Мастер - класс «Игровые методы обучения на уроке в специальном коррекционном классе 8-го вида».
методическая разработка по теме
В данном мастер- классе я даю психологическое обоснование роли игры в жизни ребёнка, рассказываю о дидактических играх на уроке. привожу примеры уроков с использдидактических игр и игровых приёмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.rar | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Игровые методы обучения на уроке в специальном коррекционном классе 8-го вида».
Приветствие.
Слайд 1.
Добрый день, дорогие друзья! Я Бородина Н.В., работаю учителем русского языка и литературы в коррекционном классе 8 вида МОУ СОШ п. Янталь. В классе разновозрастные дети: 5,6,7,9 классов.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В условиях коррекционной школы игровые методы обучения имеют повышенную значимость и используются на уроках в различных его частях для введения, объяснения, закрепления, упражнения и контроля. Вашему вниманию я предлагаю мастер-класс по теме: «Игровые методы обучения на уроке в специальном коррекционном классе 8-го вида».
Слайд 2.
Эпиграфом к своему мастер-классу я взяла слова Л. С. Выготского ( я говорю)
Читают сами
«...она [игра] неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы».
Я( ГОВОРЮ)
Обоснование актуальности опыта, его практическая значимость прослеживается в словах Ф.Шиллера
Читают сами
«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».
Слайд 3.
Я говорю
В настоящее время в связи с переходом на ФОГС второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в педагогической деятельности. Активность сама по себе не возникает , она является следствием целенаправленных педагогических воздействий. Для развития познавательной активности, творческого воображения, воспитания сотрудничества и толерантности очень актуальны игровые технологии в любой педагогической области.
Работая в коррекционном классе 8 вида, я часто использую игровые технологии на уроках русского языка и чтения.
Идея педагогического опыта : приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт
Слайд 4.
- ( сначала) Моё педагогическое кредо: «Учение без принуждения».
Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного учебного материала.
-( потом)
По определению, что есть в толковом словаре С.И. Ожегова
игра – это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Слайд 5 Функции игровой технологии
используются для решения следующих задач:
- активизация познавательного интереса;
- развитие коммуникабельности;
- создание условий для творческого самовыражения;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
- конструктивное общение в составе социальной группы;
- создание позитивного психологического климата в коллективе.
Слайд 6
Игры можно классифицировать по-разному:
а) развивающие игры;
б) обучающие игры;
в) игры-эксперименты;
г) игры-забавы;
д) компьютерные диагностические игры.
Слайд 7 Развивающие игры
Это игры, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в ходе игры, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. В них нет явно заданной цели - они являются инструментами для творчества, для самовыражения школьника.
К таким играм надо отнести:
*различного рода графические игры(«рисовалки», «раскраски»), конструкторы, рисунки;
*«театрализация» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания компьютерных презентация игрового характера
*«музыкальные» ( По дороге Петя шёл…).
Слайд 8 Обучающие игры
Это игры дидактического («закрытого») типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач на любом уроке.
* игры, связанные с отработкой у учащихся математических навыков; с закреплением правописания слов и пополнению словарного запаса;
* обучение письму через чтение и чтению через письмо;
* формирование динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием;
* игры экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, с синтезом и анализом понятий.
Слайд 9. Игры-эксперименты
В играх этого типа цель игры и правила игры не заданы явно - скрыты в сюжете игры или способе управления ею. Поэтому учащийся, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом к достижению общего решения игровой задачи.
Игры-забавы
В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития (это видно из названия группы). Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть результат своих действий, воспитывают толерантность.
Слайд 10 и Слайд 11. Использую игровые технологии и в форме ролевых игр, и на определённом этапе урока, и во внеклассной работе: инсценирование, урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН, лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады
Слайд 12.
В своей работе я использую много игровых приёмов, игр.
Урок начинаю с психологического настроя – Минутки вхождения в урок .
Это могут игровые стихи, мини- пьески, речёвки, кричалки и.т.д.
Слайд 13. Уже давно ученые доказали, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
- большой палец связан с головным мозгом;
- указательный палец - с легкими;
- средний палец - с тонким и толстым кишечником;
- безымянный палец - с почками;
- мизинец связан с сердцем.
Таким образом, пальчиковые игры - это изумительная тренировка не только мелкой моторики, внимания, речи, стимуляции речевой и моторной зоны коры головного мозга, но и положительное влияние на весь организм в целом!
Слайд 14 Вот правила пальчиковых игр.
Прочитайте их, а я пока подарю вам небольшие памятки
Слайд 15.Театральные паузы.
Все хорошие стихи для детей, как правило, - небольшие ситуативные пьесы. Их можно играть и рассказывать, используя самые разнообразные средства выразительности речи. Например:
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.Некрасов)
Можно предложить обыграть это четверостишие в каком – либо из жанров: опера, драма, или прочитать с различными интонациями: радостно, грустно, удивлённо и т.д.
Слайд 16. А можно из букв алфавита устроить театрализацию.
(С А Н О К И )
- Из названий каких двух букв можно приготовить пищу? ( «К» и «Ш»)
- В каких произведениях встречается этот предмет? Покажите мимикой своё отношение к этому предмету, а теперь расскажите об этом словами. Начинайте так: Я…
- В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп)
Слайд 17.
Эмоциональная атмосфера на уроках может создаваться за счет материалов занимательного характера: пословиц и поговорок, загадок и шарад, фразеологизмов и различных коротких и остроумных текстов.
Игра «Серпантин одной фразы».
В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Например:
1-й - Я читаю книгу.
2-й – Я читаю интересную книгу.
3-й - – Я читаю интересную книгу по вечерам.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
Новизна.
Данная технология интересна.
Слайд 18. Мирилки
Обучаясь, играя, дети учатся ещё сотрудничеству и толерантности.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно, с большим увлечением. Если урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.
Я стараюсь, как можно чаще дарить детям такую радость. Когда у ребенка глазки горят и результат виден, то и работать хочется.
Слайд 19.Результативность.
В моём классе дети в основном группы риска и состоящие на разного вида учёте.
Они бывают вспыльчивы и непредсказуемы, но на таких уроках работают все и с большим желанием. Открытые уроки, внеклассные занятия оцениваются коллегами всегда очень высоко.
Учащиеся принимают участия в школьных и других конкурсах:
Полоскин С.- Конкурс « Русский медвежонок»( в 7 кл.- 1 м. по школе)
Шаура В.- Конкурс « За страницами учебника» - 3 м.( с компьютерной презентацией.
Шаура В., - Конкурс чтецов – 3 м, « Лучший счетовод» - 1м.
Гарипова Н. - Конкурс чтецов – 3 м, на районном конкурсе рисунков – 1м.(ДЮЦ).
Слайд 20.
Если игра не ради игры, а осмысленный учителем методический прием обучения грамотности, если, играя, дети обогащают себя знаниями, совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, - это не потерянное время, что полностью подтверждается словами В. Сухомлинского, вынесенными в эпиграф моего мастер-класса.
Слайд 21. Релаксация
«Водопад»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните
Представьте, что вы стоите возле необычного водопада. Вместо воды в нём вниз падает мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам. Вы чувствуете, как расслабляются лоб, рот, мышцы шеи.
Слайд 22-25 Диктант «За дружбу»
Слайд 26Литература
Слайд 27 Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Игровой метод обучения на уроках технологии в 5 - 7 классах"
В данной методической разработке показан опыт работы по применению на уроках технологии (технический труд) игровой педтехнологии (организационно-деятельные игры). Учитель технологии работает в общеобр...
Мастер-класс «Активные методы обучения английскому языку»
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. Активные методы обучения,...
Мастер-класс "Активные методы обучения"
Мастер-класс "Активные методы обучения"...
Мастер-класс: "Игровой метод обучения английскому языку как средство реализации здоровьесберегающих технологий»
Цель мастер-класса: представление приемов, создающих условия для реализации здоровьесберегающих технологий на основе индивидуально-групповых форм работы на уроке английского языка....
мастер класс "игровые методы на уроках физики"
Цель мастер-класса – показать на примере уроков физики применение игровых методов, способствующей познавательной деятельности учащихся. Физика - трудный предмет. В этом мн...
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"
Материалы предназначены для учителей истории и обществознания...
Мастер - класс "Игровой метод обучения на уроках истории" 5 класс
Мастер - класс...