Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики
консультация на тему

Андреева Венера Фатыховна

Мелкая моторика, координация движений, изоуголок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_v_mdou.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете в МДОУ

 «Детский сад №10 «Сказка» компенсирующего вида»

учителя-логопеда Андреевой Венеры Фатыховны

Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики

Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни (заимствовано из системы Марии Монтессори - итальянского педагога и врача, 1870-1952 гг.). Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в "обе стороны", т. е. по очереди обеими руками.

Вот их примерный перечень:

-  переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.

- то же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.

-  воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.

- вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.

- подготовьте рамки с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, "липучками" и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками, разделяя каждое действие на маленькие шаги.

- чистка зеркал, металла, обуви. Небольшое зеркало нужно припудрить, и ребенок должен его почистить сухой тряпочкой. Приготовьте латунную пластинку, тряпочку и чистящую пасту, ребенок должен отполировать пластинку. Для чистки обуви нужно подготовить "грязный" ботинок, небольшую обувную щетку и крем для обуви.

- уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).

- подметание пола. Чтобы движения ребенка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте изоляционной лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что-нибудь, например, косточки абрикоса, и покажите ребенку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметете в одну кучку, дайте ребенку совок и ведерко для сбора "мусора".

- не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи.

- разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.

- хорошее упражнения для развития координации движений - складывание салфеток по размеченным линиям.

- используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме.

- мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.

- если в вашем доме есть ручной миксер, то подготовьте еще одно упражнение: налейте в какую-нибудь миску, подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену.

- подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.

- налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или "скорлупки" от киндер-сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.

- нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет.

- на края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.

- если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить.

-  ребенок приобретет хороший практический навык при чистке стеклянной бутылки при помощи "ершика".

- для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов - указательным и большим пальцами в другую миску.

- хорошим занятием послужит игра с телефоном.

- если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.

- еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.

- работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.

- поставьте наклонно желоб, и пусть ребенок катит по нему мяч, после чего мяч попадает в корзину.

- поставьте на стол воротца. Ребенок через них должен прокатить мяч.

- изготовление гирлянд, бус.

- продевание тесьмы в дырочки.

- игра "Поймай рыбку": сделайте удочку с магнитом на конце, а из жестяных банок вырежьте рыбок. Рыбок нужно положить на поднос, и ребенок должен при помощи удочки перенести их на другой поднос.

Изоуголок. Оборудуйте детям изоуголок, где они будут с интересом заниматься, реализуя свой творческий потенциал и мелкую моторику рук. В изоуголке разместите пластилин, глину (для самых маленьких - соленое тесто вместо пластилина), мозаики, пирамиды, матрешки, конструкторы, все для изготовления аппликаций (цветная бумага, ножницы, клей), все для раскрашивания, для папье-маше, цветные восковые мелки.

Если маленький ребенок еще не держит в руке карандаш или кисточку, приготовьте ему густые краски. Вот их рецепт: крахмал + пищевой краситель + вода + мыльная стружка. А соленое тесто готовят так: смешивают 1 стакан соли + 2 стакана муки + 1 стакан подкрашенной воды. Для того чтобы тесто не засыхало, добавьте в него 2 столовые ложки подсолнечного масла. Перед работой его лучше слегка подогреть.

Для развития координации движений можно попробовать заниматься накалыванием. Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнет делать наколки при помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно просто выдавить и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять целая группа, тогда из различных рисунков сделайте картину-аппликацию, посвященную одной теме.

Очень интересна работа с сухим и мокрым песком. При помощи мокрого песка можно лепить различные формы, а сухой песок можно раскрасить в разные цвета и при помощи кулечка, напоминающего кулинарный, но с очень тонким отверстием, можно рисовать.

Я поделилась с Вами практическими упражнениями по развитию мелкой моторики, шире внедряйте их в жизнь. Многие проблемы исчезнут незаметно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры для развития общей и речевой моторики.

Известно, что нарушение темпо-ритмической организации речи проявляется, прежде всего, в речевой коммуникации, развитие которой достаточно успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают ...

Курсовая работа.Логопедическая работа по развитию общей и мелкой моторики детей с ОНР.

Логопедическая работа по развитию общей и мелкой моторики у дошкольников с ОНР....

Вместе с мамой. Расскажи стихи руками (развитие общей и мелкой моторики)

В настоящее время увеличилось количество детей, страдающих речевыми нарушениями. Дети с речевой патологией, как правило, имеют проблемы с общей и мелкой моторикой, координацией движений, плохо ориенти...

Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук. Лексическая тема "Космос"

Практические материалы для развития общей и мелкой моторики пальцев рук по лексической теме: "Космос"...

Звуковая культура речи (система звуков русского языка, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики)

Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка, так как речь является основным средством общения....

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».

в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....