Система организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Целенаправленная работа по созданию условий для обеспечения реализации прав граждан на образование с учетом их возможностей и способностей началась в 1990 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы муниципального района | 228.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Система организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Целенаправленная работа по созданию условий для обеспечения реализации прав граждан на образование с учетом их возможностей и способностей началась в 1990 году.
1990г.- создана городская психолого - медико - педагогическая служба;
- открыты классы компенсирующего обучения в общеобразовательных школах;
- 2 класса выравнивания для детей с задержкой психического развития на базе сош №2.
1992г. - школа - сад по абилитации аномальных детей, в которой открыты начальные классы выравнивания и классы для детей с умственной отсталостью.
1993г.- неполная средняя школа для детей с задержкой психического развития, которая в 2001г. переименована в специальную (коррекционную) ош №11.
1996г.- школа - сад реорганизована в Центр абилитации и коррекции аномальных детей (ЦАКАД), в котором созданы условия для обучения детей с умственной отсталостью с 1 по 9 класс;
- открыт класс социальной адаптации для детей - инвалидов со сложными дефектами психофизического развития;
- группа «постшкольной» реабилитации для детей - инвалидов с профессиональной направленностью. В 2006 году ЦАКАД переименован в Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения (ЦЛПиДО).
1995-1996г.- классы компенсирующего обучения, вспомогательные и классы выравнивания в школах района.
2006 г.- проведена реорганизация ЦЛПиДО в два учреждения: ЦЛПИДО, в структуру которого введена районная психолого - медико - педагогическая комиссия, и специальную (коррекционную) школу 8 вида.
2008-2009г. - классы интегрированного обучения в школах района.
2011г.- объединение двух специальных (коррекционных) школ 7 и 8 вида в одну
- включение детей – инвалидов в краевой проект «Дистанционное образование детей - инвалидов»
В настоящее время в муниципальной системе образования сложились следующие формы организации обучения детей с ограниченными возможностями и детей - инвалидов.
ДОУ «Центр развития ребенка»
Группы компенсирующей направленности
Общеобразовательные школы ЦЛПиДО Специальная
классы диагностические классы (коррекционная) ош №10
компенсирующего обучения (7, 8 вид)
интегрированные
специальные (коррекционные) 7, 8 вида
Индивидуальное обучение на дому детей - инвалидов
Дистанционная форма обучения
Мониторинг за последние 3 года показывает рост численности детей с ОВЗ и детей - инвалидов школьного возраста:
2010-2011 уч. год | 2011-2012 уч. год | 2012-2013 уч.год | |
Дети с ОВЗ | 576 | 576 | 604 |
Дети - инвалиды | 154 | 164 | 162 |
В этом учебном году из 604 детей с ОВЗ обучается 589 , их них: глухие -1,слабослышащие -3, слепые-1, слабовидящие - 31, с тяжелыми нарушениями речи-1, с нарушением ОДА -29, с задержкой психического развития-442, с умственной отсталостью -81. Причем часть детей из первых шести категорий имеют задержку психического развития, умственную отсталость или сложные нарушения психофизического развития.
Обеспечение реализации права детей с ОВЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Законодательство РФ в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ОВЗ. Гарантии права на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», других федеральных законах и нормативно - правовых документах.
Основными нормативными документами для осуществления управленческого механизма по организации работы с детьми с ОВЗ в последние годы являлись:
- мероприятия по реализации Концепции развития специального образования Читинской области -2008-2010 гг.;
- мероприятия по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» -2010г.
- проект «Доступная среда» 2011-2012гг.
В настоящее время разрабатывается муниципальная программа «Развитие муниципальной системы образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на 2013 -2017 годы», разделом которой является «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья».
Основными направлениями в работе детьми с ОВЗ являются:
1. Создание нормативно - правовой базы, обеспечивающей правовое функционирование специального образования и отвечающее современным потребностям детей с ОВЗ.
2. Развитие вариативных моделей и форм обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов.
3. Развитие комплексной службы сопровождения, обеспечивающей решение вопросов психолого - педагогического и медико - социального сопровождения детей с ОВЗ.
4. Обеспечение кадрового и научно - методического сопровождения.
5. Создание условий для развития творческих способностей детей с ОВЗ и детей инвалидов средствами дополнительного образования.
В Комитете по управлению образованием сформирована нормативно - правовая база, регламентирующая деятельность ОУ по организации обучения детей с ОВЗ. Разработаны положения:
- о службе психолого - педагогического и медико - социального сопровождения
- о порядке взаимодействия муниципальной (районной) ПМПК и ПМПк образовательных учреждений;
- о классах компенсирующего обучения, специальных (коррекционных) классах 7 и 8 вида, интегрированного обучения;
- о порядке организации индивидуального обучения на дому.
Администрацией муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» принято Постановление «О реализации полномочий по воспитанию и обучению детей - инвалидов в муниципальных дошкольных ОУ, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) детей - инвалидов на дому»
Образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по специальным (коррекционным) программам, имеют лицензии. Деятельность по обучению и воспитанию детей с ОВЗ регламентирована Уставом и необходимыми локальными актами. Создан и ежегодно корректируется банк данных детей с ОВЗ и детей – инвалидов.
В течение ряда лет проводится работа по развитию вариативных условий для получения образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов.
Обучение детей организовано в следующих формах:
№ | Формы обучения | Дети с ОВЗ | Дети - инвалиды |
Всего обучается | 589 | 141 | |
1. | Обучаются в ОУ | 527 | 75 |
2 | Индивидуально на дому, из них | 50 | 60 |
- дистанционное обучение | 9 | 9 | |
- семейное образование | 1 | 1 | |
3 | Дистанционное обучение | 6 | 6 |
Наиболее многочисленную группу детей с ОВЗ составляют школьники с задержкой психического развития и умственной отсталостью (93,6%) , причем в течение 3 лет наблюдается увеличение численности детей данной категории: 2010/11уч.год -520, 2011/12уч. год - 513, 2012/13 уч. год- 540. Поэтому специальное (коррекционное) образование является неотъемлемой частью муниципальной образовательной системы. В сети образовательных учреждений функционирует специальная (коррекционная) ош №10, в которой реализуются программы 7 и 8 вида, в общеобразовательных школах района - классы интегрированного обучения и при соблюдении требований нормативной наполняемости открываются специальные (коррекционные) классы 7 и 8 вида. Всего по специальным (коррекционным) программам 7 и 8 вида и программам для детей с осложненными формами психического недоразвития обучается 474 ребенка.
Одним из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ОВЗ является развитие интегрированного образования, так как оно позволяет обеспечить постоянное общение с нормально развивающими сверстниками, что способствует решению проблем их социальной адаптации и интеграции в обществе. В 2012 - 2013 учебном году в 62 интегрированных классах общеобразовательных школ района обучается 160 учащихся: 144 по специальным (коррекционным) программам 7 вида, 16 - 8 вида.
В муниципальной системе образования реализуется несколько моделей интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ.
- Интернальная (в системе специального образования) - реализуется в специальной (коррекционной ) ош №10.
Формы интеграции | Тип класса | Реализация | |
1. Частичная | Классы 7 и 8 вида | Обучение организовано в условиях отдельного класса в образовательном пространстве одного учреждения. | Объединение осуществляется во время проведения совместных воспитательных мероприятий до 4-х раз в месяц. Коррекционное сопровождение в ОУ и вне ОУ-ДООЦ, ЦЛПиДО, МРЦ сош№1. |
2.Комбинированная | Интегрированный класс VII-VIII вида. | Обучение организовано в условиях одного класса. | Совместное обучение и воспитание, кроме предметов трудового обучения, СБО, иностранного языка, фронтальных, индивидуальных занятий с дефектологом, психологом. |
3. Временная | Дети - инвалиды | Индивидуальное обучение на дому | Минимальное социальное взаимодействие во время проведения в ОУ воспитательных мероприятий. |
- Экстернальная (взаимодействие специального и массового образования) - интегрированное обучение в условиях общеобразовательной школы.
Формы интеграции | Вид класса | Реализация | |
1. Полная | Общеобразовательные | Обучение и воспитание детей (слабовидящие, слабослышащие, с легкой формой ДЦП) в условиях одного класса. | Коррекционная помощь вне ОУ: ЦЛПиДО, ДООЦ, МРЦ "Доступная среда" сош№1. |
2.Комбинированная (реализуется в школах района) | Общеобразовательные - интегрированные | От 1 до 3-х учащихся, обучающихся по с(к) программам VII вида. | Совместное обучение и воспитание, кроме коррекционных занятий. |
3.Частичная (реализуется в школах района) | Общеобразовательные - интегрированные | 1,2 учащихся, обучающихся по с(к) программам VIII вида. | Часть учебных занятий посещают совместно с классом. Основные и специальные предметы, коррекционные занятия отдельно. |
4. Временная | Дети - инвалиды | Индивидуальное обучение на дому | Минимальное социальное взаимодействие во время проведения воспитательных мероприятий в ОУ, МРЦ СОШ № 1, ДООЦ, ЦЛПиДО. |
В основе интегрированного обучения лежат принципы разноуровневой (внутриклассной и внутришкольной) дифференциации и индивидуализации. При обучении детей с ОВЗ в общеобразовательном классе обязательно обеспечиваются специальные педагогические условия:
- разрабатываются индивидуальные учебные планы для детей с особыми образовательными потребностями;
- разрабатываются и реализуются адекватные учебные программы, которые обеспечены учебно-методическими материалами;
- на основе рекомендаций районной ПМПК, ПМПк разрабатываются индивидуальные программы развития;
- организовано проведение индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих занятий;
- при обучении детей с ОВЗ используются технологии коррекционно - развивающего обучения, индивидуального и дифференцированного обучения, проектные, ИКТ, системно-деятельностного подхода, личностно-ориентированные и др.
Результатом реализации моделей интеграции в образовательных школах стало увеличениеи числа детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, которые получают образование в соответствии с учетом их психофизических возможностей: 2010/11уч.год -82,7%, 2011/12уч. год - 87,5%, 2012/13 уч. год- 87,8%.
Особое место в решении задач интегрированного и инклюзивного образования занимает Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Проектирование интегрированной среды в условиях ЦЛПиДО основано на принципе гетерогенности (разнородность состава), с учётом уровня и темпа развития детей. Условия образовательной среды позволяют в максимальной мере соответствовать особым образовательным потребностям детей с ОВЗ, имеющих неярко выраженные и легкоустранимые нарушения до тяжелых состояний, при которых дети ранее признавались необучаемыми (тяжёлые формы ДЦП, синдром Дауна, РДА, хромосомные заболевания и т.д.).
Формы интеграции | Период развития ребенка | Реализация | |
1. Частичная | Период раннего детства Период школьного обучения | Группы раннего развития (от 0 до 3 лет) диагностические классы | Дети, еще не способные на равных со сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня в массовые группы (классы) по 1-2 человека. |
2.Комбинированная | Период дошкольного возраста Период школьного обучения | Обучение организовано в условиях одного класса/группы Дети с комбинированным или сложным дефектом по 1-2 человека включаются в группы или классы детей с более высоким уровнем развития. | Совместное обучение и воспитание, При обязательной дополнительной коррекционной помощи специалистов (например, дети с ДЦП дополнительно занимаются на интегрированных занятиях с инструкторами, учителем-дефектологом и психологом; дети с синдромом Дауна и РДА обучаются раннему чтению и т.д.). |
3. Временная | Период школьного обучения | Кратковременные группы, классы, группы социальной адаптации | Минимальное социальное взаимодействие во время проведения в ЦЛПиДО воспитательных мероприятий. |
В системе дошкольного образования функционирует дошкольное образовательное учреждение лечебно-оздоровительного, речевого, коррекционно-развивающего направления - Центр развития ребенка-д/сад № 12 «Родничок». Здесь созданы необходимые условия для реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, соматически ослабленных детей, детей-инвалидов. Открыты группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, зрения, опорно - двигательного аппарата.
Многолетний опыт взаимодействия с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами позволил коллективу педагогов определить приоритетные направления работы: комплексная реабилитация, социализация и сотрудничество с родителями. Одной из форм работы с такой категорией как дети с ОВЗ и дети-инвалиды является составление индивидуального образовательного маршрута. С целью интенсивного взаимодействия в системе «педагог-родитель-ребенок» в ДОУ работает клуб «Возьмемся за руки, друзья».
С целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического здоровья в муниципальном районе работает служба комплексного психолого - педагогического и медико - социального сопровождения. В системе образования служба представлена:
- службами образовательных учреждений;
- районными методическими объединениями педагогов-психологов;
- МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»;
- районной психолого-медико-педагогической комиссией.
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ организовано в ОУ по следующим направлениям:
- организация ПМПк в ОУ;
- консультативная деятельность;
- коррекционно- развивающая деятельность;
- самообразование специалистов (КПК, методологические, обучающие, проблемные семинары, мастер-классы, практикумы);
- организация консультативно-методической помощи, взаимодействие специалистов ОУ и С(к)ОШ, ЦЛП и ДО по обмену опытом.
Сопровождение детей с ОВЗ осуществляют 52 специалиста, из них 16 педагогов-психологов, 17 социальных педагогов, 11 дефектологов, 8 учителей-логопедов.
Первый уровень в трёхуровневой системе психолого-медико-педагогического сопровождения представлен психолого-медико-педагогичес кми консилиумами (ПМПк) ОУ. Главной задачей функционирования школьного ПМПк является осуществление динамического наблюдения за уровнем развития ребенка и составление на основе этого комплексной индивидуальной программы развития. ПМПк общеобразова тельного учреждения работает в тесной связи с районной и краевой ПМПК.
Районная ПМПК осуществляет диагностическое обследование, определяет образовательный маршрут, ведет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими обследование в соответствии с данными рекомендациями. Специалисты ПМПК оказывают помощь в разработке индивидуальных программ развития учащихся интегрированных классов. Определен порядок взаимодействия ПМПК и школьных консилиумов. За каждым ОУ закреплен куратор из числа сотрудников ПМПК, который оказывает методическую помощь председателю, членам школьного ПМПк.
Проводится работа по повышению квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Так в 2012 году повысили свою квалификацию по проблеме «Организация КРО в условиях общеобразовательной школы» 30 педагогов.
В условиях изменений в образовании меняется и роль специальных (коррекционных) учреждений. Так на базе «С(К)ОШ №10» функционирует муниципальный ресурсный центр по методическому сопровождению коррекционно – развивающего и интегрированного обучения в условиях модернизации образовательного процесса. Цель которого: оказание интеллектуальной и практической помощи педагогам муниципального района, работающим с детьми с ОВЗ. В настоящее время в деятельности муниципального ресурсного центра «Доступная среда», формируется новое направление: оказание методической помощи педагогическим работникам по сопровождению семей с детьми - инвалидами.
Опыт работы образовательных учреждений, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ обобщается и распространяется на различных уровнях: районном и краевом конкурсе культурно – образовательных инициатив, краевых семинарах, Забайкальском образовательном форуме – 2010,2012 годов, краевой августовской конференции работников образования, на международных симпозиумах в г. Чите.
Большая работа в муниципальной системе образования проводится по вовлечению детей с ОВЗ во внеурочную деятельность в ОУ и в учреждениях дополнительного образования, так как там они находят больше возможностей для творческого самовыражения, быстрее социализируются.
В кружках и студиях Детско-юношеского центра занимается более 50 детей с задержкой психического развития. Для восьми детей педагогами дополнительного образования разработаны индивидуальные образовательные маршруты.
Дети с ОВЗ и дети – инвалиды принимают активное участие в районных творческих конкурсах, становясь призерами и победителями, участвуют в краевых и всероссийских конкурсах.
В ноябре 2012 года начал работу муниципальный ресурсный центр на базе МАОУ «СОШ№1», деятельность которого направлена на интеграцию детей – инвалидов через систему дополнительного образования и внеурочной деятельности. Открытие Центра стало возможным благодаря участию в федеральном проекте «Доступная среда». Сейчас в Центре занимается 58 детей, из них 28 детей - инвалидов. В основе организации деятельности Центра положена комплексная программа «Шаг навстречу». В рамках данной программы составной частью социально - образовательной интеграции является реализация программ:
- дополнительного образования художественно - эстетической, декоративно - прикладной, технической направленности;
- социально - психологического сопровождения «Мы все можем»;
- логопедического сопровождения «Все получится».
Центр оснащен компьютерной техникой, специальным оборудованием для детей с нарушением координации движений, слабовидящих и слабослышащих. Оборудование «сенсорной» комнаты позволяет на более качественном уровне проводить коррекционно - развивающую работу. Кроме занятий с детьми специалисты Центра оказывают консультативную помощь родителям.
Детский оздоровительно - образовательный центр решает задачу социальной адаптации детей с ОВЗ и детей - инвалидов средствами физической культуры и спорта. В ДООЦ реализуются программы:
- адаптивной физической культуры и спорта «Дорогу осилит идущий!» для детей - инвалидов (шашки, шахматы, спортивные игры);
- оздоровительно - корригирующей гимнастики для детей с нарушением ОДА.
Дети с ограниченными физическими возможностями и дети инвалиды принимают участие в районной спартакиаде людей с ограниченными возможностями, шашечных турнирах, дартсу. За время обучения в ДООЦ из среды детей - инвалидов и детей с ОВЗ подготовлено более 200 разрядников по шашкам.
На формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ направлена работа по организации досуга и отдыха детей с ОВЗ и их родителями. Ежегодно в рамках Декады инвалидов проводятся акции «Добрые дела», «Подари улыбку детям «День милосердия», «Добровольцы детям», культурно - развлекательные программы, классные часы, конкурсы рисунков, творческих поделок, Дни открытых дверей для родителей.
В аспекте предоставления образовательных услуг, социокультурной адаптации детей с ОВЗ осуществляется межведомственное взаимодействие органами здравоохранения, социальной защиты, общественной организацией инвалидов, учреждениями культуры. Взаимодействие с профессиональным училищем №34 позволяет реализовать преемственность допрофессионального образования, полученного в школе, с профессиональным, которое выпускники специальной (коррекционной) школы получают, обучаясь в специальных группах.
Несмотря на имеющиеся результаты в организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеются и существенные проблемы:
- на данном этапе муниципальная система образования не обеспечивает равный и полный доступ к получению образования всех без исключения детей с ОВЗ, ввиду недостатка специалистов: сурдопедагогов, тифлопедагогов;
- недостаточная квалификация педагогов, работающих в классах интегрированного обучения, сосредоточенность основной части специалистов в городе сохраняет проблему комплексной психолого - педагогической помощи в сельской местности, что оказывает существенное влияние на качество интегративных процессов в общеобразовательных школах;
- инфраструктура ОУ не позволяет обеспечить доступ детей - инвалидов к образованию на всех возрастных этапах.
На современном этапе произошли значительные перемены в области государственной образовательной политики - принят новый Закон РФ «Об образовании», в котором четко определены принципы и государственные гарантии реализации права на образование, организация получения образования обучающимися с ОВЗ.
Приоритетными направлениями на данном этапе являются обновление нормативно – правовой базы, повышение профессиональной квалификации педагогических кадров, работающих с детьми с ОВ3, развитие более совершенных механизмов психолого – педагогического сопровождения интегрированного образования, создание безбарьерной образовательной среды, что будет способствовать получению качественного образования и социальному развитию детей с ОВЗ.
Т.П.Уланова - начальник отдела развития образования
и инновационной деятельности
В,В.Чегодаева - методист отдела развития образования
и инновационной деятельности
Л.Н.Кириченко - главный специалист отдела общего
и дополнительного образования КУО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы на коррекционных часах....
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований ФГОС в хореографии
Хореография для детей с ограниченными возможностями здоровья является специфической областью их развития и коррекции, в которой происходит положительное изменение психических, физических и социальных ...
Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Обобщённый материал по теме "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, их социализация через занятия декоративно-прикладным творчеством"
Данный материал представлен на методическом объединении педагогов дополнительного образования....
Учебно-методическое пособие "Использование здоровьесберегающих методов и приемов в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 4-8 лет"
Учебно-методическое пособие содержит тематическую подборку здоровьесберегающих методов и приемов, которые могут использоваться учителями-дефектологами, логопедами, педагогами и другими специалистами д...
Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...