Разработка урока внеклассного чтения "Русские пословицы и поговорки" 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок внеклассного чтения  представлен на Всероссийский  конкурс "Мой  урок - 2018"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_2018_dryagina.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области "Карпинская школа-интернат", реализующая адаптированные основные  общеобразовательные программы

УРОК  ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

РУССКИЕ  ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ. 5  класс

Автор урока: Дрягина Людмила  Юрьевна,

учитель русского  языка и литературы в/к

2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Тип урока: внеклассное чтение с элементами  практического  использования  пословиц  и поговорок в  устной  речи.

Цель  урока: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.

Задачи:

• Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.

•Развивающая - развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать,  делать выводы; развивать  память,  развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе, развивать  монологическую и диалогическую речь, развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

•Воспитательная  -  показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа, толерантное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

 Предметные: совершенствуется  исполнительское  мастерство, воспитывается внимательное отношение к художественному слову, воссоздается целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывается внутренний потенциал ребенка, развивается творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируется  познавательный интерес к предмету,  познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа,   воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.

 Метапредметные:

Личностные – дается  адекватная  самооценка учебной деятельности, осознаются  границы собственного знания и «незнания», дети стремятся к их преодолению.

Познавательные – обучающиеся структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают,  слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – обучающиеся  понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Технологическая  карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Мотивация познавательной деятельности

Оргмомент

Слово учителя:

Ребята, никто точно не знает, когда возникли пословицы. Несомненно лишь одно: они идут от далёких времён и сопутствуют народу на всём  протяжении его истории. Русские  пословицы – крылатая  мудрость народа. Едва ли найдётся такой человек, который не пользуется  мудрыми  изречениями. Недаром говорится «Без  угла дом не  строится, без пословицы речь не  молвится»

Пословица для нас- своеобразный  учебник  жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде,  в любви и дружбе, в отношениях с другими  людьми. Поистине волшебные слова заключены в мудрых русских пословицах. И это не  случайно. Народ создавал их в течение  многих веков. Наблюдая  из века  в век различные жизненные явления, народ  обобщал их, выделял в них самое характерное, самое типичное - свои наблюдения  выражал в точной и сжатой словесной  формуле пословицы или поговорки. В этих кратких афоризмах народ передавал свои знания и опыт, накопленный  веками, следующему  поколению. «Счастье не ищут, а делают», «Ученье – свет, а неученье – тьма», - учит народ. Мудрые пословицы  помогают оценивать свои  поступки и действия других людей. Русские  пословицы  охватывают все  стороны жизни народа. Они выражают  беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Сам народ  прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения  пословиц: Недаром говорится, что русская  пословица ко всему  пригодится. Пословица - всем делам помощница. Без  пословицы не  проживёшь.

П:

формулирование познавательной цели;

Р: формулировать и  удерживать учебную задачу;

К: 

оформлять свои мысли в устной форме;

Актуализация необходимых знаний

Проверка домашнего задания

Прошу  ребят зачитать   приготовленные ими дома высказывания о пословицах и поговорках  известных людей.

Обучающиеся зачитывают приготовленные дома  высказывания  великих людей о пословицах и поговорках:

1.Что за роскошь, что за  смысл в каждой  поговорке нашей. Что за золото!

 (А.С. Пушкин)

2. Пословицы – это цвет народного ума, самобытной  стати, это  житейская народная правда, своего рода  судебник, никем не  судимый.  (В.И.Даль)

3.Народные  пословицы и поговорки…служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу (Н.А. Добролюбов).

4.Вот как просто сочиняют наши  мужики! Всё  просто, слов  мало, а  чувств  много.  (Л.Н.Толстой).

5.В простоте слова – самая  великая мудрость. Пословицы и песни всегда  кратки, а  ума и чувств в них на  целые книги. (А.М. Горький).

П: ориентироваться  в разнообразии способов  решения  задачи;

Р:

 планировать и регулировать  свою  деятельность;

К:

Уметь  формулировать  собственное  мнение и свою   позицию

Организация  познавательной деятельности

Ставлю задачу:

 найти пословицы в тех произведениях, которые обучающиеся  сейчас  услышат.

Использую басню Крылова « Мот и Ласточка»,  стихотворение Л.Ошанина  «Песня о дружбе», стихотворение Г.Яковлева  «Посмотри вокруг».

Инсценировка  сказки Е.Пермяка  «Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу».

Слово учителя:

Яркие, сочные, неувядаемо  свежие, афористические русские  пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех  случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень  кратко, точно и выразительно. Широко использовали и используют в  своих  произведениях пословицы, поговорки писатели и поэты

Инсценировка:

Стала торопливая куница шёлковый сарафан к лету  кроить. Тяп - ляп. Весь шёлк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан, платка  из этих  лоскутиков нельзя было  сшить. Стала терпеливая  синица из холстины  фартук кроить. Тут прикинет Синица, там  смекнёт,  сюда подвернёт. Всё она  сообразила, всё  высчитала – потом за  ножницы взялась. Нарядный  фартук получился.  Ни одного лоскутика не  пропало даром.

-Где ты кройке-шитью училась, Синица? Какие курсы  кончила? – спрашивает её Куница.

-Никаких я курсов не кончила, - отвечает Синица. – Бабушка  меня шитью выучила.

-А как она  учила?

-Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.

-Каких?

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

П:

уметь осмысленно читать и выбирать пословицы в зависимости от  поставленной  цели; определять понятия;

Р:

использовать речь  для  регуляции  своих  действий, устанавливать причинно-следственные  связи;

К:

Овладеть  умениями диалогической  речи

Проведение игры «Закончи  пословицу»

Я называю первую половину  пословицы, а  обучающиеся – вторую:

1.Труд кормит человека,

2.Кто много говорит,

3.Повторенье-

4.Тот никогда не  ошибается,

5.Не спеши языком,

6.Сделал дело –

7.Ученье – свет,

8.куй железо,

9.С кем поведёшься,

10.Делу - время,

1. а лень портит.

2. тот мало делает.

3. мать ученья.

4. кто ничего не делает.

5. торопись делом.

6. гуляй смело.

7. а неученье  – тьма.

8. пока горячо.

9. от того и наберёшься.

10. потехе –  час.

П:

самостоятельно перерабатывать  информацию;

Р:

уметь планировать  алгоритм ответа;

К:

устанавливать  рабочие  отношения, уметь   сотрудничать и  способствовать  продуктивной кооперации;

Физминутка

Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:

Я пословиц много знаю,

Вам сейчас их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.

Обучающиеся  повторяют  за  учителем

Работа в группах

Раздаю 2-м группам таблички с написанными на них  словами.

1 группа

ДЕЛО _ БЕЗДЕЛЬЕ

ДРУЖБА -  СЛУЖБА

ЛАЕТ – КУСАЕТ

РУКИ – СКУКИ

ТРУД – ЛЕНЬ

2 группа

ДЕЛО – ПОТЕХА

ЯЗЫК – ДЕЛО

ШИЛО – МЕШОК

КОСА – КАМЕНЬ

СВЕТ - ТЬМА

Обучающиеся должны отгадать, восстановить  пословицу по этим  словам.

1 группа

Маленькое дело лучше большого безделья.

Дружба дружбой, а  служба  службой.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Не сиди  сложа руки, так и не  будет  скуки.

Труд человека кормит, а лень портит.

2 группа

Делу – время. Потехе –час.

Не спеши языком, торопись делом.

Шила в мешке не  утаишь.

Нашла коса на камень.

Ученье- свет, а  неученье – тьма.

П:

уметь искать и выделять необходимую  информацию в  предложенных  словах-парах;

Р:

применять метод  информационного поиска, включая  справочники;

К:

Формулировать  свою  точку  зрения, адекватно использовать речевые  средства для  решения  коммуникативных задач

Лексическая работа

Отгадать  загадки пословицы:

 О каких людях идёт речь, какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в этих пословицах-загадках?

1.Язык без костей: что хочет, то и лопочет

2.Ел да устал, спал да намаялся.

3.Подал руку, да подставил ногу.

4.Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела  во  пне.

Отгадки:

1.Болтовня

2.Лень

3.Двуличие.

4.Эгоизм.

П:

уметь устанавливать  аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

Р:

устанавливать  причинно-следственные  связи;

К:

строить логическое рассуждение, умозаключение и делать  выводы

Практическое  использование   пословиц  в устной речи

На  доске  записан  текст, нужно закончить его  пословицей:

1.«Когда я была  больна, мне  помогали  друзья  из  моего  класса: приносили  задание на дом, объясняли  рудные  задания. Правильно  утверждает  пословица

2.»Я несколько  лет  дружила  со Светой, но однажды  мы  поссорились. И  тогда я решила  дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама  мне  сказала:

3.Оля  решила  маме помочь  мыть посуду, а  посуда в руках  скользит,  чашки  падают, бьются. Мама и говорит:

4.Ваня  любил на  солнышке  погреться, ничего не  делать и  мечтать. Ел и спал, толстый  стал, книг не  читал. Однажды  он  говорит маме: «Вырасту,  ученым  стану» . А  она  ему  отвечает:

1.Друзья  познаются в беде.

2. «Новых друзей наживай, а  старых не  теряй»

3. «За  всякое  дело  берись  умело»

4. «Без муки нет  науки»

П:

уметь  искать и перерабатывать информацию в предложенных  текстах;

Р:

планировать  алгоритм  ответа;

К:

умение  использовать  пословицы  в  устной  речи

Подведение  итогов

Рефлексия

Сейчас мы, ребята, посмотрим, какие впечатления у вас остались от урока. Мы составим синквейн о пословицах и поговорках. Хотите узнать, что это такое?

Синквейн - стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам.

1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного

2 строка - два прилагательных

 3 строка - три  глагола

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

 5 строка - вывод, одно (два) слова, существительное (обычно). 

Посмотрите, что получилось у меня.

Пословица.

Мудрая, верная.

Учит, обобщает, помогает.

Передается из уст в уста.

Мудрость.

1 вариант  - синквейн

ПОСЛОВИЦА  –

Поучительная, образная.

Подсказывает, утешает, напоминает.

Пословица недаром  молвится!

Жизнь.

2 вариант - синквейн

ПОГОВОРКА-

Меткая, крылатая.

Выражает, помогает, украшает.

Дает оценку поступкам человека.

Крылатое суждение.

П:

уметь синтезировать  полученную  информацию для  составления  ответа (синквейн);

Р:

уметь  выполнять   учебные  действия;

К:

уметь  строить  монологическое  высказывание; формулировать  свою  точку  зрения

Оценки за урок.

 Выставляет и комментирует оценки.

– П: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;

 Домашнее задание.

-Написать сочинение по понравившейся пословице. (на выбор)

-Нарисовать иллюстрации к пословицам.

Записывают домашнее задание в дневник.

- П: умение делать выбор и обосновывать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

английские и русские пословицы и поговорки

Данный материал представляет собой презентацию и текстовый документ для знакомства с английскими пословицами и поговорками....

Урок по теме "Мудрость народная" (татарские и русские пословицы и поговорки"

Урок литературы в 6 классе, посвященный русским и татарским пословицам и поговоркам....

Кроссворд по русским пословицам и поговоркам

Материал будет интересен на уроках литературы в 5 классе....

разработка урока литературы в 5 классе "Русские пословицы и поговорки"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "Русские пословицы и поговорки"...

Магия числа в русских пословицах и поговорках (презентация)

Материал для использования при изучении темы "Имя числительное"...

Русские пословицы и поговорки.

Презентация предназначена для урока литературы в 5 классе по программе Г.С. Меркина (ФГОС). Материал разбит на разделы и сопровождается иллюстративным рядом. Отдельно прилагается звуковой файл для вто...