Конспект логопедического занятия
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Корень слова. Родственные слова.
Цели:
1.Уточнить грамматическое понятие родственные слова.
2.Развивать умение на слух выделять родственные слова.
3.Развивать навык словообразования и подбора родственных слов,
умение отличать родственные слова от сходных с ними по буквенному составу.
4.Применять умения и навыки работы с компьютером.
5.Развивать мыслительные процессы.
6.Воспитывать любовь к природе.
Коррекционно-образовательные задачи:
- развитие речи (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);
- развитие фонематического восприятия;
- совершенствование слоговой структуры слова;
- уточнение структуры предложения;
- совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и сочинять свои).
Коррекционно - воспитательные задачи:
- воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
- Коррекционно - развивающие задачи:
- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);
- развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);
- развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.
Оборудование: магнитная азбука с набором слов, игрушка –лиса, набор картинок «Животные в вагонах», веер гласных букв, ПК, мультимедийная презентация, аудиозапись.
Ход занятия:
1.Организационный момент- аутотренинг
Я в школе на занятии.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я как разведчик все замечу,
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
2.Основная часть
-Прочитаем тему нашего занятия из набора букв, которые надо поставить в числовом порядке:
Т О Р Н Н В С Ы Е Е Д ОЛСАВ
5 2 1 8 9 6 4 10 7 113 32154
РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
-Как по-другому называются родственные слова? (однокоренными)
-Почему? (один корень)
-Куда мы сегодня продолжаем совершать путешествие? (в мир знаний)
-Да, мы продолжим путешествие и страну ЗНАНИЙ.
- Отправимся ПОЕЗДОМ (подборка однокоренных слов ПОЕЗДКА-ПОЕЗД-ПОЕЗДИЛ-ЕЗДЯТ)
-Какой КОРЕНЬ в этих родственных словах?
-ЕЗД-
-Машинистом в нашем поезде будет ЛИСА. Вагоны же займут пассажиры-животные
Дети читают загадки про животных по розданным карточкам:
А) Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (медведь)
Б) С хозяином дружит, дом сторожит
Живет под крылечком,
Хвост колечко. (собака)
В) Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко
Любит морковку. (заяц)
Г) Голодна -мычит,
Сыта - жует,
Малым деткам
Молочка дает. (корова)
В упражнении «Только ласковые слова» дети по кругу называют слова из сказок: медвежонок, собаченька, заюшка, коровушка, и т.д. В этом упражнении закрепляется образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Я показываю картинки в соответствии с животным. Дети по порядку читают загадки, другие отгадывают и все показывают на «веере гласных» букву, которую необходимо запомнить как безударную гласную в “словарном слове”.
-Записать в тетради число, а затем – все слова-отгадки в столбик, рядом написать однокоренное слово, обозначающее имя прилагательное, отвечающее на вопрос ЧЕЙ?
-После того, как дети напишут, необходимо обозначить корень в данных словах.
-Проверить то, что выполнили (ученики читают, логопед напоминает о том, что история русского языка допускает чередованиие согласных букв в словах (например, медведь - медвежий).
-Каких животных вы знаете? (домашние и дикие)
-Почему они так называются?
-Где живут дикие животные? (в лесу)
-Как называется место, где растет лес? (лесное)
-Назовем корень в этих словах-родственниках? (ЛЕС)
Игра: Выставляются на игровое поле картинки деревьев и кустарников. Учащиеся вместе с логопедом составляют рассказ о жизни деревьев в лесу.
3.Физкультминутка (аудиозапись «Звуки леса»)
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
- Просмотр мультимедийной презентации «Родственные слова» на компьютере, коллективное выполнение заданий:
6.Выводы. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк для конспекта логопедического занятия
Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса
Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвя...
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"
Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...