Выступление на семинаре воспитателей школ-интернатов и детских домов Курской области на тему "Роль мониторинговых исследований в условиях школы-интерната"
статья на тему

Калмыкова Елена_Николаевна

Опыт использования образовательного мониторинга, как эффективного инструмента повышения качества воспитания в условиях школ-интернатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Роль мониторинговых исследований в условиях школы-интерната»

(Калмыкова Елена Николаевна-воспитатель высшей категории

ОКООУСТ Клюквинской санаторной школы-интерната)

                                                       Чтобы воспитать человека во всех отношениях,

                                                                  нужно знать его во всех отношениях.

                                                                                     К.Д.Ушинский

         Мониторинг в воспитании - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в образовательном учреждении, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.

Цель: Повышение эффективности и качества воспитательного процесса  в школе.

Мониторинговые исследования в работе воспитателя - это деятельность, направленная на выявление результатов развития личности ребёнка, на формирование детского коллектива, на отслеживание динамики развития классного коллектива в целом.

         Областное казенное оздоровительное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, ориентировано на обучение, воспитание и лечение учащихся, развитие их физических, психологических, интеллектуальных особенностей, а также на обеспечение образовательных потребностей учащихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов.

         Непременным условием эффективной воспитательной работы с детьми в нашей школе - интернате является совместная работа со специалистами – это психолог, логопед, социальный педагог, медицинские работники, администрация школы, классный руководитель, воспитатели, родители.

         В должностные обязанности воспитателя, входит огромное количество аспектов, призванных воспитать нового человека, способного найти своё место в жизни и стать достойным гражданином общества.

         Процесс становления   личности обучающихся осуществляется в результате проведения мониторинговых исследований, т.е. правильного, эффективного подбора диагностик развития воспитателя и конкретно каждого ребёнка.

Наиболее эффективно проведение мониторинга в школе-интернате, где больше возможностей для реализации потенциала ребёнка, для развития познавательных и других интересов.

         В современных условиях,  в образовательных учреждениях существует задача создания системы мониторинга воспитательного процесса. Решение данной задачи позволит,  как всему  коллективу педагогов, так и конкретно каждому педагогу выстроить логику воспитательного процесса с неуклонным повышением качества воспитания.

Мониторинг ( от лат.monitor  – тот, кто напоминает, предупреждает; англ.monitoring                           – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это сравнительно новое, современное средство обнаружения проблем позволяет по-другому  взглянуть,  на весь учебно-воспитательный процесс.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя к нему среда. В качестве предмета изучения воспитания может выступать уровень воспитанности учащихся.

Воспитанность - это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщённой форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе,  к труду, к людям). Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

           -конкретизировать цели воспитательной работы;

       - дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем  

         воспитанности;

       - обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

       - обосновать выбор содержания и методов воспитания;

        -соотнести промежуточный  с первоначально зафиксированным

         результатом;

        - видеть близкие и более отдалённые результаты воспитательной

системы.

Мониторинг качества воспитания имеет свою специфическую особенность, поскольку рассматривает особые морально - этические,  социальные отношения,  поэтому получаемые в ходе наблюдения и отслеживания показатели,  носят не статистический, а динамический  и противоречивый характер. В этом своеобразие мониторинга воспитательного процесса, и этот фактор необходимо учитывать в процессе его организации.

         Сущностью технологии мониторинга воспитательного процесса является последовательное выполнение следующих взаимосвязанных этапов;

- формирование основных требований к мониторингу (цели, критерии, программа);

- определения объектов исследования и наблюдения;

- разработка содержания мониторинга;

- реализация программы контроля, наблюдения в соответствии со сроками его проведения;

- анализ результатов, согласование информации организаторами мониторинга;

- коррекция воспитательного процесса на основе полученных результатов мониторинга;

- оценивание степени удовлетворённости качеством образовательных,  воспитательных услуг;  

- выявление нерешённых проблем на результатирующем  этапе;

- прогнозирование развития воспитательной системы;

-переход на новый уровень развития.  

         В нашей школе  текущий мониторинг воспитанности  изучается несколько лет,  для  его определения  мы использовали диагностическую программу М.И. Шиловой.

Школьники оцениваются по признакам   и уровням формирующихся качеств ( от высокого уровня до недопустимого)

   Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

   Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, хотя активная общественная позиция ещё  отсутствует.

   Низкий уровень воспитанности представляется слабым, ещё неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших  и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

     Недопустимый уровень воспитанности школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.

 

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматриваются следующие показатели:

Отношения к учёбе

Отношение к труду

Отношение к людям

Отношение  к себе

Стремление к здоровому образу жизни

Патриотизм

Эстетический вкус

Текущий мониторинг воспитанности обучающихся определяет направленность потребностей, желаний  ребёнка, выявляет особенности его характера; даёт возможность наблюдать за развитием  ребёнка, вовремя оказать ему помощь, определить направленность и эффективность коррекционной работы. Текущий мониторинг проводится воспитателем и классным руководителем с конкретным обучающимся и классом в целом.

Признаки проявления воспитанности по каждому показателю оцениваются в баллах:

      Ярко проявляются        5 баллов

      Проявляются                   4 балла

      Слабо проявляются      3 балла

      Не проявляются            2  балла

Результаты исследования вносятся воспитателем в итоговые ведомости. На основании данных строится диаграмма уровня воспитанности в процентном соотношении вначале в классе, а потом по классам.  Проанализировав результаты, воспитатель строит новые планы, привлекает новые средства, продумывает новые варианты взаимодействия с воспитанниками.

Оценка качества воспитанности - чрезвычайно важный процесс. При оценивании необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся.

         Каждый воспитатель должен овладеть приёмами самопознания, рефлексии и обучить  обучающихся познанию себя, самоанализу, составлению программ самовоспитания  и саморазвития.

         Осуществляя мониторинг воспитательного процесса в детском коллективе путём диагностических исследований  (анкетирование, наблюдение, анализ портфолио  детей) можно проследить степень включённости детей класса в классные и школьные мероприятия, проекты, программы. А также микроклимат в классе, отношения между учащимися и педагогом. В своей работе воспитатели используют различные инновационные технологии воспитания для создания благоприятного психологического климата.

Мониторинговые исследования помогают отслеживать динамику развития классного коллектива, выявляют результаты личности каждого ребенка, помогают воспитателю в формировании детского коллектива, что ведет к эффективности воспитательного процесса.

 Необходимо продолжать работу по формированию у обучающихся эмоционально-положительного отношения к знаниям, формировать высоко нравственные принципы честности, порядочности, сострадания через внеклассные и внеурочные мероприятия. Воспитывать чувство патриотизма, формировать у учащихся  потребность к здоровому образу жизни. Продолжить работу над повышением уровня воспитанности в целом. Особое внимание обращать на учащихся старших классов и учащихся, которые только недавно влились в коллектив.

        Миссия школы - интерната:

Школа-интернат – это дом, в котором каждый ребёнок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной,  эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей и для людей.

Закончить свое выступление хотелось бы словами академика М.М. Поташника: «Эффективным может быть управление только исследовательского характера, основанное на мониторинге текущих, конечных и обязательно отдаленных результатов образования».

       

Литература:

1. В.В.Елисеев Мониторинг результатов работы школы и условий, обеспечивающих их достижение // Завуч. 2003. №4. С.44-65.

2. Д.С.Исаев, С.Н.Исаева Система мониторинга учебно-воспитательной работы// Мониторинг качества образования. – Тверь: Тверской государственный технический университет, 2006. – С.77-88.

3. П.Степанов Проблемы мониторинга воспитательной системы школы // Воспитательная работа в школе. 2006. №4. С.2001. №5. С.42-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана здоровья учащихся в условиях школы – интерната и групп продлённого дня. (выступление на РМО воспитателей)

Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспи...

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...

Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возроста в условиях школы - интерната"

В данной работе описанны проблемы адаптации к условиям проживания в школе - интернате детей из числа кочевых семей...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях школы - интерната.(выступление из опыта работы на конкурсе "Воспитатель года")

laquo;Как хорошо , когда у человека есть возможность выбрать себе профессиюне по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»  Для учащихся старших классов выбор ...