Дополнительная образовательная программа "Занимательная экология"
рабочая программа (5 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Дополнительная образовательная программа "Занимательная экология" разработана для учащихся начальной школы с целью изучения вопросов экологии, включая вопросы охраны природы родного края. Программа успешно реализуется на базе МБУ ДО "Станция юных натуралистов" г. Новокузнецка Кемеровской области. Учащиеся узнают особенности региональных флоры и фауны, учатся проводить наблюдения в природе и применять полученные знания в учебной деятельности и в быту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет Образования и Науки Администрации города Новокузнецка

Отдел образования Заводского района

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования  

«Станция юных натуралистов»

Программа рекомендована

к работе педагогическим

советом МБУ ДО «Станция

юных натуралистов»

Протокол № ____,

от «____» __________ 20   г.

Директор Ерохина Н.П.

_______________________

                                                                   

Программа дополнительного образования детей

«Занимательная экология»

на один год обучения

для детей 7 - 11 лет

Разработала:

Т.П. Лапина - педагог

дополнительного образования

Новокузнецк, 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Экология как наука имеет огромное значение для человека. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в свою жизнь и жизнь своих детей. Это  желание стало особенно острым  лишь сравнительно недавно, после того как стали слишком заметными последствия неразумной хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды. И это, в конечном итоге, оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Поэтому изучение и правильное использование законов экологии, по которым живет природа, помогает людям сохранять природную среду, правильно и рационально использовать природные богатства.  Знание основ экологии помогут разумно строить свою жизнь и обществу и отдельному человеку; они помогут каждому ощутить себя частью великой Природы, достичь гармонии и комфорта там, где ранее шла неразумная борьба с природными силами.

        Данный курс позволит учащимся получить новые знания о жизни отдельных организмов. Ребята ознакомятся с новыми понятиями, объясняющими условия жизни и ресурсы организмов; получат представления о том, как достигается соответствие между организмами и средой их обитания. Учащиеся узнают о том, как устроены и как функционируют экологические системы, каким законам подчиняется их развитие.

Программа «Основы экологии» является адаптированной с программы дополнительного образования Шпотовой Татьяны Викторовны, педагога дополнительного образования  Центра Экологического образования г. Обнинска. Источник: Игровая экология. Курс программ для работы с детьми младшего школьного возраста. - Москва, ИСАР, 1999. - 32 с.

        

Организационно-педагогические основы обучения

Выполнение программы рассчитано на один учебный год.

Возраст обучающихся –7-11 лет (1-4 классы средней общеобразовательной школы). Количество обучающихся в группе: 10-12 человек.

В процессе преподавания курса могут использоваться различные формы и методы ведения занятий: индивидуальные и групповые беседы, демонстрация фото и видео материалов, электронных презентаций, экскурсии и другие. Изучение курса предполагает активное участие детей в подготовке и проведении занятии.

Основные формы и методы работы

        Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности с учетом ступенчатости обучения в данном учреждении дополнительного образования. В связи с этим, кроме обычных занятий, особое место в программе занимают следующие формы обучения: экскурсия; практическая работа; творческое задание; тестовое задание; дискуссия; конференция.

        

Виды оценки результативности учебных занятий

        Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий (промежуточный) и итоговый контроль.

        Цель входного контроля - диагностика имеющегося уровня знаний учащихся в области экологии и вопросах здоровьесбережения. Формы оценки: диагностическое тестирование, собеседование с обучающимися.

Целью промежуточного контроля является оценка качества усвоения материала. Формы оценки: собеседование, диагностическое тестирование. Результативность оценивается количеством и качеством выполнения заданий.

Цель итогового контроля – диагностика уровня знаний в соответствии с программой дополнительного образования. Формы оценки: диагностическое тестирование.

Цель курса: создание необходимых условий для  формирования эколого-биологической грамотности учащихся на основе знакомства с экологическими закономерностями развития жизни на Земли.

Задачи курса:

  • Повышение уровня компетенции учащихся по вопросам экологии как науки об отношениях всех живых организмов между собой и окружающей средой.
  • Развитие у детей умений обобщать собственные наблюдения и понимать процессы, происходящие в окружающем мире.
  • Формирование и развитие навыков грамотного и экологически безопасного поведения человека в природе и в быту.

Предполагаемый результат обучения

Учащиеся в конце учебного года должны знать:

  • основные предпосылки экологических проблем человечества;
  • экологические системы естественные и искусственные;
  • цепи и сети питания;
  • что такое атмосфера;
  • что такое литосфера;
  • что такое гидросфера;
  • что такое биосфера;
  • что такое Красная книга;
  • экологические особенности родного города.

        Учащиеся должны уметь:

  • объяснять основные понятия курса;
  • объяснять экологические особенности Кемеровской области, ее природных ресурсов;
  • объяснять отличия естественных экосистем от искусственных;
  • использовать знания при поиске способов решения экологических проблем;
  • предлагать свои решения экологических проблем семьи, класса, школы.

        

Учебный  план

№ п/п

Наименование тем программы

 (основные обобщающие учебные элементы)

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение

1

1

2

2.

Живая и неживая природа – части биосферы

10

10

20

3.

Биотопы планеты.

5

5

10

4.

Экологические проблемы человечества.

4

4

8

5.

Удивительный мир растений.

4

4

8

6.

В мире животных.

4

4

8

7.

Защита природы

5

5

10

8.

Итоговое занятие

-

2

2

Всего

33

35

68

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

часов

I. Введение в курс «Основы экологии»

1.

Вводное занятие.  

1

1

2

II. Живая и неживая природа – части биосферы

2.

Живая и неживая природа.

1

1

2

3.

Человек – часть природы.

1

1

2

4.

Звезды и планеты.

1

1

2

5.

Планета Земля и Солнечная система.

1

1

2

6.

Материки и океаны Земли.

1

1

2

7.

Происхождение и развитие жизни на Земле.

1

1

2

8.

Гидросфера – мир воды.

1

1

2

9.

Атмосфера и обитатели наземно-воздушной среды.

1

1

2

10.

Литосфера. Почва и ее обитатели.

1

1

2

11.

Биосфера, что это такое?

1

1

2

III. Биотопы планеты

12.

Лес – богатство Земли.

1

1

2

13.

Тропические леса и их обитатели.

1

1

2

14.

Леса умеренных широт.

1

1

2

15.

Жизнь в пустынях.

1

1

2

16.

Луга и саванны.

1

1

2

IV. Экологические проблемы человечества

17.

Что такое природные ресурсы?

1

1

2

18.

Природные ресурсы Кемеровской области.

1

1

2

19.

Природные и искусственные экосистемы.

1

1

2

20.

Человечество в опасности.

1

1

2

V. Удивительный мир растений

21.

Путешествие в мир растений.

1

1

2

22.

Комнатные растения.

1

1

2

23.

Лекарственные растения.

1

1

2

24.

Ядовитые растения.

1

1

2

VI. В мире животных

25.

Путешествие в мир животных.

1

1

2

26.

Вымершие животные.

1

1

2

27.

В мире беспозвоночных животных.

1

1

2

28.

В мире позвоночных животных.

VII. Защита природы

29.

Исчезающие животные и растения.

1

1

2

30.

Что такое Красная книга?

1

1

2

31.

Экологический проект: от замысла к воплощению.

1

1

2

32.

Юннатское движение в России.

1

1

2

33.

Международный день эколога – день защиты окружающей среды.

1

1

2

VIII. Итоговое занятие

34.

Заключительное занятие.

-

2

2

Всего часов:

33

35

68

Список литературы для педагога

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии.- Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.
  2. Алексеев С.В. Экология: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. – Сп.Б.: СМИО Пресс, 1997. - 320 с.
  3. Баландин, Б.Б. 3000 каверзных вопросов и ответов для вундеркиндов и их родителей  / Бронислав Борисович Баландин. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 576 с.
  4. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров.- М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 864с.
  5. Биология в вопросах и ответах. Учебное пособие. / Под. ред. М.Б. Беркинблинт. –М.: Мирос, 1994. - 216 с.
  6. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – Сп.Б.: Паритет, 2000. -160 с.
  7. Большой иллюстрированный справочник. Страны и континенты. – М.: «Махаон», 2005.
  8. Величайшие тайны мира. Энциклопедический справочник / Автор – сост. Н.Н. Непомнящий. – М.: Вече, 2007. – 480 с.
  9. Веселова Г.Н. Сохранение биоразнообразия России. Национальная Стратегия./ Биология в школе.- 2004. - №8. - С.5.
  10. Вронский В.А. Экология человека на рубеже веков./ Биология в школе.- 2003.- №3.-С.5.
  11. Винокуров А.А. Редкие и исчезающие животные. – М.: Высшая школа, 1992. -395 с.
  12. Герасимов С.О. Журавлев И.М. Комнатное цветоводство. – М.: Нива России, 1992. -192 с.
  13. Гусев В.И. Животные у нас дома: справочное пособие. – М.: Экология, 1992. -366 с.
  14. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Животные./ сост. П.Р. Ляхов. - М.: ТКО «АСТ», 1999. -544 с.
  15. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина./ сост. Н.Ю. Буянова. - М.: ТКО «АСТ», 1999. - 480 с.
  16. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Экология. -М.: ТКО «АСТ», 1999.
  17. Детская энциклопедия: Земля. – Т.1. / Под ред. А.И. Маркушевич. –  М.: Педагогика, 1971. – 447 с.
  18. Детская энциклопедия: Человек. – Т. 7 / Под ред. А.И. Маркушевич. – М.: Педагогика, 1975. – 463 с.
  19. Домашние кошки. Сост. Филиппов Ю.И. – М.: Промиздат, 1991. -254 с.
  20. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. - М.: Школьная Пресса,2002.-112 с.
  21. Занимательная зоология. – Мн.: Харвест, 2002. – 352 с. – (Вокруг света).
  22. Зайцев А. И. Насекомые, которые живут семьями. // Биология  для  школьников. - 2008. - №2. – С.2.
  23. Зверев А.Т. Экологические игры. – М.: Дом педагогики, 1998. –56 с.
  24. Ивченко Т.В., Авдеева Е.В. Патриотическое воспитание школьников: назад в прошлое или шаг в будущее? // Биология в школе. – 2008 - №3. – с.14.
  25. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960 с.
  26. Кассельман Х. Энциклопедия подводных растений. – М.: Аквариум, 2000. – 176 с.
  27. Кемп П., Арм К. Введение в биологию. Пер. с англ.- М.: Мир, 1988, -671 с.
  28. Комарова И.И., Бородычева Е.С. Большая книга вопросов и ответов: 100 000 фактов для умных и любознательных. – М.: РИПОЛ классик, 2006.– 736 с.– (Новейшие справочники).
  29. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов / Отв. Ред. И.М. Красноборов. – Кемерово: Кн. изд-во, 2000 -248 с.
  30. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / Отв. ред. Т.Н. Гагина, Н.В. Скалон.–Кемерово: Кн. Изд –во, 2000.-280 с.
  31. Лапина Т.П. Выстраивание индивидуальной образовательной траектории при организации научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования. / Муниципальная система образования: современные проблемы и тенденции развития. Материалы научно-практической конференции. – Новокузнецк, МОУ ДПО ИПК, 2006. – с.248-251.
  32. Лапина Т.П. Развитие творческого потенциала личности подростка при выполнении исследовательских работ в объединениях станции юных натуралистов №2. / Модернизация муниципальной системы образования: актуальные проблемы и пути их решения. Материалы научно-практической конференции. – Новокузнецк, МОУ ДПО ИПК, 2008. – с.367-370.
  33. Лапина Т.П. Организация исследовательской деятельности как один из путей развития творческого потенциала обучающихся. / Дополнительное образование детей как ресурс развития муниципальной системы образования. Сборник материалов по итогам региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Городского Дворца детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской. – Новокузнецк, МАОУ ДПО ИПК, 2010. – с. 49-51.
  34. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
  35. Лоренс К. Человек находит друга. – Новосибирск: Наука, 1991. -176 с.
  36. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: психобиология, этология, эволюция. Пер. с англ.- М.: Мир, 1988, 520 с.
  37. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учебное пособие для 9-11 классов общеобразоват. школы. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 464 с.
  38. Маринина А.В. Экскурсия в ближайшее природное сообщество. // Биология в школе. – 2008. - №2. – С.26.
  39. Масленникова Н.П. Проблемное обучение биологии. Методическое пособие. – Новокузнецк: ИПК, 2001. – 51 с.
  40. Мурик С.Э. О природе эмоций, или что чувствует амеба в горячей воде. // Биология в школе.- 2008. - №2. – с.3.
  41. Мир культурных растений. Справочник. / Под ред. В.Д. Баранова, Г.В. Устименко- М.: Мысль, 1994.- 381с.
  42. Морозов В.П. Занимательная биоакустика: рассказы о  языке эмоций в мире животных и человека.- М.: Знание,1983. - 184 с.
  43. Петунин, О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения. / О.В. Петунин; худож. В.Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с.
  44. Полевой определитель птиц Подмосковья. – М.: Союз охраны птиц России; Изд-во «Колос», 2008. -  232 с. с илл.
  45. Предметная неделя биологии в школе. / А.В. Грабар; под общей ред. К.Н. Задорожного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 221 с.- (Библиотека учителя).
  46. Прохорова С. Ю. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие / С.Ю. Прохорова, Н.М. Фоминых. – Ростов н/Д. Феникс, 2008. - 157 с.
  47. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.– М.:  Владос, 1995.
  48. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.: Физкультура и спорт, 1991. –592 с.
  49. Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия. // Методист. – 2003. - №1.
  50. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994.- 640 с.
  51. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. – М.: Наука, 1991. –544 с.
  52. Сапожникова Г.П., Каплан Б.М. Устойчивое развитие и экологическое образование. Методическое пособие. – М.: ГОУ ДОД ФДЭБЦ, 2009. – 119 с.
  53. Скворцов В.Э. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2004. - 506 с.
  54. Скалон Н.В. Экология сибирского города. Программа и практикум для учащихся старших классов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
  55. Скалон, Н.В. Новоселье для птиц: учебно-методические рекомендации для студентов, школьников и педагогов образовательных учреждений по привлечению птиц-дуплогнездников в условиях Кемеровской области / Н.В. Скалон, Н.В. Демиденко, Т.Н. Гагина, Н.Н. Галеева. – Кемерово 6 КРЭОО «Ирбис», 2006 – 40 с.
  56. Скалон, Н.В. Рыбы Кемеровской области [Текст] / Н.В. Скалон. – Кемерово: ООО «Скиф»: ИПП «Кузбасс», 2009. – 112с.: [8] л. цв. ил. (Серия «Природные богатства Кузбасса»)
  57. Скалон Н.В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно- методическое пособие / Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П. – Кемерово:       КРЭОО «Ирбис», 2006.-128 с.
  58. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие / Л.И. Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «Скиф», 2006. – 384 с.
  59. Справочник по лекарственным растениям. / Под ред. А.М.Задорожного – М.: Лесн. пром., 1988 – 415 с.
  60. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов - на -Дону: «Феникс», 2000 – 576 с.
  61. Травник: золотые рецепты народной медицины / Сост. А. Маркова. – М.: Эксмо, 2007. – 928 с.
  62. Трибис Е. Законы живой природы. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 384 с.- (Популярная библиотека образования).
  63. Федоров А.В., Степаненко В.С., Фролов А.Н. Российское природоохранное движение 2007 (крупнейшие экологические объединения России межрегионального уровня). М., 2007. - 140 с.
  64. Федорова Е.Г. Изменение фауны и населения птиц в процессе урбанизации. // Биология в школе. – 2008. - №4. – с.13.
  65. Феномен жизни: энциклопедия для детей (биология) / под ред. М.Д. Аксенова. –М.: Аванта плюс,
  66. Филиппова И.А. Доктор на подоконнике. Удивительные свойства комнатных растений.- СПб.: Изд. дом «Весь», 2003.- 128 с.
  67. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учебник для 10-11- классов общеобразоват. учрежд. – М.: Дрофа, 2000. –228 с.
  68. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой.  – М.: «Агар», 2000 г. –390 с.
  69. Экология: школьный справочник / Сост. А.П. Ашмарин, В.И. Ашмарина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
  70. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология / Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1996. – 704 с.: ил.- ISBN 5-86529-012-6 (т.2).
  71. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав.ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448 с.: ил. - ISBN 94625-002-6 (т.19) ISBN 5-94623-001-1.
  72. Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы / Глав. Ред. Е.Ананьева; вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта+, 2004.- 448 с.: ил. - ISBN 5-94623-086-7 (т.24)
  73.  Я познаю мир: Арктика и Антарктика: Дет. Энциклопедия / А.Л. Бочавер, А.А. Прокудин; Худож. А.А Румянцев. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 443 с.
  74. 500 загадок для детей / Сост. И.А. Мазнин. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  75. 1000 заданий для умников и умниц. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 336 с.

Список литературы для обучающихся

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия  развития, 1998.- 240 с.
  2. Биология в вопросах и ответах. Учебное пособие. / Под. ред. М.Б. Беркинблинт. – М.: Мирос, 1994. -216 с.
  3. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – Сп.Б.: Паритет, 2000. - 160 с.
  4. Большой иллюстрированный справочник. Страны и континенты. – М.: «Махаон», 2005.
  5. Винокуров А.А. Редкие и исчезающие животные. – М.: Высшая школа, 1992. - 395 с.
  6. Герасимов С.О. Журавлев И.М. Комнатное цветоводство. – М.: Нива России, 1992. - 192 с.
  7. Гусев В.И. Животные у нас дома: справочное пособие. – М.: Экология, 1992. - 366 с.
  8. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Животные./ сост. П.Р. Ляхов. - М.: ТКО «АСТ», 1999. - 544 с.
  9. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ТКО «АСТ», 1999.- 342 с.
  10. Детская энциклопедия: Земля. – Т.1. / Под ред. А.И. Маркушевич. – М.: Педагогика, 1971. – 447 с.
  11. Детская энциклопедия: Человек. – Т. 7 / Под ред. А.И. Маркушевич. –  М.: Педагогика, 1975. – 463 с.
  12. Домашние кошки. Сост. Филиппов Ю.И. – М.: Промиздат, 1991. - 254 с.
  13. Колвин Л., Спиэр Э. Живой мир. Энциклопедия. – М.: РОСМЕН, 1999. – 127 с.
  14. Корабельников В.А. Корабельникова Т.В. Легенды и были о собаках. Первые прирученные человеком. – М.: Просвещение, 1993. -223 с.
  15.   Лоренс К. Человек находит друга. – Новосибирск: Наука, 1991. - 176 с.
  16.  Мезенцев В.А. Чудеса: популярная энциклопедия. В 2-х т. – Алма-Ата: 1991.
  17. Мир культурных растений. Справочник. / Под ред. В.Д. Баранова, Г.В. Устименко- М.: Мысль, 1994.- 381с.
  18. Морозов В.П. Занимательная биоакустика: рассказы о  языке эмоций в мире животных и человека.- М.: Знание, 1983.- 184 с.
  19. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. – М.: Наука, 1991. – 544 с.
  20. Соколов С.Я., Замотаев И.П. Справочник по лекарственным растениям. -  М.: Вита, 1993.-512 с.
  21. Справочник по лекарственным растениям. / Под ред. А.М.Задорожного  – М.: Лесн. пром., 1988 - 415с.
  22. Трибис Е. Законы живой природы. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 384 с.- (Популярная библиотека образования).
  23. Феномен жизни: энциклопедия для детей (биология) / под ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта плюс, 2000. –160 с.
  24. Экология: школьный справочник / Сост. А.П. Ашмарин, В.И. Ашмарина. –Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
  25. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология / Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1996. – 704 с.: ил.- ISBN 5-86529-012-6 (т.2).
  26. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав.ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448 с.: ил. - ISBN 94625-002-6 (т.19) ISBN 5-94623-001-1.
  27. Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы / Глав. Ред. Е.Ананьева; вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта+, 2004.- 448 с.: ил. - ISBN 5-94623-086-7 (т.24)
  28.  Я познаю мир: Арктика и Антарктика: Дет. Энциклопедия / А.Л. Бочавер, А.А. Прокудин; Худож. А.А Румянцев. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 443 с.
  29. 500 загадок для детей / Сост. И.А. Мазнин. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  30. 1000 заданий для умников и умниц. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Экология леса"

Целью программы является развитие познавательной активности, формирование экологической культуры и привитие обучающимся любви и бережного отношения к лесу и природе в целом. Курс призван внести ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Экология родного края»

Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знан...

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"...

Дополнительная образовательная программа "Экология в городе"

Программа адресована обучающимся в возрасте от 13 до 17 лет с целью воспитания у них экологической культуры....

Дополнительная образовательная программа" Экология растений"

Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один года обучения, 39 часов,(один час в неделю).Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости измене...

Дополнительная образовательная программа" Экология животных"

Программа предполагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий , формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений...

Дополнительная образовательная программа" Экология человека"

Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии. Курс «Экология человека» имеет профори...