Конспект урока по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Конспект урока по биологии для 7 класса по теме "Класс Паукообразные. Строение жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефалита. Меры профилактики". Включает в себя описание разных этапов урока, и видов деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_klass_paukoobraznye.docx | 35.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования № 37
имени В.П. Храмченко.
Урок по теме:
Класс Паукообразные.
Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие,
паутина и её роль. Роль в биоценозах.
Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты.
Тула 2015 г.
Урок разработала учитель биологии Кулиниченко О.А..
Тема урока: Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах.
Цель и задачи урока:
1)Обучающая:
- расширить знания о признаках класса паукообразных;
- познакомить с особенностями класса, связанными с жизнью на суше; с ролью паутины
- рассказать о многообразии паукообразных (о клещах - переносчиках энцефалита и мерах профилактики), о их роли в биоценозе;
- закрепить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения ракообразных;
- учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы
2) Развивающая:
- продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы;
- формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы;
- сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий;
- продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, таблицей
- Развивать творческие способности учащихся.
3) Воспитывающая.
- Формировать у учащихся научное мировоззрение, бережное отношение к окружающей среде.
- Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.
- Воспитывать чувства ответственности и уверенности в себе.
- Продолжить развитие речевых навыков.
- Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого.
Оборудование:
- Презентация по теме урока,
- Интерактивные таблицы «Внутреннее и внешнее строение рака», «Внутреннее и внешнее строение паука»,
- «Видеофрагменты «Построение паутины», «Ловля пауком добычи».
- Инструктивные карточки для работы в лабораториях.
Тип урока: освоение новых знаний
Ход урока:
- Определение темы и цели урока.
Добрый день ребята. Сегодня мы познакомимся с животным, которое всем вам хорошо знакомо, мы часто видим его, или плоды его труда (паутину) в природе и даже в своих домах. Я думаю, вы догадались о ком пойдет речь, и без труда определите цель нашего урока. (Ответы детей).
- Познакомиться с основными признаками класса Паукообразные;
А так как это животное преимущественно живет в наземно-воздушной среде и испытывает все сложности, связанные с влиянием её факторов, то мы ещё должны рассмотреть некоторые особенности этих организмов. Какие? (Говорят дети).
- рассмотреть особенности класса, связанные с жизнью на суше;
- А так же (дополняет учитель)
- познакомиться с многообразием Паукообразных и с их ролью в биоценозе.
Но так как наш новый знакомый имеет сходные признаки с представителями класса Ракообразных, т.к. относится к одному с ними типу, то прежде мы должны повторить изученный материал. И проведем его мы с вами в необычной форме.
Сегодня вы будете работать в лабораториях нашего импровизированного научного центра, где сможете проявить и дополнить знания по изученной теме: «Класс Ракообразные».
Однако для получения пропуска в центр необходимо ответить на ряд несложных вопросов.
- Интеллектуальная разминка.
Внимание на экран.
Дополните предложения:
- Тип Членистоногие насчитывает … .
- Он включает следующие классы… .
- Представители типа занимают …среды обитания.
- У всех животных этого типа…симметрия тела.
- Покровы состоят из…, и служат для… .
- Строение конечностей Ракообразных… .
- Рост у Ракообразных происходит во время… .
- Число ходильных ног у раков на головогруди… .
- Тело Ракообразных состоит из… .
Молодцы, вы все получаете пропуск в наш научный центр. Теперь проведем жеребьевку, которая определит составы наших лабораторий.
3.Повторение изученного материала, работа в группах-лабораториях.
Первая лаборатория: «Морфология Ракообразных»
(Составляет рассказ о внешнем строении речного рака и его образе жизни).
Вторая «Систематика беспозвоночных животных и их разнообразие» (Определяет систематическое положение речного рака и отряды высших и низших раков).
Третья «Анатомический зал №1» (Особенности пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной систем речного рака).
Четвертая «Анатомический зал №2» (Особенности строения нервной системы, органов чувств и размножения речного рака).
После небольшого обсуждения вы представляете рассказ по своей теме.
Ну, что, мы повторили с вами основные вопросы изученного, и теперь можем перейти к новой теме. Давайте вспомним, о ком сегодня пойдет речь, и какие задачи мы перед собой поставили. (Ответы учеников). Совершенно верно. Тема урока «Паукообразные, их строение, жизнедеятельность, разнообразие и роль в природе». Записываем тему в тетрадь.
4.Объяснение нового материала по плану:
1) Систематика и общие признаки класса Паукообразные;
2) особенности строения паукообразных в связи со средой обитания; паутина и её роль;
3) черты сходства и различия с классом Ракообразные;
4) многообразие паукообразных, роль в биоценозах и в жизни человека.
Общие признаки пауков изучает наука Арахнология.
Откуда взялось такое название? Оно появилось благодаря одной легенде. Я не буду её рассказывать, думаю, вам будет интересно прочитать её самостоятельно и желающие смогут рассказать нам её на следующем уроке.
- А теперь давайте познакомимся с систематикой класса Паукообразных и определим, какие отряды входят в этот класс. Определение систематического положения и отрядов Паукообразных.
2)А также поговорим об особенностях строения и образе жизни этого замечательного животного. Это знакомство будет проходить в научно-экспериментальном отделе «Класс Паукообразные».
Рассказ с элементами беседы о внешнем и внутреннем строении Паукообразных (на примере паука- крестовика), об особенностях пищеварения, о способности образовывать паутину и использовать её в разных целях, об особенностях строения, связанных с жизнью на суше, о роли в биоценозах.
По ходу рассказа демонстрируются видеофрагменты. «Построение паутины», «Ловля пауком добычи».
Знакомство с новыми понятиями.
Хелицеры - крючкообразные, твердые челюсти, хватают пищу, прокалывает жертву.
Ногощупальца (педипальпы) - короткие, с чувствительными волосками органы осязания.
Паутинные бородавки - видоизмененные брюшные ножки, вырабатывающие паутину.
- А теперь в качестве закрепления нам нужно заполнить сравнительную таблицу двух классов Ракообразные и Паукообразные и найти признаки сходства и отличия. Работа с текстом учебника и рисунками на странице 121. Заполнение таблицы осуществляется парами по вариантам..
1 вариант по учебнику и рисунку охарактеризует: Пищеварительную и дыхательную системы. Определит строение тела и тип ротового аппарата.
2 вариант- Выделительную и Кровеносную системы. Число ходильных ног и усиков, покровы тела.
3 вариант- Нервную и половую системы, органы зрения , местообитания и представителей.
На работу дается 5 мин.
Заслушиваем ответы ребят.
Сравнительная таблица классов Ракообразные и Паукообразные
Признаки | Ракообразные | Паукообразные |
Строение тела | Головогрудь и брюшко | |
Покров, мышцы | Хитиновый покров, поперечнополосатые мышцы, слой воскоподобных и жироподобных веществ. | |
Число ходильных ног | 5 пар | 4 пары |
Пищеварительная система | Рот, глотка, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие, печень | |
Ротовой аппарат | Грызущий | Сосущий |
Органы дыхания | Жабры | Легкие и трахеи |
Выделительная система | 2 зеленые железы | Мальпигиевы сосуды |
Кровеносная система | Незамкнутая, сердце: пятиугольной формы в виде трубочки | |
Нервная система | Узлового типа (окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка) | |
Органы размножения | Раздельнополые, оплодотворение внутреннее: самка- яичники, самец- семенники | |
Местообитания | В основном водные | Сухопутные |
Представители | Речной рак, краб, циклоп, дафния | Пауки, скорпионы, клещи |
Число пар усиков | 2 пары | отсутствуют |
Органы зрения | Пара сложных глаз на стебельках | Простые глаза от 2-12 |
Делаем вывод о чертах сходства и различия.
Вы молодцы, а теперь давайте немного подвигаемся и поиграем.
Физминутка.- Море волнуется раз..Самая интересная фигура животных замри, отомри.и присаживаемся.
- Пришло время поговорить о роли Паукообразных в биоценозе и жизни человека. А о многообразии Паукообразных вы подготовите сообщения к следующему уроку.
Итак о роли Паукообразных в биоценозе и жизни человека. Роль Паукообразных в природе очень велика.
- Паукообразные являются истребителями насекомых. По мнению ученых, они уничтожают гораздо больше насекомых, чем птицы и другие насекомоядные животные.
- Вызывают болезни человека и домашних животных — акариазы.
- Большой вред приносят растительноядные клещи, высасывая соки растений, вызывая усыхание.
- Некоторые клещи живут в зерновках хлебных злаков, муке и плодятся там, в большом количестве. Это делает продукты непригодными для употребления.
- Чесоточные клещи (зудни) поселяются на теле животных и человека, вызывая чесотку. Чтобы избежать заражения, необходимо следить за чистотой рук.
- Клещи являются переносчиками возбудителей энцефалита.
- Почвенные клещи активно участвуют в почвообразовательном процессе.
- Яд пауков – используют в медицине.
Как видно среди клещей много таких, которые вызывают серьезные заболевания. Наиболее опасным является клещевой энцефалит, переносчиком его является таежный клещ. Чтобы не заразиться, необходимо соблюдать меры профилактики
Неспецифическая профилактика включает - применение специальных
защитных костюмов или приспособленной одежды;
- использование отпугивающих средств – репеллентов.
Меры специфической профилактики:
профилактические прививки против клещевого энцефалита.
Урок подходит к концу, подведем итоги, что мы сегодня
узнали.
- Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
- Какие цели стояли перед нами сегодня на уроке?
- Что повторили?
- Что нового узнали?
- Над чем нам пришлось задуматься?
- Какие трудности возникли при изучении материала?
- Как вы с ними справились?
Дайте оценку своей работе.
- Пришло время записать домашнее задание: вам нужно
- выучить п. 25,
- повторить сравнительную таблицу, составленную на уроке.
- подготовить рассказ о скорпионах, клещах, или пауках. (по желанию) ;
- узнать откуда появилось название науки о пауках. (по желанию)
- Спасибо за активное сотрудничество на уроке. Всем хорошего дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».
Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...
Общая характеристика бактерий и грибов, их строение, жизнедеятельность и многообразие
презентация к уроку биологии в 6 классе при изучении темы грибы....
Тест 11 по теме "Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений".
Тест предназначен для подготовки к ЕГЭ....
План урока Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных .
план урока биологии 7класс, Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных . лабораторная работа, Особенности строения скелета млекопитаю...
Конспект урока естествознания в 5 классе на тему "Многообразие явлений природы"
Урок № 22Дата: 17.02Предмет: Естествознание.Класс: 5Тема урока: Многообразие явлений природы §35.Цель урока: - дать понятия о явлении природы, их многообразии и взаимосвязи...
Презентация для урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."
Презентация разработана для проведения урока биологии в 7 классе по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефал...