ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Занимательная география"
методическая разработка по географии (5, 6 класс) на тему
Дополнительная общеразвивающая программа по географии "Занимательная география" предназначена для учащихся 5-6 классов (11-12 лет). Направленность - естественнонаучная. Уровень - ознакомительный. Срок реализации - 9 месяцев (34 часа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_geografiya.docx | 46.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная география»
Направленность: естественнонаучная
Уровень: ознакомительный
Возраст учащихся: 11-12 лет
Срок реализации: 9 месяцев (34 часа)
Автор-составитель:
Крупкина Наталия Владимировна
педагог дополнительного образования
Москва 2016
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
- направленность (профиль) программы - естественнонаучный;
- актуальность программы – заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познать окружающий нас мир путем наблюдений. В курсе географии 5 -6 класса учащиеся не имеют возможность глубже познать все великолепие и разнообразие окружающей нас природы. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе. Все это позволит ребятам стать соучастниками, тех процессов и явлений, которое происходят в природе.
- адресат программы – программа рассчитана на учащихся 5-6 классов. В состав кружка «Занимательная география» входят, прежде всего, учащиеся, испытывающие интерес или обладающие одаренностью к естественнонаучным дисциплинам.
- объем программы – 34 часа;
- формы обучения и виды занятий – основными формами проведения занятий кружка являются лекции, практические занятия, игры, конкурсы, викторины, самостоятельная работа.
- срок освоения программы – 1 год.
- режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 учебному часу.
1.2. Цель и задачи программы:
- цель – создание условий для освоения теоретических и практических занятий об удивительном и исключительном значении природы Земли.
- задачи :
Образовательная: формирование знаний о разнообразии природы Земли;
Развивающая: способствовать развитию интеллектуального уровня учащихся; формированию и развитию коммуникативной, исследовательской и проектной компетенции;
Воспитательная: воспитание экологической культуры школьников.
1.3.Содержание программы:
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | теория | практика | |||
1 | География – наука комплексная | 4 | 2 | 2 | Творческая работа/зачет |
2 | Первая карта – план местности | 3 | 1 | 2 | Проект |
3 | Географическая карта | 3 | 1 | 2 | Зачет |
4 | Оболочки Земли. Литосфера | 7 | 4 | 3 | Зачет |
5 | Гидросфера | 5 | 2 | 3 | Контурная карта/конкурс |
6 | Атмосфера | 5 | - | 5 | Зачет |
7 | Биосфера. Географическая оболочка | 3 | 1 | 2 | Творческая работа |
8 | Человек на Земле | 4 | 3 | 1 | Тестирование |
Содержание учебного плана
Тема 1. «География – наука комплексная» ( 4 часа)
Теория (2 ч.) Представление о Земле с древности до наших дней. Российские исследователи и землепроходцы. Как наблюдать за погодой. Фенологические наблюдения. Приборы для наблюдения. Знакомство с метеостанцией, приборами для наблюдения за погодой.
Практика (2 ч.) Составление плаката-памятки: «Правила поведения в природе». Оформление календаря погоды. Анализ данных погоды.
Тема 2. «Первая карта – план местности» (3 часа)
Теория (1 ч.) Способы ориентирования на местности. План местности «Наш пришкольный участок».
Практика (2 ч.) Определение расстояний и азимутов на местности. Съёмка территории пришкольного участка. Оформление плана местности «Наш пришкольный участок».
Тема 3. «Географическая карта» (3 часа)
Теория (1 ч.) Географическая карта. Градусная сетка. Географические координаты.
Практика (2 ч.) Чтение карт по легенде. Определение расстояний по градусной сетке. Определение географических координат.
Тема 4. «Оболочки Земли. Литосфера » (7 часов)
Теория (4 ч.) Происхождение горных пород и минералов. Горные породы и минералы нашей местности. Движения земной коры и вулканизм. Различия гор. Равнины: площадь, высота и происхождение. Рельеф нашей местности.
Практика (3 ч.) Изучение коллекции образцов минералов и горных пород Москвы и Московской области. Характеристика гор по картам. Характеристика равнины, на которой мы живём.
Тема 5. «Гидросфера» (5 часов)
Теория (2 ч.) Мировой океан и его части. Путешествие по морям и океанам. Течения в Океане. Реки, озёра, болота и искусственные водоёмы нашей местности.
Практика (3 ч.) Характеристика океана и моря по картам. Работа на контурных картах по теме. Конкурс рассказов о водоёмах нашей местности.
Тема 6. «Атмосфера» (5 часов)
Практика (5 ч.) Суточный и годовой ход температуры. Анализ графиков хода температур за месяц, год. Атмосферное давление. Ветер. Влажность. Облачность. Осадки. Погода во все времена года. Составление таблиц, определение суточных и годовых амплитуд. Составление графика температур за месяц по данным своих наблюдений. Решение задач на определение атмосферного давления. Составление розы ветров по месяцам по данным своих наблюдений. Решение задач по определению абсолютной и относительной влажности. Составление диаграммы осадков по своим календарям погоды. Составление характеристики климата нашей местности по данным календаря погоды.
Тема 7. «Биосфера. Географическая оболочка» (3 часа)
Теория (1 ч.) Биосфера. Ноосфера. Почвы, растения и животные нашей местности. Разнообразие природных комплексов.
Практика (2 ч.) Работа с географической литературой, энциклопедиями, экологическими рефератами по данной теме. Экскурсия: Описание разных ПК нашей местности.
Тема 8. «Человек на Земле» (4 часа)
Теория (3 ч.) Земля людей. Расы. Почему мы разные. Теория аббата Мальтуса. Идеи Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.Ливингстона. Типы населённых пунктов. Стихийные природные явления в нашей местности, меры защиты. Итоговое занятие.
Практика (1 ч.) Тестирование.
1.4. Планируемые результаты:
Личностными результатами при изучении курса «Занимательная география» дополнительного образования является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного наследия, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло-гической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
- основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
- первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном в быстро изменяющемся мире;
- элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе еѐ экологических параметров;
- основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
- начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
Календарный учебный график
№ п/п | дата | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Тема №1 «География – наука комплексная» (4 часа) | |||||||
1 | 01.-02.09.16 | Лекция | 1 | Представление о Земле с древности до наших дней. | Кабинет № 326 | ||
2 | 05.-09.09.16 | Лекция | 1 | Российские исследователи и землепроходцы | Кабинет № 326 | ||
3 | 12-16.09.16 | Практическая работа | 1 | Как наблюдать за погодой. Фенологические наблюдения. Практическая работа №1 «Составление плаката-памятки: «Правила поведения в природе». | Кабинет № 326 | Творческая работа | |
4 | 19-23.09.16 | Практическая работа | 1 | Знакомство со школьной метеостанцией, приборами для наблюдения за погодой. Практическая рабта № 2 «Оформление календаря погоды. Анализ данных погоды». | Кабинет № 326 | Зачет | |
Тема №2 «Первая карта – план местности» (3 часа) | |||||||
5 | 26.-30.09.16 | Лекция | 1 | План местности - первая карта. Способы ориентирования на местности. | Кабинет № 326 | ||
6 | 10-14.10.16 | Практическая работа | 1 | Практическая работа №3 «Определение расстояний и азимутов на местности. Съёмка территории пришкольного участка». | Кабинет № 326, пришкольная территория | Проект | |
7 | 17-21.10.16 | Практическая работа | 1 | Практическая работа № 4 «Оформление плана местности «Наш пришкольный участок» по заданным параметрам. | Кабинет № 326 | Проект | |
Тема №3 « Географическая карта» (3часа) | |||||||
8 | 24-28.10.16 | Лекция | 1 | Географическая карта. Градусная сетка. | Кабинет № 326 | ||
9 | 31-04.11.16 | Практическая работа/игра | 1 | Игра «Мы – спасатели» Практическая работа №5 «Определение расстояний по градусной сетке. Определение географических координат». | Кабинет № 326 | Зачет | |
10 | 21-25.11.16 | Практическая работа/ конкурс | 1 | Конкурс « Знатоки географической карты». Практическая работа №6 «Чтение карт по легенде». | Кабинет № 326 | Зачет | |
Тема № 4 «Оболочки Земли. Литосфера» (7часов) | |||||||
11 | 28-02.112.16 | Практическая работа | 1 | Происхождение горных пород и минералов. Горные породы и минералы нашей местности. Практическая работа №7 «Изучение коллекции образцов минералов и горных пород Москвы и Московской области». | Кабинет № 326 | Изучение коллекции образцов минералов и горных пород. | |
12 | 05-09.12.16 | Семинар | 1 | Движения земной коры и вулканизм. Правила работы на контурных картах. | Кабинет № 326 | ||
13 | 12-16.12.16 | Практическая работа | 1 | Различия гор. Практическая работа №8 «Характеристика гор по картам». | Кабинет № 326 | Зачет | |
14 | 19-23.12.16. | Практическая работа | 1 | Равнины: площадь, высота и происхождение. Практическая работа№9 «Характеристика равнины, на которой мы живём». | Кабинет № 326 | Зачет | |
15 | 26-30.12.16 | Лекция | 1 | Рельеф нашей местности. | Кабинет № 326 | ||
16 | 09.-13.01.17 | Викторина | 1 | Викторина «Литосфера». | Кабинет № 326 | Игра-викторина | |
17 | 16-20.01.17 | Конкурс | 1 | Командный конкурс «Юный натуралист» | Кабинет № 326 | Конкурс | |
Тема № 5 «Гидросфера» (5 часа) | |||||||
18 | 23-27.01.17 | Практическая работа | 1 | Мировой океан и его части. Практическая работа №10 «Характеристика океана и моря по картам». | Кабинет № 326 | Контурная карта | |
19 | 30-03.02.17 | Практическая работа | 1 | Течения в Океане. Путешествие по морям и океанам. Практическая работа №11 «Работа на контурных картах по теме». | Кабинет № 326 | Контурная карта | |
20 | 06-10.02.17 | Лекция | 1 | Реки, озёра, болота и искусственные водоёмы нашей местности. | Кабинет № 326 | ||
21 | 13-17.02.17 | Практическая работа | 1 | Практическая работа № 12 «Описание Москвы-реки, местных озёр, карьера». | Кабинет № 326 | Конкурс рассказов о водоёмах нашей местности | |
22 | 27-03.03.17 | Игра | 1 | Игра «Морской бой» по теме «Гидросфера». | Кабинет № 326 | ||
Тема № 6 «Атмосфера» (5часов) | |||||||
23 | 06-10.03.17 | Практическая работа | 1 | Суточный и годовой ход температуры. Практическая работа №13 «Составление таблиц, определение суточных и годовых амплитуд». | Кабинет № 326 | Зачет | |
24 | 13-17.03.17 | Практическая работа | 1 | Анализ графиков хода температур за месяц, год. Практическая работа №14 «Составление графика температур за месяц по данным своих наблюдений». | Кабинет № 326 | Зачет | |
25 | 20-24.03.17 | Практическая работа | 1 | Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа №15 «Решение задач на определение атмосферного давления. Составление розы ветров по месяцам по данным своих наблюдений». | Кабинет № 326 | Зачет | |
26 | 27-31.03.17 | Практическая работа | 1 | Влажность. Облачность. Осадки. Практическая работа №16 «Решение задач по определению абсолютной и относительной влажности. Составление диаграммы осадков по своим календарям погоды». | Кабинет № 326 | Зачет. | |
27 | 03-07.04.17 | Практическая работа | 1 | Погода во все времена года. Практическая работа №17 «Составление характеристики климата нашей местности по данным календаря погоды». | Кабинет № 326 | Зачет | |
Тема № 7 «Биосфера. Географическая оболочка» (3 часа) | |||||||
28 | 17-21.04.17 | Лекция | 1 | Биосфера. Ноосфера. Экскурсия: Описание разных ПК нашей местности. | Кабинет № 326 | ||
29 | 24-28.04.17 | Практическая работа | 1 | Почвы, растения и животные нашей местности. Практическая работа №18 «Работа с географической литературой, энциклопедиями по данной теме». | Кабинет № 326 | ||
30 | 01-05.05.17 | Практическая работа | 1 | Разнообразие природных комплексов. Практическая работа № 19 «Описание разных ПК нашей местности». | Кабинет № 326 | Творческая работа | |
Тема № 8 «Человек на Земле» (4часа) | |||||||
31 | 08-12.05.17 | Лекция | 1 | Земля людей. Расы. Почему мы разные. Теория аббата Мальтуса. Идеи Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.Ливингстона. | Кабинет № 326 | ||
32 | 15-19.05.17 | Лекция | 1 | Типы населённых пунктов. | Кабинет № 326 | ||
33 | 22-26.05.17 | Лекция | 1 | Стихийные природные явления в нашей местности, меры защиты. | Кабинет № 326 | ||
34 | 29-31.05.17 | Самостоятельная работа | 1 | Итоговое занятие. | Кабинет № 326 | Тестирование |
3. Список литературы :
- География. 5-6 классы» Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К., «Просвещение», 2013
- Атлас «География 5 класс», Москва, «Дрофа «ДИК», 2015
- Контурные карты «География 5 класс», Москва, «Дрофа «ДИК», 2015
- В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
- Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год
- Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год
- Андреев А. А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. — 2005. — № 2. — С. 3-11.
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8-4.
- Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», Москва, «Народное образование», 2001 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа географа – краеведческого направления - «Занимательная география»
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географи...
Дополнительная общеразвивающая программа "Вокруг света. Занимательная география"
Направленность: естественно-научнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст обучающихся: 12-13 летСрок реализации: 1 год...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ»
АННОТАЦИЯк дополнительной общеразвивающей программе «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ» Направле...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по географии
Программа "Удивительная планета" реализуется в рамках приоритетного национальногопроекта "Образования" проектной линии "Успех каждого ребёнка" центра дополнительного...
Дополнительная общеразвивающая программа «ГЕОГРАФИЯ В ЖИЗНИ»
Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение...