Информационные технологии в практике школы для слепых и слабовидящих детей.
материал по теме

Прыгунова Елена Владимировна

Информационные технологии в практике школы для слепых и слабовидящих детей.

 

Выступление на семинаре для учителей-дефектологов, слушателей курсов ИРО РТ «Использование инновационных технологий в социальной адаптации школьников с ОВЗ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_respubliku.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 172  III, IV  видов»

Информационные технологии в практике школы для слепых и слабовидящих детей.

Выступление на семинаре для учителей-дефектологов, слушателей курсов ИРО РТ «Использование инновационных технологий в социальной адаптации школьников с ОВЗ».

Учитель математики 2 квалификационной категории

Прыгунова Е.В.

г. Казань.  2011год,  май.

Создание равных условий для школьников  с ограниченными физическими возможностями начинается с создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности. Перспективным направлением в данном направлении коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых инновационных информационных технологий. Данные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.

Однако если в основу использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.

Психолого-педагогическими особенностями информационно-коммуникативных технологий являются:

  1.  усиление положительной мотивации обучения, активизация познавательной деятельности учащихся;
  2.  высокий эстетический и эмоциональный уровень уроков; наглядность;
  3. повышение объёма выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения ;
  4.  расширяется возможность самостоятельной деятельности;
  5.  обеспечение доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

В данном части своего выступления мне бы хотелось рассказать об устройствах, которые мы используем в нашей школе при работе со слабовидящими и слепыми ребятами на уроках. Специальные устройства, о которых далее пойдет речь, являются уникальными, предназначенными специально для использования слепыми и слабовидящими пользователями.

Голосовой синтезатор предназначен для совместной работы со специальным программным обеспечением, которое позволяет пользователю воспринимать информацию, отображаемую на экране, на слух. Для слепого пользователя такое оборудование дает возможность без помощи монитора работать с операционной системой и с такими программами, как текстовые редакторы, базы данных, электронные таблицы и т.д. Наши преподаватели русского языка и литературы активно используют на своих уроках читающую машину SARA, которая читает материал для наших учеников. Я её использую при работе с Марселем И., который, к сожалению, почти перестал видеть.

Брайлевский терминал представляет собой строку из 20-80 брайлевских ячеек, которые дублируют одну из строк дисплея (или часть строки) в виде брайлевского кода. Их использование является альтернативой работе с синтезаторами речи.

Специальный тифлотехнический компьютер с программой речевого доступа  Jaws for Windows является главной гордостью нашего компьютерного кабинета. Тотально слепые учащиеся нашей школы общаются и находят интересные учебные материалы в Интернете. Младшие школьники (начиная с 5 класса под руководством слепого учителя информатики) осваивают компьютер. Обучение даётся не всем. К сожалению, девочка 8 вида Алина не может понять происходящего. Остальные понимают важность навыков работы с компьютером, но учить клавиатуру тоже не всем пока хочется.

Часто используется  интерактивная доска Smart Board для увеличения и более интересного подачи учебного материала.

Сейчас мне бы хотелось продемонстрировать работу одного такого устройства под названием «Виктор Ридер СТРИМ», которое позволяет воспроизводить цифровые озвученные книги, имеет встроенный диктофон, а также позволяет копировать данные с компьютера на карту памяти.

Существует множество «говорящих» книг на флэш-картах. Для демонстрации прибора я выбрала комплект №2 карту №10 где есть произведения Зощенко, Булгакова, Маяковского, Есенина, Солженицына и Пикуля. Все произведения читают либо профессиональные актёры, либо авторы (Солженицын). В каждом произведении звучит музыка, передающая настрой эпохи.

С помощью кнопок мы можем передвигаться внутри книги, делать закладки на интересующих местах.

Также «Стрим» можно использовать и в качестве диктофона. Для примера я записала дополнительный материал по математике (о мерах длины).

Информационно-коммуникативные технологии должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. Инновационные технологии должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Надо всегда помнить, что инновации - это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.

В заключении еще раз подчеркну, что информатика и инновационные технологии в этой сфере - это области знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться. Участие в научно-практических конференциях, семинарах позволяет мне не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приемы, методы, новшества, которые каждый открывал для себя ежедневным кропотливым трудом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приглашение в театральную гостиную, или роль театрализации в развитии слепых и слабовидящих детей.

Эта работа представляет собой обобщение опыта по организации и проведению так называемой театральной гостиной в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Надеюсь, что она кому-то будет полезна....

Медико-трудовая карта для слепых и слабовидящих детей

Медико-трудовая карта для учащихся школ III-IV видов...

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...

Особенности преподавания информатики в школе для слепых и слабовидящих детей

В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с особенностями преподавния информатики в школе для слепых и слабовидящих детей. Она написана с учетом опыта работа с такими детьми....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе III-IV вида для слепых и слабовидящих детей

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в  коррекционной школе  III-IV вида для слепых и слабовидящих детей...

Презентация к выступлению на заседании МО "Рекомендации к проведению уроков в школе для слепых и слабовидящих детей"

Презентация к выступленю тифлопедагога Е.С. Яковлевой на заседании МО учителей естественно - математического цикла....

Применение интерактивных технологий в образовательном процессе слепых и слабовидящих детей.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются те технологии, которые позволяют педагогу создавать наиболее комфортные условия для обучения, взаимодействия между участниками учебного процесса и...