Применение интерактивных технологий в образовательном процессе слепых и слабовидящих детей.
методическая разработка
В настоящее время наибольшей популярностью пользуются те технологии, которые позволяют педагогу создавать наиболее комфортные условия для обучения, взаимодействия между участниками учебного процесса и саморазвития учащихся. Одними из таких технологий являются интерактивные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/primenenie_inter_texnolog.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение интерактивных технологий в образовательном процессе слепых и слабовидящих детей.
из опыта работы учителя информатики и ИКТ, Сафроновой Л.Н.
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня объектной активности учебной деятельности. В настоящее время наибольшей популярностью пользуются те технологии, которые позволяют педагогу создавать наиболее комфортные условия для обучения, взаимодействия между участниками учебного процесса и саморазвития учащихся. Одними из таких технологий являются интерактивные.
Интерактивные технологии – это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность, по заданным правилам и условиям. Интерактивные технологии один из вариантов коммуникативных технологий. Использование интерактивных технологий на уроках информатики и тифлотехники является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей с ОВЗ, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Именно это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Интерактивные технологии в образовательном процессе направлены на решение одновременно нескольких педагогических задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков.
Наукой установлено, что любой человек, имеющий ту или иную патологию физического развития, при создании соответствующих условий может стать полноценной личностью. На примере одного урока по предмету «Тифлотехника» я хочу поделиться своим опытом.
Урок ориентирован для подгруппы учащихся 9 класса, в которой два ученика тотально слепые, один ученик - незрячий со светоощущением. Учащийся со светоощущением имеет зрительные ощущения с неправильной проекцией (не может правильно определять направление света), это не дает ему возможности использовать светоощущение при самостоятельной ориентировке в пространстве. У незрячих учащихся снижены скорость и точность восприятия, недостаточно сформированы полнота и целостность образов, возникают трудности в формировании и оперировании понятиями, трудности в концентрации внимания. У данной подгруппы в качестве ведущей учебно-познавательной ориентировочной деятельности выступает осязательное и слуховое восприятие.
Тема: «Поиск информации.
Ищем информацию в сети интернет»
Класс: 9
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока:
формировать умение находить достоверную информацию в сети Интернет по интересующему вопросу, развивать критическое мышление;
Задачи урока:
закрепление представлений учащихся об обработке информации, формировать представления учащихся о круге задач, связанных с поиском информации, практические навыки поиска информации в сети Интернет и сохранения найденной информации.
Планируемые результаты:
предметные: изучение различных поисковых систем и освоение технологии поиска информации в глобальной сети;
метапредметные: развитие коммуникативной компетенции; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); развитие смыслового чтения; осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
межпредметные: знать приемы поиска информации с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
личностные: владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Урок нацелен на формирование следующих УУД компетенций:
Личностные УУД: умение организовать свое рабочее время, распределить силы; получать знания и навыки, выходящих за рамки преподаваемой темы.
Познавательные УУД: формирование информационной культуры; умение искать информацию в различных поисковых системах; умение оформить результаты своей деятельности путем создания текстового документа; получение дополнительной информации о периоде правления Николая I.
Регулятивные УУД: формирование умений находить пути достижения поставленной задачи, делать выводы; направление своей работы на результат.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, планировать свою деятельность.
Техническое оснащение урока: персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся,
Компьютерная тифлотехника для незрячих пользователей программа невизуального доступа JAWS for Windows, брайлевский дисплей.
В структуре урока выделены 7 этапов:
1 этап. Организационный момент.
Урок начинается с приветствия. Рабочее место готово для работы.
2 этап. Обеспечение мотивации. Опрос обучающихся по заданному материалу.
Создается проблемная ситуация для подведения к теме урока, с помощью наводящих вопросов ученики самостоятельно формулируют тему урока;
Проводится опрос обучающихся для проверки их знаний и готовности к уроку.
По итогам проводится рефлексия – ученики самостоятельно определяют свою готовность к уроку.
3 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Открытие нового знания.
С помощью наводящих вопросов и наглядного материала (презентация) выявлена проблема в поиске информации. В процессе изложения нового материала учителем, учащиеся самостоятельно приходят к выводу об основные элементы поисковых систем. О результатах и правилах поиска
Физкультминутка.
С помощью занимательного видеоролика физкультминутки создаются условия для снятия психологического напряжения и смены статической позы.
4 этап. Организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений.
На этом этапе для закрепления полученных знаний учащиеся самостоятельно осуществляют поиск информации в Интернете при помощи разных браузеров по обговоренному алгоритму. А также применяют знания, полученные ранее (работа в текстовом редакторе). Пополняют свои знания по историческому периоду России в IX веке.
Учащиеся оценивают себя, проводят краткий анализ знаний и умений по теме.
6 этап. Домашнее задание.
Предполагает теоретическое повторение пройденного на уроке материала и решение практических задач входящих в ОГЭ (с учетом индивидуальных особенностей ребенка).
Домашнее задание имеет оптимальный объем и доступность, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.
7 этап. Итог урока. Рефлексия.
Подведение итогов по теме урока посредством диалога. Самооценка учащихся, получение учащимися информации о реальных результатах работы на уроке и сравнение с самооценкой.
Представленный ниже фрагмент является четвертым этапом урока, этапом организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений. На этом этапе для закрепления полученных знаний учащиеся самостоятельно осуществляют поиск информации в Интернете при помощи разных браузеров по обговоренному алгоритму. А также применяют знания, полученные ранее (работа в текстовом редакторе). Пополняют свои знания по историческому периоду России в IX веке.
Учащиеся оценивают себя, проводят краткий анализ знаний и умений по теме.
Описание стратегии по цепочки цель- деятельность –компетенция
Организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений | Учитель+ученик | Компетенции |
Задачи: определить практическую значимость знаний о правильном поиске информации; направлять действия обучающихся в процессе практической работы (групповое, индивидуальное инструктирование). Цель, которую учитель ставит перед учениками: научиться использовать поисковые серверы при поиске необходимой информации на практике. Самостоятельно определять вид деятельности для выполнения задания. Цель, которую ставит перед собой учитель: сформировать у обучающихся потребность в самостоятельном поиске ответа на вопрос; создать условия для практического ознакомления с понятием поиска информации в сети Интернет. | Для людей с ограниченными физическими возможностями особенно важно овладеть поиском информации в сети интернет и умением ее форматировать и сохранять. Что это дает? Даем ответ на вопрос полным предложением. Чтобы закрепить навыки поиска информации, предлагаю выполнить практическую работу. Вы мне говорили, что вам нужно найти информацию о периоде правления Николая Iи Александра II, я предлагаю этим заняться. сформулируем алгоритм поиска информации с помощью поисковых серверов: (дети проговаривают
Мальчики, кого бы вы хотели видеть консультантом. Кто сможет, скопируйте и сохраните информацию в текстовых редакторах. Рефлексия. Подводим итог работы «Что я узнал…. Что получилось…» Оцените собственную работу | Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса;сотрудничество с учителем Регулятивные УУД: формирование умений находить пути достижения поставленной задачи, делать выводы; Регулятивные УУД: формирование умений находить пути достижения поставленной задачи, делать выводы; работать на результат. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, сотрудничество с учителем Познавательные УУД: формирование информационной культуры; умение искать информацию в различных поисковых системах; умение оформить результаты своей деятельности путем создания текстового документа; получение дополнительной информации. Личностные УУД: умение организовать свое рабочее время, распределить силы; получать знания и навыки, выходящих за рамки преподаваемой темы. Регулятивные УУД: делать выводы; направле ние своей работы на результат. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог, сотрудничество с учителем |
Методами оценочной деятельности УУД компетенций, используемыми на данном этапе урока, считаю наблюдение и практическая работа, обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, учитель консультирует процесс. Формами оценивания использовались индивидуальные и устный опрос. Применялись формы самоконтроля. Инструментарием контроля использовались вопросы-задания, отражающие формирование УУД. Ребята дают оценку своей деятельности по её результатам. Процесс обучения на представленном фрагменте осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Применялась интерактивная технология, а именно, обсуждение вопроса в общем кругу. Мною были использованы методы обучения: словесные (беседа); практические, социальные, методы самоконтроля.
В ходе урока была организована индивидуальная работа учащихся, что оказалась наиболее эффективной (практическая работа на ПК). Учащиеся применили, полученные теоретические знания на практике.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, практико – ориентированное задание по предмету история, объем и характер практической работы).
Изучение данной темы в дальнейшем способствует социальной адаптации учащихся. Учащиеся, полностью лишенные зрения, вполне могут вести практически полноценное общение с компьютерным миром, а через него и со всем обществом. На данном этапе учитывался уровень подготовки учащихся.
В ходе урока мною была использована современная образовательная технология в соответствии с требованиями ФГОС, а именно, информационно-коммуникативная (ИКТ) технология. На всем этапе урока использованы элементы здоровьясбережения, соблюдение правильной осанки при работе за компьютером.
Так как в данную подгруппу входят незрячие учащиеся, мною разработано и использованы упражнения слепого ориентирования на клавиатуре, т.е. ориентирование в микропространстве, для незрячих. Учащиеся применяют данные упражнения. «Горячие» клавиши клавиатуры запоминают по месту расположения, используют данные навыки при работе с клавиатурой.
Индикатором, по которым можно проследить, достигнута ли цель урока, считаю, является рефлексия, как наиболее эффективный прием проверки на представленном этапе урока. В данном случае использовался прием незаконченного предложения. Учащиеся анализировали свою работу, ставили цели, что знать и уметь в дальнейшем.
В заключении, хочется сказать, чтобы адаптироваться в современной жизни, победить в конкуренции со зрячими, слепому и слабовидящему необходимо быть первоклассным специалистом, широко образованным и профессионально пригодным в обществе. Умение применять ИКТ, позволяет работать с информацией, получать навыки работы с техникой, легче адаптироваться в обществе.
Краткие сведение о курсе «Тифлотехника»
Курс «Тифлотехника», введенный ФГОС, нацелен на овладение и применение незрячими учащимися компьютерными тифлотехнологиями, которые направлены на устранение специфических трудностей в получении информации, обусловленных недостатком или отсутствием зрения. В результате введенного предмета, повышается самостоятельность учебной деятельности, обеспечивается независимость от посторонней помощи, облегчается выполнение требований образовательного процесса, современное развитие ИКТ позволяет создавать благоприятные условия для получения полноценного, качественного и конкурентоспособного образования всем членам общества, независимо от их физических возможностей. Современные информационные технологии способны стать мощным дидактическим и коммуникационным инструментом, который обеспечивает полноценное участие незрячих в развитии общества.
Список литературы:
- Информатика. 5–6 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.,2015г.
- Соколов В.В., «Особенности обучения детей с глубоким нарушением зрения современным компьютерным технологиям» //Дефектология.-2013.-№4;
- Швецов В.И. «Использование информационных компьютерных технологий в образовании лиц с глубоким нарушением зрения», 2004г.
- Толыпина, Ю. А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе / Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 300-301.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приглашение в театральную гостиную, или роль театрализации в развитии слепых и слабовидящих детей.
Эта работа представляет собой обобщение опыта по организации и проведению так называемой театральной гостиной в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Надеюсь, что она кому-то будет полезна....
Медико-трудовая карта для слепых и слабовидящих детей
Медико-трудовая карта для учащихся школ III-IV видов...
доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».
В докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия и уроков развития мимики и пантомимики в познавательной деятельности ...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе III-IV вида для слепых и слабовидящих детей
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе III-IV вида для слепых и слабовидящих детей...
Система оценивания образовательных достижений слепых и слабовидящих учащихся на уроках русского языка и литературы
В специальной школе для детей с нарушением зрения эта проблема оценивания стоит более остро, чем в обычных школах. Поскольку здесь, кроме оценки знаний и умений школьников по предмету, оценивают...
Образовательные потребности слепых и слабовидящих детей на уроках информатики
Для реализации возможностей каждого ребенка с ОВЗ, необходим учет особенностей обучения и (ре)абилитации каждой категории детей с отклоняющимся развитием. Основой этого учета должны быть знания образо...
Применение графической наглядности на уроках информатики для слепых и слабовидящих детей.
Особенности графической наглядности для детей с нарушением зрения...