Выступление на семинаре воспитателей школ-интернатов и детских домов Курской области на тему "Роль мониторинговых исследований в условиях школы-интерната"
статья на тему
Опыт использования образовательного мониторинга, как эффективного инструмента повышения качества воспитания в условиях школ-интернатов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Роль мониторинговых исследований в условиях школы-интерната»
(Калмыкова Елена Николаевна-воспитатель высшей категории
ОКООУСТ Клюквинской санаторной школы-интерната)
Чтобы воспитать человека во всех отношениях,
нужно знать его во всех отношениях.
К.Д.Ушинский
Мониторинг в воспитании - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в образовательном учреждении, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.
Цель: Повышение эффективности и качества воспитательного процесса в школе.
Мониторинговые исследования в работе воспитателя - это деятельность, направленная на выявление результатов развития личности ребёнка, на формирование детского коллектива, на отслеживание динамики развития классного коллектива в целом.
Областное казенное оздоровительное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, ориентировано на обучение, воспитание и лечение учащихся, развитие их физических, психологических, интеллектуальных особенностей, а также на обеспечение образовательных потребностей учащихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов.
Непременным условием эффективной воспитательной работы с детьми в нашей школе - интернате является совместная работа со специалистами – это психолог, логопед, социальный педагог, медицинские работники, администрация школы, классный руководитель, воспитатели, родители.
В должностные обязанности воспитателя, входит огромное количество аспектов, призванных воспитать нового человека, способного найти своё место в жизни и стать достойным гражданином общества.
Процесс становления личности обучающихся осуществляется в результате проведения мониторинговых исследований, т.е. правильного, эффективного подбора диагностик развития воспитателя и конкретно каждого ребёнка.
Наиболее эффективно проведение мониторинга в школе-интернате, где больше возможностей для реализации потенциала ребёнка, для развития познавательных и других интересов.
В современных условиях, в образовательных учреждениях существует задача создания системы мониторинга воспитательного процесса. Решение данной задачи позволит, как всему коллективу педагогов, так и конкретно каждому педагогу выстроить логику воспитательного процесса с неуклонным повышением качества воспитания.
Мониторинг ( от лат.monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ.monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это сравнительно новое, современное средство обнаружения проблем позволяет по-другому взглянуть, на весь учебно-воспитательный процесс.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя к нему среда. В качестве предмета изучения воспитания может выступать уровень воспитанности учащихся.
Воспитанность - это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщённой форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям). Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
-конкретизировать цели воспитательной работы;
- дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем
воспитанности;
- обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
- обосновать выбор содержания и методов воспитания;
-соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным
результатом;
- видеть близкие и более отдалённые результаты воспитательной
системы.
Мониторинг качества воспитания имеет свою специфическую особенность, поскольку рассматривает особые морально - этические, социальные отношения, поэтому получаемые в ходе наблюдения и отслеживания показатели, носят не статистический, а динамический и противоречивый характер. В этом своеобразие мониторинга воспитательного процесса, и этот фактор необходимо учитывать в процессе его организации.
Сущностью технологии мониторинга воспитательного процесса является последовательное выполнение следующих взаимосвязанных этапов;
- формирование основных требований к мониторингу (цели, критерии, программа);
- определения объектов исследования и наблюдения;
- разработка содержания мониторинга;
- реализация программы контроля, наблюдения в соответствии со сроками его проведения;
- анализ результатов, согласование информации организаторами мониторинга;
- коррекция воспитательного процесса на основе полученных результатов мониторинга;
- оценивание степени удовлетворённости качеством образовательных, воспитательных услуг;
- выявление нерешённых проблем на результатирующем этапе;
- прогнозирование развития воспитательной системы;
-переход на новый уровень развития.
В нашей школе текущий мониторинг воспитанности изучается несколько лет, для его определения мы использовали диагностическую программу М.И. Шиловой.
Школьники оцениваются по признакам и уровням формирующихся качеств ( от высокого уровня до недопустимого)
Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.
Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, хотя активная общественная позиция ещё отсутствует.
Низкий уровень воспитанности представляется слабым, ещё неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Недопустимый уровень воспитанности школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.
В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматриваются следующие показатели:
Отношения к учёбе | Отношение к труду | Отношение к людям |
Отношение к себе | Стремление к здоровому образу жизни | Патриотизм |
Эстетический вкус |
Текущий мониторинг воспитанности обучающихся определяет направленность потребностей, желаний ребёнка, выявляет особенности его характера; даёт возможность наблюдать за развитием ребёнка, вовремя оказать ему помощь, определить направленность и эффективность коррекционной работы. Текущий мониторинг проводится воспитателем и классным руководителем с конкретным обучающимся и классом в целом.
Признаки проявления воспитанности по каждому показателю оцениваются в баллах:
Ярко проявляются 5 баллов
Проявляются 4 балла
Слабо проявляются 3 балла
Не проявляются 2 балла
Результаты исследования вносятся воспитателем в итоговые ведомости. На основании данных строится диаграмма уровня воспитанности в процентном соотношении вначале в классе, а потом по классам. Проанализировав результаты, воспитатель строит новые планы, привлекает новые средства, продумывает новые варианты взаимодействия с воспитанниками.
Оценка качества воспитанности - чрезвычайно важный процесс. При оценивании необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся.
Каждый воспитатель должен овладеть приёмами самопознания, рефлексии и обучить обучающихся познанию себя, самоанализу, составлению программ самовоспитания и саморазвития.
Осуществляя мониторинг воспитательного процесса в детском коллективе путём диагностических исследований (анкетирование, наблюдение, анализ портфолио детей) можно проследить степень включённости детей класса в классные и школьные мероприятия, проекты, программы. А также микроклимат в классе, отношения между учащимися и педагогом. В своей работе воспитатели используют различные инновационные технологии воспитания для создания благоприятного психологического климата.
Мониторинговые исследования помогают отслеживать динамику развития классного коллектива, выявляют результаты личности каждого ребенка, помогают воспитателю в формировании детского коллектива, что ведет к эффективности воспитательного процесса.
Необходимо продолжать работу по формированию у обучающихся эмоционально-положительного отношения к знаниям, формировать высоко нравственные принципы честности, порядочности, сострадания через внеклассные и внеурочные мероприятия. Воспитывать чувство патриотизма, формировать у учащихся потребность к здоровому образу жизни. Продолжить работу над повышением уровня воспитанности в целом. Особое внимание обращать на учащихся старших классов и учащихся, которые только недавно влились в коллектив.
Миссия школы - интерната:
Школа-интернат – это дом, в котором каждый ребёнок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей и для людей.
Закончить свое выступление хотелось бы словами академика М.М. Поташника: «Эффективным может быть управление только исследовательского характера, основанное на мониторинге текущих, конечных и обязательно отдаленных результатов образования».
Литература:
1. В.В.Елисеев Мониторинг результатов работы школы и условий, обеспечивающих их достижение // Завуч. 2003. №4. С.44-65.
2. Д.С.Исаев, С.Н.Исаева Система мониторинга учебно-воспитательной работы// Мониторинг качества образования. – Тверь: Тверской государственный технический университет, 2006. – С.77-88.
3. П.Степанов Проблемы мониторинга воспитательной системы школы // Воспитательная работа в школе. 2006. №4. С.2001. №5. С.42-50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Охрана здоровья учащихся в условиях школы – интерната и групп продлённого дня. (выступление на РМО воспитателей)
Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспи...
План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»
План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...
Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возроста в условиях школы - интерната"
В данной работе описанны проблемы адаптации к условиям проживания в школе - интернате детей из числа кочевых семей...
"Формирование толерантности как нравственной основы личности умственно - отсталого обучающегося в условиях школы - интерната". Выступление на семинаре по дефектологии.
Толерантность - нравственная основа личности....
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ
Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...
выступление на семинаре по дефектологии по теме "гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната
выступление на семинаре по дефектологии...
Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях школы - интерната.(выступление из опыта работы на конкурсе "Воспитатель года")
laquo;Как хорошо , когда у человека есть возможность выбрать себе профессиюне по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями» Для учащихся старших классов выбор ...