ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
методическая разработка по теме

Материал раскрывает проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_detey_s_ovz.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

КОГОАУ  НПО  ПУ  № 39

«Проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их реализации».

              Подготовила

    Багина

                               Лариса Александровна,

                         мастер производственного обучения

2013г.

Адаптация – процесс активного приспособления индивида или группы к определённым материальным условиям, нормам, ценностям определённой среды.

Понятие адаптации заменяют таким термином как приспособление, взаимодействие, вхождение, вживание.

Актуальность этой темы настолько велика именно в сегодняшних условиях, потому что социально-экономические преобразования требуют постоянно от нас адаптации к меняющимся условиям. Современная система среднего профессионального образования, как и все государство, находится в периоде ломки и переустройства. Происходит изменение ценностных ориентацией, норм поведения, содержания образования. Все это породило новые требования к человеку и привело к обострению, усложнению процессов вхождения человека в изменяющийся социум.

Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней. Квалифицированному специалисту необходимо уметь использовать разнообразные источники информации, повышать свой профессиональный уровень, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, заниматься самообразованием, быть открытым к использованию современных технологий, готовым освоить новые профессиональные знания, умения, технологии, уметь решать проблемы, смежные с основной специальностью или выходящие за её рамки. Кроме этого специалист должен быть коммуникабельным, контактным, должен уметь предотвращать конфликтные ситуации или умело выходить из них и самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта и культурного уровня.         Современное общество требует от специалиста не только

профессиональные знания, умения и навыки, но в первую очередь

личностные, нравственные качества профессионала, его способность к адаптации в меняющихся условиях рынка труда.

Получение профессии, трудовая деятельность – основа социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. Это делает особенно актуальной проблему профессиональной подготовки и интеграцию учащихся с особыми образовательными потребностями к самостоятельной жизни и труду. Профессиональная подготовка дает молодым людям с особыми образовательными потребностями  социальную жизнь вместо зависимости от социальной помощи. При обучении их в училище определена

 

Цель: Формирование разносторонне – развитой личности, способной адаптироваться и реализовать свой творческий потенциал в современных условиях.

А  наши задачи состоят в том, чтобы учащиеся:

 - адаптировались к условиям училищной жизни, к её нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых понятий и навыков.

- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду.

-формирование соответствующих качеств личности (умение работать в коллективе, чувство самостоятельности, самоутверждения, ответственности).

Проблема адаптации является одной из общезначимых областей научных знаний, в которых представлено большое количество теоретических направлений. Адаптация студентов является одной из ключевых проблем в современных исследованиях в сфере образования.

Начальный этап профессиональной подготовки трактуется учёными как этап, определяющий весь ход дальнейшей жизни человека. Одной из важнейших ступеней на данном этапе является процесс адаптации к условиям учебного заведения, так как именно в этот момент человек находится в сложной ситуации освоение новых форм деятельности, соотносит свои ожидания с реальной действительностью. Адаптационный период часто сопровождается психологическим напряжением, вызванным проблемами взаимоотношений с окружающими в новой социальной ситуации.

Студент, с ограниченными возможностями здоровья, оказавшись  в новой социальной ситуации, сталкивается с рядом проблем, которые самостоятельно  решить не может. Эти проблемы обусловлены следующими противоречиями:

  1. между пассивным характером приспособления к новой социальной ситуации, стремлением избегать конфликтов и стремлением развивающейся личности студента с ограниченными возможностями здоровья к самореализации.
  2. между сложившимися «школьными формами учебной деятельности», проведение досуга и новыми требованиями, предъявляемыми системой учебного заведения, ориентированными на самостоятельность, инициативность и ответственность.
  3. между желанием быть взрослым и неспособностью самостоятельно решать возникающие проблемы, отвечать за поступки.
  4. между неадекватным представлением о будущей профессиональной деятельности, студенческой жизнью и реальной действительностью.

Адаптация к новым условиям обучения – постоянный динамичный многофакторный процесс, в ходе которого происходит не только интеграция личности студента, в новую образовательно-воспитательную систему, в новую систему требований и контроля, в социум (новое для него социальное окружение), в новый коллектив, а для многих (например, иногородних студентов) и в новые условия жизнедеятельности, но и его личностное, профессиональное развитие

и самореализация.

«Пусковым механизмом» процесса адаптации студента является смена среды, окружающей его, которая характеризуется как структурными, так и функциональными компонентами. «Вчерашние» школьники сталкиваются с непривычными условиями организации учебно-воспитательного процесса, с новыми формами и методами учебной деятельности, с новыми учебными предметами, отличающимися от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Поэтому, оказавшись в новом для них качестве, они должны в сравнительно короткий срок освоиться с новой ролью и многому научиться.

Первый семестр первого года обучения — это период адаптации студента к обучению в новой системе образования. Быстрая и успешная адаптация к жизни учебного заведения студентов первого курса является залогом успешности овладения ими профессией — того, ради чего они пришли в учебное заведение, и того, ради чего работает вся система среднего профессионального образования.

Для обучения обучающихся составлены учебные планы и программы по общеобразовательной и профессиональной подготовке по следующим профессиям:

  • Оператор швейного оборудования (швея), срок обучения – 2 года;
  • Кружевница, срок обучения – 2 года;
  • Изготовитель художественных изделий из дерева, срок обучения – 2 года.

За основу взята стандартная модель учебного плана для подготовки рабочих и служащих 2-ой ступени квалификации в профессиональных учебных заведениях РФ.

Составлены:

  • расписание занятий уроков,
  • план воспитательной работы.

Производственное обучение проводится в специально-оборудованных лабораториях. Время занятий – 6 часов.

Уроки теоретического цикла – 3 пары  в день по 40 минут.

2 часа в неделю в учебном плане отведено на проведение факультативов. На первом курсе это «Профессиональное творчество – 72часа, на втором курсе – «Домашний менеджмент» - 34 часа. Факультатив «Профтворчество» проводится для повышения интереса к профессии, её более глубокого изучения  или для изучения смежных профессий.

Для обучающихся организуются бесплатные обеды.

Безусловно, нельзя забывать, что адаптируется конкретный человеческий организм с определёнными индивидуально-личностными сторонами, определёнными потребностями и нуждами к требованиям и нормам социального обустройства.

Созданию оптимальных социально-психологических условий для успешной учёбы и личностного развития учащихся с особенностями психофизического развития способствует психолого-медико-педагогическое сопровождение. С привлечением врача-психиатра, психолога в начале учебного года на первом курсе проводится тестирование акцентуации личности и тестирование интеллектуальных возможностей учащихся на базе коррекционной школы, среди которых очень много детей с ярко выраженными недостатками в развитии личности. Как правило, это дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Такие дети имеют ограниченные возможности в развитии, вследствие различных факторов эндогенного и экзогенного характера, вызывающие органические нарушения головного мозга.

В течение последних лет их количество в учебном заведении увеличивается. В добавлении к психологическим особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья, для большинства детей из числа сирот характерно полное равнодушие к профессии, у них потребительское отношение к жизни.

Входная психолого-педагогическая диагностика (время проведения сентябрь - октябрь) включает:

  • Изучение отклонений в психическом развитии, особенностей эмоционально – волевой сферы
  • Определение уровня интеллектуального развития, отношения к учёбе и профессии

Далее идёт разработка программы социально- профессиональной адаптации. Поскольку дефекты умственного развития у обучающихся различны, большое внимание уделяется индивидуальной работе с опорой на сохранные стороны интеллекта.

Мастера производственного обучения совместно с психологом составляют программы социально- психологического сопровождения, целью которых является формирование навыков социального поведения, профессионально важных качеств и интереса к профессии, общеучебных навыков.

Коррекционно-развивающая работа ведётся в течение всего курса обучения. С обучающимися проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия, направленные на уменьшение имеющихся дефектов, таких, как нарушения эмоционально-волевой сферы, уменьшение агрессивности обучающихся. Очень важным на этом этапе для развития социальных навыков является общение обучающихся коррекционных групп с обучающимися с сохранным интеллектом, посещение кружков, секций, участие в общих мероприятиях, в концертах художественной самодеятельности.

Исследование проблемы адаптации студентов требует, с одной стороны, анализа общих закономерностей адаптационного процесса и изучения специфики адаптации студентов, с другой, - четкого ограничения круга адаптационных проблем (трудностей), которые препятствуют позитивному протеканию данного естественного процесса.

Проблема возникновения серьезных трудностей в период адаптации в новых условиях учебного заведения - это не только проблема организации учебного процесса (расписание занятий, распорядок дня, включая самостоятельную работу организацию досуга), но и целый комплекс проблем, с которыми приходит выпускник школы в среднее специальное учебное заведение, имея за спиной качественно другой опыт обучения в средней школе или в других учебных структурах. В процессе адаптации студент должен осознать цель педагогической системы обучения, включиться в неё и овладеть её специфическими методами учебной работы.

Трудности, с которыми студенты сталкиваются в процессе адаптации к обучению в среднем специальном учебном заведении:

1) формальные; т.е. трудности, связанные с новой организацией учебного процесса в профессиональном учебном заведении, и касающиеся познавательно-информационного приспособления к новому окружению, его структуре, особенностям содержания обучения в нем, его традициям, а так же к новым обязанностям;

2) социальные; т.е. трудности общения и коммуникации, трудности социализации иногородних студентов.

3) дидактические; трудности, возникающие при активном освоении новых, отличных от школьных, форм занятий, видов работ, необходимых навыков, приемов, способов решений. Сложность адаптации в данном случае зависит от широты и содержания, разнообразия видов деятельности, интереса к ней, мотивации;

4) личностные (психологические); трудности, обусловленные проблемами эмоциональной сферы, психологических и психических особенностей личности, самоорганизованности.

Постоянно меняющаяся действительность, нестабильность нравственных ориентации в обществе, нестойкость семейных отношении, неоправданные ожидания, часто разрушенные представления о человеческом счастье, а иногда и иллюзорные представления о своем будущем - все это формирует целых комплекс социальных и психологических проблем у развивающейся личности студента.

Изменение роли вчерашнего школьника, круга и содержания его общения, возникновение потребности в самоутверждении в складывающемся коллективе группы, усвоение норм и традиций учебного заведения, перестройка мышления, резкое возрастание роли функций внимания и памяти, зрительного восприятия, увеличение эмоционального напряжения, приобщение к интенсивному учебному труду, к новым психофизиологическим нагрузкам, ритму жизни, методам и формам работы, преодоление «информационного взрыва» - этим можно объяснить натянутость отношений с преподавателями, замкнутость отдельных студентов, боязнь плохих оценок и ожидание наказания, следствием чего является неуспеваемость на первом курсе, рост прогулов, неудовлетворенность учебой, выбором учебного заведения, «отсев» первокурсников.

Все живое обладает механизмами, обеспечивающими приспособление к постоянно меняющимся условиям среды. Однако способность предвидеть и заранее подготавливаться к таким изменениям внешней среды, дающая возможность быстро приспособиться к новым условиям, так же, как и воздействовать на них соответственно своим потребностям, присуща только человеку. Эта высокая адаптивная способность человека не является врожденной, она развивается как следствие расширяющихся связей человека со средой, способность человека к коммуникации.

В исследованиях А.С. Волович подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании. Адаптация определяется как процесс активного взаимодействия личности со средой, который выражается в проявлении инициативы, творческом, целеустремленном характере ее социальной активности, способствующей преобразованию среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности, направленной на приобретение необходимых умений, знаний, выработку значимых качеств и закрепления навыков адаптивного поведения. Именно активная преобразующая деятельность студента служит решающим условием достижения высокого уровня адаптированности.

В этой связи понятие адаптации к обучению в средне профессиональном учебном заведении включает и то, как студент преодолевает известные трудности, и то, насколько успешно он вовлекается в учебный процесс, то есть, реально воздействуя и преобразуя его, поэтому возникающие на первом этапе адаптации трудности требуют срочных и действенных решений.

Но значительная часть студентов-первокурсников ориентируются на стимул и поддержку извне, в установках преобладает пассивность в решении жизненных задач. Они только-только ушли из-под опеки родителей и школьных учителей, им достаточно трудно самостоятельно продвигать себя вперед. Как правило, небольшая часть студентов первого года обучения ориентируется на то, что достижение жизненных целей зависит от него самого, акцентируется личная ответственность и компетентность, необходимость быть активными как на занятиях, так и внеклассных мероприятиях.

Таким образом, особое значение на первом этапе адаптации приобретает работа педагогов и мастеров, оказывающих помощь студентам в освоении навыков учебного труда, решении их психологических проблем, знакомящего их с традициями и нормами жизни в учебном заведении. Задача педагогов и мастеров на данном этапе заключается в том, чтобы процесс адаптации «вчерашних» школьников к обучению прошел как можно быстрее и эффективнее.

Деятельность педагога — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава образовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения, и ситуации в коллективе

группы, межличностных отношений.

От педагога на этапе адаптации студентов зависит очень многое: это и создание благоприятного социально-психологического климата в

группе, и формирование доброжелательных, бесконфликтных отношений между членами студенческого коллектива, и пробуждение интереса к совместным обучающим и развивающим делам во внеурочное время, и оказание помощи каждому студенту.

Наиболее важными в период начальной адаптации студентов являются следующие функции педагога: информативная, организационная, коммуникационная, контролирующая (административная).

Информирование предполагает ответственность педагога за ознакомление студентов с уставом учебного заведения, правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями студентов, за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они могут принять участие.

Организация предполагает помощь в организации работы студенческого актива группы, проведении внутригрупповых мероприятий, в т.ч.: знакомство студентов, сплочение коллектива, организация культурных (походы, выставки), спортивных (участие в соревнованиях в качестве участников или болельщиков), развлекательных мероприятий («Посвящение в студенты», внутригрупповых традиций и т.д.).

Коммуникация предполагает создание и поддержку благоприятной психологической атмосферы в группе; структурирование внутригрупповых отношений; непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера; посредничество с преподавателями, администрацией, службами учебного заведения.

Контроль осуществляется за посещаемостью и успеваемостью студентов, за соблюдением правил внутреннего распорядка, за выполнением функций актива группы. Необходимо отметить, что на данном этапе начальной адаптации контроль осуществляется не только в целях проверки или надзора, а, преимущественно, с целью своевременного выявления трудностей студентов.

При планировании занятий применяются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся. Обучение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью имеет существенные особенности, такие как:

        1.        более низкий уровень (по сравнению с нормой) сложности учебного материала.

        2.        замедленный темп обучения.

        3.        необходимость применения специфических для данной категории учащихся методов обучения.

У таких детей ограниченная возможность приобретения  знаний, усвоение отвлечённых понятий. Они отличаются повышенной внушаемостью, они не критически относятся к своим поступкам, к своему отношению к окружающему миру, с крайне неустойчивым настроением, склонны к раздражительности, вспыльчивости и даже злобности. Они не готовы к учёбе, к требованиям педагогов в силу своего общего развития (точнее его недостатков) или же ошибок и неблагополучия семейного воспитания.

У них проявляются специализированные образовательные потребности в индивидуализированном обучении, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения.

Они с трудом включаются в атмосферу группы из-за своей наивности, не самостоятельности, непосредственности, они часто конфликтуют со сверстниками, и в тоже время  они прекрасно чувствуют себя в игре, прибегая в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для них учебной деятельности.

Но такие учащиеся могут обучаться простым трудовым приёмам. При определённом усердии они могут настойчиво и усиленно работать, повышая свою квалификацию, так как трудовые процессы являются главным условием для компенсации имеющегося, у таких детей психического дефекта. Под влиянием воспитания и дальнейшего развития, они могут в какой-то степени выровняться и приспособиться к полезной деятельности и быть полезными обществу.

Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и её целей, такой ребёнок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности и поэтому психологи выделяют 2 мотива, которые направлены на достижение успеха:

  1. мотив достижения успеха
  2. мотив избегания неудачи

Учащиеся, мотивированные на успех, ставят в своей деятельности некоторую положительную цель, стремятся к её достижению, активно включаются в деятельность, выбирают средства действия, мобилизуют себя на выполнение и достижение успеха. При этом человек проявляет большую настойчивость в достижении целей, стремится к достижению всё более сложных целей и задач, а при неуспехе, неудаче не отчаивается, не теряет интереса к деятельности.

У учащихся коррекционных школ доминирует мотивация, связанная с избеганием неудач в учении, отрицательных оценок и отметок, наказаний за неуспехи и получением высоких отметок со стороны учителя за успешную деятельность.

Подобная мотивация содержит тревожность, отрицательные переживания, неуверенность в себе, боязнь критики. Ребёнок не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею.

Формирование положительной мотивации, связанной с достижением успехов в учебном труде, овладении новыми знаниями и способами их получения, установлением и сохранением хороших отношений с окружающими, открытие детям личностного смысла деятельности является необходимым условием коррекционного обучения.

Конкретными мотивами учебной деятельности учащихся могут быть интерес, стремление иметь поощрения, избегание наказания за неуспехи, мотив долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования.

Информацию, идущую от учителя, учащиеся воспринимают замедленно и так же её перерабатывают, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и предельной развёрнутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому учащиеся долго не могут освоить свёрнутые мыслительные операции.

У учащихся низкий уровень работоспособности и быстрая утомляемость, объём и темп работ ниже, чем у детей норма. У них возникает чувство неуверенности, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Успешное овладение знаниями и навыками может происходить при достаточно высоком уровне внимания.

Внимание же таких детей характеризуется:

  • неустойчивостью
  • большой отвлекаемостью
  • недостаточной концентрированностью объекта.

В своей практике мы применяем приёмы, способствующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений и поведения подростка.

  1. способствующие улучшению взаимоотношений между воспитанниками и педагогами, устанавливающие душевный контакт (через проявления доброты, внимания, заботы, просьбы, поощрения, проявления огорчения)
  2. вовлекающие воспитанника  в совершение морально-ценных поступков, в накоплении опыта правильного поведения (через убеждение, доверие, моральную поддержку и укрепление веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность, пробуждение гуманных чувств, любовь к профессии).
  3. приёмы, в которых открыто, проявляется власть педагога. (через осуждение, наказание, приказание, предупреждение, возбуждение тревоги о предстоящем наказании, проявление возмущения)

В целях увеличения положительного влияния используем следующие приёмы:

Доверие – т.е. подростку предлагаем наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он может проявить свои знания и умения.

Должна быть поддержка коллективистических проявлений (через поощрение и одобрение коллективом усилий подростка с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих).

Недоверие – т.е. коллектив высказывает сомнения в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике. Коллектив заставляет переделать работу, мотивируя своё решение тем, что он может выполнить данную работу более качественно.

Включать подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности, где он может проявить своё отношение к совместным делам, умение сотрудничать с однокурсниками.

Совместная деятельность – сильный фактор в изменении личности и характера поведения подростка, однако немаловажна позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков, желание исправить свои негативные качества, ликвидировать свои отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием. Индивидуальные беседы, иногда о самом сокровенном.

Без положительного отношения подростка к необходимости самоисправления, без понимания как это сделать, надеяться на скорейший успех в работе не приходится.

Только при личной заинтересованности подростка самовоспитании, только при полном понимании им его необходимости применяют индивидуальные приёмы.

Создание целевой установки – с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности.

  • Начатое дело выполнять до конца
  • Не браться за множество дел сразу
  • Качественно выполнять любую работу, оценивать её результативность, анализировать ошибки.

От регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней.

Стимулирование личного достоинства подростка, защиты его самолюбия. (Через посильную деятельность, укрепления веры в успех, поддержку в трудных ситуациях)

Требовательность доверия – имеется в виду неизбежность выполнения задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит.

Необходимо отметить, что проведение классных часов имеет

большой потенциал в решении проблем адаптации студентов. Групповая работа необходима с первых дней в учебном заведении. В этом смысле педагог активно включается в учебно-воспитательный процесс, а его влияние на адаптацию студентов во многом определяется степенью участия в решениях учебных проблем каждого и группы в целом. Для подростка чрезвычайно важна группа сверстников, в ней он находит благоприятные условия для самопознания (при поддержке значимых других), самореализации, самоопределения. В данном аспекте большие возможности предоставляет организация классных часов и внеучебных мероприятий.

Работа по планированию, подготовке и организации классных часов посвящена культуре сотрудничества и взаимодействия. (вопросам конструктивного общения, конфликтологии, толерантности и т.д.); стратегиям и тактикам учения; учению как саморазвитию (занимались самодиагностикой профессиональных и личностных способностей, а также рассматривали варианты их развития и компенсации); и направлены на решение следующих задач: учебно-познавательных задач (знакомство с видами работ и формами проведения занятий); коммуникативно-развивающие (формирование навыков эффективного общения, рефлексивного поведения). Интерактивных (развивающие навыки эффективной групповой работы, умение согласовывать свои действия, планирование совместной работы, оптимизация взаимоотношений, умение слушать и принимать точку зрения другого); социально-ориентационных (способствующие наиболее успешной

социализации студента, как в микро, так и в макрогруппах).

В первые дни первого семестра проводили классные часы «Давайте познакомимся!», «Кто ты?», и др., где студенты рассказывали о себе, своей семье, о любимых занятиях, увлечениях, своих интересах

и планах.

Совместно со студентами разрабатывали темы для проведения

ситуационных классных часов, исходя из наиболее актуальных сложившихся ситуаций, проблем, трудностей и потребностей студентов: «Я и мои новые обязанности». «Наши отношения в группе». «Об опозданиях и пропусках занятий». «Я попал в конфликтную ситуацию», «Как достичь взаимопонимания?» и др., что позволяло не только довести суть проблемы до учащегося, познакомить с возможными путями решения, но и самому студенту (в группе в целом и каждому в отдельности) найти свои пути решения и сформировать свою позицию.

Следующим направлением работы с группой являлось компенсация дезадаптирующих факторов, например трудностей дидактического характера. Поэтому при проведении серии классных часов существенное внимание уделялось повышению эффективности учебно-познавательной деятельности студентов по следующим основным направлениям:

- восприятие и обработка информации (правила слушания и запоминания, ведение записей и конспектов, при самостоятельном

добывании знаний, выделение наиболее существенного, использование символики, схем, таблиц, опор, совершенствование навыков работы с литературой);

- коррекция знаний (умение замечать ошибки, правильно работать над ними, прогнозировать и планировать работу по их ликвидации).

В ходе подобных классных часов – практических занятий происходит развитие учебных умений.

Проведенные классные часы в целом позволили создать ряд условий для работы студентов в процессе адаптации к обучению в

учебном заведении. К ним можно отнести:

1) Создание благоприятной психологической атмосферы в группе, которая позволяла каждому студенту чувствовать себя свободным и самостоятельным.

Доброжелательная атмосфера необходима для налаживания взаимодействия, для свободного выражения своих мыслей, чувств, взглядов, своей позиции.

Благоприятная психологическая атмосфера достигается благодаря приданию особого значения интересам, потребностям, трудностям и проблемам студентов; привлечению всех участников к активной деятельности, принятию любого вклада участников.

2) Соблюдение и развитие определенных норм взаимодействия между студентом и педагогом, в группе студентов в учебном процессе. Под нормами мы понимаем «определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность могла быть выполнена». Выработанные совместно нормы работы будут способствовать установлению равных отношений, решению конфликтных ситуаций между педагогом и студентом, между самими студентами.

3) Организация деятельности студентов в процессе проведения классного часа с помощью индивидуальной и групповой работы, активных методов, которые, на наш взгляд, создают условия для осознания ответственности за свои слова, поступки, действия, делегирование ответственности. Такая форма работы позволяет наладить многостороннюю коммуникацию, в процессе которой каждый из участников может не только задать актуальный для него вопрос, но и получить обратную связь на свои слова и действия, выразить сомнение и недоверие, либо же поддержать принимаемое решение. Многосторонняя коммуникация позволяет задуматься над возникшей ситуацией, рассмотреть обсуждаемую тему с различных сторон, расширить или изменить свое представление о предмете дискуссии.

4) Формирование учебных и социальных навыков. Обсуждая вопросы, дискутируя по определенной теме, вместе с педагогом или со своими однокурсниками студенты обучаются навыкам ведения переговоров, навыкам лидерства, принятия решения, управления конфликтами, навыкам работы с информацией, а также умениям задавать вопросы. Эти навыки будут способствовать дальнейшей работе над выстраиванием собственной образовательной траектории в учебном процессе, при выборе средств, для достижения цели, при взаимодействии с преподавателями и однокурсниками, при ответах на уроке.

5) Осуществление рефлексии деятельности. Данное условие позволяет участникам зафиксировать наиболее удачные моменты осуществляемой деятельности, эмоциональное состояние, свои удачи и

неудачи, а также получить много информации для размышлений и определения дальнейших действий.

В заключении отмечу, что одним из важных условий адаптации студентов к обучению в  профессиональном учебном заведении является спланированная целенаправленная работа педагога. Помочь студентам преодолеть сложности адаптации к обучению и планомерно адаптироваться к будущей профессиональной деятельности в дальнейшем, позволяют следующие меры:

- организация активности студентов и ситуаций взаимодействия в студенческих группах;

- поощрение инициативы и вселение уверенности в своих силах и возможностях;

- аргументирование ценности образования и постоянной связывание учебного материала с жизненными явлениями, демонстрация его использования на практике;

- усиление роли воспитательной работы.

Учащимся предлагается на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти  и развиваться. Окружающие взрослые должны оказать им помощь и поддержку. Прежде всего, это родители, педагоги, психологи, медицинские работники.

А учащиеся с ограниченными возможностями здоровья еще в большей степени нуждаются в разносторонней помощи. Училище  призвано обеспечить учащимся условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.   

Деятельность педагогов и психолога разворачивается в следующих направлениях:
1. Психолого-педагогическая диагностика уровня и содержания адаптации учащихся.
2. Проведение психолого-педагогического консилиума по итогам диагностики с разработкой стратегии и тактики сопровождения каждого учащегося и в первую очередь тех, которые испытывают трудности в адаптации.
3. Проведение просветительской и консультативной работы с родителями и учащимися.
4. Организация педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации.
5. Организация социально-психологической помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации.

 
Определение путей оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в процессе адаптации.
Определение путей и способов психолого-педагогической поддержки учащихся, успешно адаптировавшихся.
Социально-педагогическая ситуация, в которую попадают учащиеся, предъявляет определённые требования к уровню развития и содержанию названных выше характеристик. Соответствие психолого-педагогического статуса обучающегося предъявляемым ему требованиям рассматривается как показатель адаптации.

На основании изученной литературы по теме исследования можно сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса – педагоги, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов учащихся со взрослыми, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество всех обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации недолгим, а результаты его – высокими.

Литература.

  1. Ирина Стишенок «Трудный ребёнок» практическое пособие для

          психологов и родителей

  1. М.В.Ермолаева Психолого-педагогическая практика в системе

          образования

  1. Медицинская психология
  2. Г.И.Кругликов Настольная книга мастера производственного

          обучения

  1. Народное образование №9  2004г.

6.        Народное образование №1  2002г.

7.        Е.В.Федосенко «Помощь подростку» полное практическое

           руководство для психологов, педагогов и родителей

8.        Ю.А.Клейберг «Психология девиантного поведения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках плавательного бассейна в системе дополнительного образования...

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В статье раскрывается вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Из опыта работы учителей трудового обучения  Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе

В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела...