Дополнительная образовательная программа "Занимательная экология"
рабочая программа (5 класс)
Дополнительная образовательная программа "Занимательная экология" разработана для учащихся начальной школы с целью изучения вопросов экологии, включая вопросы охраны природы родного края. Программа успешно реализуется на базе МБУ ДО "Станция юных натуралистов" г. Новокузнецка Кемеровской области. Учащиеся узнают особенности региональных флоры и фауны, учатся проводить наблюдения в природе и применять полученные знания в учебной деятельности и в быту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "Занимательная экология" | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет Образования и Науки Администрации города Новокузнецка
Отдел образования Заводского района
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования
«Станция юных натуралистов»
Программа рекомендована к работе педагогическим советом МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Протокол № ____, от «____» __________ 20 г. Директор Ерохина Н.П. _______________________ |
Программа дополнительного образования детей
«Занимательная экология»
на один год обучения
для детей 7 - 11 лет
Разработала:
Т.П. Лапина - педагог
дополнительного образования
Новокузнецк, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экология как наука имеет огромное значение для человека. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в свою жизнь и жизнь своих детей. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как стали слишком заметными последствия неразумной хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды. И это, в конечном итоге, оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Поэтому изучение и правильное использование законов экологии, по которым живет природа, помогает людям сохранять природную среду, правильно и рационально использовать природные богатства. Знание основ экологии помогут разумно строить свою жизнь и обществу и отдельному человеку; они помогут каждому ощутить себя частью великой Природы, достичь гармонии и комфорта там, где ранее шла неразумная борьба с природными силами.
Данный курс позволит учащимся получить новые знания о жизни отдельных организмов. Ребята ознакомятся с новыми понятиями, объясняющими условия жизни и ресурсы организмов; получат представления о том, как достигается соответствие между организмами и средой их обитания. Учащиеся узнают о том, как устроены и как функционируют экологические системы, каким законам подчиняется их развитие.
Программа «Основы экологии» является адаптированной с программы дополнительного образования Шпотовой Татьяны Викторовны, педагога дополнительного образования Центра Экологического образования г. Обнинска. Источник: Игровая экология. Курс программ для работы с детьми младшего школьного возраста. - Москва, ИСАР, 1999. - 32 с.
Организационно-педагогические основы обучения
Выполнение программы рассчитано на один учебный год.
Возраст обучающихся –7-11 лет (1-4 классы средней общеобразовательной школы). Количество обучающихся в группе: 10-12 человек.
В процессе преподавания курса могут использоваться различные формы и методы ведения занятий: индивидуальные и групповые беседы, демонстрация фото и видео материалов, электронных презентаций, экскурсии и другие. Изучение курса предполагает активное участие детей в подготовке и проведении занятии.
Основные формы и методы работы
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности с учетом ступенчатости обучения в данном учреждении дополнительного образования. В связи с этим, кроме обычных занятий, особое место в программе занимают следующие формы обучения: экскурсия; практическая работа; творческое задание; тестовое задание; дискуссия; конференция.
Виды оценки результативности учебных занятий
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий (промежуточный) и итоговый контроль.
Цель входного контроля - диагностика имеющегося уровня знаний учащихся в области экологии и вопросах здоровьесбережения. Формы оценки: диагностическое тестирование, собеседование с обучающимися.
Целью промежуточного контроля является оценка качества усвоения материала. Формы оценки: собеседование, диагностическое тестирование. Результативность оценивается количеством и качеством выполнения заданий.
Цель итогового контроля – диагностика уровня знаний в соответствии с программой дополнительного образования. Формы оценки: диагностическое тестирование.
Цель курса: создание необходимых условий для формирования эколого-биологической грамотности учащихся на основе знакомства с экологическими закономерностями развития жизни на Земли.
Задачи курса:
- Повышение уровня компетенции учащихся по вопросам экологии как науки об отношениях всех живых организмов между собой и окружающей средой.
- Развитие у детей умений обобщать собственные наблюдения и понимать процессы, происходящие в окружающем мире.
- Формирование и развитие навыков грамотного и экологически безопасного поведения человека в природе и в быту.
Предполагаемый результат обучения
Учащиеся в конце учебного года должны знать:
- основные предпосылки экологических проблем человечества;
- экологические системы естественные и искусственные;
- цепи и сети питания;
- что такое атмосфера;
- что такое литосфера;
- что такое гидросфера;
- что такое биосфера;
- что такое Красная книга;
- экологические особенности родного города.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять основные понятия курса;
- объяснять экологические особенности Кемеровской области, ее природных ресурсов;
- объяснять отличия естественных экосистем от искусственных;
- использовать знания при поиске способов решения экологических проблем;
- предлагать свои решения экологических проблем семьи, класса, школы.
Учебный план
№ п/п | Наименование тем программы (основные обобщающие учебные элементы) | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Введение | 1 | 1 | 2 |
2. | Живая и неживая природа – части биосферы | 10 | 10 | 20 |
3. | Биотопы планеты. | 5 | 5 | 10 |
4. | Экологические проблемы человечества. | 4 | 4 | 8 |
5. | Удивительный мир растений. | 4 | 4 | 8 |
6. | В мире животных. | 4 | 4 | 8 |
7. | Защита природы | 5 | 5 | 10 |
8. | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Всего | 33 | 35 | 68 |
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||||
Теория | Практика | Всего часов | ||||||
I. Введение в курс «Основы экологии» | ||||||||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 | ||||
II. Живая и неживая природа – части биосферы | ||||||||
2. | Живая и неживая природа. | 1 | 1 | 2 | ||||
3. | Человек – часть природы. | 1 | 1 | 2 | ||||
4. | Звезды и планеты. | 1 | 1 | 2 | ||||
5. | Планета Земля и Солнечная система. | 1 | 1 | 2 | ||||
6. | Материки и океаны Земли. | 1 | 1 | 2 | ||||
7. | Происхождение и развитие жизни на Земле. | 1 | 1 | 2 | ||||
8. | Гидросфера – мир воды. | 1 | 1 | 2 | ||||
9. | Атмосфера и обитатели наземно-воздушной среды. | 1 | 1 | 2 | ||||
10. | Литосфера. Почва и ее обитатели. | 1 | 1 | 2 | ||||
11. | Биосфера, что это такое? | 1 | 1 | 2 | ||||
III. Биотопы планеты | ||||||||
12. | Лес – богатство Земли. | 1 | 1 | 2 | ||||
13. | Тропические леса и их обитатели. | 1 | 1 | 2 | ||||
14. | Леса умеренных широт. | 1 | 1 | 2 | ||||
15. | Жизнь в пустынях. | 1 | 1 | 2 | ||||
16. | Луга и саванны. | 1 | 1 | 2 | ||||
IV. Экологические проблемы человечества | ||||||||
17. | Что такое природные ресурсы? | 1 | 1 | 2 | ||||
18. | Природные ресурсы Кемеровской области. | 1 | 1 | 2 | ||||
19. | Природные и искусственные экосистемы. | 1 | 1 | 2 | ||||
20. | Человечество в опасности. | 1 | 1 | 2 | ||||
V. Удивительный мир растений | ||||||||
21. | Путешествие в мир растений. | 1 | 1 | 2 | ||||
22. | Комнатные растения. | 1 | 1 | 2 | ||||
23. | Лекарственные растения. | 1 | 1 | 2 | ||||
24. | Ядовитые растения. | 1 | 1 | 2 | ||||
VI. В мире животных | ||||||||
25. | Путешествие в мир животных. | 1 | 1 | 2 | ||||
26. | Вымершие животные. | 1 | 1 | 2 | ||||
27. | В мире беспозвоночных животных. | 1 | 1 | 2 | ||||
28. | В мире позвоночных животных. | |||||||
VII. Защита природы | ||||||||
29. | Исчезающие животные и растения. | 1 | 1 | 2 | ||||
30. | Что такое Красная книга? | 1 | 1 | 2 | ||||
31. | Экологический проект: от замысла к воплощению. | 1 | 1 | 2 | ||||
32. | Юннатское движение в России. | 1 | 1 | 2 | ||||
33. | Международный день эколога – день защиты окружающей среды. | 1 | 1 | 2 | ||||
VIII. Итоговое занятие | ||||||||
34. | Заключительное занятие. | - | 2 | 2 | ||||
Всего часов: | 33 | 35 | 68 |
Список литературы для педагога
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии.- Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.
- Алексеев С.В. Экология: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. – Сп.Б.: СМИО Пресс, 1997. - 320 с.
- Баландин, Б.Б. 3000 каверзных вопросов и ответов для вундеркиндов и их родителей / Бронислав Борисович Баландин. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 576 с.
- Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров.- М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 864с.
- Биология в вопросах и ответах. Учебное пособие. / Под. ред. М.Б. Беркинблинт. –М.: Мирос, 1994. - 216 с.
- Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – Сп.Б.: Паритет, 2000. -160 с.
- Большой иллюстрированный справочник. Страны и континенты. – М.: «Махаон», 2005.
- Величайшие тайны мира. Энциклопедический справочник / Автор – сост. Н.Н. Непомнящий. – М.: Вече, 2007. – 480 с.
- Веселова Г.Н. Сохранение биоразнообразия России. Национальная Стратегия./ Биология в школе.- 2004. - №8. - С.5.
- Вронский В.А. Экология человека на рубеже веков./ Биология в школе.- 2003.- №3.-С.5.
- Винокуров А.А. Редкие и исчезающие животные. – М.: Высшая школа, 1992. -395 с.
- Герасимов С.О. Журавлев И.М. Комнатное цветоводство. – М.: Нива России, 1992. -192 с.
- Гусев В.И. Животные у нас дома: справочное пособие. – М.: Экология, 1992. -366 с.
- Детская энциклопедия. Я познаю мир. Животные./ сост. П.Р. Ляхов. - М.: ТКО «АСТ», 1999. -544 с.
- Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина./ сост. Н.Ю. Буянова. - М.: ТКО «АСТ», 1999. - 480 с.
- Детская энциклопедия. Я познаю мир. Экология. -М.: ТКО «АСТ», 1999.
- Детская энциклопедия: Земля. – Т.1. / Под ред. А.И. Маркушевич. – М.: Педагогика, 1971. – 447 с.
- Детская энциклопедия: Человек. – Т. 7 / Под ред. А.И. Маркушевич. – М.: Педагогика, 1975. – 463 с.
- Домашние кошки. Сост. Филиппов Ю.И. – М.: Промиздат, 1991. -254 с.
- Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. - М.: Школьная Пресса,2002.-112 с.
- Занимательная зоология. – Мн.: Харвест, 2002. – 352 с. – (Вокруг света).
- Зайцев А. И. Насекомые, которые живут семьями. // Биология для школьников. - 2008. - №2. – С.2.
- Зверев А.Т. Экологические игры. – М.: Дом педагогики, 1998. –56 с.
- Ивченко Т.В., Авдеева Е.В. Патриотическое воспитание школьников: назад в прошлое или шаг в будущее? // Биология в школе. – 2008 - №3. – с.14.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960 с.
- Кассельман Х. Энциклопедия подводных растений. – М.: Аквариум, 2000. – 176 с.
- Кемп П., Арм К. Введение в биологию. Пер. с англ.- М.: Мир, 1988, -671 с.
- Комарова И.И., Бородычева Е.С. Большая книга вопросов и ответов: 100 000 фактов для умных и любознательных. – М.: РИПОЛ классик, 2006.– 736 с.– (Новейшие справочники).
- Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов / Отв. Ред. И.М. Красноборов. – Кемерово: Кн. изд-во, 2000 -248 с.
- Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / Отв. ред. Т.Н. Гагина, Н.В. Скалон.–Кемерово: Кн. Изд –во, 2000.-280 с.
- Лапина Т.П. Выстраивание индивидуальной образовательной траектории при организации научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования. / Муниципальная система образования: современные проблемы и тенденции развития. Материалы научно-практической конференции. – Новокузнецк, МОУ ДПО ИПК, 2006. – с.248-251.
- Лапина Т.П. Развитие творческого потенциала личности подростка при выполнении исследовательских работ в объединениях станции юных натуралистов №2. / Модернизация муниципальной системы образования: актуальные проблемы и пути их решения. Материалы научно-практической конференции. – Новокузнецк, МОУ ДПО ИПК, 2008. – с.367-370.
- Лапина Т.П. Организация исследовательской деятельности как один из путей развития творческого потенциала обучающихся. / Дополнительное образование детей как ресурс развития муниципальной системы образования. Сборник материалов по итогам региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Городского Дворца детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской. – Новокузнецк, МАОУ ДПО ИПК, 2010. – с. 49-51.
- Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
- Лоренс К. Человек находит друга. – Новосибирск: Наука, 1991. -176 с.
- Мак-Фарленд Д. Поведение животных: психобиология, этология, эволюция. Пер. с англ.- М.: Мир, 1988, 520 с.
- Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учебное пособие для 9-11 классов общеобразоват. школы. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 464 с.
- Маринина А.В. Экскурсия в ближайшее природное сообщество. // Биология в школе. – 2008. - №2. – С.26.
- Масленникова Н.П. Проблемное обучение биологии. Методическое пособие. – Новокузнецк: ИПК, 2001. – 51 с.
- Мурик С.Э. О природе эмоций, или что чувствует амеба в горячей воде. // Биология в школе.- 2008. - №2. – с.3.
- Мир культурных растений. Справочник. / Под ред. В.Д. Баранова, Г.В. Устименко- М.: Мысль, 1994.- 381с.
- Морозов В.П. Занимательная биоакустика: рассказы о языке эмоций в мире животных и человека.- М.: Знание,1983. - 184 с.
- Петунин, О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения. / О.В. Петунин; худож. В.Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с.
- Полевой определитель птиц Подмосковья. – М.: Союз охраны птиц России; Изд-во «Колос», 2008. - 232 с. с илл.
- Предметная неделя биологии в школе. / А.В. Грабар; под общей ред. К.Н. Задорожного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 221 с.- (Библиотека учителя).
- Прохорова С. Ю. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие / С.Ю. Прохорова, Н.М. Фоминых. – Ростов н/Д. Феникс, 2008. - 157 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.– М.: Владос, 1995.
- Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.: Физкультура и спорт, 1991. –592 с.
- Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия. // Методист. – 2003. - №1.
- Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994.- 640 с.
- Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. – М.: Наука, 1991. –544 с.
- Сапожникова Г.П., Каплан Б.М. Устойчивое развитие и экологическое образование. Методическое пособие. – М.: ГОУ ДОД ФДЭБЦ, 2009. – 119 с.
- Скворцов В.Э. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2004. - 506 с.
- Скалон Н.В. Экология сибирского города. Программа и практикум для учащихся старших классов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
- Скалон, Н.В. Новоселье для птиц: учебно-методические рекомендации для студентов, школьников и педагогов образовательных учреждений по привлечению птиц-дуплогнездников в условиях Кемеровской области / Н.В. Скалон, Н.В. Демиденко, Т.Н. Гагина, Н.Н. Галеева. – Кемерово 6 КРЭОО «Ирбис», 2006 – 40 с.
- Скалон, Н.В. Рыбы Кемеровской области [Текст] / Н.В. Скалон. – Кемерово: ООО «Скиф»: ИПП «Кузбасс», 2009. – 112с.: [8] л. цв. ил. (Серия «Природные богатства Кузбасса»)
- Скалон Н.В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно- методическое пособие / Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П. – Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2006.-128 с.
- Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие / Л.И. Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «Скиф», 2006. – 384 с.
- Справочник по лекарственным растениям. / Под ред. А.М.Задорожного – М.: Лесн. пром., 1988 – 415 с.
- Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов - на -Дону: «Феникс», 2000 – 576 с.
- Травник: золотые рецепты народной медицины / Сост. А. Маркова. – М.: Эксмо, 2007. – 928 с.
- Трибис Е. Законы живой природы. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 384 с.- (Популярная библиотека образования).
- Федоров А.В., Степаненко В.С., Фролов А.Н. Российское природоохранное движение 2007 (крупнейшие экологические объединения России межрегионального уровня). М., 2007. - 140 с.
- Федорова Е.Г. Изменение фауны и населения птиц в процессе урбанизации. // Биология в школе. – 2008. - №4. – с.13.
- Феномен жизни: энциклопедия для детей (биология) / под ред. М.Д. Аксенова. –М.: Аванта плюс,
- Филиппова И.А. Доктор на подоконнике. Удивительные свойства комнатных растений.- СПб.: Изд. дом «Весь», 2003.- 128 с.
- Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учебник для 10-11- классов общеобразоват. учрежд. – М.: Дрофа, 2000. –228 с.
- Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: «Агар», 2000 г. –390 с.
- Экология: школьный справочник / Сост. А.П. Ашмарин, В.И. Ашмарина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология / Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1996. – 704 с.: ил.- ISBN 5-86529-012-6 (т.2).
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав.ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448 с.: ил. - ISBN 94625-002-6 (т.19) ISBN 5-94623-001-1.
- Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы / Глав. Ред. Е.Ананьева; вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта+, 2004.- 448 с.: ил. - ISBN 5-94623-086-7 (т.24)
- Я познаю мир: Арктика и Антарктика: Дет. Энциклопедия / А.Л. Бочавер, А.А. Прокудин; Худож. А.А Румянцев. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 443 с.
- 500 загадок для детей / Сост. И.А. Мазнин. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- 1000 заданий для умников и умниц. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 336 с.
Список литературы для обучающихся
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 1998.- 240 с.
- Биология в вопросах и ответах. Учебное пособие. / Под. ред. М.Б. Беркинблинт. – М.: Мирос, 1994. -216 с.
- Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – Сп.Б.: Паритет, 2000. - 160 с.
- Большой иллюстрированный справочник. Страны и континенты. – М.: «Махаон», 2005.
- Винокуров А.А. Редкие и исчезающие животные. – М.: Высшая школа, 1992. - 395 с.
- Герасимов С.О. Журавлев И.М. Комнатное цветоводство. – М.: Нива России, 1992. - 192 с.
- Гусев В.И. Животные у нас дома: справочное пособие. – М.: Экология, 1992. - 366 с.
- Детская энциклопедия. Я познаю мир. Животные./ сост. П.Р. Ляхов. - М.: ТКО «АСТ», 1999. - 544 с.
- Детская энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ТКО «АСТ», 1999.- 342 с.
- Детская энциклопедия: Земля. – Т.1. / Под ред. А.И. Маркушевич. – М.: Педагогика, 1971. – 447 с.
- Детская энциклопедия: Человек. – Т. 7 / Под ред. А.И. Маркушевич. – М.: Педагогика, 1975. – 463 с.
- Домашние кошки. Сост. Филиппов Ю.И. – М.: Промиздат, 1991. - 254 с.
- Колвин Л., Спиэр Э. Живой мир. Энциклопедия. – М.: РОСМЕН, 1999. – 127 с.
- Корабельников В.А. Корабельникова Т.В. Легенды и были о собаках. Первые прирученные человеком. – М.: Просвещение, 1993. -223 с.
- Лоренс К. Человек находит друга. – Новосибирск: Наука, 1991. - 176 с.
- Мезенцев В.А. Чудеса: популярная энциклопедия. В 2-х т. – Алма-Ата: 1991.
- Мир культурных растений. Справочник. / Под ред. В.Д. Баранова, Г.В. Устименко- М.: Мысль, 1994.- 381с.
- Морозов В.П. Занимательная биоакустика: рассказы о языке эмоций в мире животных и человека.- М.: Знание, 1983.- 184 с.
- Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. – М.: Наука, 1991. – 544 с.
- Соколов С.Я., Замотаев И.П. Справочник по лекарственным растениям. - М.: Вита, 1993.-512 с.
- Справочник по лекарственным растениям. / Под ред. А.М.Задорожного – М.: Лесн. пром., 1988 - 415с.
- Трибис Е. Законы живой природы. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 384 с.- (Популярная библиотека образования).
- Феномен жизни: энциклопедия для детей (биология) / под ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта плюс, 2000. –160 с.
- Экология: школьный справочник / Сост. А.П. Ашмарин, В.И. Ашмарина. –Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология / Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1996. – 704 с.: ил.- ISBN 5-86529-012-6 (т.2).
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав.ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448 с.: ил. - ISBN 94625-002-6 (т.19) ISBN 5-94623-001-1.
- Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы / Глав. Ред. Е.Ананьева; вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта+, 2004.- 448 с.: ил. - ISBN 5-94623-086-7 (т.24)
- Я познаю мир: Арктика и Антарктика: Дет. Энциклопедия / А.Л. Бочавер, А.А. Прокудин; Худож. А.А Румянцев. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 443 с.
- 500 загадок для детей / Сост. И.А. Мазнин. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- 1000 заданий для умников и умниц. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Экология леса"
Целью программы является развитие познавательной активности, формирование экологической культуры и привитие обучающимся любви и бережного отношения к лесу и природе в целом. Курс призван внести ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Экология родного края»
Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знан...
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"...
Дополнительная образовательная программа "Экология в городе"
Программа адресована обучающимся в возрасте от 13 до 17 лет с целью воспитания у них экологической культуры....
Дополнительная образовательная программа" Экология растений"
Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один года обучения, 39 часов,(один час в неделю).Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости измене...
Дополнительная образовательная программа" Экология животных"
Программа предполагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий , формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений...
Дополнительная образовательная программа" Экология человека"
Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии. Курс «Экология человека» имеет профори...
- Мне нравится (2)