышская зоны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка           Рабочая программа учебного курса  «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена  на о...

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса по физической культуре для обучающихся 4 классов.

Рабочая программа учебного курса по физической культуре направлена на реализацию инвариантной части учебного плана, подготовлена для обеспечения образовательных запросов обучающихся (связанных с расши...

Пояснительная записка. Рабочая программа для учебникаН. Кондрашова, С. Костылева. Испанский язык.9 класс

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного / среднего (полного) общего образования 2010 года и примерной программы основного о...

Пояснительная записка рабочей программы по математике для 6 класса

Настоящая рабочая программа по математике для 6 Б класса МБОУ Лицей №25 написана на основании следующих нормативных документов: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образов...