Дифференциация звуков /с-ш/ /ж-з/
план-конспект занятия по теме
Конспект логопедического занятия в 3 классе на тему "Дифференциация звуков /с-ш/ /ж-з/"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_v_3_klasse.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида города Кольчугино Владимирской области
Конспект
логопедического занятия в 3 классе
Тема: Дифференциация звуков /с-ш/ /ж-з/
Учитель-логопед: Степанова Екатерина Николаевна
Идентификационный номер: 265-249-964
Кольчугино 2012 год
Тема занятия: Дифференциация звуков (с) (ш) (з) (ж)
Цель занятия: Упражнение в сравнении, различии и правильном произношении звуков (с) (ш) (з) (ж) в слогах, словах, фразах, рассказе.
Задачи:
- Повторение характеристик этих звуков;
- Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам;
- Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов- паронимов;
- Развитие связной речи;
- Закрепление навыков чтения;
- Становление логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.
Оборудование:
- Предметные картинки на изучаемые звуки, опорные картинки;
- Магнитная доска, магнитные буквы, бумажные буквы;
- Конверты со словами (для составления предложений);
- Письмо с загадками;
- Магнитофон;
- Карточки с заданиями;
- Тетради.
Ход занятия:
Ι. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята!
А что это за шум в коридоре? Кто-то к нам идет (входит почтальон).
Ребята, сегодня для вас в школу пришло письмо от лесных жителей. Интересно, что в нем? (открываю конверт).
Здесь загадки! Попробуйте их отгадать. (Дети отгадывают загадки, отгадки-картинки помещаю на доску).
- Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в шкурке серой - летом. (Заяц)
- Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ежик)
- Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый- краса,
А зовут ее - … (Лиса)
- Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
Любит рыбу, любит мед
И в малинник забредет. (Медведь)
ΙΙ.Сравнение звуков
Логопед:
- Какие пройденные звуки вы услышали в словах-отгадках?
Вывешиваются на доску звуки (с) (ш) (з) (ж)
- Правильно, чем они похожи? (все они согласные, твердые).
- Чем эти пары отличаются? Давайте проверим! Звуки (с) (ш) – глухие, поставим ладошку к горлышку, горло спокойное, значит (с) (ш) какие звуки?
Правильно, глухие. А теперь произнесем (з) (ж), есть вибрация –это звонкие звуки.
ΙΙΙ.Развитие фонематического слуха
Дидактическая игра «Телефон».
Логопед:
- Давайте поиграем!
Дети произносят слоги и называют звуки, присутствующие в них:
са-за -ша - жа, оз - ош - ус - уш, ши - сы, зы-жи, са, шо, зо - жо, су- шу, зу-жу.
ΙV. Дифференциация звуков в слогах
Логопед: Посмотрите на доску. На доске картинки с изображением зверят:
ЗАЯЦ, ЛИСА, ЕЖ, МЕДВЕДЬ.
- Дети, ваша задача: взять предметные картинки со своих столов и распределить по нахождению в них звуков на магнитной доске на 4 столбика.
Объяснить свой выбор и место звука в слове. Например: подарить картинки зверятам, зайцу - зонт, лисе - бусы.
СЛОВА: БУСЫ, ШУБКА, ШАР, ЗОНТ, ПИЖАМА, ЖУК.
V. Дифференциация звуков в предложениях
Логопед:
- Ребята, на ваших столах лежат конверты, в которых находятся перепутанные слова. Вам необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся предложения.
мышка | кошка | напала | на |
Кошка напала на мышку.
мишка | шишка | на | упала |
Шишка упала на мишку.
-Какие звуки услышали в предложениях?
Запишите эти предложения в тетради.
VΙ.Звуковой анализ и синтез слов. Логопедическое лото
Логопед:
- На доске картинки, ваша задача определить место звука в слове
(4 картинки: Ш-С, Ж-З). У нас есть еж, он волшебный, он встает только на правильный ответ.
Начало слова, середина, конец. Куда побежит ежик?
Ш - шапка, шары, груша, лошадь, мышь, камыши.
С - самолет, оса, автобус, синичка, гуси, карась.
Ж - жираф, желуди, жук, нож, ножницы, мороженое.
З - заяц, зонт, коза, зебра, зеркало, корзина.
VΙΙ.Физкультминутка
Логопед:
- А теперь мы немного отдохнем!
Я читаю стихотворение, вы выполняете движения. Звучит музыка. Послушайте, какие звуки вы услышали?
«ДОЖДИК»
Дождик вылился на луг,
Стало много луж вокруг.
Засучив скорей штанишки,
В лужу прыгнули мальчишки.
Порезвиться захотели-
Закружились, загалдели…
Я смотрю: на них рубашки
Стали, словно промокашки.
(Аудиозапись музыки дождя. В каких словах вы услышали знакомые звуки С-Ш,З-Ж?)
VΙΙΙ. Дифференциация звуков в рассказе
Логопед:
-Заканчиваю рассказ, слушайте внимательно.
(При чтении рассказа выставляются на магнитную доску картинки:
МЕДВЕДЬ, ВЕТКА (валежина), БЕЛКА С ШИШКОЙ, ЗАЯЦ, СОРОКА, ЛОСИ.
- Слушайте, в конце рассказа вас ждет кроссворд.
«Как медведь сам себя напугал».
Вошел в темный лес медведь - хрустнула под тяжелой лапой ветка. Испугалась белка на елке - выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц с лежки, помчал в чащу. Наскочил на сороку, та подняла крик на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают. И позади кто-то топочет!? Не уйти ли лучше? Рявкнул медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц потопал и белка ему шишкой в лоб угодила! Так медведь сам себя напугал!
(по Н.Сладкову)
Разгадывание кроссворда.
С | ||||||
Б | ||||||
З | ||||||
М | ||||||
Ш | ||||||
Л | ||||||
В |
- Ключевым словом в кроссворде является фамилия автора рассказа.
- В кроссворде написаны начальные звуки слов.
- Дети, ваша задача отгадать слова.
- Отгадывание: о ком и о чем идет речь в этом рассказе?
- Какое слово получилось по вертикали? (фамилия автора)
- Прочитаем его вместе.
ΙX. Разгадывание ребусов, кроссвордов:
На карточках для вас задание. Отгадайте ребус и кроссворд. Задание читаем очень внимательно.
Ответ: ШАРФ
Кроссворд: Давайте угадаем, какие животные спрятались в этих клетках?
3 | ||||||
1 | ||||||
2 | ||||||
По горизонтали:
- Маленькая, серенькая, живет в норке (мышка).
- Кто ходит в иголках? (ежик)
По вертикали :
- Название животного, который спит в берлоге (мишка)
- Как зовут зверька, у которого белые волосы на щеках, спинке и хвосте? (барсук)
Игра «Чемоданчики».
- Какие животные спрятались в чемоданчиках?
На доске схематично изображены чемоданы, на которых буквы:
О, К, А, К, Ш (кошка) Ф, Р, Ж, И, А (жираф)
Ы, М, Ш ,А, К (мышка) К, У, Ж (жук)
И, М, К, Ш, А (мишка)
Л, Д, Ш, О, А, Ь (лошадь) Я, З, А, Ц (заяц)
М, О, С (сом)
С, А, О (оса) З, О, К, А (коза)
Л, О, Н, С (слон) Б, Е, Р, З, А (зебра)
X. Подведение итогов, награждение
Логопед:
- Молодцы, справились с заданиями. А белочка из сказки приготовила вам подарок! В коробочке орешки (в сахаре), раздаются всем детям.
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук
Цель занятия: Сравнение и дифференциация звуков [т] и [д].Задачи: Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...
Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».
На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...
Индивидуальное занятие по РСВи ФПСР в средней группе детского сада. Тема: Дыхательные упражнения. Речевое дыхание. Автоматизация звука: С. Дифференциация звуков: К-Т. Предметы гигиены.
Конспект будет интересен учителям-дефектологам...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....