Система организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме

Чегодаева Виктория Викторовна

 

            Получение  детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является  одним из основных неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной  и социальной деятельности. Целенаправленная работа по созданию условий для обеспечения реализации прав граждан на образование с учетом их возможностей и способностей началась в 1990 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

        

            Получение  детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является  одним из основных неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной  и социальной деятельности. Целенаправленная работа по созданию условий для обеспечения реализации прав граждан на образование с учетом их возможностей и способностей началась в 1990 году.

1990г.- создана городская психолого - медико - педагогическая служба;

            - открыты классы компенсирующего обучения в общеобразовательных школах;              

           - 2 класса выравнивания  для детей с задержкой психического развития на базе сош   №2.

1992г. -  школа - сад по абилитации аномальных детей, в которой открыты начальные классы выравнивания  и классы для детей с умственной отсталостью.

1993г.- неполная средняя школа для детей с задержкой психического развития, которая в 2001г. переименована в специальную (коррекционную) ош  №11.

1996г.- школа - сад реорганизована в Центр абилитации   и коррекции  аномальных  детей (ЦАКАД), в котором созданы условия для обучения детей с умственной отсталостью с 1 по 9 класс;

              - открыт класс социальной адаптации для детей - инвалидов со сложными дефектами психофизического развития;

             - группа «постшкольной» реабилитации  для детей - инвалидов с профессиональной направленностью. В 2006 году ЦАКАД переименован в Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения (ЦЛПиДО).

1995-1996г.- классы компенсирующего обучения, вспомогательные и классы выравнивания в  школах района.

2006 г.- проведена  реорганизация ЦЛПиДО в два учреждения:  ЦЛПИДО, в структуру которого  введена районная психолого - медико - педагогическая комиссия, и специальную (коррекционную) школу 8 вида.

2008-2009г. - классы интегрированного обучения в школах района.

2011г.- объединение двух специальных (коррекционных) школ 7 и 8 вида в одну

            - включение детей – инвалидов в краевой проект «Дистанционное образование детей - инвалидов»

          В настоящее время в муниципальной системе образования сложились следующие формы организации обучения детей с ограниченными возможностями и детей - инвалидов.

       ДОУ «Центр развития ребенка»

       Группы компенсирующей направленности

       Общеобразовательные школы                      ЦЛПиДО                                  Специальная

        классы                                                    диагностические классы             (коррекционная) ош №10                                    

  компенсирующего обучения                                                                                     (7, 8 вид)

        интегрированные            

           специальные (коррекционные) 7, 8 вида

 Индивидуальное обучение на дому  детей - инвалидов

Дистанционная форма обучения

Мониторинг за последние 3 года показывает рост численности детей с ОВЗ и детей - инвалидов школьного возраста:

2010-2011 уч. год

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч.год

Дети с ОВЗ

576

576

604

Дети - инвалиды

154

164

162

       В этом учебном году из 604 детей с ОВЗ обучается 589 , их них: глухие -1,слабослышащие -3, слепые-1, слабовидящие - 31, с тяжелыми нарушениями речи-1, с нарушением ОДА -29, с задержкой психического развития-442, с умственной отсталостью -81. Причем часть детей из первых  шести категорий   имеют задержку психического развития, умственную отсталость или сложные нарушения психофизического развития. 

       Обеспечение реализации  права детей с ОВЗ  рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Законодательство РФ в соответствии с основополагающими  международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав  на образование для лиц с ОВЗ. Гарантии права на получение образования закреплены в Конституции РФ,  Законе РФ «Об образовании», других федеральных законах  и нормативно - правовых документах.

           Основными  нормативными документами для осуществления управленческого механизма по организации работы с детьми с ОВЗ в последние годы являлись:

  • мероприятия по реализации Концепции развития специального образования Читинской области -2008-2010 гг.;
  • мероприятия по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» -2010г.
  • проект «Доступная среда» 2011-2012гг.

      В настоящее время  разрабатывается муниципальная программа «Развитие муниципальной системы образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на 2013 -2017 годы»,  разделом которой  является «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья».

Основными направлениями в работе  детьми с ОВЗ являются:

1. Создание нормативно - правовой базы, обеспечивающей правовое функционирование специального образования и отвечающее современным потребностям  детей с ОВЗ.

2. Развитие вариативных  моделей и форм обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов.

3. Развитие комплексной службы  сопровождения, обеспечивающей решение вопросов психолого - педагогического и медико - социального сопровождения детей  с ОВЗ.

4. Обеспечение кадрового и научно - методического сопровождения.

5. Создание условий для развития творческих способностей  детей с ОВЗ и детей инвалидов средствами дополнительного образования.

        В Комитете  по  управлению образованием сформирована  нормативно - правовая база, регламентирующая деятельность ОУ  по организации обучения детей с ОВЗ. Разработаны  положения:

  • о службе психолого - педагогического и медико - социального сопровождения
  • о порядке взаимодействия  муниципальной  (районной) ПМПК и ПМПк образовательных учреждений;
  • о классах компенсирующего обучения, специальных (коррекционных) классах 7 и 8 вида, интегрированного обучения;
  • о порядке организации  индивидуального обучения на дому.

       Администрацией  муниципального  района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» принято  Постановление  «О реализации  полномочий по воспитанию и обучению детей - инвалидов в муниципальных дошкольных  ОУ,  а также по предоставлению компенсации  затрат родителей (законных представителей)  детей - инвалидов на дому»

 Образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность  по  специальным  (коррекционным) программам, имеют лицензии. Деятельность по обучению и воспитанию детей  с ОВЗ регламентирована Уставом и необходимыми локальными актами. Создан и ежегодно корректируется банк данных детей с ОВЗ и детей – инвалидов.

        В течение ряда лет проводится работа по развитию вариативных условий для получения образования  детей с ОВЗ и детей - инвалидов.

Обучение детей организовано в следующих формах:

Формы обучения

Дети с ОВЗ

Дети - инвалиды

Всего обучается

589

141

1.

Обучаются в ОУ

527

75

2

Индивидуально на дому, из них

50

60

- дистанционное обучение

9

9

- семейное образование

1

1

3

Дистанционное обучение

6

6

      Наиболее многочисленную группу детей с ОВЗ  составляют школьники с  задержкой психического развития  и умственной отсталостью (93,6%) , причем в течение 3 лет наблюдается увеличение численности детей данной категории: 2010/11уч.год -520, 2011/12уч. год - 513,  2012/13 уч. год- 540.  Поэтому специальное (коррекционное) образование является неотъемлемой частью муниципальной образовательной системы. В сети образовательных учреждений функционирует специальная (коррекционная) ош №10, в которой реализуются программы  7 и 8 вида, в общеобразовательных школах района - классы интегрированного обучения и при соблюдении требований нормативной наполняемости открываются специальные (коррекционные) классы 7 и 8 вида.   Всего по специальным (коррекционным) программам 7 и 8 вида и программам для детей с осложненными формами психического недоразвития обучается 474 ребенка.

      Одним из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей  с ОВЗ является развитие   интегрированного образования,  так как оно позволяет обеспечить постоянное общение  с нормально развивающими сверстниками, что способствует решению проблем их социальной адаптации и интеграции в обществе.  В 2012 - 2013 учебном году в  62 интегрированных классах общеобразовательных школ района обучается  160 учащихся: 144 по специальным (коррекционным) программам 7  вида, 16 - 8 вида.

      В  муниципальной системе образования  реализуется несколько моделей интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ.    

  •   Интернальная (в системе специального образования) - реализуется в специальной (коррекционной ) ош №10.

Формы интеграции

Тип класса

                                            Реализация

1. Частичная

Классы 7 и 8 вида

Обучение организовано  в условиях отдельного класса в образовательном пространстве одного учреждения.

Объединение осуществляется во время проведения  совместных воспитательных мероприятий  до 4-х раз в месяц.  Коррекционное сопровождение  в ОУ и вне ОУ-ДООЦ, ЦЛПиДО, МРЦ сош№1.

2.Комбинированная

Интегрированный класс VII-VIII вида.

Обучение организовано  в условиях одного класса.

Совместное обучение и воспитание, кроме предметов трудового обучения, СБО, иностранного языка, фронтальных, индивидуальных занятий с дефектологом, психологом.

3. Временная

Дети - инвалиды

Индивидуальное обучение  на дому

  Минимальное социальное взаимодействие во  время проведения  в ОУ воспитательных  мероприятий.

  • Экстернальная (взаимодействие специального и массового образования) - интегрированное обучение в условиях общеобразовательной школы.

Формы интеграции

Вид класса

                      Реализация

1. Полная

Общеобразовательные

Обучение  и воспитание  детей  (слабовидящие, слабослышащие, с легкой формой ДЦП) в условиях одного класса.

Коррекционная помощь вне ОУ:  ЦЛПиДО, ДООЦ, МРЦ "Доступная среда" сош№1.

2.Комбинированная (реализуется в  школах района)

Общеобразовательные - интегрированные

От 1 до 3-х  учащихся, обучающихся по с(к) программам VII вида.

Совместное обучение и воспитание, кроме коррекционных занятий.

3.Частичная (реализуется в школах района)

 Общеобразовательные - интегрированные

1,2 учащихся, обучающихся по с(к) программам VIII вида.

Часть учебных занятий посещают совместно с классом. Основные  и специальные предметы, коррекционные занятия отдельно.

4. Временная

Дети - инвалиды

Индивидуальное обучение  на дому

  Минимальное социальное взаимодействие во  время проведения  воспитательных  мероприятий в ОУ, МРЦ СОШ № 1, ДООЦ, ЦЛПиДО.

      В основе  интегрированного обучения лежат принципы разноуровневой (внутриклассной и внутришкольной) дифференциации и индивидуализации.   При обучении детей с ОВЗ  в общеобразовательном классе  обязательно обеспечиваются специальные педагогические условия:  

  •  разрабатываются индивидуальные учебные планы для детей с особыми образовательными потребностями;
  • разрабатываются и реализуются  адекватные учебные программы, которые обеспечены учебно-методическими материалами;
  • на основе рекомендаций  районной ПМПК,  ПМПк  разрабатываются индивидуальные программы развития;
  • организовано проведение индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих занятий;
  • при обучении детей с ОВЗ используются технологии коррекционно - развивающего обучения, индивидуального  и дифференцированного обучения, проектные, ИКТ, системно-деятельностного подхода, личностно-ориентированные и др.

 Результатом  реализации моделей интеграции в образовательных школах стало увеличениеи числа детей с задержкой психического развития  и умственной отсталостью, которые получают образование в соответствии с учетом их психофизических возможностей: 2010/11уч.год -82,7%, 2011/12уч. год - 87,5%,  2012/13 уч. год- 87,8%.

       Особое место в решении задач  интегрированного и инклюзивного образования занимает Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Проектирование интегрированной среды в условиях ЦЛПиДО основано на принципе гетерогенности  (разнородность состава), с учётом уровня и темпа развития детей. Условия образовательной среды позволяют  в максимальной мере соответствовать особым  образовательным потребностям  детей с ОВЗ, имеющих  неярко выраженные и легкоустранимые нарушения до тяжелых состояний, при которых дети ранее признавались необучаемыми (тяжёлые формы ДЦП, синдром Дауна, РДА, хромосомные заболевания и т.д.).

Формы интеграции

 Период развития ребенка

Реализация

1. Частичная

Период раннего детства

Период школьного обучения  

 Группы раннего развития (от 0 до 3 лет)  

диагностические классы

Дети, еще не способные на равных со  сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня в массовые группы (классы) по 1-2 человека.

2.Комбинированная

Период дошкольного возраста

Период школьного обучения  

Обучение организовано  в условиях одного класса/группы

Дети с комбинированным или сложным дефектом  по 1-2 человека включаются в группы или классы детей с более высоким уровнем развития.

Совместное обучение и воспитание,

 При обязательной дополнительной коррекционной помощи специалистов (например, дети с ДЦП дополнительно занимаются на интегрированных занятиях с инструкторами, учителем-дефектологом и психологом; дети с синдромом Дауна и РДА обучаются раннему чтению и т.д.).

3. Временная

 Период школьного обучения  

 Кратковременные группы, классы, группы социальной адаптации

  Минимальное социальное взаимодействие во  время проведения  в ЦЛПиДО воспитательных  мероприятий.

           В системе дошкольного образования функционирует дошкольное образовательное учреждение лечебно-оздоровительного, речевого, коррекционно-развивающего направления - Центр развития ребенка-д/сад № 12 «Родничок». Здесь созданы необходимые условия для реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, соматически ослабленных детей,  детей-инвалидов. Открыты группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, зрения, опорно - двигательного аппарата. 

Многолетний опыт взаимодействия с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами позволил коллективу педагогов определить приоритетные направления работы: комплексная реабилитация, социализация и сотрудничество с родителями. Одной из форм работы с такой категорией как дети с ОВЗ и дети-инвалиды является составление индивидуального образовательного маршрута.  С целью интенсивного взаимодействия в системе «педагог-родитель-ребенок» в ДОУ  работает клуб «Возьмемся за руки, друзья».

       С целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического здоровья в муниципальном районе  работает  служба  комплексного психолого - педагогического и медико - социального сопровождения.  В системе образования служба представлена:

  • службами образовательных учреждений;
  • районными методическими объединениями педагогов-психологов;
  • МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»;
  • районной  психолого-медико-педагогической  комиссией.        

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ организовано в ОУ по следующим направлениям:

  • организация ПМПк в ОУ;
  • консультативная деятельность;
  • коррекционно-  развивающая деятельность;
  • самообразование специалистов (КПК, методологические, обучающие, проблемные семинары, мастер-классы, практикумы);
  • организация консультативно-методической помощи, взаимодействие специалистов ОУ и С(к)ОШ, ЦЛП и ДО по обмену опытом.         

Сопровождение детей с  ОВЗ осуществляют 52 специалиста,  из них 16 педагогов-психологов, 17 социальных педагогов, 11 дефектологов, 8 учителей-логопедов.

      Первый уровень в трёхуровневой системе психолого-медико-педагогического сопровождения представлен    психолого-медико-педагогичес кми консилиумами (ПМПк) ОУ. Главной задачей функционирования школьного ПМПк является осуществление динамического наблюдения за уровнем развития ребенка и составление на основе этого комплексной индивидуальной программы развития. ПМПк общеобразова тельного учреждения работает в тесной связи  с  районной и краевой ПМПК.

Районная ПМПК осуществляет  диагностическое обследование, определяет образовательный маршрут,  ведет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими обследование в соответствии с данными рекомендациями.  Специалисты ПМПК оказывают помощь в разработке индивидуальных программ развития учащихся интегрированных классов. Определен порядок взаимодействия ПМПК и школьных консилиумов. За каждым ОУ закреплен куратор из числа сотрудников ПМПК, который оказывает методическую помощь председателю, членам  школьного ПМПк.

Проводится работа по повышению квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Так в 2012 году  повысили свою квалификацию по проблеме «Организация КРО в условиях  общеобразовательной школы» 30 педагогов.

В условиях изменений в образовании меняется и роль специальных (коррекционных) учреждений.  Так на базе    «С(К)ОШ №10» функционирует  муниципальный ресурсный центр по  методическому сопровождению  коррекционно – развивающего и интегрированного обучения в условиях модернизации образовательного процесса. Цель которого: оказание интеллектуальной и практической помощи педагогам муниципального района, работающим с детьми с ОВЗ.  В настоящее время  в деятельности муниципального ресурсного центра «Доступная среда», формируется новое направление: оказание методической помощи педагогическим работникам  по сопровождению семей с детьми - инвалидами.

Опыт работы образовательных учреждений, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ  обобщается и распространяется на различных уровнях: районном и краевом конкурсе культурно – образовательных инициатив, краевых семинарах, Забайкальском образовательном форуме – 2010,2012 годов, краевой августовской конференции работников образования,   на международных симпозиумах в г.  Чите.  

       Большая работа в муниципальной системе образования проводится  по вовлечению детей  с ОВЗ во внеурочную деятельность в ОУ и в учреждениях дополнительного образования, так как там они находят больше возможностей для творческого самовыражения, быстрее социализируются.

В  кружках  и студиях  Детско-юношеского центра занимается более 50 детей с задержкой психического развития. Для   восьми детей педагогами дополнительного образования разработаны индивидуальные  образовательные маршруты.

Дети с ОВЗ и дети – инвалиды принимают активное участие в районных творческих конкурсах, становясь   призерами и победителями, участвуют в краевых и всероссийских конкурсах.

         В ноябре 2012 года начал работу муниципальный ресурсный центр на базе  МАОУ «СОШ№1», деятельность которого направлена на интеграцию детей – инвалидов через систему дополнительного образования и внеурочной деятельности. Открытие Центра  стало возможным благодаря участию в федеральном проекте «Доступная среда». Сейчас в Центре занимается 58 детей, из них 28 детей - инвалидов. В основе организации деятельности Центра положена  комплексная программа «Шаг навстречу». В рамках данной программы  составной частью социально - образовательной интеграции является реализация программ:

  • дополнительного образования художественно - эстетической, декоративно - прикладной, технической направленности;  
  • социально - психологического  сопровождения «Мы все можем»;
  • логопедического сопровождения «Все получится».

Центр оснащен  компьютерной техникой, специальным оборудованием для детей с нарушением координации движений, слабовидящих и слабослышащих. Оборудование «сенсорной»  комнаты позволяет на более качественном уровне  проводить коррекционно - развивающую работу. Кроме занятий с детьми специалисты Центра оказывают консультативную помощь  родителям.

        Детский  оздоровительно - образовательный центр решает задачу социальной адаптации детей с ОВЗ и детей - инвалидов средствами физической культуры и спорта. В ДООЦ реализуются программы:

  • адаптивной физической культуры и спорта «Дорогу осилит идущий!» для детей - инвалидов (шашки, шахматы, спортивные игры);
  • оздоровительно - корригирующей гимнастики для детей с нарушением ОДА.

Дети с ограниченными  физическими возможностями  и дети инвалиды принимают участие в районной спартакиаде людей с ограниченными возможностями, шашечных турнирах, дартсу. За время обучения в ДООЦ  из среды детей - инвалидов и детей с ОВЗ подготовлено более 200 разрядников по шашкам.

       На формирование  толерантного отношения к людям с ОВЗ направлена работа по организации досуга и отдыха детей с ОВЗ и их родителями. Ежегодно в рамках Декады инвалидов проводятся акции «Добрые дела», «Подари улыбку детям «День милосердия»,  «Добровольцы детям»,  культурно - развлекательные программы, классные часы, конкурсы рисунков, творческих поделок,  Дни открытых дверей для родителей.

      В аспекте предоставления образовательных услуг, социокультурной адаптации детей с ОВЗ осуществляется межведомственное взаимодействие  органами здравоохранения, социальной защиты, общественной организацией инвалидов, учреждениями культуры.  Взаимодействие с профессиональным училищем   №34  позволяет реализовать преемственность допрофессионального образования, полученного в школе, с профессиональным, которое выпускники  специальной (коррекционной) школы получают, обучаясь в специальных группах.  

           Несмотря на имеющиеся результаты в организации работы  с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеются и существенные проблемы:

  • на данном этапе  муниципальная система образования  не обеспечивает равный и полный доступ к получению образования всех без исключения детей с ОВЗ,  ввиду недостатка специалистов: сурдопедагогов, тифлопедагогов;
  • недостаточная квалификация педагогов, работающих в классах интегрированного обучения, сосредоточенность основной части специалистов в городе сохраняет проблему комплексной психолого - педагогической помощи в сельской местности, что оказывает существенное влияние на качество интегративных процессов в общеобразовательных школах;
  • инфраструктура ОУ не позволяет обеспечить доступ детей - инвалидов к образованию на всех возрастных этапах.

      На современном этапе  произошли значительные перемены в области государственной образовательной политики  - принят новый Закон  РФ «Об образовании», в котором четко определены принципы  и государственные гарантии реализации права на образование,  организация получения образования обучающимися с ОВЗ.    

       Приоритетными  направлениями на данном этапе являются обновление нормативно – правовой базы, повышение профессиональной квалификации  педагогических кадров, работающих с детьми с ОВ3, развитие более совершенных механизмов  психолого – педагогического сопровождения интегрированного образования, создание  безбарьерной образовательной  среды, что будет способствовать  получению качественного образования и социальному развитию детей с ОВЗ.

                                               Т.П.Уланова - начальник отдела развития образования

                                                                                      и инновационной деятельности

В,В.Чегодаева - методист отдела развития образования

                                                                                      и инновационной деятельности

                                                                          Л.Н.Кириченко - главный специалист отдела  общего

                                                                                                и дополнительного образования КУО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы  на коррекционных часах....

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований ФГОС в хореографии

Хореография для детей с ограниченными возможностями здоровья является специфической областью их развития и коррекции, в которой происходит положительное изменение психических, физических и социальных ...

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Учебно-методическое пособие "Использование здоровьесберегающих методов и приемов в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 4-8 лет"

Учебно-методическое пособие содержит тематическую подборку здоровьесберегающих методов и приемов, которые могут использоваться учителями-дефектологами, логопедами, педагогами и другими специалистами д...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...