Тема: Дифференциация звуков [б – п].
план-конспект занятия по теме

Абрамчук Ольга Ивановна

Предлагаемый конспект способствует развитию фонематическог восприятия, обучению звукобуквенному  анализу и синтезу, уточнению и сопоставлению звуков в произносительном и плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения, выделению звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста, оределению положения звука по отношению к другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differntsiatsiya_b-p.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цели: различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными; закрепление навыков звукового анализа и синтеза; профилактика буквенных замен;  развитие лексического словаря по теме «Сказки»;  развитие координации речи с движением;   развитие внимания, памяти, воображения и мышления;   развитие мелкой моторики;   развитие фонематического восприятия.

Оборудование: предметные картинки ( бочка - почка), карточки со слогами – ба- и -па-, карточки с буквами Б и П, тетради , ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2).

Ход занятия. 

                                                  I. Организационный момент. 


1.Психогимнастика. 
- Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

- Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Смастерили из досок,
И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.  (Бочка).

На ветках -
Плотный комочек.
В нём дремлет
Зеленый листочек. (Почка).

- Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!
- Какими звуками отличаются эти слова?
- Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.).
- Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).

2. Развитие фонематического восприятия.
- Ребята, сейчас я вам перечислю сказочных персонажей, а вы слушайте внимательно и вспомните из какой они сказки. Буратино, Карабас-Барабас, папа Карло, кот Базилио, Джузеппе. Какая эта сказка? (Это персонажи из сказки «Золотой ключик, или приключение Буратино». Акцентируется внимание на том, что во всех именах сказочных героев есть звуки [б] и [п]).
- А на каком месте находятся звуки [б] и [п] в этих словах?
- Какими буквами на письме обозначаются звуки [б – п]? ( буквами «б – п»).

3. Физминутка.
Имитация движений разных сказочных героев. (Как катится Колобок.,  как Буратино суёт везде свой длинный нос, как ходит принцесса, как Вини-Пух забирается на дерево за мёдом. и т.д.)

4.Развитие фонематического восприятия.
«Поймайте звук [п] или звук [б]» 
-Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно!

Слова:лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан.
«Цифровой ряд» 
-А сейчас вы будите считать сколько звуков [б] в словах и поднимать соответствующую цифру (1 или 2).

Слова:битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик.
-Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.

Слова: папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки.
Зашифруйте слова  со звуками [б - п]. 
- Вместо слова со звуком [п] – в тетради рисуете квадрат, со звуком [б] – круг.

Слова: пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка,  пакет.
Слоговая мозаика 
- Сейчас я раздам вам карточки со  слогами «па» и «ба». Вам необходимо правильно досказать слово, показать слово с нужным слогом.         

Слова: ры__, тру__, тро__, Лю__, шля__, тум__, шу__, шай__, ре__.
Буква заблудилась. 
- Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б].

Слова: палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль,  пыль, забор, пар, запор, бар.

5. Дифференциация Б-П в связной речи.

-   Сегодня у нас гости. (Логопед показывает фигурки Пьеро и Буратино).

-   Кто это?

-   Герои, какой сказки?

-   Кто автор этой сказки?

-   Пьеро и Буратино  не могут справиться с заданием и обращается к вам за помощью.

  • Послушайте текст.
  • О чем говорится в тексте?
  • Как можно озаглавить текст?
  • Помогите нашим героям пересказать текст.

        Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя. Вокруг дома дети посадили много цветов. Мы очень любим наш дом.

- Помогли ли вы Буратино и Пьеро?

III. Подведение итогов.


- Какие звуки мы сегодня повторяли?
- Какими буквами они обозначаются при письме?
- Чем они похожи? Чем различаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Тема: дифференциация звуков “Ш-Ж” во всех позициях на материале темы урока.

Тема: дифференциация звуков “Ш-Ж” во всех позициях на материале темы урока.Цель урока: дифференцировать звуки “Ш-Ж” во всех позициях на материале темы урока..Тема: речевой материал,  связанный с ...

конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.

Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....

Конспект урока на тему:"Дифференциация звуков ч, щ в словах и словосочетаниях"

Логопедическое занятие для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VIII вида...

Конспект занятия по логопедии. Тема: "Дифференциация звуков Ш-Ж".

Занятие по логопедии в коррекционной школе 8 вида. Вид занятия: повторение....

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”.  Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...

Индивидуальное корреционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".

Индивидуальное коррекционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".Данное занятие разработано д...