Урок СБО Ситуация выбора после окончания 9 класса
план-конспект урока (9 класс) по теме

Кузнецова Людмила Геннадьевна

 

Цели:

1) дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;

2) активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

3) корригировать профессиональные планы, оценку готовности к избранной деятельности.

 

 Задачи:

1) Формировать у учащихся активного и ответственного отношения к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;

3) Расширить знания учащихся о мире профтруда;

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sotsialno.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Каразей»

9 класс специальный (коррекционный) класс школы VIII  вида

Социально – бытовая ориентировка

Тема: Ситуация выбора после окончания 9 класса

Учитель- олигофренопедагог

                                                         Кузнецова  Людмила Геннадьевна

2013 год

Тема: Ситуация выбора после окончания   9 класса

Цели:

1) дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;

2) активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

3) корригировать профессиональные планы, оценку готовности к избранной деятельности.

 Задачи:

1) Формировать у учащихся активного и ответственного отношения к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;

3) Расширить знания учащихся о мире профтруда;

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Время: 45 мин. Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Информационный блок (с элементами беседы, тренингом и проблемной ситуацией).

3.  Практический блок.

4. Заключительная беседа

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Релаксационная игра « Дерево»

Цель: данная игра используется для снятия волнения, напряжённости, она придаёт чувство уверенности в себе и в своих собственных силах.

- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим  дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки – свободно  «колышутся»  вдоль ствола, листья – пальцы легко « шевелятся»,  слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы -  прекрасное  могучее дерево, вы уверенны в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получится.

  1. Информационный блок

Каждый город, каждый дом

Создан радостным трудом.

Без работы, без труда

Не построить города.

Слышен грохот под землёй-

Рудокоп пошёл в забой.

Без работы, без труда

Не появится труда.

Экскаватор зашагал-

Будет рыть в степи канал.

Без работы, без труда

Не пойдёт в поля вода.

В корпусах станки стучат-

Человек работе рад.

Поспевая, шепчет рожь:

«Без труда не проживёшь».

     Труд - великое дело. Профессия ему под стать. Всё, чем мы пользуемся, где живём, что едим – создано руками человека. В наш век прогресса очень важно и профессию выбрать и трудиться уметь, и характер  иметь, чтобы успехов добиваться.

     Кто-то с детства мечтает о какой- то одной профессии, а кто-то находит своё дело, уже будучи взрослым человеком.

     Трудно выбрать профессию и не ошибиться, чтобы она тебе всю жизнь нравилась, но надо к этому стремиться. Потому что только когда дело твоё делается с душой, только тогда оно настоящее и результаты даёт хорошие.

    Не зря на Руси давно уже существует фраза «золотых рук мастер».

Дело, сделанное тобой, может быть золотым. Правда, для этого нужно правильно выбрать свою будущую профессию и обучиться этому делу по- настоящему.

  Сегодня на нашем уроке мы поговорим с вами о видах профессий, о том, как выбрать правильно дело всей своей жизни.

     Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог- именно столько сегодня существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг вашего общения, и интересы, и счастье в жизни.

- Что же такое профессия? Как бы вы объяснили значение этого слова? (ответы ребят)

- Подведём итоги. Сейчас вы увидите краткое определение этого понятия, посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.

Профессия -   это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

  Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе.

- Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе?

- Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

«Давят» родители.

Идут за модой.

Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

Выбирают «за компанию».

Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Подражают героям кино и телесериалов.

- Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей.    Но как, же тогда правильно выбрать профессию?

тренинг «Рука судьбы»

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка,  не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать..... Смотрим эмоции.

-Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия:

Хочу---------------мои желания

Могу------способности и возможности

Надо--------востребованность профессии.

Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются  друг на друга, очень много точек соприкосновения.

Физминутка

Проблемная ситуация

— Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание ( учитель читает):

— Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то, а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

— Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.

— Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.

— Как же у Саши получился такой удачный выбор?

Вопросы-подсказки: Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Знает ли Таня, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?— У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в  другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу. Чтобы вы посоветовали Тане и Лене? Примерные ответы детей:

— Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

— Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Практический блок.

 Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:

1.    Человек-природа.

2.   Человек-техника.

3.   Человек-человек.

4.   Человек-знаковая система.

5.   Человек-художественный образ.

Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных  центрах.

Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

Игра «Кто больше знает профессий?»

Назовите профессии, относящиеся к каждой группе. Примерные ответы детей:

Человек-природа.         Человек-техника.      Человек-человек.

Животновод                         столяр                     учитель

Полевод                                  строитель           продавец

 

Человек-знаковая система                        Человек-художественный образ

        учёный                                                              Фотограф

      программист                                                        скульптор

Сообщение психологом результатов теста

4. Заключительная беседа

- Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его

понимаете?

Примерные ответы детей:

— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.

Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам - найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».

Рефлексия

Продолжите незаконченные предложения: (написано на доске)

- Я узнал сегодня, что …..

- Я думаю, что после сегодняшнего занятия …….

Примерные ответы детей:

Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

Открыл, что в мире 50 тысяч профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

Разобрался в профессиональной характеристике человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

Презентация к уроку р.я. в 5 классе по теме "о\ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"

Презентация составлена с учетом требований ФГОС. Система заданий позволяет обеспечить условия для развития предметных, личностных, и метапредметных навыков....

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...

Конспект урока истории "Выборы царя" 7 класс

Конспект урока истории "Выборы царя" 7 класс (ролевая игра)...