Дополнительная образовательная программа "Занимательная география"
рабочая программа (8 класс)
Дополнительная образовательная программа географического кружка «Занимательная география» для учащихся 8 класса призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kruzhka_zanimatelnaya_geografiya_8_klass.docx | 241.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа географического кружка «Занимательная география» призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
В требованиях Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по географии к уровню подготовки школьников много внимания уделяется формированию знаний о географических явлениях и процессах в геосферах, взаимосвязей между ними, пониманию связей между географическим положением и природными условиями, причин особенности материков и океанов. Обеспечить это можно, если уделять постоянно внимание изучению и объяснению причинно-следственных связей между компонентами природы. Помощником в более углубленном изучении предмета является географический кружок.
Кружок позволяет всем участникам дополнительного образовательного процесса получить прочные знания по предмету.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географии материков и океанов. Такой подход позволяет рассматривать различные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии.
Предложенная программа кружка подготовлена для учащихся 8-х классов и рассчитана на 37 часов (один час в неделю, включая осенние и весенние каникулы).
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по физической географии России.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
Основные направления и содержание деятельности.
Создание у учащихся представления об удивительно красивой и разнообразной природе России, о быте и хозяйстве населения, предусмотренное программой географии России в 8 классе, представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на формировании необходимого минимума базовых знаний и представлении страноведческого характера, необходимого каждому человеку нашей эпохи.
По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных и наиболее интересных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем детального изучения общих понятий, которое осуществляется посредством углубленного изучения определенных географических объектов.
Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение.
- Границы России. Взгляд сквозь века.
Знакомство с ТБ, с планом работы кружка. Как изменялась граница России со временем.
Раздел 2. Географическое положение России.
- Крайняя северная точка России.
Природа на мысе Флигели и на мысе Челюскин.
- Крайняя южная точка России.
Физико-географические условия горы Базардюзю.
- Крайняя западная точка России.
Физико-географические условия на Балтийской песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря.
- Крайняя восточная точка России.
Природа мыса Дежнева и острова Ратманова.
- Часовые пояса России.
Решение задач по определению часового времени в разных точках России.
- Россия на карте мира.
Преимущества и недостатки физико-географического положения России.
Раздел 3. Природа России.
- Догеологический этап развитияпланеты.
Гипотезы возникновения Земли как планеты.
- Россия – страна великих равнин.
Восточно-Европейская равнина. Самая плоская и низкая – Западно-Сибирская низменность.
- Горное обрамление России.
Кавказ. Урал. Горы юга Сибири и Дальнего Востока.
- «Солнечная печка», океанские кондиционеры, горные стены в России.
Разнообразные климаты России. Ледяное дыхание Арктики. Муссоны Дальнего Востока.
- Полюсы холода, жары, ветреной и дождливой погоды.
Климат гор. Самые дождливые и самые засушливые районы. Штили и ураганы в России.
- Откуда и куда текут реки в России.
Реки России.
- Внутренние воды России в фольклоре.
Былины Садко. Стихи и песни о России.
- Озера и водохранилища России.
Интересные и знаменитые озёра России. Для чего строят водохранилища.
- Болота и подземные воды.
Распространение болот. Торф и его использование. «Подземные архитекторы». Горячие источники. Лечебные воды.
- Снежный покров и ледники России.
Горный снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные льды.
- Полярные и ледяные пустыни.
Пустынный ландшафт.
- Царство тундр.
«Северные узоры». Почвы и растительность тундр. «Челнок тундры» - северный олень.
- Леса России – самые большие в мире.
Темнохвойные леса. Светлохвойные леса. Мелколиственные леса. Широколиственные леса.
- Российские степи.
Степи России. Заповедные степи.
- Пустыни и полупустыни.
«Царство полыни». Солончаки.
- Субтропики.
Культурные ландшафты субтропиков.
- Красная книга России.
«Исчезнувшие навсегда». Эндемики России. «Новосёлы» России. Заповедные земли.
- «Интересные ландшафты»
Проектная деятельность «Интересные места любимой природной зоны»
Раздел 4. Население России.
- Как изменяется численность населения России.
История в зеркале демографии. Демографические катастрофы. Миграции. Депортации.
- Где живут в России.
Основная полоса расселения. Горожане и сельчане. Урбанизация.
- От первобытных племён до современных народов.
От Руси к России. Как классифицируют народы. НародыРоссии.
- «Мы разные, но мы все вместе»
Проектная деятельность «Презентация народности России».
Раздел 5. Хозяйство России.
- Состав и особенности Российской экономики.
«Сколько мы производим». Отраслевая структура хозяйства.
- Индустриализация России во времени.
Эпохи индустриализации.
- Первичная промышленность России.
Добыча полезных ископаемых.
- Сельское хозяйство России.
Растениеводство и животноводство. География
- Итоговое занятие кружка.
Подведение итогов. Игра «Интеллектуальное казино»
Формы контроля:
- Анализ заданий, выполненных на контурной карте.
- Ответы на вопросы викторины.
- Ответы, полученные в ходе фронтальной беседы.
- Результаты практических работ.
- Защита проектных работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов на раздел | Программное содержание с указанием темы проектной работы (при наличии) | Универсальные учебные умения и действия (УУД) |
1 | Введение | 1 | Знакомство с ТБ, с планом работы кружка. Как изменялась граница России со временем. | |
2 | Географическое положение России | 6 | Природа на мысе Флигели и на мысе Челюскин. Физико-географические условия горы Базардюзю. Физико-географические условия на Балтийской песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря. Природа мыса Дежнева и острова Ратманова. Решение задач по определению часового времени в разных точках России.Преимущества и проблемы физико-географического положения России. | |
3 | Природа России | 19 | Гипотезы возникновения Земли как планеты. Восточно-Европейская равнина. Самая плоская и низкая – Западно-Сибирская низменность. Кавказ. Урал. Горы юга Сибири и Дальнего Востока. Разнообразные климаты России. Ледяное дыхание Арктики. Муссоны Дальнего Востока. Климат гор. Самые дождливые и самые засушливые районы. Штили и ураганы в России. Реки России. Интересные и знаменитые озёра России. Для чего строят водохранилища. Былины Садко. Стихи и песни о России. Распространение болот. Торф и его использование. «Подземные архитекторы». Горячие источники. Лечебные воды. Горный снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные льды. Пустынный ландшафт. «Северные узоры». Почвы и растительность тундр. «Челнок тундры» - северный олень. Темнохвойные леса. Светлохвойные леса. Мелколиственные леса. Широколиственные леса. Степи России. Заповедные степи. «Царство полыни». Солончаки. Культурные ландшафты субтропиков. «Исчезнувшие навсегда». Эндемики России. «Новосёлы» России. Заповедные земли. Проектная деятельность: «Интересные места любимой природной зоны». | |
4 | Население России | 5 | История в зеркале демографии. Демографические катастрофы. Миграции. Депортации. Основная полоса расселения. Горожане и сельчане. Урбанизация. От Руси к России. Как классифицируют народы. Народы России. Проектная деятельность: «Презентация народности России». | |
5 | Хозяйство России | 7 | «Сколько мы производим». Отраслевая структура хозяйства. Эпохи индустриализации. Добыча полезных ископаемых. Растениеводство и животноводство. География сельского хозяйства. Подведение итогов. Игра «Интеллектуальное казино». |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока | Содержание, методические приемы, применение ИКТ (по плану) | Примечание |
Раздел 1. Введение (1часа) | |||||
1 | 3.09 | Границы России. Взгляд сквозь века. | Знакомство с ТБ, с планом работы кружка. Как изменялась граница России со временем. | ||
Раздел 2. Географическое положение России (6 часов) | |||||
2 | 10.09 | Крайняя северная точка России. | Природа на мысе Флигели и на мысе Челюскин. | ||
3 | 17.10 | Крайняя южная точка России | Физико-географические условия горы Базардюзю. | ||
4 | 24.09 | Крайняя западная точка России | Физико-географические условия на Балтийской песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря. | ||
5 | 1.10 | Крайняя восточная точка России | Природа мыса Дежнева и острова Ратманова. | ||
6 | 8.10 | Часовые пояса России. | Решение задач по определению часового времени в разных точках России. | ||
7 | 15.10 | Россия на карте мира. | Преимущества и недостатки физико-географического положения России. | ||
Раздел 3. Природа России (18 часов) | |||||
8 | 22.10 | Догеологический этап развития планеты. | Гипотезы возникновения Земли как планеты. | ||
9 | 29.10 | Россия – страна великих равнин. | Восточно-Европейская равнина. Самая плоская и низкая – Западно-Сибирская низменность. | ||
10 | 5.11 | Горное обрамление России. | Кавказ. Урал. Горы юга Сибири и Дальнего Востока. | ||
11 | 12.11 | Солнечная печка, океанские кондиционеры, горные стены в России. | Разнообразные климаты России. Ледяное дыхание Арктики. Муссоны Дальнего Востока. | ||
12 | 19.11 | Полюсы холода, жары, ветреной и дождливой погоды. | Климат гор. Самые дождливые и самые засушливые районы. Штили и ураганы в России. | ||
13 | 26.11 | Откуда и куда текут реки в России. | Реки России. | ||
14 | 3.12 | Внутренние воды России в фольклоре. | Былины Садко. Стихи и песни о России. | ||
15 | 10.12 | Озера и водохранилища России. | Интересные и знаменитые озёра России. Для чего строят водохранилища. | ||
16 | 17.1 | Болота и подземные воды. | Распространение болот. Торф и его использование. «Подземные архитекторы». Горячие источники. Лечебные воды. | ||
17 | 24.12 | Снежный покров и ледники России. | Горный снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные льды. | ||
18 | 31.12 | Полярные и ледяные пустыни. | Пустынный ландшафт. | ||
19 | 14.01 | Царство тундр. | «Северные узоры». Почвы и растительность тундр. «Челнок тундры» - северный олень. | ||
20 | 21.01 | Леса России – самые большие в мире. | Темнохвойные леса. Светлохвойные леса. Мелколиственные леса. Широколиственные леса. | ||
21 | 28.01 | Российские степи. | Степи России. Заповедные степи. | ||
22 | 4.02 | Пустыни и полупустыни. | «Царство полыни». Солончаки. | ||
23 | 11.02 | Субтропики. | Культурные ландшафты субтропиков. | ||
24 | 18.02 | Красная книга России. | «Исчезнувшие навсегда». Эндемики России. «Новосёлы» России. Заповедные земли. | ||
25 | 25.02 | «Интересные ландшафты» | Проектная деятельность «Интересные места любимой природной зоны» | ||
26 | 4.03 | Итоговое занятие по теме «Природа России» | Игра | ||
Раздел 4. Население России (4 часа) | |||||
27 | 11.03 | Как изменяется численность населения России. | История в зеркале демографии. Демографические катастрофы. Миграции. Депортации. | ||
28 | 18.03 | Где живут в России. | Основная полоса расселения. Горожане и сельчане. Урбанизация. | ||
29 | 25.03 | От первобытных племён до современных народов. | От Руси к России. Как классифицируют народы. Народы России. | ||
30 | 01.04 | «Мы разные, но мы все вместе» | Проектная деятельность «Презентация народности России». | ||
31 | 8.04 | Итоговое занятие по теме «Население России» | Игра | ||
Раздел 5. Хозяйство России (6 часов) | |||||
32 | 15.04 | Состав и особенности Российской экономики. | «Сколько мы производим». Отраслевая структура хозяйства. | ||
33 | 22.04 | Индустриализация России во времени. | Эпохи индустриализации. | ||
34 | 29.04 | Первичная промышленность России. | Добыча полезных ископаемых. | ||
35 | 6.05 | Сельское хозяйство России. | Растениеводство и животноводство. География сельского хозяйства. | ||
36 | 13.05 | Экскурсия на местное предприятие. | Экскурсия | ||
37 | 20.05 | Итоговое занятие кружка. | Подведение итогов. Игра «Интеллектуальное казино» | ||
итого: |
Методическое обеспечение
- Физико-географическая карта России.
- Тематические карты.
- Видеоматериалы (по темам).
- Презентации (по темам).
- Глобусы.
- Энциклопедические справочники.
Библиографический список
- Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя М.: Просвещение, 2010.
- Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий М.: Просвещение, 2010.
- Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2010.
- Студенцов Н.Н. Легенькая Е.Ф. Занимательная география Саратовский университет 2010.
- Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2010.
- За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2010.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по географии "География кулинарного искусства"
Программа дополнительного образования "География кулинарного искусства" для 7 - 11 классов...
Дополнительная образовательная программа по географии 5 класс "Занимательная география"
Аннотация на программу внеурочной деятельности по географии «Занимательная география» для учащихся 5 - го класса, представленную Ковалевой М.В., учителем географии МБО...
Дополнительная образовательная программа элективного курса «География городов России»
«География городов России» — развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...
Рабочая программа дополнительных платных образовательных услуг «География для любознательных»
Актуальность данной программы заключается в том, что предлагаемый курс даёт возможность расширения и углубления знаний, полученных при изучении курса «Географии»....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...