Применение интерактивных технологий в образовательном процессе слепых и слабовидящих детей.
методическая разработка

Сафронова Лариса Николаевна

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются те технологии, которые позволяют педагогу создавать наиболее комфортные условия для обучения, взаимодействия между участниками учебного процесса и саморазвития учащихся. Одними из таких технологий являются интерактивные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение интерактивных технологий  в образовательном процессе слепых и слабовидящих детей.

из опыта работы учителя информатики и ИКТ, Сафроновой Л.Н.

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня объектной активности учебной деятельности. В настоящее время наибольшей популярностью пользуются те технологии, которые позволяют педагогу создавать наиболее комфортные условия для обучения, взаимодействия между участниками учебного процесса и саморазвития учащихся. Одними из таких технологий являются интерактивные.
Интерактивные технологии – это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность, по заданным правилам        и        условиям. Интерактивные технологии один из вариантов коммуникативных технологий.
  Использование интерактивных технологий  на уроках информатики и тифлотехники является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей с ОВЗ, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Именно это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Интерактивные технологии в образовательном процессе направлены на решение одновременно нескольких педагогических задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков.

  Наукой установлено, что любой человек, имеющий ту или иную патологию физического развития, при создании соответствующих условий может стать полноценной личностью. На примере одного урока по предмету «Тифлотехника» я хочу поделиться своим опытом.

Урок ориентирован для подгруппы учащихся 9 класса, в которой два ученика тотально слепые, один ученик - незрячий со светоощущением. Учащийся со светоощущением имеет зрительные ощущения    с неправильной проекцией (не может правильно определять направление света), это не дает ему возможности использовать светоощущение при самостоятельной ориентировке в пространстве. У незрячих учащихся снижены скорость и точность восприятия, недостаточно сформированы полнота и целостность образов, возникают трудности в формировании и оперировании понятиями, трудности в концентрации внимания. У данной подгруппы в качестве ведущей учебно-познавательной ориентировочной деятельности выступает осязательное и слуховое восприятие.

Тема: «Поиск информации.

Ищем информацию в сети интернет»

Класс: 9

Тип  урока: Урок  открытия новых знаний. 

Цель        урока:
формировать умение  находить достоверную информацию в сети Интернет по интересующему вопросу, развивать критическое мышление;

Задачи        урока:
закрепление представлений учащихся  об обработке информации,  формировать представления учащихся о круге задач, связанных с поиском информации, практические навыки поиска информации в сети Интернет и сохранения найденной информации.

Планируемые результаты:

предметные: изучение различных поисковых систем и освоение технологии поиска информации в глобальной сети;

метапредметные: развитие коммуникативной компетенции; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); развитие смыслового чтения; осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

межпредметные: знать приемы поиска информации с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

личностные: владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Урок нацелен на формирование следующих УУД компетенций:

Личностные УУД: умение организовать свое рабочее время, распределить силы; получать знания и навыки, выходящих за рамки преподаваемой темы.

Познавательные УУД: формирование информационной культуры; умение искать информацию в различных поисковых системах; умение оформить результаты своей деятельности путем создания текстового документа; получение дополнительной информации о периоде правления Николая I.

Регулятивные УУДформирование умений находить пути достижения поставленной задачи, делать выводы; направление своей работы на результат.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, планировать свою деятельность.
Техническое оснащение урока: персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся,

Компьютерная тифлотехника для незрячих пользователей программа невизуального доступа JAWS for Windows, брайлевский дисплей.
В структуре урока выделены 
7 этапов:

1 этап. Организационный момент.

Урок начинается с приветствия. Рабочее место готово для работы.

2 этап. Обеспечение мотивации. Опрос обучающихся по заданному материалу.

Создается проблемная ситуация для подведения к теме урока, с помощью наводящих вопросов ученики самостоятельно формулируют тему урока;

Проводится опрос обучающихся для проверки их знаний и готовности к уроку.

По итогам  проводится рефлексия – ученики самостоятельно определяют свою готовность к уроку.

3 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Открытие нового знания.

С помощью наводящих вопросов и наглядного материала (презентация) выявлена проблема в поиске информации. В процессе изложения нового материала учителем, учащиеся самостоятельно приходят к выводу об основные элементы поисковых систем. О результатах и правилах поиска

Физкультминутка.

С помощью занимательного видеоролика физкультминутки создаются условия для снятия психологического напряжения и смены статической позы.

4 этап. Организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений.

На этом этапе для закрепления полученных знаний учащиеся самостоятельно осуществляют поиск информации в Интернете при помощи разных браузеров по обговоренному алгоритму. А также применяют знания, полученные ранее (работа в текстовом редакторе). Пополняют свои знания по историческому периоду России  в IX веке.

Учащиеся оценивают себя, проводят краткий анализ знаний и умений по теме.

6 этап. Домашнее задание.

Предполагает теоретическое повторение пройденного на уроке материала и решение практических задач входящих в ОГЭ (с учетом индивидуальных особенностей ребенка).

Домашнее задание имеет оптимальный объем и доступность, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.

7 этап. Итог урока. Рефлексия.

Подведение итогов по теме урока посредством диалога. Самооценка учащихся, получение учащимися информации о реальных результатах работы на уроке и сравнение с самооценкой.

Представленный ниже  фрагмент является четвертым этапом урока, этапом организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений. На этом этапе для закрепления полученных знаний учащиеся самостоятельно осуществляют поиск информации в Интернете при помощи разных браузеров по обговоренному алгоритму. А также применяют знания, полученные ранее (работа в текстовом редакторе). Пополняют свои знания по историческому периоду России  в IX веке.

Учащиеся оценивают себя, проводят краткий анализ знаний и умений по теме.

Описание стратегии по цепочки цель- деятельность –компетенция

Организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений

Учитель+ученик

Компетенции

Задачи:

определить практическую значимость знаний о правильном поиске информации;

направлять действия обучающихся в процессе практической работы (групповое, индивидуальное инструктирование).

Цель, которую учитель ставит перед учениками: научиться использовать поисковые серверы при поиске необходимой информации на практике. Самостоятельно определять вид деятельности для выполнения задания.

Цель, которую ставит перед собой учитель: сформировать у обучающихся потребность в самостоятельном поиске ответа на вопрос; создать условия для практического ознакомления с понятием поиска информации в сети Интернет.  

Для людей с ограниченными физическими возможностями особенно важно овладеть поиском информации в сети интернет и умением ее форматировать и сохранять. Что это дает? Даем ответ на вопрос полным предложением.  

Чтобы закрепить навыки поиска информации, предлагаю выполнить практическую работу.

Вы мне говорили, что вам нужно найти информацию о периоде правления Николая Iи Александра II, я предлагаю этим заняться.

сформулируем алгоритм поиска информации с помощью поисковых серверов: (дети проговаривают

  1. Открываем начальную страницу информационной системы.
  2. Уточняем область поиска.
  3. Вводим запрос на поиск информации.
  4. Нажимаем кнопку для начала поиска.
  5. После нахождения нужной ссылки щелкаем на ней мышью и переходим на страницу, которую разыскивали.

Мальчики, кого бы вы хотели видеть консультантом.  Кто сможет, скопируйте и сохраните информацию в текстовых редакторах.

Рефлексия. Подводим итог работы «Что я узнал….

Что получилось…»

Оцените собственную работу

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса;сотрудничество с учителем

Регулятивные УУД: формирование умений находить пути достижения поставленной задачи, делать выводы;

Регулятивные УУДформирование умений находить пути достижения поставленной задачи, делать выводы; работать на результат.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, сотрудничество с учителем

Познавательные УУД: формирование информационной культуры; умение искать информацию в различных поисковых системах; умение оформить результаты своей деятельности путем создания текстового документа; получение дополнительной информации.

Личностные УУД: умение организовать свое рабочее время, распределить силы; получать знания и навыки, выходящих за рамки преподаваемой темы.

Регулятивные УУД: делать выводы; направле

ние своей работы на результат.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог, сотрудничество с учителем

Методами оценочной деятельности УУД компетенций, используемыми на данном этапе урока, считаю наблюдение и практическая работа, обучающиеся     осуществляют учебные действия по намеченному плану, учитель консультирует процесс. Формами оценивания использовались индивидуальные и устный опрос. Применялись формы самоконтроля. Инструментарием контроля использовались вопросы-задания, отражающие формирование УУД. Ребята   дают   оценку своей деятельности по её результатам. Процесс обучения на представленном фрагменте осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.  Применялась интерактивная технология, а именно, обсуждение вопроса  в общем кругу. Мною были использованы методы обучения: словесные (беседа); практические, социальные, методы самоконтроля.

В ходе урока была организована индивидуальная работа учащихся, что оказалась наиболее эффективной (практическая работа на ПК). Учащиеся применили, полученные теоретические знания на практике.

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, практико – ориентированное задание по предмету история, объем и характер практической работы).

                 Изучение данной темы в дальнейшем способствует социальной адаптации учащихся. Учащиеся, полностью лишенные зрения, вполне могут вести практически полноценное общение с компьютерным миром, а через него и со всем обществом. На  данном этапе учитывался уровень подготовки учащихся.

В ходе урока мною была использована современная образовательная технология в соответствии с требованиями ФГОС, а именно, информационно-коммуникативная (ИКТ) технология. На всем этапе урока использованы элементы здоровьясбережения, соблюдение правильной осанки при работе за компьютером.

Так как в данную подгруппу входят незрячие учащиеся, мною разработано и использованы   упражнения слепого ориентирования на клавиатуре, т.е. ориентирование в микропространстве, для незрячих. Учащиеся применяют данные упражнения. «Горячие» клавиши клавиатуры запоминают по месту расположения, используют данные навыки при работе с клавиатурой.

Индикатором, по которым можно проследить, достигнута ли цель урока, считаю, является рефлексия, как  наиболее эффективный прием проверки на представленном этапе урока.  В данном случае  использовался прием незаконченного предложения. Учащиеся анализировали свою работу, ставили цели, что знать и уметь в дальнейшем.

В заключении, хочется сказать, чтобы адаптироваться в современной жизни, победить в конкуренции со зрячими, слепому и слабовидящему необходимо быть первоклассным специалистом, широко образованным и профессионально пригодным в обществе. Умение применять ИКТ, позволяет работать с информацией, получать навыки работы с техникой, легче адаптироваться в обществе.

Краткие сведение о курсе «Тифлотехника»

Курс «Тифлотехника», введенный ФГОС, нацелен на овладение и   применение незрячими учащимися  компьютерными тифлотехнологиями, которые  направлены  на устранение специфических трудностей в получении информации, обусловленных недостатком или отсутствием зрения. В результате введенного предмета, повышается самостоятельность учебной деятельности, обеспечивается независимость от посторонней помощи, облегчается выполнение требований образовательного процесса, современное развитие ИКТ   позволяет создавать благоприятные условия для получения полноценного, качественного и конкурентоспособного образования всем членам общества,  независимо от их физических возможностей. Современные информационные технологии способны стать мощным дидактическим и коммуникационным инструментом, который обеспечивает полноценное участие незрячих в развитии общества.  

Список литературы:

  1. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.,2015г.
  2. Соколов В.В., «Особенности обучения детей с глубоким нарушением зрения современным компьютерным технологиям» //Дефектология.-2013.-№4;
  3. Швецов В.И. «Использование информационных компьютерных технологий в образовании лиц с глубоким нарушением зрения», 2004г.
  4. Толыпина, Ю. А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе / Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 300-301.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приглашение в театральную гостиную, или роль театрализации в развитии слепых и слабовидящих детей.

Эта работа представляет собой обобщение опыта по организации и проведению так называемой театральной гостиной в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Надеюсь, что она кому-то будет полезна....

Медико-трудовая карта для слепых и слабовидящих детей

Медико-трудовая карта для учащихся школ III-IV видов...

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе III-IV вида для слепых и слабовидящих детей

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в  коррекционной школе  III-IV вида для слепых и слабовидящих детей...

Система оценивания образовательных достижений слепых и слабовидящих учащихся на уроках русского языка и литературы

В специальной школе для детей с нарушением зрения эта проблема оценивания стоит более остро, чем в обычных школах.  Поскольку здесь, кроме оценки знаний и умений школьников по предмету, оценивают...

Образовательные потребности слепых и слабовидящих детей на уроках информатики

Для реализации возможностей каждого ребенка с ОВЗ, необходим учет особенностей обучения и (ре)абилитации каждой категории детей с отклоняющимся развитием. Основой этого учета должны быть знания образо...

Применение графической наглядности на уроках информатики для слепых и слабовидящих детей.

Особенности графической наглядности для детей с нарушением зрения...