Мастер - класс «Игровые методы обучения на уроке в специальном коррекционном классе 8-го вида».
методическая разработка по теме

Бородина Наталья Васильевна

В данном мастер- классе я даю психологическое обоснование роли игры в жизни ребёнка, рассказываю о дидактических играх на уроке. привожу примеры  уроков с использдидактических игр и игровых приёмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.rar1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Игровые методы обучения  на уроке в специальном коррекционном  классе  8-го вида».

Приветствие.

Слайд 1.

           Добрый день, дорогие друзья!  Я Бородина Н.В., работаю учителем  русского языка и литературы в коррекционном классе 8 вида МОУ СОШ п. Янталь.  В классе разновозрастные дети: 5,6,7,9 классов.

        Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В условиях коррекционной школы игровые методы обучения имеют повышенную значимость и используются на уроках в различных его частях для введения, объяснения, закрепления, упражнения и контроля. Вашему вниманию я предлагаю мастер-класс по теме: «Игровые методы обучения  на уроке в специальном коррекционном  классе  8-го вида».

 Слайд 2. 

Эпиграфом к своему мастер-классу я взяла слова Л. С. Выготского ( я говорю)

Читают сами

 «...она [игра] неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы».

Я( ГОВОРЮ)

Обоснование актуальности опыта, его практическая значимость  прослеживается  в словах Ф.Шиллера

    Читают  сами

«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

Слайд 3.

Я говорю

      В настоящее время в связи с переходом на  ФОГС второго поколения  особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.  Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в педагогической деятельности. Активность сама по себе  не возникает , она является следствием целенаправленных  педагогических воздействий. Для развития познавательной активности, творческого воображения, воспитания сотрудничества и толерантности очень актуальны игровые технологии в любой педагогической области.

Работая в коррекционном классе 8 вида,  я  часто использую игровые технологии  на уроках русского языка и чтения.

Идея педагогического опыта : приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт

Слайд 4.

-  ( сначала) Моё педагогическое кредо:  «Учение без принуждения».

Задача – сделать процесс   обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного  учебного материала.

  -( потом)

   По определению, что есть в  толковом  словаре С.И. Ожегова 

игра – это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и  совершенствуется самоуправление поведением.

Слайд 5 Функции игровой технологии

используются  для решения следующих задач:

- активизация познавательного интереса;

- развитие коммуникабельности;

- создание условий для творческого самовыражения;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

- конструктивное общение в составе социальной группы;

- создание позитивного психологического климата в коллективе.

Слайд  6

    Игры можно классифицировать по-разному:

а) развивающие игры;
б) обучающие игры;
в) игры-эксперименты;
г) игры-забавы;
д) компьютерные диагностические игры.

Слайд 7 Развивающие игры

             Это  игры, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в ходе игры, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. В них нет явно заданной цели - они являются инструментами для творчества, для самовыражения школьника.

       К таким играм надо отнести:

*различного рода графические игры(«рисовалки», «раскраски»), конструкторы,  рисунки;

*«театрализация» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания компьютерных презентация игрового характера

*«музыкальные» ( По дороге Петя шёл…).

Слайд 8  Обучающие игры 

       Это игры  дидактического («закрытого») типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач  на любом уроке.

* игры, связанные с отработкой у учащихся математических навыков;  с закреплением правописания слов и пополнению словарного запаса;

* обучение письму через чтение и чтению через письмо;

*  формирование  динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием;

* игры экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, с синтезом и анализом понятий.

Слайд 9. Игры-эксперименты     

          В играх этого типа цель игры и правила игры не заданы явно - скрыты в сюжете игры или способе управления ею. Поэтому учащийся, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом к достижению общего решения игровой задачи.

        Игры-забавы 

      В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития (это видно из названия группы). Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть  результат своих действий, воспитывают толерантность.

  Слайд 10 и Слайд 11. Использую  игровые    технологии и в форме ролевых игр, и на определённом этапе урока, и во внеклассной работе: инсценирование, урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН, лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады        

    Слайд 12.

В своей работе я использую много игровых приёмов, игр.

Урок начинаю с психологического настроя – Минутки вхождения в урок  .

Это могут игровые стихи, мини- пьески, речёвки, кричалки и.т.д.

Слайд 13.  Уже давно ученые доказали, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

 - большой палец связан с головным мозгом;

- указательный палец - с легкими;

- средний палец - с тонким и толстым кишечником;

- безымянный палец - с почками;

- мизинец связан с сердцем.

    Таким образом, пальчиковые игры - это изумительная тренировка не только мелкой моторики, внимания, речи, стимуляции речевой и моторной зоны коры головного мозга, но и положительное влияние на весь организм в целом!

Слайд 14 Вот правила  пальчиковых игр.

Прочитайте их, а я пока подарю вам небольшие памятки

    Слайд 15.Театральные паузы.
             Все хорошие стихи для детей, как правило, - небольшие ситуативные пьесы. Их можно играть и рассказывать, используя самые разнообразные средства выразительности речи.
 Например:
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.Некрасов)


      Можно предложить обыграть это четверостишие в каком – либо из жанров:
опера, драма, или прочитать с различными интонациями: радостно, грустно, удивлённо и т.д.

Слайд 16. А можно из букв алфавита устроить театрализацию.

(С  А  Н  О  К   И )

- Из названий каких двух  букв можно приготовить пищу? ( «К»  и «Ш»)

- В каких произведениях встречается этот предмет? Покажите мимикой своё отношение к этому предмету, а теперь расскажите об этом словами. Начинайте так: Я…

- В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп)
      Слайд 17. 

Эмоциональная атмосфера на уроках может создаваться за счет материалов занимательного характера: пословиц и поговорок, загадок и шарад, фразеологизмов и различных коротких и остроумных текстов.
Игра «Серпантин одной фразы».

    В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

1-й -  Я читаю книгу.

2-й – Я читаю интересную книгу.

3-й - – Я читаю интересную книгу по вечерам.

 4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

Новизна.

       Данная технология интересна.

Слайд 18.   Мирилки

Обучаясь, играя, дети  учатся  ещё сотрудничеству и толерантности.

          Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно, с большим увлечением. Если урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Использовать игровые технологии можно  на любой ступени обучения.

Я стараюсь, как можно чаще дарить детям такую радость. Когда у ребенка глазки горят и результат виден, то и работать хочется.

Слайд 19.Результативность.

          В моём классе дети в основном группы риска и состоящие на разного вида учёте.

 Они бывают вспыльчивы и непредсказуемы, но на таких уроках работают все и с большим желанием. Открытые уроки, внеклассные занятия  оцениваются коллегами всегда очень высоко.

  Учащиеся принимают участия в школьных и других  конкурсах:

Полоскин С.- Конкурс « Русский медвежонок»( в 7 кл.- 1 м. по школе)

Шаура В.- Конкурс « За страницами учебника» - 3 м.( с компьютерной презентацией.

Шаура В., - Конкурс чтецов – 3 м, « Лучший счетовод» - 1м.

Гарипова Н. - Конкурс чтецов – 3 м, на районном конкурсе рисунков – 1м.(ДЮЦ).

    Слайд 20.

     Если игра не ради игры, а осмысленный учителем методический прием обучения грамотности, если, играя, дети обогащают себя знаниями, совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, - это не потерянное время, что полностью подтверждается словами В. Сухомлинского, вынесенными в эпиграф моего мастер-класса.

 

Слайд 21. Релаксация

 «Водопад»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните  и выдохните
Представьте, что вы стоите возле необычного водопада. Вместо воды в нём вниз падает мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам.  Вы чувствуете, как расслабляются лоб, рот, мышцы шеи.

Слайд 22-25 Диктант «За дружбу»

Слайд 26Литература

Слайд 27 Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Игровой метод обучения на уроках технологии в 5 - 7 классах"

В данной методической разработке показан опыт работы по применению на уроках технологии (технический труд) игровой педтехнологии (организационно-деятельные игры). Учитель технологии работает в общеобр...

Мастер-класс «Активные методы обучения английскому языку»

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. Активные методы обучения,...

Мастер-класс "Активные методы обучения"

Мастер-класс "Активные методы обучения"...

Мастер-класс: "Игровой метод обучения английскому языку как средство реализации здоровьесберегающих технологий»

Цель мастер-класса: представление приемов, создающих условия для реализации здоровьесберегающих технологий на основе индивидуально-групповых форм работы на уроке английского языка....

мастер класс "игровые методы на уроках физики"

Цель мастер-класса – показать на примере уроков физики применение игровых методов, способствующей  познавательной деятельности учащихся.   Физика - трудный предмет. В этом мн...

Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Материалы предназначены для учителей истории и обществознания...