Дополнительная образовательная программа «Занимательная наука»
рабочая программа (5 класс) на тему

Лютоева Нина Станиславовна

Дополнительная образовательная программа  «Занимательная наука» основана на интеграции физики и химии и биологии, объяснения наблюдаемых природных явлений на их основе. Предназначена для детей 5-6 классов коррекционных школ 8 вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanim_nauka.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида» с.Усть-Кулом

«Утверждаю»

Директор

_____        /______________        /

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

Рассмотрено на заседании МО______________

Руководитель МО

_____        /______________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____        /______________        /

ФИО

«___» _________        20__г.

Рассмотрено на педагогическом совете.

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

Дополнительная образовательная программа

«Занимательная наука»

Программа составлена учителем старших классов Лютоевой Н.С.

Срок реализации программы: 1 год.

Программа рассчитана на учащихся 12-13 лет.

                        

Пояснительная записка

Программа «Занимательная наука» основана на интеграции физики и химии и биологии, объяснения наблюдаемых природных явлений на их основе.

Ведущая идея программы – показать единство природных процессов,

                                              общность законов, применимых к явлениям

                                              живой и неживой природы.

        Цель программы – способствовать развитию интереса к естественным

                                 наукам, формированию мировоззрению учащихся.

Задачи программы – расширение знаний учащихся;

                            приобретение практических, информационных,            

                            коммуникативных умений учащихся;

                                    развитие интеллектуальных и творческих способностей

                                    в процессе выполнения опытов,

                                     экологическое воспитание школьников.

        Для решения поставленных задач  используется технология личностно ориентированного обучения  (ситуация успеха, возможность выбора, атмосфера сотрудничества, рефлексия) и межпредметных связей.

        Занятия факультатива предполагают не только приобретение дополнительных знаний, но и развитие способности у учащихся самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения. На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.

        

        

        Ожидаемый результат. К концу занятий учащиеся должны уметь объяснять природные явления соответствующими научными явлениями, пользоваться дополнительными источниками информации, приобретать навыки работы с приборами: весами, секундомером, термометром и другими.

         Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 12-13 лет.

Срок реализации программы – 1 учебный год, этапы изучения – по четвертям.

         Ведущие формы проведения уроков: беседы, практические работы, обмен информацией, наблюдение  и опыты, игры, и другие формы,  при этом активно используется наглядность, создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт учащихся. Занятия включены в расписание и проводятся 1 раз в неделю в первую половину дня.

         Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать: понятия физическое тело, вещество, явление, виды сил, масса, инерция, невесомость, звук, строение вещества, основные положения теории строения вещества;  понятия плавление, испарение,  заряд, электризация, электрический ток, действия электрического тока; : свет, источники света, тень, рассеивающие и собирающие линзы, законы распространения света на качественном уровне; химическая реакция.

Учащиеся должны уметь: пользоваться отвесом; весами, секундомером; уметь измерять температуру тела; объяснять образование звука и эхо, изготавливать источники звука, объяснять голосообразование.

Учащиеся должны уметь объяснять особенности зрения человека, получать изображения с помощью линз, различать собирающие и рассеивающие линзы.

Учащиеся должны уметь пользоваться компасом.

Основное содержание курса:

Введение  

В данной теме рассматриваются следующие понятия: наука, научные методы, физическое тело,  явление.

В мире движущихся тел

Основные понятия данной темы: механика, механическое движение, силы, инерция, реактивное движение, колебания и волны, механическая энергия.

В мире звуков

Основные понятия данной темы: звук и его характеристики, источник звука, тень, изображение, оптические иллюзии.

В мире стихий

Основные понятия данной темы: Архимедова сила, выталкивающая сила, плавание тел, твердость, хрупкость, пластичность, закон Паскаля, сообщающиеся сосуды.

В мире теплоты

Основные понятия данной темы: плавление, испарение, кипение, отвердевание.

В мире электричества

Основные понятия: заряд, электризация, электрический ток, действия электрического тока.

В мире магнетизма

Основные понятия: магнитные явления

В мире света

Основные понятия: свет, источники света, тень, рассеивающие и собирающие линзы, законы распространения света на качественном уровне.

В микромире

Основные понятия: химическая реакция, вещество.

Программой не предусмотрено изучение формул и обучение навыкам решения расчетных задач;  не предполагается заучивание строгих определений, хотя знакомство с ними происходит регулярно, что приводит к постепенному запоминанию.

      В ходе работы по данной программе для определения ее результативности учителем применяются следующие формы контроля: текущий – на каждом занятии, периодический – после изучения темы, итоговый – в конце учебной четверти и учебного года; виды – устный опрос, тест.

     Формой подведения итогов реализации данной программы будет применение полученных знаний на практике.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1.

Занимательная наука

34

14

20

2

Введение

1

1

3

В мире движущихся тел

9

4

5

В мире стихий

4

2

2

В мире теплоты

3

1

2

В мире электричества

3

1

2

В мире магнетизма

2

1

1

В мире звука

2

1

1

В мире света

4

1

3

В микромире

4

1

3

4

Резерв

2

1

1

Итого:

34

14

20

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(6 КЛАСС)

Номер урока

Наименование тем

Кол-во часов

Виды контроля

Введение

1

Наука и научные методы познания природы

1

В мире движущихся тел

2

Первоначальные сведения о строении вещества.

1

3

Взаимодействие тел.

1

4

Инерция.

1

5

Сила тяжести. Давление.

1

6

Равновесие тел.

1

7

Сила трения.

1

8

Колебания и волны.

1

9

Реактивное движение.

1

10

Невесомость

1

тест

В мире стихий

11

Давление газа и жидкости.

1

12

Архимедова сила. Условия плавания тел.

1

13

Пластичность, твердость, хрупкость.

14

Воздухоплавание.

1

15

Поверхностное натяжение жидкости.

1

тест

В мире теплоты

16

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.

1

17-18

Изменение агрегатных состояний вещества.

2

тест

В мире электричества

19

Электрические явления. Электризация тел.

1

20

Электрические явления. Два рода электрических зарядов.

1

21

Действия электрического тока

1

тест

В мире магнетизма

22

Магнитные явления. Постоянные магниты.

1

23

Магнитные явления. Магнитное поле Земли.

1

тест

В мире звука

24-25

Звук и его характеристики. Источники звука.

2

тест

В мире света

26

Световые явления. Отражение и преломление света.

1

27

Световые явления. Оптические приборы.

1

28

Световые явления. Зрение. Иллюзии.

1

29

Световые явления. Изготовление камеры-обскуры.

1

тест

В микромире

30

Химические явления. Принцип действия огнетушителя.

1

31-32

Химические явления. Простые реакции.

2

33

Невидимый мир. Микроскоп.

1

тест

34,35

Резерв.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Занимательная математика"

Уважаемые коллеги!Данный материал содержит дополнительную образовательную программу "Занимательная математика" для  обучающихся 5-6 классов.Материал может быть адаптирован для проведения занятий ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Занимательная география"

Дополнительная общеразвивающая программа по географии "Занимательная география" предназначена для учащихся 5-6 классов (11-12 лет). Направленность - естественнонаучная. Уровень - ознакомительный. Срок...

Дополнительная образовательная программа "Занимательная экология"

Дополнительная образовательная программа "Занимательная экология" разработана для учащихся начальной школы с целью изучения вопросов экологии, включая вопросы охраны природы родного края. Пр...

Дополнительная образовательная программа "Занимательная математика"

Одним из способов развития познавательных способностей учащихся специальной коррекционной школы является использование занимательного материала и дидактических игр на дополнительных занятиях. Получени...

Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная физика"

Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная физика"...

Дополнительная образовательная программа "Занимательная география"

Дополнительная образовательная программа географического кружка «Занимательная география» для учащихся 8 класса призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная физика»

Физика – это наука о природе, в которой физический эксперимент является важным методом исследования. Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если обучающимся...