Конспект логопедического занятия в старшей группе «Времена года».
план-конспект занятия по теме
Конспект подгрупповой НОД в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий (элементов логопедической ритмики) и компьютерных технологий «Времена года».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_vremena_goda.docx | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 11 Московского района г.Санкт-Петербурга
Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Костюшко, д.18
Конспект подгрупповой НОД в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий (элементов логопедической ритмики) и компьютерных технологий «Времена года».
Учитель – логопед: Рябцева А.А.
Педагогический замысел: создание адекватных развивающих условий, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи в интерактивной среде.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- расширение и закрепление представлений об окружающем мире;
- совершенствование грамматического строя речи и связной речи;
- активизация словаря.
Коррекционно – развивающие:
- развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности;
- развитие общих речевых навыков (речевого дыхания);
- совершенствование артикуляционной, тонкой, общей и мимической моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
- повышение активности и сознательности ребёнка;
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия и доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: компьютер + презентация с наглядными пособиями и играми для занятия, два комплекта настольно-печатной игры «Времена года» изд-во «Весна-дизайн», фишки, изображения разноцветных листьев, аудиозаписи «Шум дождя», «Вой вьюги», «Пение птиц», «Журчание ручейка», «Шум листвы», «Гроза».
Предварительная работа: повторение ранее заученных (в соответствии с лексическими темами) физминуток и стихотворений о временах года.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Логопед приветствует детей, предлагает сесть за столы и сообщает о том, что сегодня на электронную почту детского сада пришло письмо от лесной феи. (На экране компьютера изображение письма с фотографией феи). Логопед читает письмо, сообщает детям о том, что фея прислала им задания и просит их помочь ей разобраться с признаками времён года.
2.Развитие лексики.
Логопед: Ребята, какие времена года вы знаете?
(На компьютере картинки с изображениями различных времён года. Дети подбирают им правильные названия.)
Логопед: А теперь, чтобы фее было легче запомнить расскажем ей стихотворение.
Дети с помощью логопеда рассказывают стихотворение (по частям).
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
3.Игра «Листочки и снежинки». Развитие силы и продолжительности речевого выдоха.
Логопед раскладывает на столе разноцветные листья и снежинки и ставит корзиночку.
Логопед: Сначала мы поможем фее разобраться с разноцветными листьями и снежинками. Сначала каждый выберет листочек, который мы можем увидеть весной, положите его на ладошку и по очереди сдуйте в корзиночку . Затем то же с летними, осенними листьями. Зимой на деревьях могут быть снежинки.
4.Дыхательное упражнение «Ветер». Логоритмика. (Автор М.Ю.Картушина)
Логопед: А теперь мы немного поиграем с листиками, чтобы сил набраться.
Дует лёгкий ветерок ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф…
Выдох спокойный, ненапряжённый.
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф…
Активный выдох.
5.«Когда это бывает?» Слуховое внимание, логика.
Логопед: Ребята, следующее задание, которое прислала нам фея – отгадать, что это за звуки природы и в какое время года мы можем их услышать?
Логопед включает небольшие отрывки звуков природы, дети отгадывают.
(«Шум дождя», «Гроза», «Шелест листьев», «Журчание ручья», «Пенье птиц»).
6.Игра «Маскировка».
Логопед: следующее задание, которое нам прислала фея – очень сложное . Сначала нужно отгадать загадку и тогда появится картиночка с отгадкой. (На компьютере текст загадки, логопед читает его, дети отгадывают, по щелчку мышки появляется изображение зайчика).
Скачет по лесу трусишка,
В сером летнем армячишке,
А зима придёт –
Шубку белую найдёт.
Логопед: Фея прислала нам изображения двух зайчиков, давайте сравним их. (На компьютере изображения зайца летом и зимой). Кто объяснит, почему зайчики выглядят по-разному?
Дети: В лесу хищные животные нападают на травоядных. Белого зайца трудно заметить на белом снегу, поэтому к зиме он становится белым. С приходом весны снег тает, становится видна земля – и зайчик линяет – меняет цвет на серый.
Логопед: Давайте отгадаем ещё одну загадку.
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
Дети отгадывают, на экране появляется изображение белки.
Логопед: Ребята, а теперь посмотрите, какие изображения белочек нам прислала фея. (На экране изображения белочки летом и зимой). Кто объяснит, почему изображения белочек разные?
Дети объясняют.
7.«Подбери слова». Активизация словаря.
Логопед раскладывает на столе 4 больших карточки (Игра «Времена года») и предлагает детям подобрать слова к каждому времени года.
Зима (какая?) – холодная, суровая…
Весна (какая?) – звонкая, шумная, весёлая…
Лето (какое?) – жаркое, знойное…
Осень (какая?) – красивая, прохладная…
За каждое правильно подобранное слово к соответствующему времени года кладётся фишка. По окончании игры дети выбирают то время года, у которого меньше всего фишек и «посвящают» ему физминутку.
8.Физминутка. Координация речи с движением, совершенствование общей и ручной моторики.
(Тема физминутки определяется в предыдущем задании).
Зима:
Координация речи с движением «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. Он превратился в снежный ком, И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечёт слегка – Увы! – и нет снеговика. | Дети идут по кругу, изображая, как катят перед собой снежок. Останавливаются, рисуют двумя руками ком. «Рисуют» снеговика из трёх кругов разного размера. Показывают руками улыбку на лице. Показывают глаза, прикрывают ладошкой голову, показывают нос, держат воображаемую метлу. Медленно приседают. Пожимают плечами, разводят руками. |
Весна:
«Клён». Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
За окном сосулька тает, Ветер тучи рвёт в клочки. Разжимает, разжимает Клён тугие кулачки. Прислонился он к окошку. И, едва растает снег, Мне зелёную ладошку Клён протянет раньше всех. | Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка на носочках, руки на поясе. Руки вверх; наклоны туловища влево – вправо. Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки. 4 прыжка Наклоны. Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые руки – рукопожатие. |
Лето:
Координация речи с движением «Речка».
К речке быстрой мы спустились, дети идут к центру круга
Наклонились и умылись, наклоняются, трут лицо руками.
1,2,3,4 – вот как славно освежились. на каждую строку четыре движения ладонями к лицу
А теперь поплыли дружно. идут по кругу, взявшись за руки.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс, показывают брасс, кроль, двигаясь по кругу
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой, идут лицом от центра круга
И отправились домой.
Осень:
Координация речи и движения «Дождик».
К нам на длинной тонкой ножке Прыжки на одной ноге
Дождик скачет по дорожке. по кругу
В лужице – смотри, смотри, Лицом в круг, ритмичные
Он пускает пузыри. приседания
Стали мокрыми кусты, Руки вверх, потряхивание кистями
Стали мокрыми цветы. Руки вниз, потряхивание кистями
Мокрый серый воробей Руки вдоль тела, потряхивание
Сушит пёрышки скорей. кистями
9.Работа в тетради. Развитие мелкой моторики.
Логопед: В следующем задании фея прислала нам вот такие символы. Попробуйте разобраться, к какому времени года они относятся и срисуйте их в свою тетрадь.
На карточках нарисованные по клеточкам снежинки, цветочки, кораблик, новогодняя ёлочка, листики.
Дети называют, к какому времени года относится символ и срисовывают его в тетрадь.
10. Игра «Весёлые чистоговорки». (Логоритмика. Авторская разработка.)
Автоматизация свистящих звуков, координация речи с движением, самомассаж.
Са-са-са, -проводят указательными пальцами обеих рук от
середины к уголкам верхней губы
са-са-са - проводят указательными пальцами обеих рук от
середины к уголкам нижней губы
пришла осень к нам в леса - «идут» пальчиками вперёд
Ас-ас-ас, -проводят указательными пальцами обеих рук от
середины к уголкам верхней губы
Ас-ас-ас, -проводят указательными пальцами обеих рук от
середины к уголкам нижней губы
В школах все вернулись в класс. -«идут» пальчиками в обратном
направлении, к конце движения
складывают руки, как будто сидят за
партой.
Зи-зи-зи, - по тем же направлениям «рисуют»
три точки, при этом пальчики слегка
вибрируют
За-за-за, - то же под нижней губой
Заморозит всех зима - обнимают себя за плечи и растирают
руки, как будто греются.
Це-це-це, - по тем же направлениям «рисуют» три точки
быстрым прикосновением пальцев над верхней
губой
Це-це-це, - то же под нижней губой
Вновь весна на улице. - разводят руки в стороны
Це-це-це, -повтор движений для «Ц»
Це-це-це,
Ярко светит солнце. – подставляют лица воображаемому солнышку,
жмурятся.
Ца-ца-ца, - повтор движений для «Ц».
Ца-ца-ца,
Летом все купаются. – изображают руками движения пловцов.
11. Стихотворения об разных временах года.
Логопед: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, которые прислала нам фея. А теперь, чтобы она лучше запомнила все признаки времён года, давайте расскажем ей стихотворения о разных временах года.
Дети рассказывают стихи, заученные на предыдущих занятиях.
12.Итог занятия.
Логопед: Ребята, вы сегодня очень старались! Скажите, а какие задания вам понравились? (Дети по очереди отвечают). Все ваши выполненные задания я отправлю фее по почте и теперь она сможет навести в своём лесу порядок.
Resource id #2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с группой детей ОНР III р.у. (старшая группа)
Цель:1. Закрепление правильного произношения звука с.2. Выделение звука с из ряда звуков и слов.3. Деление слов на слоги.4....
Конспект логопедического занятия с группой детей ФН (подготовительная группа)
Цель:1. Закрепление превильного произношения звуков р, р’2. Развитие фонематических представлений.3. Падежное управление4. Звуко-слоговой анализ и синтез слов5. Спряжение по образцу в настоящем времен...
Конспект логопедического занятия с группой ОНР III р.у. и ФФН с элементами ОНР III р.у. (старшая группа)
Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука Ш2. Знакомство с буквой Ш3. Составление рассказа по сюжетной картинке, по опорным словам и схеме.4. Закрепление понятий - дикие и домашние животные...
Конспект логопедического занятия в группе по коррекции дисграфии (2 класс)
Тема: Дифференциация звонких и глухих согласных....
Конспект логопедического занятия в группе по профилактике дисграфии (1 класс).
Тема: Гласные звуки и буквы. Зоопарк....
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 7 года жизни "Животные России, Севера, жарких стран. Путешествие шахматного Короля."
Занятие направлено на закрепление знания о диких животных, активизировать словарь по теме;образование сложных прилагательных; развивать: навык деления слов на слоги, звукового анализа и синт...
Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Подготовка к постановке звука [C]"
В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы, направленные на формирование артикуляторных навыков на подготовительном этапе по постановке звука [С]....