Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ
методическая разработка на тему
Игры и упражнения на развитие: артикуляционной моторики, мимики, речевого дыхания и голоса, общей и мелкой моторики по лексическим темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_so_spetsialistami.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
В
Взаимодействие логопеда со специалистами ДОУ по коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.
Деятельность педагогов ДОУ направлена на развитие когнитивных, познавательных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи. Для этого нами разработан журнал взаимосвязи специалистов с детьми, в которой определены частные (специфические) задачи.
Задачи работы логопеда:
Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
Общие задачи работы педагогов ДОУ:
- Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
- Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
- Совершенствование мелкой моторики.
- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
- Активизация отработанной лексики.
- Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
- Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
- Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.
Таким образом, согласованность действий педагогов в условиях дошкольного логопедического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться
Взаимодействие в работе учителя–логопеда и воспитателей в логопедической группе детского сада
Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. Одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда (они проводятся ежедневно во вторую половину дня).
Занятия содержат:
1. Игры и упражнения на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики (пальчиковая гимнастика, игры на развитие координации движения с речью).
2. Задания для повторения и закрепления материала по изучаемой лексической теме, отработанного с детьми логопедом, например, по совершенствованию навыков грамматического строя речи:
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»),
- образование формы множественного числа существительных (упражнение «Один – много»),
- согласование числительных с существительным (игра «Посчитай») и т.д.
3. Материал, сложный для усвоения детьми:
- подбор антонимов (упражнение «Скажи наоборот»),
- подбор однокоренных слов (игра «Собери семейку»),
- подбор глаголов (упражнение «Что делает?»),
- образование прилагательных (упражнение «Какой? Какая? Какие?»);
- составление описательных рассказов по схеме и т.п.
4. Индивидуальная работа с детьми по автоматизации и дифференциации звуков, а также задания по всем разделам программы, с теми детьми, которым наиболее трудно дается усвоение нового материала. При необходимости, предварительная работа с ними.
Бывает, что в силу каких-либо обстоятельств, не получается выполнить весь объем занятия, в таких случаях, можно некоторые задания перенести на следующий день. Например, пальчиковую и подвижную игру провести на занятии в виде физминутки или на прогулке, как подвижную игру. В утренние часы организовать индивидуальную работу с теми детьми, которые по какой-то причине отсутствовали на вечернем занятии.
Тема «Овощи»
№ | Вид работы | Содержание |
1 | Артикуляционная гимнастика | Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц |
Мимические упражнения | Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький. Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались. | |
2 | Развитие речевого дыхания и голоса | 1. Потренироваться в произношении разных звуков (на длительном выдохе): - змея шипит: «шшшшшшшш»; - водичка льется: «сссссссссс»; - волк воет: «уууууууууу»; - муха летит: «ззззззззз». 2. Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту». |
3 | Речевая зарядка | «Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!» |
Развитие общей моторики. «Урожай» | В огород пойдем, урожай соберем. Шаги на месте. | |
4 | Считалка «Овощи» | На каждую строчку считалки – 4 удара мяча об пол: Раз, два, три, четыре Дети овощи учили Лук, редиска, кабачок Хрен, морковка, чесночок. |
5 | Развитие мелкой моторики | У Лариски — две редиски. |
Тема «Фрукты»
Тема «Краски осени. Деревья, листья»
№ | Вид работы | Содержание |
1 | Артикуляционная гимнастика | Упражнения для мышц, шеи Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону — вдох носом, при возвращении в исходную позицию — выдох ртом. Упражнение для губ и щек Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты). Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами. Упражнения для языка Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык о силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу. Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны. Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались. |
2 | Мимические упражнения | Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень. Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день. |
3 | Развитие речевого дыхания и голоса | 1.На уровне рта ребёнка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щёк. (Повторяем 3-5 раз.) 2. Воспроизведение ритмического рисунка стихотворения с помощью слога «ТА» Здравствуй, осень, здравствуй, осень, Хорошо, что ты пришла. У тебя мы осень спросим, Что в подарок принесла? |
Координация речи с движением «Листья»: | Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны) Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.) И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево) Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.) | |
4 | П/Г «Осенние листья» | Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.) Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.) |
Тема «Домашние животные и птицы».
№ | Вид работы | Содержание |
1 | Артикуляционная гимнастика | Имитация движений: Корова и теленок жуют жвачку. Котенок зевает. (Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью — подбородком рисовать букву «о».) Упражнения для языка Кошка лакает молоко. (Высунуть «широкий» язык изо рта. Подмять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.) Теленок сосет молоко. (Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.) Упражнения для мышц шеи Кошка умывается. Повернуть голову влево — облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо — облизать нижнюю губу. Бодливый козлик. Упрямый ослик. Круговые движения головой. Упражнения губ и щек Индюк. Сильно надуть щеки и по возможности долго удержиннть воздух в ротовой полости. Уточка пропускает водичку через клюв. Выдувать воздух по очереди каждым углом рта. Широкий клюв утки и селезня. Вытянуть вперед сомкнутые губы. |
2 | Развитие речевого дыхания и силы голоса | Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте. Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.) Телёнок: «Му-у-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.) Кошка: «Мяу-мяу-мяу». (Громко, низким голосом.) Котенок: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо, высоким голосом.) Разговор Теленка и Котенка. «Мле-мли-мля», «Мяу-мяу-мяу» «Пли-пля-пле». |
3 | Мимические упражнения | - Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль. - Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога. - Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки. - Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка или коза. - Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие. Плачет киска в коридоре. У нее большое горе: Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски. Б. Заходер - Сердитый индюк. Отважная курица защищает своих цыплят от коршуна. Испуганный цыпленок. Трусливый гусенок боится плавать. Петух готовится петь. - Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, слегка опустить нижнюю челюсть. |
4 | Обыгрывание ситуаций | Кошка и мышка. Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку. Передать движением, мимикой или иным способом бычка и ежика (по содержанию стихотворения). Ежик и бычок Встретил ежика бычок И лизнул его в бочок. Но, лизнув его, бычок Уколол свой язычок. А колючий еж смеется: «В рот не суй что попадется!» А. Воронъко |
5 | Развитие мелкой моторики | Выполнение действий и движений пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения - потешки. Богат Ермошка — У него собака да кошка, Петушок да курочка, Селезень да уточка. Вот как кошка на окошке Шьет рубашку для Ермошки. А собака-пустолайка лепешки печет. Кот в уголочке сухари толчет. Курочка в сережках избушку метет. |
Тема «Я – человек. Моя семья»
№ | Вид работы | Содержание |
1 | Артикуляционная гимнастика | Малыш, отказывается пить горячее молоко. Прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти. Малыш захотел кушать. Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости. Прощание. Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй». Упражнения для языка Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»). Мама испекла пирожки с разной начинкой. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой». Дразнилки. Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя». Чистим зубы. Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам. |
2 | Мимические упражнения | Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен —недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен. Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова — приятно, ругают — неприятно. Мама не пустила гулять — расстроены, пришел друг в гости — радостны. Закрывать по очереди глаза: «Спи, глазок, спи, другой. Засыпай, правый глаз. Засыпай, левый глаз. Просыпайтесь сразу, оба глаза!» |
3 | Развитие речевого дыхания и голоса | Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!» Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту». Плач ребенка. Произносить звук а (громко, тихо, шепотом, затем в одной тональности). Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а». Эхо. Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у!» (Громко.) Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у!» (Тихо.) Малыш учится говорить. Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бю.» |
Координация речи с движением «Части тела»: | Четко показывать называемые части тела Есть на пальцах наших ногти, На руках — запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голепостоп. Есть колени и спина, Но она всего одна. Есть у нас на голове Уха два и мочки две. Брови, скулы, и виски, И газа, что так близки. Щеки, нос, и две ноздри, Губы, зубы — посмотри! Подбородок под губой. Вот что знаем мы с тобой! |
Тема «Мебель. Наш быт»
№ | Вид работы | Содержание |
1 | Артикуляционная гимнастика | «Чердачное окошко». Вытягивать губы широкой трубочкой при сомкнутых челюстях. «Моем окна». Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губе. «Красим крыльцо». Облизать зубы. «Красить потолок». Кончиком языка проводить по нёбу. «Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дрелью». Произносить на одном выдохе звуки: Т-Т-Т, Д-Д-Д. |
2 | Развитие речевого дыхания и голоса | Логопедические распевки стр. 19 - 20 «Стул» |
3 | Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» | Раз, два, три, четыре, загибают пальчики, Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки. В шкаф повесим мы рубашку, загибают пальчики. А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и Много мебели в квартире. Стучат кулачками. |
4 | Координация речи с движением «Мебель» | Считалка под мяч «Мебель». На каждое слово считалки – удар мячом об пол. Раз, два, три, четыре, пять, Будем мебель мы считать: Кресло, стул, диван, кушетка, Полка, шкаф, кровать, танкетка. |
Тема «Перелётные птицы»
№ | Вид работы | Содержание |
1 | Артикуляционная гимнастика | Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести». Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а. Дятел Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, Все равно он будет мой. Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд тдд-тдд». Аист. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счет до «шести—восьми». |
2 | Развитие речевого дыхания и голоса | Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: «Фью-фью-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е». Перепелятник: «Кик-кик-кик». Коростель: «Крэк-крэк-крэк». Камнешарка: «Тюке-тюке, тюке-тюке». Вальдшнеп: «Хорк-хорк-хорк-хорк». Поморник: «Кри-кри-кри, кр-р-р». Клуша (чайка): «Га-ак-аг-аг, гре, гри ». Произнести названия четырех—шести птиц на одном выдохе. Например: сова, снегирь, синица, чиж... |
3 | Пальчиковая гимнастика «Чижи» | Загибать пальчики и выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений. Чижи Жили в квартире сорок четыре Сорок четыре веселых чижа: Чиж-судомойка, Чиж-поломойка, Чиж-огородник, Чиж-водовоз, Чиж за кухарку, Чиж за хозяйку, Чиж на посылках, Чиж-трубочист... Спать захотели, Стелют постели Сорок четыре веселых чижа: Чиж на кровати, Чиж на диване, Чиж на корзине, Чиж на скамье, Чиж на коробке, Чиж на катушке, Чиж на бумажке, Чиж на полу |
Тема «Дружба»
№ | Вид работы | Содержание | |
1 | Артикуляционная гимнастика | Покусать верхнюю губу; покусать нижнюю губу; «Поцелуйчикик» (имитация движений губами); «Толстячки» - «Худышки» | |
2 | Развитие речевого дыхания и голоса | - Прокололась шина у машины: ШШШШШ; - «Насос»: С-С-С-С-С-С; - «Поезд гудит» - ту-ту-ту-ту-ту-ту (на одном выдохе); | |
3 | Пальчиковая гимнастика «Дружба» | Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять. Начинай считать опять: Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. | (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок) (ритмичное касание пальцев обеих рук) (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца) (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с больших) (руки вниз, встряхнуть кистями) |
4 | КРД «Руки» | Что за чудо-чудеса, Раз рука и два рука. Вот ладошка правая, вот ладошка левая. И скажу вам не тая, Руки всем нужны друзья! Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку, Умные руки умеют лепить, Чуткие руки умеют дружить! | |
5 | КРД «Настроение» (развитие эмоционального настроения) | Настроение упало, Дело валится из рук... Но еще не все пропало, Если есть хороший друг. С делом справимся вдвоем, С облегчением вздохнем – Настроение поднимем И от пыли отряхнем! |
Тема «Транспорт».
№ | Вид работы | Содержание | |
1 | Артикуляционная гимнастика | 1.Спускаемся и поднимаемся на эскалаторе в метро. Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот. 2.Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.
6. Самосвал высыпает груз. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны. | |
2 | Развитие речевого дыхания и силы голоса | Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш. Насос. Произнесение звука с-с-с-с. Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо». Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту». Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би». | |
3 | ПГ «Транспорт» | Раз, два, три, четыре, пять – Буду транспорт я считать. Автобус, лодка и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолет, Корабль, поезд, вертолет | Сжимают и разжимают пальчики. Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки. |
4 | КРД «Ехали, ехали» | Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения. На лошадке ехали, До угла доехали. Сели на машину, Налили бензину. На машине ехали, До реки доехали. Трр! Стоп! Разворот. На реке — пароход. Пароходом ехали, До горы доехали. Пароход не везет, Надо сесть в самолет. Самолет летит, В нем мотор гудит: У-у-у! |
Тема «Откуда хлеб пришел?»
№ | Вид работы | Содержание | ||
1 | Артикуляционная гимнастика | Не нужны сейчас улыбки – Делай ротик, как у рыбки. Губы сжаты, щёки втянуты. Упражнение выполнять медленно, чётко.
Мы печём, печём блиночки И для сына, и для дочки. Немного приоктрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание "пя – пя – пя". Упражнение выполнять в течение 10 – 15 сек.
Петя встал сегодня рано И стучит по барабану. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук "д – д – д…" – сначала медленно, затем темп увеличить. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.
На лошадках по дорожке Скачут Аня и Серёжа. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать. (как лошадка цокает копытами) | ||
2 | Развитие речевого дыхания | Вырастим большими. На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз. Косарь. Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе. | ||
3 | ПГ «Пирожки» |
| ||
4 | КРД «Рожь» |
|
Тема «Кто как готовится к зиме? (дикие животные)».
№ | Вид работы | Содержание | |
1 | Артикуляционная гимнастика | Бобры пилят дерево. (Круговое движение нижней челюсти.) Зайчик. (Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.) Сердитый волк. (Нижнюю губу прикусить верхними зубами.) Сердитая рысь. (Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.) Лосенок сосет молочко и чмокает.( Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье). Ежик фыркает. (Вибрация губ.) Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык. Белочка цокает. (Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука. Мишка слизывает мед. (Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.) | |
2 | Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик» | - Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает. (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф»). - Покажите, как ежик сердится, пыхтит. (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых»). - Ежик надувает и сдувает щеки. (Дети надувают щеки, а затем делают выдох с призвуком «пу-у-у»). - Когда ежик устанет, язычок высовывает (Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а». Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении) - Ежик вдруг начал зевать (Имитируют зевание). Не пора ли с ним играть? | |
3 | ПГ «В лесу» | - Мальчик с пальчик, Где ты был? - Долго по лесу бродил! Встретил я медведя, волка, Зайку, ёжика в иголках. Встретил белочку, синичку. Встретил лося и лисичку. Всем подарки подарил, Всяк меня благодарил. | Четыре раза сгибаем большой палец левой руки. Четыре раза сгибаем большой палец правой руки. Большой палец правой руки поочерёдно соприкасается с остальными. Четыре пальца последовательно сгибаются к большому – кланяются |
4 | КРД «Ходит по лесу медведь» | Ходит по лесу медведь, Хочет сесть и посидеть. Где ж такое место есть, Чтобы мог медведь присесть? То высок пенёк, То торчит сучок, То мокрый мох, То мох пересох. Ох! То кричит сорока, То колючки сбоку, То кустарники, То речка – Нет хорошего местечка. Эта сказка о медведе, О медведе-привереде.
| идут вперевалочку разводят руки в стороны, спрашивая поднимают руки на уровень груди сжимают пальцы в кулак и отставляют большой палец в сторону. Сжимают и разжимают пальцы, развернув ладони вниз, вверх. Вытирают ладонью лоб. Взмахивают руками, как крыльями. Широко раздвигают пальцы. Прижимают ладони друг к другу, переплетая пальцы. Разводят руки в стороны. Качают головой. Покачиваясь, переступают с ноги на ногу. |
Тема «Здравствуй, зимушка - зима».
№ | Вид работы | Содержание | |
1 | Артикуляционная гимнастика | Упражнения для щек и губ Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз. Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд. Упражнения для языка Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»). Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой». Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой». Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов. | |
2 | Развитие речевого дыхания и голоса | Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с». | |
Мимические упражнения | Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза. Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: — Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня? Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т.д. | ||
3 | ПГ «Зима» | Наши ручки замерзают. Поиграем – ка немножко Да похлопаем в ладошки. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Пальчики, чтоб их согреть, Сильно надо растереть. Пальчики мы согреваем, Их сжимаем – разжимаем! | Кулачки крепко прижать друг к другу Разжать кулачки, хлопать в ладони. Хлопки Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь. Греем руки круговыми движениями, сжимаем и разжимаем кулачки. |
4 | КРД «Снеговик» | Раз и два, раз и два - Лепим мы снеговика. | Имитация речи с движением |
Тема «Город мастеров. Инструменты».
№ | Вид работы | Содержание |
1 | Артикуляционная гимнастика | Упражнения для губ без предмета Упражнение "Упрямая улыбка". Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрослый "мешает" ему улыбаться, сжимая губы рукой в "Трубочку", преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выполняется 10 - 15 раз. Упражнение "Упрямая трубочка". Ребенок вытягивает губы трубочкой и удерживает их в таком положении несколько секунд, затем взрослый рукой пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку. Выполняется 10 - 15 раз. |
2 | Развитие речевого дыхания и голоса | Дровосек. Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе. Косарь. Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе. Пилим дрова. Упражнение выполняется парами. Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе |
3 | ПГ | Пила: Поставьте ладонь ребром на стол и начинайте «пилить», двигая: ею вперед-назад. Едет, едет взад-вперед, На две части разоймет. С ней работать я привык. Вжик – вжик, вжик - вжик,(Пила) Попросите ребенка самого изобразить пилу и повторить ее песенку: «Вжик-вжик, вжикн вжик...» Рубанок: Положите ладонь на стол и сделайте несколько быстрых скользящих движений вперед-назад. Когда рука будет двигаться назад, приподнимите слегка ладонь над столом, не касаясь его поверхности. Чтобы доски стали гладки, Постругайте их, ребятки. Струг -струг, струг - струг, Стружки падают вокруг. Попросите малыша самого изобразить, как строгают рубанком, произнося при этом: "струг-струг, струг - струг» Молоток. Сожмите руку в кулак и постучите им по столу. Сам худ, Голова с пуд, Стучит: «Тук, тук, Тук, тук».(Молоток) Попросите ребенка изобразить молоток, произнося при этом: «Тук, тук, тук, тук...» Клещи: Указательный и большой пальцы правой руки слегка округлите и соедините — это «клещи». Остальные пальцы сожмите в кулак. В левой, руке будут «гвозди». Сожмите левую руку в кулак и поочередно, начиная с большого, распрямляйте пальцы — это «гвозди». «Клещами» захватите каждый «гвоздь» («захватывать» нужно кончик пальца), потяните его, а затем отпустите. Отвёртка: Скажите ребенку: «А теперь поможем папе вворачивать в стену шурупы, на них мы потом повесим полку для книг». Сожмите правую руку в кулак, указательный палец выпрямите. Совершите им несколько вращательных движений вокруг своей оси. Надо нам отвертку взять И вращать, вращать, вращать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Координационный план взаимодействия учителя-логопеда, узких специалистов и воспитателей по реализации принципа преемственности в коррекционной работе и устранению речевой патологии.
Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и узких специалистов к активному участию в коррекционной логопедич...
«Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи с учётом ФГОС».
В работе раскрыты основные принцыпы и формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в ДОУ в условиях ФГОС....
Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.
Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...
Статья: "Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся"
В современном мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети часто имеют нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словоизменени...
План работы наставника учителя-логопеда с молодым специалистом учителем-логопедом
План оказания методической помощи начинающему специалисту учителю-логопеду в развитии и совершенствовании уровня организации коррекционно-образовательной деятельности....
Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР и профильными специалистами на 2021-2022 учебный год
Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи.Взаи...
Презентация "Модель взаимодействия учителя- логопеда со всеми специалистами ДОУ"
Выступление на методическом объединении на тему "Модель взаимодействия учителя-логопеда со всеми специалистами ДОУ"...