Методическая разработка урока "Влияние звуков на человека."
методическая разработка (экология, 11 класс) на тему

Урок знакомит обучающихся с влиянием звуков на организм человека; формирует понятия "шумовая болезнь" и "шумовое загрязнение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_zvukov_na_cheloveka.docx300.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Влияние звуков на человека»

Цели: формирование понятия шумовое загрязнение, шумовая болезнь.

Показать влияние звуков на здоровье человека.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебники, таблица «Влияние шума на человека», слайдовая презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Ежедневно каждый из нас, людей, живущих в городских условиях, подвергается довольно агрессивному воздействию множества факторов.

Вопрос: Какие факторы, по вашему мнению, оказывают воздействие на здоровье человека.

Обобщение ответов.

Факторов, оказывающих негативное последствие на организм человека много. Это и «ароматы» выхлопных газов, и отопление, и излучение различных приборов, и, конечно, звуки. О влияние звуков на организм человека мы и поговорим сегодня на занятии.

III. Изучение нового материала.

1. Понятие шумовое загрязнение.

Рассказ с элементами беседы.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки окружают нас повсюду, зачастую мы не можем их выбирать – шум проезжающих машин, работ на стройке, чья-то речь или навязчивая музыка в маршрутке. Все звуки, осознаем мы это или нет, оказывают сильное влияние на наше сознание и самочувствие. Конечно, от звукового фона города можно отгородиться плеером. О том, что в таком случае полезнее всего в нем слушать, я хочу поговорить сегодня.

Сообщение обучающегося.

Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком.

Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

 Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

 В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовой загрязнение.

 Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.

Обобщение (основные выводы записываются в тетрадь).

Шум — беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Под бытовым шумом понимают всякий неприятный, нежелательный звук или совокупность звуков, нарушающих тишину, оказывающих раздражающее или патологическое воздействие на организм человека.

Шумовое (акустическое) загрязнение (англ. Noise pollution, нем. Lärm) — раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека.

2. Источники шума

Рассказ с элементами беседы.

Источники шума в окружающей человека среде могут быть разбиты на две большие группы: внешние и внутренние.

В жилых помещениях источниками значительного шума являются звуковоспроизводящая аппаратура и бытовая техника, количество которых резко возрастает с каждым годом.

При ходьбе, танцах, передвижении мебели, беготне детей в перекрытиях дома возникают звуковые колебания, которые распространяются по зданию на большое расстояние в виде структурного шума.

Наиболее распространенным источником городского внешнего шума является транспорт. Автотранспорт, троллейбусы и трамваи на магистралях городов создают шум, который воздействует на человека в течение 16–18 часов в сутки, движение иногда затихает лишь на короткий срок. Жалобы на транспортный шум составляют 60 % всех жалоб на городские шумы. Значительное влияние на шумовой режим города оказывают внешние шумы железнодорожного транспорта и открытых линий метрополитена. Шумовой режим многих городов определяется близостью расположения аэропортов гражданской авиации.

Установлено, что авиационный шум от самолетов и вертолетов оказывает неблагоприятное воздействие на самочувствие населения в радиусе до 10-20 км от взлетно-посадочной полосы.

В жилой зоне, кроме улично-транспортного шума, возникает свой собственный, так называемый внутриквартальный шум. Основными источниками этого шума являются игры детей на детских площадках, игры детей и подростков на спортивных площадках, бытовые процедуры: выбивание мягкой мебели, ковров, одежды, мойка автомобилей и т.п.. Большой шум связан с автотранспортом, доставляющим товары и продукты в магазины, он возникает у мест разгрузки. Внутри дворов неприятный импульсный шум связан с включением защитной сигнализации личного легкового транспорта.

Реже причиной шума на территории квартала может быть машинная стрижка газонов.

Лебедки лифтов, насосы, вентиляторы и другое механическое оборудование зданий являются источниками воздушного и структурного шумов. Эти шумы легко распространяются по вентиляционным каналам, по конструкциям здания и проникают в помещения, даже далеко расположенные от источника шума.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

 Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.

Обобщение беседы:

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах.

Уровень шума:  20-30 децибелов (дБ) -  практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Допустимая граница громких звуков составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 -децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.

Источники шума в окружающей человека среде могут быть разбиты на две большие группы:     1) внешние,

2) внутренние.

Раздражающие шумы существуют и в природе (абиотические и биотические), однако считать загрязнением их неверно, поскольку живые организмы адаптировались к ним в процессе эволюции.

3. Влияние шума на человека.

Рассказ учителя.

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.

 Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.

 Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.

 В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

 Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

 Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности.

 Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

 Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.

 Шум обладает аккумулятивным эффектов, то есть акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.

Перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредной влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.

 Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях.

 Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

 Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредной воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности -  чувство слабости, как после сильного нервного потрясения.

 Даже слабые звуки инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов.

 Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы.

Тишина, которая сегодня идет на вес золота, просто необходима человеку, особенно в ночное время. Доказано, что отсутствие тишины во время сна отрицательно сказывается на самочувствии – организму не удается восстановиться полностью, возникает преждевременная (а при постоянном шумовом воздействии – перманентная) усталость, раздражительность. Вы, конечно, помните, как важно правильно отдыхать и хорошо спать, поэтому необходимо принять меры по звукоизоляции своей квартиры – установку стеклопакетов, использование звукоизоляционных материалов, а в качестве крайней меры – переезд в более тихое место.

Чем выше уровень шума, который воздействует на человека, тем больший вред он наносит здоровью и психике.

Оказывается, даже небольшой шум создает серьезную нагрузку на нервную систему человека, влияет на психическое здоровье. Не случайно одной из пыток, которые раньше использовали китайцы, было монотонное воздействие шума на протяжении долгого времени. Это может привести даже к полной потере рассудка. Если шум не настолько навязчив, сознание и организм адаптируются, мы можем даже не осознавать, что слышим шум, но это не значит, что он на нас не влияет. При этом звуки, которые производит сам человек, не оказывают на него негативного влияния, а посторонний шум может «наградить» различными заболеваниями.

Вопрос к классу: Какое влияние на организм оказывают звуки?

Обобщение ответов.

Влияние шума на человека:

  1. расстройства сердечно-сосудистой системы;
  2. вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы,
  3. снижение  рефлекторной деятельности;
  4. расстройство деятельности печени;
  5. истощение и перенапряжение нервных клеток;
  6. угнетение нервной системы;
  7. вызывает нервные заболевания;
  8. притупление слуха;
  9. последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.
  10. Шум обладает аккумулятивным эффектов, то есть акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.

Сообщение обучающегося.

Шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

Вредные звуки

Итак, с точки зрения психологии, изучения мозговой деятельности человека, слухового аппарата и влияния различных звуков на человека, отрицательное влияние имеет следующие звуки:

Современная коммерческая музыка – хип-хоп, рок, хард рок, электронная и поп-музыка – пишется на низких частотах, что, согласно исследованиям, оказывает воздействие схожее с грохотом землетрясения, обрушением здания или сходом снежной лавины. Человек подсознательно ощущает угрозу, кроме того, может почувствовать упадок сил и депрессию. Длительное воздействие низких частот вызывает изменение функционирования  желез, ответственных за гормональный фон, изменяется уровень инсулина в крови, а также снижается или исчезает полностью способность к самоконтролю.

Бранная и нецензурная речь, тексты песен с негативным посылом, оказывают на человека сильнейшее влияние. Человек, постоянно слышащий вокруг мат, крики, негативные речи, просто зачахнет, если не задумается о том, чтобы защитить себя.

Полезные звуки

В первую очередь, это, конечно, звуки природы: журчание ручья, пение птиц, звуки волн и дождя, песни дельфинов. Эти звуки позволяют отключиться от городской суеты и направить свой внутренний взор к собственным истокам – живой природе. Результат: снятие стресса, состояние покоя и релаксации, снижение артериального давления, улучшение самочувствия в целом, улучшение настроения. В Интернете звуки природы представлены в огромном количестве, например, неплохая коллекция здесь.

Классическая музыка пишется на высоких частотах, которые благоприятно воздействуют на сознание и организм человека. Произведения Моцарта активизируют процессы головного мозга, дают энергетическую подзарядку. Слушая Баха и Вивальди, вы обретете состояние гармонии, равновесия, и очень поможете своему сердцу: произведения этих композиторов имеют идеальный музыкальный ритм (60 ударов в минуту), который соответствует нормальному, здоровому биению сердца. Людям с сердечными заболеваниями рекомендуется также слушать Моцарта.

Народная и религиозная музыка, мантры, церковные песнопения, индийская классическая музыка, вальс – именно эти стили музыки гармонизируют работу чакр человека, выравнивают его энергетическое поле.

Написанные Бахом и Генделем произведения в стиле «барокко» улучшают память, помогают в изучении иностранных языков.

Задания классу: Из сообщения обучающегося назовите вредные и полезные звуки.

Обобщение ответов.

Вредные звуки:

  1. Современная музыка: хип-хоп, хард-рок, электронаая и поп-музыка, т.е. низкочастотные звуки упадок сил и депрессия, изменение функционирования  желез, ответственных за гормональный фон, изменяется уровень инсулина в крови, а также снижается или исчезает полностью способность к самоконтролю.
  2. Бранная и нецензурная речь.
  3. Тексты песен с негативным посылом.

Полезные звуки:

  1. Звуки природы: журчание ручья, пение птиц, звуки волн и дождя, песни дельфинов. Результат: снятие стресса, состояние покоя и релаксации, снижение артериального давления, улучшение самочувствия в целом, улучшение настроения.
  2. Классическая музыка (высокие частоты).
  3. Народная и религиозная музыка, мантры, церковные песнопения, индийская классическая музыка, вальс.

4. Шумовая болезнь.

Сообщение обучающегося.

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека против шума практически беззащитен.

 В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

Шумовая болезнь проявляется в виде тугоухости, гипертонии (гипотонии), головных болях и других расстройствах, обусловленных длительным воздействием высоких уровней шума. Установлено, что под влиянием шума наступают изменения в органе зрения человека и вестибулярном аппарате; нарушаются функции желудочно-кишечного тракта; повышается внутричерепное давление; происходят нарушения в обменных процессах организма и др.

5. Звукотерапия.

Рассказ.

Для решения многих психологических проблем и лечения определенных органов, настраивания организм на исцеление, используется звукотерапия – прослушивание игры на определенных музыкальных инструментах:

  • Скрипка способствует самопознанию, развивает сострадание, лечит душевные раны.
  • Флейта снимает озлобленность и раздражительность, помогает излечиться от несчастной любви, очищает бронхи и всю дыхательную систему.
  • Арфа и струнные нормализует кровяное давление и работу сердца, помогает при истерии.
  • Пианино благотворно воздействует на почки и мочевой пузырь, щитовидную железу.
  • Саксофон активизирует сексуальную энергию, благоприятен для половой системы.
  • Звуки балалайки прекрасно исцеляют пищеварительную систему.
  • Аккордеон и баян активизируют работу органов брюшной полости.
  • Орган помогает привести в порядок мысли, гармонизирует потоки энергии в позвоночнике.
  • Кларнет улучшает кровообращение и избавляет от уныния.
  • Труба исцеляет радикулит, а цимбала – печень.
  • Барабан стимулирует кровеносную систему, восстанавливает нормальный ритм сердца.
  • Гитара, контрабас и виолончель лечат почки, благоприятно воздействуют на сердце и тонкую кишку.

IV. Закрепление.

Фронтальная беседа о влиянии звуков на организм человека.

V. Домашнее задание.

§6.3. Подготовить сообщения «Биоритмы. Их влияние на самочувствие человека», «Влияние погоды на самочувствие человека».


Регламентация шумового загрязнения

В Российской Федерации действуют ГОСТы и санитарные нормы (СН), регулирующие предельно допустимый уровень шума для рабочих мест, жилых помещений, общественных зданий и территорий жилой застройки.

Для ночного времени суток ПДУ шума для автомобилей на городских автодорогах составляет 40 дБ, в то время как на многих автомагистралях Москвы и других крупных городов России уровень шума составляет не менее 70 дБ.


_________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

Методическая разработка. "Автоматизация звука "Р" в словах и в предложениях, объединённых темой "В мире птиц".

В занятии дети участвуют в телепередаче" В мире птиц". Телезрители задают вопросы,а дети отвечают,...

Методическая разработка урока Звук, его характеристики

Материал содержит план урока, опорный конспект и сценарий проведения занятия...

Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс

Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс. Включает в себя Пояснительную записку, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическая разработка "Согласные звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи Тип урока Решение учебно...