Разработка урока внеклассного чтения "Русские пословицы и поговорки" 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок внеклассного чтения представлен на Всероссийский конкурс "Мой урок - 2018"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_2018_dryagina.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области "Карпинская школа-интернат", реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ. 5 класс
Автор урока: Дрягина Людмила Юрьевна,
учитель русского языка и литературы в/к
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тип урока: внеклассное чтение с элементами практического использования пословиц и поговорок в устной речи.
Цель урока: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.
Задачи:
• Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.
•Развивающая - развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать память, развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе, развивать монологическую и диалогическую речь, развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
•Воспитательная - показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа, толерантное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствуется исполнительское мастерство, воспитывается внимательное отношение к художественному слову, воссоздается целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывается внутренний потенциал ребенка, развивается творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируется познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.
Метапредметные:
Личностные – дается адекватная самооценка учебной деятельности, осознаются границы собственного знания и «незнания», дети стремятся к их преодолению.
Познавательные – обучающиеся структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – обучающиеся понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Технологическая карта
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
1.Мотивация познавательной деятельности | |||
Оргмомент | Слово учителя: Ребята, никто точно не знает, когда возникли пословицы. Несомненно лишь одно: они идут от далёких времён и сопутствуют народу на всём протяжении его истории. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. Едва ли найдётся такой человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится «Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится» Пословица для нас- своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви и дружбе, в отношениях с другими людьми. Поистине волшебные слова заключены в мудрых русских пословицах. И это не случайно. Народ создавал их в течение многих веков. Наблюдая из века в век различные жизненные явления, народ обобщал их, выделял в них самое характерное, самое типичное - свои наблюдения выражал в точной и сжатой словесной формуле пословицы или поговорки. В этих кратких афоризмах народ передавал свои знания и опыт, накопленный веками, следующему поколению. «Счастье не ищут, а делают», «Ученье – свет, а неученье – тьма», - учит народ. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц: Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится. Пословица - всем делам помощница. Без пословицы не проживёшь. | П: формулирование познавательной цели; Р: формулировать и удерживать учебную задачу; К: оформлять свои мысли в устной форме; | |
Актуализация необходимых знаний | |||
Проверка домашнего задания | Прошу ребят зачитать приготовленные ими дома высказывания о пословицах и поговорках известных людей. | Обучающиеся зачитывают приготовленные дома высказывания великих людей о пословицах и поговорках: 1.Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото! (А.С. Пушкин) 2. Пословицы – это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. (В.И.Даль) 3.Народные пословицы и поговорки…служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу (Н.А. Добролюбов). 4.Вот как просто сочиняют наши мужики! Всё просто, слов мало, а чувств много. (Л.Н.Толстой). 5.В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувств в них на целые книги. (А.М. Горький). | П: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи; Р: планировать и регулировать свою деятельность; К: Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию |
Организация познавательной деятельности | |||
Ставлю задачу: найти пословицы в тех произведениях, которые обучающиеся сейчас услышат. Использую басню Крылова « Мот и Ласточка», стихотворение Л.Ошанина «Песня о дружбе», стихотворение Г.Яковлева «Посмотри вокруг». Инсценировка сказки Е.Пермяка «Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу». | Слово учителя: Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Широко использовали и используют в своих произведениях пословицы, поговорки писатели и поэты | Инсценировка: Стала торопливая куница шёлковый сарафан к лету кроить. Тяп - ляп. Весь шёлк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан, платка из этих лоскутиков нельзя было сшить. Стала терпеливая синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет Синица, там смекнёт, сюда подвернёт. Всё она сообразила, всё высчитала – потом за ножницы взялась. Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутика не пропало даром. -Где ты кройке-шитью училась, Синица? Какие курсы кончила? – спрашивает её Куница. -Никаких я курсов не кончила, - отвечает Синица. – Бабушка меня шитью выучила. -А как она учила? -Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить. -Каких? Семь раз отмерь, один раз отрежь. | П: уметь осмысленно читать и выбирать пословицы в зависимости от поставленной цели; определять понятия; Р: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи; К: Овладеть умениями диалогической речи |
Проведение игры «Закончи пословицу» | Я называю первую половину пословицы, а обучающиеся – вторую: 1.Труд кормит человека, 2.Кто много говорит, 3.Повторенье- 4.Тот никогда не ошибается, 5.Не спеши языком, 6.Сделал дело – 7.Ученье – свет, 8.куй железо, 9.С кем поведёшься, 10.Делу - время, | 1. а лень портит. 2. тот мало делает. 3. мать ученья. 4. кто ничего не делает. 5. торопись делом. 6. гуляй смело. 7. а неученье – тьма. 8. пока горячо. 9. от того и наберёшься. 10. потехе – час. | П: самостоятельно перерабатывать информацию; Р: уметь планировать алгоритм ответа; К: устанавливать рабочие отношения, уметь сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; |
Физминутка | Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной: Я пословиц много знаю, Вам сейчас их расскажу (повороты влево и вправо). Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон) И садитесь по местам. | Обучающиеся повторяют за учителем | |
Работа в группах | Раздаю 2-м группам таблички с написанными на них словами. 1 группа ДЕЛО _ БЕЗДЕЛЬЕ ДРУЖБА - СЛУЖБА ЛАЕТ – КУСАЕТ РУКИ – СКУКИ ТРУД – ЛЕНЬ 2 группа ДЕЛО – ПОТЕХА ЯЗЫК – ДЕЛО ШИЛО – МЕШОК КОСА – КАМЕНЬ СВЕТ - ТЬМА | Обучающиеся должны отгадать, восстановить пословицу по этим словам. 1 группа Маленькое дело лучше большого безделья. Дружба дружбой, а служба службой. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Труд человека кормит, а лень портит. 2 группа Делу – время. Потехе –час. Не спеши языком, торопись делом. Шила в мешке не утаишь. Нашла коса на камень. Ученье- свет, а неученье – тьма. | П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных словах-парах; Р: применять метод информационного поиска, включая справочники; К: Формулировать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач |
Лексическая работа | Отгадать загадки пословицы: О каких людях идёт речь, какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в этих пословицах-загадках? 1.Язык без костей: что хочет, то и лопочет 2.Ел да устал, спал да намаялся. 3.Подал руку, да подставил ногу. 4.Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. | Отгадки: 1.Болтовня 2.Лень 3.Двуличие. 4.Эгоизм. | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; Р: устанавливать причинно-следственные связи; К: строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы |
Практическое использование пословиц в устной речи | На доске записан текст, нужно закончить его пословицей: 1.«Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задание на дом, объясняли рудные задания. Правильно утверждает пословица 2.»Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама мне сказала: 3.Оля решила маме помочь мыть посуду, а посуда в руках скользит, чашки падают, бьются. Мама и говорит: 4.Ваня любил на солнышке погреться, ничего не делать и мечтать. Ел и спал, толстый стал, книг не читал. Однажды он говорит маме: «Вырасту, ученым стану» . А она ему отвечает: | 1.Друзья познаются в беде. 2. «Новых друзей наживай, а старых не теряй» 3. «За всякое дело берись умело» 4. «Без муки нет науки» | П: уметь искать и перерабатывать информацию в предложенных текстах; Р: планировать алгоритм ответа; К: умение использовать пословицы в устной речи |
Подведение итогов | |||
Рефлексия | Сейчас мы, ребята, посмотрим, какие впечатления у вас остались от урока. Мы составим синквейн о пословицах и поговорках. Хотите узнать, что это такое? Синквейн - стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам. 1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного 2 строка - два прилагательных 3 строка - три глагола 4 строка - фраза, несущая определенный смысл. 5 строка - вывод, одно (два) слова, существительное (обычно). Посмотрите, что получилось у меня. Пословица. Мудрая, верная. Учит, обобщает, помогает. Передается из уст в уста. Мудрость. | 1 вариант - синквейн ПОСЛОВИЦА – Поучительная, образная. Подсказывает, утешает, напоминает. Пословица недаром молвится! Жизнь. 2 вариант - синквейн ПОГОВОРКА- Меткая, крылатая. Выражает, помогает, украшает. Дает оценку поступкам человека. Крылатое суждение. | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (синквейн); Р: уметь выполнять учебные действия; К: уметь строить монологическое высказывание; формулировать свою точку зрения |
Оценки за урок. | Выставляет и комментирует оценки. | – П: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий; | |
Домашнее задание. | -Написать сочинение по понравившейся пословице. (на выбор) -Нарисовать иллюстрации к пословицам. | Записывают домашнее задание в дневник. | - П: умение делать выбор и обосновывать его. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
английские и русские пословицы и поговорки
Данный материал представляет собой презентацию и текстовый документ для знакомства с английскими пословицами и поговорками....
Урок по теме "Мудрость народная" (татарские и русские пословицы и поговорки"
Урок литературы в 6 классе, посвященный русским и татарским пословицам и поговоркам....
"Книга и чтение в пословицах и поговорках"
Библиотечный урок...
Кроссворд по русским пословицам и поговоркам
Материал будет интересен на уроках литературы в 5 классе....
разработка урока литературы в 5 классе "Русские пословицы и поговорки"
Разработка урока литературы в 5 классе по теме "Русские пословицы и поговорки"...
Магия числа в русских пословицах и поговорках (презентация)
Материал для использования при изучении темы "Имя числительное"...
Русские пословицы и поговорки.
Презентация предназначена для урока литературы в 5 классе по программе Г.С. Меркина (ФГОС). Материал разбит на разделы и сопровождается иллюстративным рядом. Отдельно прилагается звуковой файл для вто...