СБО 9 класс. Инфекционные заболевания. Меры предупреждения.
план-конспект урока (9 класс) на тему

Филинкова Татьяна Игоревна

Цель: способствовать формированию у обучающихся знаний об инфекционных заболеваниях и мерах их предупреждения

Задачи:

·         образовательные:         

- знакомство с видами инфекционных заболеваний в зависимости от  путей распространения инфекции;

- формирование знаний о мерах предупреждения инфекционных заболеваний.

·         коррекционно - развивающие:  

- расширять словарный запас через включение в речь новых слов;

- развивать познавательную активность через просмотр видеоряда и тестирование в форме интерактивного теста;

- корригировать произвольное внимание, зрительное восприятие через  выполнение упражнений.

·         воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и соблюдению правил личной гигиены.

Материал содержит конспект урока и приложения - кроссворд, плакаты для демонстрации через мультимедийный проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbo_9._infetsionnye_zabolevaniya.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                               Класс: 9                    Предмет: СБО

Тема:  Инфекционные заболевания. Меры предупреждения

Цель: способствовать формированию у обучающихся знаний об инфекционных заболеваниях и мерах их предупреждения

Задачи:

  • образовательные:         

- знакомство с видами инфекционных заболеваний в зависимости от  путей распространения инфекции;

- формирование знаний о мерах предупреждения инфекционных заболеваний.

  • коррекционно - развивающие:  

- расширять словарный запас через включение в речь новых слов;

- развивать познавательную активность через просмотр видеоряда и тестирование в форме интерактивного теста;

- корригировать произвольное внимание, зрительное восприятие через  выполнение упражнений.

  • воспитательные: 

- воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и соблюдению правил личной гигиены.

Тип урока: комбинированный

Понятийные значения на уроке: инфекция, иммунитет.

Оборудование: м/м проектор, и/а доска, приложения 1, 3, 4 – для демонстрации через м/м проектор

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная

 работа

  1. Организация начала урока

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Настраиваются на работу.

Коррекция поведения, умения переключаться с отдыха на учебную работу, коррекция внимания.

        2.   Актуализация знаний

Цель:  установить уровень усвоения материала /предыдущих знаний, знаний по теме; привлечь внимание и вызвать интерес к теме.

Подвести уч-ся к самостоятельному целеполаганию.

Разгадать кроссворд (приложение 1):

1 – медицинское учреждение, в котором делают анализы (лаборатория);

2 – название медицинского учреждения, в котором ставят диагнозы, назначают лечение (поликлиника);

3 - медицинское учреждение, в котором восстанавливают здоровье (санаторий);

4 – врач, который лечит детей (педиатр);

5 – называют лекарство, которое ставят большому количеству людей для предупреждения массовых инфекционных заболеваний (вакцина)?

6 - медицинское учреждение, в котором лечат больных (больница);

Получилось слово (аптека) – дайте определение, объясните назначение этого мед. Учреждения

Ответить на вопросы:

- назовите виды доврачебной помощи (вызов врача, вызов «скорой помощи», мед. аптечка, измерение температуры

- назовите виды медицинской помощи (амбулаторное лечение - дома, стационарное лечение – в больнице)

- назовите три основных принципа ухода за больным

 (  - Выполнение гигиенических требований.

    - Выполнение предписаний врача: прием лекарства, лечебные процедуры.

    - Милосердное отношение к больному человеку).

- как называется заболевание, которое передается от человека к человеку, или от животного к человеку? (инфекционное)

-назовите как называется массовое заболевание большого количества людей (эпидемия)

Сформулировать новую тему: Инфекционные заболевания. Меры предупреждения

Индивидуальный подход:

Помощь при формулировке ответов (фамилии уч-ся)

Вовлечение в беседу (фамилии уч-ся)

Мотивация к учебной деятельности (фамилии уч-ся)

Работают над кроссвордом

Дают ответы на вопросы учителя.

Формулируют новую тему

Коррекция зрительного внимания, памяти через работу над кроссвордом.

Коррекция произвольного внимания через слушание ответов товарищей, дополнение.

      3. Физминутка/ Гимнастика для глаз  

Цель: смена деятельности; отдых для глаз, снятие напряжения

- Сейчас мы с вами отдохнём от работы, выполним упражнения.

Обучающиеся выполняют упражнения

Коррекция поведения, умения переключаться с учебной работы на отдых;

4. Новые знания

Цель: познакомить с видами инфекционных заболеваний в зависимости от  путей распространения инфекции

Просмотр презентации по новой теме

- какую тему, судя по просмотренному материалу , мы будем изучать?

- что нам даст изучение этой темы?

 Записать в тетради:

Инфекционные заболевания (приложение 3 – для ):

  1. Инфекции дыхательных путей: грипп, ангина, дифтерия, корь, коклюш, туберкулез, оспа.

Передаются воздушно-капельным путем при кашле чихании, разговоре.

  1. Кишечные инфекции: дизентерия, брюшной тиф, холера, инфекционный гепатит (болезнь Боткина).

Передаются через продукты питания, воду, грязные руки. Переносятся мухами, крысами, мышами.

  1. Кровяные инфекции: малярия, клещевой энцефалит, чума.

Передаются через укусы насекомых: комары, клещи, блохи, вши, москиты.

  1. Инфекции наружных покровов: чесотка, сибирская язва, трахома (заболевание глаз).

Передаются при контакте с заболевшим.

  1. Венерические заболевания: сифилис, гонорея.

Передаются при половом контакте.

Индивидуальный подход:

Упражнение «Зачеркни буквы»

Учащимся нужно зачеркнуть буквы (по выбору учителя) работая  с текстом в карточках.  Затем они должны пересказать текст (текст  - симптомы инфекционных заболеваний).

Обучающиеся просматривают презентацию

Оформление записи в тетрадях.

Коррекция зрительного восприятия и произвольного внимания через просмотр видеоряда.

Коррекция внимания через выполнение упражнения

5. Закрепление полученных знаний

Цель: закрепить полученные знания

Сформулируйте самостоятельно правила, которые необходимо соблюдать, чтобы не получить инфекционное заболевание

Записать в тетрадях (приложение 4):

Чтобы не получить инфекционное заболевание, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  1. Мыть руки перед едой, после пребывания на улице, в транспорте, после посещения туалета, работ с землей, общения с животными, больными людьми.
  2. Во время вспышек инфекционных заболеваний носить марлевую повязку, укреплять иммунитет, заранее делать прививки.
  3. Соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи.
  4. Не вступать  в контакты с малознакомыми людьми.

Индивидуальный подход:

Помощь при формулировке ответов (фамилии уч-ся)

Контроль ведения записей в тетрадях  (фамилии уч-ся)

Обучающиеся выполняют инструкцию учителя.

Оформление записи в тетрадях.

Развитие регулирующей функции  речи через объяснение, рассуждение.

Коррекция и развитие личностных качеств: усидчивость, навыки самоконтроля.

6. Практическая

работа

Цель: проверка  умения мыслить логически, применять полученные знания

Интерактивный тест

Обучающиеся выполняют инструкцию учителя.

Развитие регулирующей функции  речи через объяснение, рассуждение.

Развитие словесно-логического мышления, памяти  при интерактивном тестировании.

7. Подведение итогов  урока, оценивание обучающихся.

Цель : сделать вывод, подвести итог работы класса и отдельных учеников, отметить работу обучающихся

     

Ответить на вопросы:

-  назовите виды инфекционных заболеваний

-  как они передаются?

-  какие правила надо соблюдать, чтобы не заболеть?

- что обозначает слово «иммунитет»?

Индивидуальный подход:

Помощь при формулировке ответов (фамилии уч-ся)

Вовлечение в беседу (фамилии уч-ся)

Дают ответы на вопросы учителя.

8. Рефлексия.

Цель: развивать рефлексивные умения, создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке

- Что вам запомнилось на уроке?

- Как вы думаете, эти знания пригодятся вам в повседневной жизни?

Индивидуальный подход:

Помощь при формулировке ответов (фамилии уч-ся)

Вовлечение в беседу (фамилии уч-ся)

Дают ответы на вопросы учителя.

Приложение 1: кроссворд

6

1 – медицинское учреждение, в котором делают

анализы

3

2 – название медицинского учреждения, в котором

 ставят диагнозы, назначают лечение

5

1

4

3 - медицинское учреждение, в котором

восстанавливают здоровье

2

4 – врач, который лечит детей

5 – называют лекарство, которое ставят большому

количеству людей для предупреждения массовых инфекционных заболеваний ?

6 - медицинское учреждение, в котором

лечат больных

        

Приложение 2

Ключ к кроссворду

6

б

о

3

л

с

ь

а

5

н

1

н

4

в

и

л

2

а

п

а

ц

а

п

т

е

к

а

б

о

о

д

ц

о

л

р

и

и

р

и

и

а

н

а

к

й

т

а

т

л

р

о

и

р

н

и

и

я

к

а

Приложение 3

Инфекционные заболевания:

1. Инфекции дыхательных путей: грипп, ангина, дифтерия, корь, коклюш, туберкулез, оспа.

Передаются воздушно-капельным путем при кашле чихании, разговоре.

2. Кишечные инфекции: дизентерия, брюшной тиф, холера, инфекционный гепатит (болезнь Боткина).

Передаются через продукты питания, воду, грязные руки. Переносятся мухами, крысами, мышами.

3. Кровяные инфекции: малярия, клещевой энцефалит, чума.

Передаются через укусы насекомых: комары, клещи, блохи, вши, москиты.

4. Инфекции наружных покровов: чесотка, сибирская язва, трахома (заболевание глаз).

Передаются при контакте с заболевшим.

5. Венерические заболевания: сифилис, гонорея.

Передаются при половом контакте.

Приложение 4

 

Правила предупреждения инфекционных заболеваний

  1. Мыть руки перед едой, после пребывания на улице, в транспорте, после посещения туалета, работ с землей, общения с животными, больными людьми.
  2. Во время вспышек инфекционных заболеваний носить марлевую повязку, укреплять иммунитет, заранее делать прививки.
  3. Соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи.
  4. Не вступать  в контакты с малознакомыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока СБО в 10 классе "Инфекционные заболевания. Причины возникновения. Профилактические меры"

Основные задачи данного урока СБО:  Познакомить обучающихся  с видами инфекционных заболеваний, источниками передачи и вооружить знаниями, необходимыми для укрепления здоровь...

Инфекционные заболевания "Тифозная Мери"

Все инфекционные заболевания заразны и передаются от больного человека или животного  здоровому человеку. Но есть такой феномен, как бациллоносительство....

Инфекционные заболевания, меры по их предупреждению.

познакомить и сформировать у обучающихся знания об инфекционных заболеваниях и мерах по их         предупреждению...

презентация урока по ОБЖ в 7 классе "Инфекционные заболевания"

Технологическая карта урока по ОБЖ в 7 классе "Инфекционные заболевания"...

Конспект урока по ОБЖ в 8 классе на тему: "Предупреждение и защита от инфекционных заболеваний"

Материал содержит конспект урока и презентацию по теме : "Предупреждение и защита от инфекционных заболеваний".  Предмет ОБЖ 8 класс....