Дополнительная образовательная программа "Занимательная география"
рабочая программа (8 класс)

Петухова Людмила Павловна

Дополнительная образовательная программа географического кружка «Занимательная география» для учащихся 8 класса призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kruzhka_zanimatelnaya_geografiya_8_klass.docx241.63 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\аттестация\с почты\Титульные листы\титул кружка Занимательная география .jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа географического кружка «Занимательная география» призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

В требованиях Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по географии к уровню подготовки школьников много внимания уделяется формированию знаний о географических явлениях и процессах в геосферах, взаимосвязей между ними, пониманию связей между географическим положением и природными условиями, причин особенности материков и океанов. Обеспечить это можно, если уделять постоянно внимание изучению и объяснению причинно-следственных связей между компонентами природы. Помощником в более углубленном изучении предмета является географический кружок.

Кружок позволяет всем участникам дополнительного образовательного процесса получить прочные знания по предмету.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географии материков и океанов. Такой подход позволяет рассматривать различные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии.

Предложенная программа кружка подготовлена для учащихся 8-х классов и рассчитана на 37 часов (один час в неделю, включая осенние и весенние каникулы).

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по физической географии России.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.

Основные направления и содержание деятельности.

Создание у учащихся представления об удивительно красивой и разнообразной природе России, о быте и хозяйстве  населения, предусмотренное программой географии России в 8 классе, представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на формировании необходимого минимума базовых знаний и представлении страноведческого характера, необходимого каждому человеку нашей эпохи.

По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных и наиболее интересных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем детального изучения общих понятий, которое осуществляется посредством  углубленного изучения определенных географических объектов.

Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение.

  1. Границы России. Взгляд сквозь века.

Знакомство с ТБ, с планом работы кружка. Как изменялась граница России со временем.

Раздел 2. Географическое положение России.

  1. Крайняя северная точка России.

Природа на мысе Флигели и на мысе Челюскин.

  1. Крайняя южная точка России.

Физико-географические условия горы Базардюзю.

  1. Крайняя западная точка России.

Физико-географические условия на Балтийской песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря.

  1. Крайняя восточная точка России.

Природа мыса Дежнева и острова Ратманова.

  1. Часовые пояса России.

Решение задач по определению часового времени в разных точках России.

  1. Россия на карте мира.

Преимущества и недостатки физико-географического положения России.

Раздел 3. Природа России.

  1. Догеологический этап развитияпланеты.

Гипотезы возникновения Земли как планеты.

  1. Россия – страна великих равнин.

Восточно-Европейская равнина. Самая плоская и низкая – Западно-Сибирская низменность.

  1. Горное обрамление России.

Кавказ. Урал. Горы юга Сибири и Дальнего Востока.

  1. «Солнечная печка», океанские кондиционеры, горные стены в России.

Разнообразные климаты России. Ледяное дыхание Арктики. Муссоны Дальнего Востока.

  1. Полюсы холода, жары, ветреной и дождливой погоды.

Климат гор. Самые дождливые и самые засушливые районы. Штили и ураганы в России.

  1. Откуда и куда текут реки в России.

Реки России.

  1. Внутренние воды России в фольклоре.

Былины Садко. Стихи и песни о России.

  1. Озера и водохранилища России.

Интересные и знаменитые озёра России. Для чего строят водохранилища.

  1. Болота и подземные воды.

Распространение болот. Торф и его использование. «Подземные архитекторы». Горячие источники. Лечебные воды.

  1. Снежный покров и ледники России.

Горный снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные льды.

  1. Полярные и ледяные пустыни.

Пустынный ландшафт.

  1. Царство тундр.

«Северные узоры». Почвы и растительность тундр. «Челнок тундры» - северный олень.

  1. Леса России – самые большие в мире.

Темнохвойные леса. Светлохвойные леса. Мелколиственные леса. Широколиственные леса.

  1. Российские степи.

Степи России. Заповедные степи.

  1. Пустыни и полупустыни.

«Царство полыни». Солончаки.

  1. Субтропики.

Культурные ландшафты субтропиков.

  1. Красная книга России.

«Исчезнувшие навсегда». Эндемики России. «Новосёлы» России. Заповедные земли.

  1. «Интересные ландшафты»

Проектная деятельность «Интересные места любимой природной зоны»

Раздел 4. Население России.

  1. Как изменяется численность населения России.

История в зеркале демографии. Демографические катастрофы. Миграции. Депортации.

  1. Где живут в России.

Основная полоса расселения. Горожане и сельчане. Урбанизация.

  1. От первобытных племён до современных народов.

От Руси к России. Как классифицируют народы. НародыРоссии.

  1. «Мы разные, но мы все вместе»

Проектная деятельность «Презентация народности России».

Раздел 5. Хозяйство России.

  1. Состав и особенности Российской экономики.

«Сколько мы производим». Отраслевая структура хозяйства.

  1. Индустриализация России во времени.

Эпохи индустриализации.

  1. Первичная промышленность России.

Добыча полезных ископаемых.

  1. Сельское хозяйство России.

Растениеводство и животноводство. География

  1. Итоговое занятие кружка.

Подведение итогов. Игра «Интеллектуальное казино»

Формы контроля:

  • Анализ заданий, выполненных на контурной карте.
  • Ответы на вопросы  викторины.
  • Ответы, полученные в ходе фронтальной беседы.
  • Результаты практических работ.
  • Защита проектных работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов на раздел

Программное содержание с указанием темы проектной работы (при наличии)

Универсальные учебные умения и действия (УУД)

1

 Введение

1

Знакомство с ТБ, с планом работы кружка. Как изменялась граница России со временем.

2

Географическое положение России

6

Природа на мысе Флигели и на мысе Челюскин.

Физико-географические условия горы Базардюзю.

Физико-географические условия на Балтийской песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря. Природа мыса Дежнева и острова Ратманова. Решение задач по определению часового времени в разных точках России.Преимущества и проблемы физико-географического положения России.

3

Природа России

19

Гипотезы возникновения Земли как планеты. Восточно-Европейская равнина. Самая плоская и низкая – Западно-Сибирская низменность. Кавказ. Урал. Горы юга Сибири и Дальнего Востока.

Разнообразные климаты России. Ледяное дыхание Арктики. Муссоны Дальнего Востока. Климат гор. Самые дождливые и самые засушливые районы. Штили и ураганы в России. Реки России. Интересные и знаменитые озёра России. Для чего строят водохранилища. Былины Садко. Стихи и песни о России. Распространение болот. Торф и его использование. «Подземные архитекторы». Горячие источники. Лечебные воды.

Горный снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные льды. Пустынный ландшафт.

«Северные узоры». Почвы и растительность тундр. «Челнок тундры» - северный олень. Темнохвойные леса. Светлохвойные леса. Мелколиственные леса. Широколиственные леса. Степи России. Заповедные степи. «Царство полыни». Солончаки. Культурные ландшафты субтропиков. «Исчезнувшие навсегда». Эндемики России. «Новосёлы» России. Заповедные земли. Проектная деятельность: «Интересные места любимой природной зоны».

4

Население России

5

История в зеркале демографии. Демографические катастрофы. Миграции. Депортации. Основная полоса расселения. Горожане и сельчане. Урбанизация.

От Руси к России. Как классифицируют народы. Народы России. Проектная деятельность: «Презентация народности России».

5

Хозяйство России

7

«Сколько мы производим». Отраслевая структура хозяйства. Эпохи индустриализации. Добыча полезных ископаемых. Растениеводство и животноводство. География сельского хозяйства. Подведение итогов. Игра «Интеллектуальное казино».


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата  план

Дата факт

Тема урока

Содержание, методические приемы, применение ИКТ

(по плану)

Примечание

Раздел 1. Введение (1часа)

1

3.09

Границы России. Взгляд сквозь века.

Знакомство с ТБ, с планом работы кружка. Как изменялась граница России со временем.

Раздел 2. Географическое положение России (6 часов)

2

10.09

Крайняя северная точка России.

Природа на мысе Флигели и на мысе Челюскин.

3

17.10

Крайняя южная точка России

Физико-географические условия горы Базардюзю.

4

24.09

Крайняя западная точка России

Физико-географические условия на Балтийской песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря.

5

1.10

Крайняя восточная точка России

Природа мыса Дежнева и острова Ратманова.

6

8.10

Часовые пояса России.

Решение задач по определению часового времени в разных точках России.

7

15.10

Россия на карте мира.

Преимущества и недостатки физико-географического положения России.

Раздел 3. Природа России (18 часов)

8

22.10

Догеологический этап развития планеты.

Гипотезы возникновения Земли как планеты.

9

29.10

Россия – страна великих равнин.

Восточно-Европейская равнина. Самая плоская и низкая – Западно-Сибирская низменность.

10

5.11

Горное обрамление России.

Кавказ. Урал. Горы юга Сибири и Дальнего Востока.

11

12.11

Солнечная печка, океанские кондиционеры, горные стены в России.

Разнообразные климаты России. Ледяное дыхание Арктики. Муссоны Дальнего Востока.

12

19.11

Полюсы холода, жары, ветреной и дождливой погоды.

Климат гор. Самые дождливые и самые засушливые районы. Штили и ураганы в России.

13

26.11

Откуда и куда текут реки в России.

Реки России.

14

3.12

Внутренние воды России в фольклоре.

Былины Садко. Стихи и песни о России.

15

10.12

Озера и водохранилища России.

Интересные и знаменитые озёра России. Для чего строят водохранилища.

16

17.1

Болота и подземные воды.

Распространение болот. Торф и его использование. «Подземные архитекторы». Горячие источники. Лечебные воды.

17

24.12

Снежный покров и ледники России.

Горный снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные льды.

18

31.12

Полярные и ледяные пустыни.

Пустынный ландшафт.

19

14.01

Царство тундр.

«Северные узоры». Почвы и растительность тундр. «Челнок тундры» - северный олень.

20

21.01

Леса России – самые большие в мире.

Темнохвойные леса. Светлохвойные леса. Мелколиственные леса. Широколиственные леса.

21

28.01

Российские степи.

Степи России. Заповедные степи.

22

4.02

Пустыни и полупустыни.

«Царство полыни». Солончаки.

23

11.02

Субтропики.

Культурные ландшафты субтропиков.

24

18.02

Красная книга России.

«Исчезнувшие навсегда». Эндемики России. «Новосёлы» России. Заповедные земли.

25

25.02

«Интересные ландшафты»

Проектная деятельность «Интересные места любимой природной зоны»

26

4.03

Итоговое занятие по теме «Природа России»

Игра

Раздел 4. Население России (4 часа)

27

11.03

Как изменяется численность населения России.

История в зеркале демографии. Демографические катастрофы. Миграции. Депортации.

28

18.03

Где живут в России.

Основная полоса расселения. Горожане и сельчане. Урбанизация.

29

25.03

От первобытных племён до современных народов.

От Руси к России. Как классифицируют народы. Народы России.

30

01.04

«Мы разные, но мы все вместе»

Проектная деятельность «Презентация народности России».

31

8.04

Итоговое занятие по теме «Население России»

Игра

Раздел 5. Хозяйство России (6 часов)

32

15.04

Состав и особенности Российской экономики.

«Сколько мы производим». Отраслевая структура хозяйства.

33

22.04

Индустриализация России во времени.

Эпохи индустриализации.

34

29.04

Первичная промышленность России.

Добыча полезных ископаемых.

35

6.05

Сельское хозяйство России.

Растениеводство и животноводство. География сельского хозяйства.

36

13.05

Экскурсия на местное предприятие.

Экскурсия

37

20.05

Итоговое занятие кружка.

Подведение итогов. Игра «Интеллектуальное казино»

итого:

 

        Методическое обеспечение

  1. Физико-географическая карта России.
  2. Тематические карты.
  3. Видеоматериалы  (по темам).
  4. Презентации (по темам).
  5. Глобусы.
  6. Энциклопедические справочники.

Библиографический список

  1. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя М.: Просвещение, 2010.
  2. Магидович И.П. Очерки по  истории географических открытий М.: Просвещение,  2010.
  3. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2010.
  1. Студенцов Н.Н.  Легенькая Е.Ф. Занимательная география  Саратовский университет 2010.
  2. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  3. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.:  Просвещение, 2010.
  4. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2010.
  5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по географии "География кулинарного искусства"

Программа дополнительного образования "География кулинарного искусства" для 7 - 11 классов...

Дополнительная образовательная программа по географии 5 класс "Занимательная география"

Аннотация   на  программу внеурочной деятельности по географии  «Занимательная география»  для учащихся 5 -  го класса, представленную Ковалевой М.В., учителем географии МБО...

Дополнительная образовательная программа элективного курса «География городов России»

«География городов России» — развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...

Рабочая программа дополнительных платных образовательных услуг «География для любознательных»

Актуальность данной программы  заключается в том, что предлагаемый курс даёт возможность расширения и углубления знаний, полученных при изучении курса «Географии»....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...